Электробур для бурения скважин

 

М 118085

Класс 5а, 14 о

СССР

Щ.,ЩбЯ ! 1О е"тентвиrsxsasrrrgg f0

БИБЛИОТЕКЛ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

П. П. Мазнин, Ф, Н. Фоменко, И. Д. Бобко, С. Я. Каган и Б. 3, Добрушин

ЭЛЕКТРОБУР ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН

Заявлено 16 ноября 1956 г. за № 560950/22 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Изобретение относится к электробурам для бурения скважин с помощью долот, которые устанавливают в процессе бурения в непосредственной близости от долота.

Известные конструкции электробуров отличаются значительной сложностью и длиной, что затрудняет бурение наклонных скважин.

Предлагаемый электробур в значительной мере свободен от этих недостатков, что достигается выполнением ротора электробура из вала с цельнокованными секциями роторов, насаженных на вал, причем нижняя секция снабжена резьбой для соединения с долотом и укреплена и двух радиальных подшипниках. Кроме того, для передачи осевых усилий нижняя секция ротора снабжена промежуточными подшипниками, а клетка ротора выполнена в виде полузакрытого паза с навальцовкой металла ротора на медный стержень, заложенный в паз.

На фиг. 1 показан предлагаемый бесшпиндельный электробур в разрезе; на фиг- 2 — то же, в другом варианте исполнения; на фиг. 3 — то же, в третьем варианте исполнения.

Предлагаемый электробур включает в себя следующие основные узлы и детали: корпус 1, секции статора 2, немагнитные пакеты 8, обмотки 4 статора, полый вал 5, цельноксвгнные пакеты б ротора, нижний пакет 7 ротора, радиально-упорная пята 8, промежуточный радиальный подшипник 9, лубрикаторное устройство 10, лубрикатор 11 жидкого масла, лубрикатор 12 густого масла, резиновая диафрагма 18, кожух 14, пружины 15 и 1б, обратный клапан 17, подвижный реохорд 18, контактный ползун 19, кабельный ввод 20 реохорда, сальники 21 и 22, лубрикатор 28, обратные клапаны 24 и 25, верхний соединительный корпус 2б, кабельный ввод 27 электробура, переводник 28 под элеватор и переводник 29 под долото.

Бесшпиндельный электробур представляет собой забойную буровую машину, предназначенную для бурения скважин.

Статор двигателя аналогичен конструкции существующих двигателей и состоит из корпуса 1, соответствующего количества (в зависимо¹ 118085 сти от мощности двигателя) секций 2 активного железа и такого же количества немагнитных пакетов 8, расположенных между секциями. Обмотка 4 двигателя выполняется изолированной прямоугольной или круглой медью Нижняя лобовая часть обмотки скрыта, верхняя лобовая часть — вынесена за пределы торца корпуса на величину, необходимую для удобства пайки и .изоляции мест соединения. Ротор электродвигателя состоит из полого вала 5 с насаженными на него соответ,"твующим количеством цельнокованных пакетов б. Нижний пакет 7 ротора выполнен в виде удлиненной наставки, а так как он смонтирован в мощной радиально-упорной пяте 8, то одновременно служит и валом шпинделя, передающим осевые нагрузки долоту. Верхний конец наставки при помощи неподвижного соединения (шлицевого, резьбового или др.) жестко связан с валом ротора двигателя и опирается на промежуточный радиальный подшипник 9. В промежутках между пакетами ротора также расположены радиальные шариковые подшипники 9, которые опираются на немаг-:èòíûå пакеты статора.

Клетка ротора может иметь полузакрытые пазы с завальцсванными в них медными стержнями, а также может быть покрыта по наружному диаметру пакета слоем меди толщиной 0,8 — 1,2 мм. Покрытие может быть осуществлено путем шоопирования или гальванопластики.

Внутренняя полость двигателя заполнена изоляционным маслом, которое находится под давлением, превышающим гидростатическое давление окружающей среды. Защита двигателя от воздействия окружающей среды осуществляется с помощью лубрикаторного устройства 10, при помощи которого создается в двигателе избыточное давление, что компенсирует расход масла во время работы двигателя, а также температурное изменение объема масла.

Лубрикаторное устройство состоит из двух независимо работающих лубрикаторов, расположенных в одном цилиндре. В верхней части цилиндра расположен лубрикатор 11 жидкого масла, полость которого соединена с полостью двигателя, а в нижней части расположен лубрикатор 12 густого масла, связанный с полостью верхнего сальника. Отделение лубрикатора от внешней среды осуществляется с помощью резиновой диафрагмы 18, герметически соединенной с корпусом лубрикаторного устрой"тва.

Внутренняя полость диафрагмы соединена с запоршневым пространством лубрикаторов (со стороны пружин) и заполнена маслом. С внешней стороны диафрагма контактирует с промывочной жидкостью, От механических повреждений диафрагма защищена кожухом 14.

Необходимое избыточное давление в двигателе обеспечивается усилием пружин 15 и 1б, действующих на поршни лубрикаторов. При тепловом расширении избыток масла из двигателя сбрасывается в раствор через обратный клапан 17. Расход масла из двигателя контролируется при помощи измерительного устройства, состоящего из неподвижного реохорда 18 и контактного ползуна 19, который при .изменении положения поршня перемещается по реохорду. По величине сопротивления реохорды определяют количество масла, находящегося в электродвигателе. Для удобства измерения, выводные концы реохорд соединены с кабелем ввода 20 реохорда.

Уплотнение верхнего и нижнего концов вала двигателя осуществляется сальниками 21 и 22, каждый из которых состоит из двух пар торцового уплотнения. Полость между торцовыми парами сальника соединена с лубрикаторами. Полость верхнего сальника соединена с лубрикатором 12, а полость нижнего сальника соединена с лубрикаторс.".

28 нижнего сальника, расположенного в нижней части наставки ротора.

Л 118085

Заполнение электродвигателя маслом осуществляется через обратные клапаны 24 и 2а, расположенные в корпусе статора и в верхнем соединительном корпусе 26.

Для подвода электроэнергии к двигателю электробур снабжен кабельным вводом 27.

В верхней части электробур имеет переводник 28 под элеватор, заканчивающийся ниппелем замка, к которому присоединяются бурильные трубы, а в нижней — переводником 29 для присоединения долота.

Второй вариант конструкции безшпиндельного электробура (см. фиг. 2) отличается от первого тем, что упорная пята расположена в его верхней части. В этом случае осевые усилия передаются с верхнего соединительного корпуса, через упорную пяту, все цельнокованные секции ротора и далее на долото.

Третий вариант отличается от второго расположением обоих сальников двигателя с нижней стороны, для чего применена специальная центральная труба 80. Такое исполнение дает возможность производить осмотр и ремонт сальника без разборки верхней части машины.

Предмет изобретения

1. Электробур для бурения скважин, отлич а ющи и ся тем, что, с целью укорочения электробура и использования его для наклонного направленного бурения скважин, ротор электробура выполнен из вала с цельнокованными секциями роторов, насаженных на вал, причем нижняя секция снабжена резьбой для соединения с долотом.

2. Форма выполнения ротора по п. 1, отли ч ающ а яся тем, что нижняя секция ротора, с целью восприятия внешних изгибающих усилий, укреплена в двух радиальных подшипниках, а для передачи осевых усилий снабжена промежуточными подшипниками, беговые кольца которых воспринимают и передают осевое усилие через секции роторов на упорную пяту, состоящую из ню кольких радиально-упорных или упорных подшипников.

3. Форма выполнения ротора по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения пульсационных потерь, клетка ротора выполнена в виде полузакрытого паза с навальцовкой металла ротора на медный стержень, заложенный в паз.

4. Форма выполнения электробура по п. 1, отл ича ющая ся применением в нижней его части упорной пяты.

5. Видоизменение формы клетки ротора по п. 3, отличающе ес я тем, что, с целью упрощения и удешевления клетки, она выполнена путем нанесения методом шоопирования или гальванопластикой слоя меди на поверхность цилиндра вала без образования пазов.

М 118085

Фиг 3

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. М. Струве Гр, 10

Типография Комитета по делам изобретений и открь.тнй при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,51 и. л. Зак. 1494

Подп. к печ. I6.III-59 г.

Тираж 825 Цена 75 коп.

Электробур для бурения скважин Электробур для бурения скважин Электробур для бурения скважин Электробур для бурения скважин Электробур для бурения скважин Электробур для бурения скважин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно к устройствам для бурения и расширения скважин электробуром на кабель-канате

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для бурения вертикальных скважин в рыхлых, слабосвязных и пористых горных породах

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано для очистки фильтровой зоны продуктивного пласта и обсадных труб скважины

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к колонковым буровым снарядам на грузонесущем кабеле, и может быть использовано для бурения и очистки нефтяных и газовых скважин, склонных к пескопроявлению

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к колонковым буровым снарядам на грузонесущем кабеле

Изобретение относится к технике и технологии строительства скважин с применением забойного двигателя, в частности электробура, и решает проблему повышения эффективности электробурения

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для бурения взрывных скважин на карьерах и шахтах, а также для проходки технологических скважин, в том числе при бурении сложноструктурных пород
Наверх