Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений

 

М 116599

Класс 21с, 4 о5

74b, воз

74Ь, 8о4

СССР

6п6 г,":

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Д. В. Свечарник

БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДАТЧИК ЛИНЕЙНЪ|Х

ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Заявлено 21 июня 1957 г. за № 579238/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР с присоединением заявок № 579237, 579242, 579400, 579401 и 582872

Для передачи малых линейных перемещений из замкнутых объемов применяют бесконтактные индуктивные датчики с многофазной системой рабочих катушек, расположенных на статоре и соединенных в звезду.

Известные датчики подобного рода имеют плунжер, линейное перемещение которого преобразуется в поворот (изменение фазы) вектора тока или напряжения нулевой последовательности в цепи, соединяющей нулевую точку звезды с нулевой точкой питающей многофазной линии.

Предлагаемый датчик более совершенен, так как он обеспечивает повышение точности измерения малых перемещений.

Это достигается тем, что статор датчика снабжен магнитопроводом с продольно расположенными гребенчатыми полюсами, несущими рабочие катушки, а плунжер выполнен с кольцевыми ребрами, соответствующими по толщине зубьям гребенчатых полюсов.

На фиг. 1 — 10 изображены схемы предлагаемого датчика в различных вариантах исполнения.

Датчик состоит из плунжера (фиг. 1 и 2), разделительной трубки

2 и внешней магнитной системы в виде нескольких катушек 8, индуктивность которых модулируется по синусоидальному закону в зависимости от измеряемого линейного перемещения при изменении положения плунжера относительно этих катушек.

Для передачи с высокой точностью малых перемещений путем создания наибольшей в данных габаритах модуляции индуктивностей внутренняя поверхность статора 4 датчика и внешняя поверхность плунжера 1 сделаны гребенчатыми.

При такой конструкции каждый из полюсов магнитной системы датчика представляет собой гребенчатый пакет стали с намотанной вокруг № 116599 него катушкой 8. Отдельные пакеты сдвинуты один относительно другого вдоль плунжера на одну треть перемещения, применяемого за полный период.

Перемещение плунжера преобразуется в поворот (изменение фазы) вектора напряжения или тока нулевой последовательности; для этого датчик выполняется многофазным, например трехфазным, с внешним трехстержневым магнитопроводом Б.

Предлагаемый датчик может быть снабжен однофазной обмоткой возбуждения б (фиг. 3 и 4), расположенной на дополнительном двухполюсном магнитопроводе, установленном в статоре.

При этом плунжер 1 выполняется с полукольцевыми ребрами, образующими две системы магнитных мостиков 7 и В (фиг. 5), направляющих магнитный поток от полюсов 9 и 10 магнитопровода обмотки возбуждения к полюсам магнитопровода рабочих катушек.

Обмотка возбуждения б может быть также выполнена кольцевой и расположена на торце статора вокруг конца плунжера 1 (фиг. 6) для аксиального ввода магнитного потока возбуждения в плунжер, снабженный кольцевыми ребрами.

Датчик можно выполнить с обмоткой возбуждения б, расположенной в кольцевых пазах плунжера 1 (фиг. 7) и включенной при помощи гибких проводников в однофазную сеть. Такой датчик может быть использован для работы в трансформаторном режиме путем включения рабочих (статорных) катушек в многофазную цепь в качестве первичных, а плунжерной обмотки — в измерительную цепь в качестве вторичной.

Описанные датчики (фиг. 1 — 7) могут быть использованы также для работы в режиме электродвигателя — в качестве привода для осуществления поступательного, поступательно-возвр атного, синхронного и программно-следящего движения плунжера и, в частности, в качестве сельсина-приемника.

Подобные машины могут работать с возбуждением или при отсутствии возбуждения со стороны плунжера или же в результате действия реактивной составляющей синхронизирующего момента. Можно также выполнить подобную машину без обмотки возбуждения с установкой на плунжере постоянных цилиндрических явнополюсных магнитов.

Для уменьшения воздушного зазора между плунжером 1 и статором

4 разделительная трубка 2 из немагнитного материала может быть вынесена из этого зазора в промежутки между полюсами 11 статора так, чтобы она герметически отделяла от статора рабочую полость, в которой помещен плунжер (фиг. 8 и 9). Статорные катушки 3 в этом случае располагаются снаружи разделительной трубки.

Разделительную трубку 2 можно расположить также в конце полого статора 4 (фиг. 10), выполненного с наружными гребенчатыми полюсами. Рабочие катушки 8 при этом располагаются в центральной полости статора, а плунжер 1 выполняется в виде стакана, окружающего статор и снабженного внутри кольцевыми ребрами.

Предмет изобретения

1. Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений, в частности типа индуктивного датчика, с многофазной системой рабочих катушек, расположенных на статоре и соединенных в звезду, и с плунжером, линейное перемещение которого преобразуется в поворот (изменение фазы) вектора тока или напряжения нулевой последовательности в цепи, соединяющей нулевую точку звезды с нулевой точкой питающей многофазной линии, отл ич а ю щи и с я тем, что, с целью повышения № 116599 точности измерения малых перемещений, статор снабжен магнитопроводом с продольно расположенными гребенчатыми полюсами, несущими рабочис катушки, а плунжер выполнен с кольцевыми ребрами, по толщине соответствующими зубьям гребенчатых полюсов.

2. Датчик по п. 1, отл ич а ющи и ся тем, что статор снабжен однофазной обмоткой возбуждения, помещенной на установленном в ставоре дополнительном двухполюсном магнитопроводе, а плунжер выполнен с полукольцевыми ребрами, образующими две системы магнитных мостиков, направляющих магнитный поток от полюсов магнитопровода обмотки возбуждения к полюсам магнитопроводов рабочих катушек.

3. Видоизменение датчика по п. 2, отл ич а юще е ся тем, что кольцевая обмотка возбуждения расположена на торце статора вокру конца плунжера для аксиального ввода магнитного потока возбуждения в плунжер, снабженный кольцевыми ребрами.

4. Видоизменение датчика по п. 2, о тл и ч а ю ще е с я тем, что обмотка возбуждения расположена в кольцевых пазах плунжера.

5. Использование датчика по п. 4 в трансформаторном режиме путем включения рабочих (статорных) катушек в многофазную цепь в качестве первичных, а плунжерной обмотки — в измерительную цепь в качестве вторичной.

6. Применение датчика по пп. 1 — 4 в качестве синхронного электродвигателя, в частности в качестве сельсина-приемника.

7. В электродвигателе по п. 6 выполнение плунжера из набора постоянных магнитов.

8. Датчик по пп. 1 — 4 или электродвигатель по пп. 5 — 6, снабженный немагнитной разделительной трубкой, герметически отделяющей от статора рабочую полость, в которой помещен плунжер, о т л и ч а ющи и с я тем, что, с целью уменьшения рабочего зазора между полюсами статора и плунжером, разделительная трубка вынесена из рабочего зазора в промежутки между полюсами татора.

9. Видоизменение датчика по и. 8, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что разделительная трубка асположена на конце полого статора, выполненного с наружными гребенчатыми полюсами, гричем рабочие катушки расположечы в центральной полости статора, а плунжер выполнен в виде стакана, окружаюшего статор и снабженного внутри кольцевыми ребр ами.

Приоритет по пп. 1 — 3 предмета изобретения от 21 июня 1957 г., по пп. 4 — 7 — от 24 июня 1957 г., по пп. 8 — 9 — от 2 сентября 1957 г.

Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений Бесконтактный электрический датчик линейных перемещений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического контроля и преобразования перемещений, а именно к датчикам линейных перемещений

 // 153674

Изобретение относится к электротехнике и ракетной технике и предназначено для приведения в действие электровоспламенителей бортовых источников питания и аппаратуры управляемого снаряда
Наверх