Способ получения дизельной фракции для депарафинизации

 

1. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ ДЛЯ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ путум атмосферной ректификации дизельного топлива с вьщелением легкого дистиллата и тяжелого остатка и отпаркой низкокипящих примесей от легкого дистиллата в отпарной колонне, отличающийся тем, что, с целью увеличения отбора целевой фракции и исключения ее обводненности , в атмосферной колонне ректификацией выделяют средний дистиллат, далее легкий и средний дистиллаты подают на отпарку соответственно в верхнюю и среднюю часть отпарной колонны, остаток из атмосферной колонны направляют в вакуумную колонну, работающую при остаточном давлении 40-400 мм рт.ст., из которой отводят тяжелый дистиллат, нагревают его до температуры на 10-80 С выше температуры куба отпарной колонны и подают в верхнюю часть куба отпарной (Л колонны с выводом целевой фракции из нижней части куба отпарной колонны.

А союз советсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПжЛИК

0% (11) (Я) С 10 Ci 7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ @ (Т ..ж госудм ственный HOMHTET cccp

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3551154/23-04 (22) 11.02.83 (46) 30.07.84. Бюл. Ф 28 (72) Г.В.Тараканов, B.À.Ìîðoçoâ, А.К.Мановян, С.Н.Хаджиев и Д.А.Хачатурова (53) 665.662(088,8) (56) 1. Исследование нефтей и нефтепродуктов. Процессы первичной их переработки, Сб.трудов ГрозНИИ. M., ЦНИИТЭНефтехим, 1978, ХХХ11, с. 39.:

2. Там же, с. 44 (прототип). (54) (57) l. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИИ ДЛЯ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ путум атмосферной ректификации дизельноro топлива с выделением легкого дистиллата и тяжелого остатка и отпаркой низкокипящих примесей от легкого дистиллата в отпарной колонне, отличающийся тем, что, с целью увеличения отбора целевой фракции и исключения ее обводненности, в атмосферной колонне ректификацией выделяют средний дистиллат, далее легкий и средний дистиллаты подают на отпарку соответственно в верхнюю и среднюю часть отпарной колонны, остаток из атмосферной колонны направляют в вакуумную колонну, работающую при остаточном давлении

40-400 мм рт.ст,, из которой отводят тяжелый дистиллат, нагревают его до температуры на 10-80 С выше темпеа ратуры куба отпарной колонны и подают в верхнюю часть куба отпарной колонны с выводом целевой фракции из нижней части куба отпарной колонны.

110549б

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что подвод тепла в куб вакуумной колонны осуществляют путем подачи в него остатка из атмосферной колонны, взятого в количестве

Ф

Изобретение относится к способам ректификационного получения дизельной фракции для выделения из нее Н— парафинов и может найти применение в нефтеперерабатывающей и нефтехими- 5 ческой отраслях промьппленности.

Известен способ получения дизельной фракции для депарафинизации, по которому дизельную фракцию выводят боковым погоном через отнарную колонну из атмосферной колонны установки AT или ABT. В ниэ отпарной колонны для отпарки ниэкокипящих примесей подают водяной пар (1) .

Недостатком этого способа являет- 15 ся то, что получение дизельной фракции для депарафинизации непосредственно иэ атмосферной колонны установки AT и АВТ приводит к уменьшению ее отбора, а также отбора суммы свет- >О лых нефтепродуктов от потенциального содержания в нефти. Кроме того, водяной пар, подаваемый в ниэ основной колонны и отпарной колонны, приводит к обводнению дизельной фракции (содержание воды в ней 0,01-0,015 мас.7)

По технологическим условиям депарафинизации с предшествующей гидроочисткой вода является нежелательной примесью, резко снижающей технико-эконо- ЗО мические показатели всего комплекса установок. Поэтому воду из дизельной фракции удаляют электроочисткой или отстоем в резервуаре, что увеличива" ет капитальные и эксплуатационные затраты. Кроме того, водяной пар является дорогостоящим агентом.

Наиболее близким к изобретению является способ получения дизельной фракции для депарафиниэации путем щ ректификации товарного дизельного топлива на специальной одноколонной ат-: мосферной ректификационной установке с выделением легкого, тяжелого дистиллатов и тяжелого остатка. Легкий

5-20 мас. Х от его общего количества и предварительно нагретого до темд пературы на ЗС вЂ” 80 С выше температуры кубка атмосферной колонны. дистиллат выводят через отпарную колонну, в низ которой, а также низ основной колонны, для отпарки низкокипящих примесей подают водяной пар.

На выходе из установки легкий и тяжелый дистиллаты дизельной фракции смешивают f2) .

Недостаток этого способа — невозможность создания высоких флегмовых чисел в нижней части колонны, что приводит к безвозвратным потерям целевой дизельной фракции с остатком колонны. Кроме того, водяной пар, подаваемый в низ основной и отпарной колонны, приводит к обводненню дизельной фракции для депарафинизации, что резко снижает технико-экономические показатели всего комплекса установок по производству H -парафинов.

Цель изобретения - увеличение отбора дизельной фракции для депарафинизации и устранение ее обводненности.

Поставленная цель достигается способом получения дизельной фракции для депарафинизации путем ректификации дизельного топлива в атмосферной колонне с вьщелением легкого и среднего дистиллатов, подачи их на отпарку соответственно в верхнюю и среднюю часть отпарной колонны, подачи ! остатка из атмосферной колонны в вакуумную колонну, работающую при остаточном давлении 40-400 мм рт.ст., вывода тяжелого дистиллата из вакуумной колонны, нагрева его до температуры на 10-80 С выше температуры.

О куба отпарной колонны и подачи в верхнюю часть отпарной колонны с выводом целевой фракции из нижней части куба отпарной колонны.

Предпочтительно подвод тепла в куб вакуумной колонны осуществляется путем подачи в него остатка из атмосферной колонны, взятого в количестве з 1105

5-20 вес.Е от его общего количества и предварительного нагретого до температуры на 30-80 С выше температуры куба атмосферной колонны.

На чертеже представлена схема, поясняющая данный способ.

Способ осуществляется следующим образом.

Дизельное топливо 1 нагревают в трубчатой печи 2 и подают в атмос- 10 ферную колонну 3, с верха которой выводят "головку" дизельного топлива 4. Боковыми погонами из атмосферной колонны 3 выводят легкий 5 и средний 6 компоненты дизельной фракции, которые направляют соответственно в верхнюю и среднюю часть отпарной колонны 7. Остаток атмосферной колонны 8 направляют без нагрева в питательную секцию вакуумной колон- 2б ны 9, а часть его (5-207) после нагрева в трубчатой печи 10 на 30-80 Со в кубовую часть вакуумной колонны 9.

Инертные газы и воздух по линии 11 из вакуумной колонны 9 отсасываются 25 эжектором 12 при помощи водяного пара 13, в результате чего на верху вакуумной колонны 9 поддерживается остаточное давление 40-400 мм- рт.ст.

Часть тяжелого компонента дизельной фракции, отводимой по линии 14, охлаждают в холодильнике 15 и подают на верх вакуумной колонны 9 для орошения. Балансовое количество тяжелого компонента дизельной фракции, отво35 димой по линии 14, нагревают в трубчатой печи 16 до температуры на 1080 С выше температуры куба отпарной колонны 7 и подают в ее кубовую часть. С низа куба этой колонны по линии 17 выводят дизельную фракцию для депарафинизации, а с верха — пары низкокипящих примесей дизельной фракции 18, которые возвращают в атмосферную колонну 3. С низа ваку- 4 умной колонны 9 выводят остаток перегонки дизельного топлива 19. !

Остаточное давление на верху в вакуумной колонне 9 поддерживается на уровне 40- 400 мм рт.ст. Нри дав- Ы ленни ниже 40 мм рт.ст. резко возрастают эксплуатационные затраты на создание вакуума, а при давлении выше

400 мм рт.ст. не обеспечивается требуемая доля отгона остатка атмосфер- Ы ной колонны 8 в питательной секции вакуумной колонны 9, куда он поступает без предварительного нагрева и

496 испаряется .за счет перепада давлений в атмосферной и вакуумной колоннах.

Количество остатка атмосферной колонны 8, направляемого в качестве горячей струи в кубовую часть вакуумной колонны 9, составляет 5-207. от его общего количества, а его температура на 30-80 С выше температуры

0 низа атмосферной колонны 3. Нижний предел количества и температуры объясняется необходимостью создания в кубе вакуумной колонны 9 достаточного отпаривающего эффекта, а верхний предел — возрастанием эксплуатационных затрат на нагрев остатка атмосферной колонны 8.

I

Температура тяжелого компонента дизельной фракции после нагрева должна быть на 10-80 С выше темпера- " о туры кубовой части отпарной колонны

7. Нижний предел этой температуры объясняется необходимостью создания достагочного отпаривающего эффекта в кубе колонны 7, а верхний предел— резким увеличением эксплуатационных затрат на нагрев тяжелого компонента дизельной фракции.

Пример 1. На ректификационной установке получения дизельной фракции для депарафинизации мощностью

160 т/ч дизельное топливо нагревают о до 300 С и подают в атмосферную колонну, где из него извлекают "головку", легкий и средний компоненты дизельной фракции. Остаток атмосферной колонны (56,7 т/ч) подают в питательную секцию вакуумной колонны без предварительного нагрева, остальное количество остатка (6,3 т/ч или 10Х от его общего количества) нагревают до 340 С (т.е, на 48 С выше температуры низа атмосферной колонны) и подают в кубовую часть вакуумной колонны. С верха вакуумной колонны, работающей под остаточным давлением

150 мм рт.ст °, выводят тяжелый компонент дизельной фракции, который в балансовом количестве (30 т/ч) наг-. ревают до 280 С (на 28 С выше темо о пературы куба отпарной колонны) и подают в куб этой колонны, в верхнюю и среднюю часть которого подают соответственно легкий и средний компоненты дизельной фракции. С низа отпарной колонны выводят дизельную фракцию для депарафинизации, не со держащую воды.

1105496

По известному способу

По примеру

2 3 4

870

870 870 870

40 400 100

870 атмосферной вакуумной

150

Температура, ОС:

300 300 300

196 198 195

285, 296 289

300

300

200

195

292

272

218 220 219

221

216

252 269 262

268

80 80

80

195 205 195

264

315 376 320

340

П р,и и е р 2. Осуществляетсяаналогично примеру 1, но остаточное давление в вакуумной колонне 40 мм рт.ст., количество и температура остатка атмосферной колонны, подаваемого в куб вакуумной волонны,3, 15 т/ч и 315 С соответственно, т.е. 5Х от

О его общего количества и на 30 С выше температуры низа атмосферной колонны, а температура подачи тяжело" го компонента дизельной фракции в куб отпарной колонны 265 С (на 10 С выше температуры куба отпарной колон ны).

Пример 3. Осуществляется аналогично примеру 1, но остаточное давление в вакуумной колонне 400 мм

Основные показатели установок получения дизельной фракции

Давление (абсолютное) в колонне, мм рт.ст, входа дизельного топлива в атмосферную колонну верха атмосферной колонны низа атмосферной колонны на тарелке вывода легкого компонента дизельной фракции на тарелке вывода сре4него компонента дизельной фракции верха вакуумной колонны иа тарелке вывода тяжелого компонента дизельной фрак" ции горячей струи в вакуумную колонну рт.ст., количество и температура остатка атмосферной колонны, подаваемого в куб вакуумной колонны, 12,6 т/ч и 376 С, т.е. 20Х от его общего количества и на 80 С выше температуры низа атмосферной колонны, а тампература подачи тяжелого компонента дизельной фракции в куб отпарной колонны 334 о С (на 80 С о выше температуры куба опорной колонны).

В таблице приведены основные пока затели работы установок получения дизельной фракции для депарафиниза" ции по известному и предлагаемому (примеры 1-3) способам.

1105496

Г I

2 3

250

195

252

280

160,0

160â0 160 ° 0 160âÎ 160ý0

7,0

120,0

60,0

30,0

25,0 35,0

32,0

30,0

40,6

38,0

63,0

56,7

6,3

3;15 1216

150,0 170,0 140,0 155,0

38,0.33, 0

32,0

2,5 в куб отпарной колонны

0,8

2,5 сновные показатели установок олучения дизельной фракции низа вакуумной колонны низа отпарной колонны тяжелого комнонента дизельной фракции в куб отпарной колонны

Количество, т /ч: дизельного топлива

"головки" дизельного топлива дизельной фракции, в т.ч.: легкого компонента среднего компонента тяжелого компонента остатка атмосферной колонны, в т.ч.:

s питательную секцию вакуумной колонны в кубовую часть вакуумной колонны тяжелого компонента дизельной.фракции на ворошение ва» куумной колонны остатка перегонки дизельного топлива горячей струи в вакуумную колонну водяного пара: в куб атмосферной колонны в эжектор вакуумной колонны

По известному способу

115,0

75,0

120,0

60,0

Продолжение таблицы

По примеру

248 256 250

255 254 252

265 334 275

2,0 2,0 7,0

120 0 120,0

60,0 60,0

35 0 25,0 28,0

63 0 63,0

59,85 50 4 61,0

33,0 33,0 33,0

3,0 2,0 2,7

1105496

Продолжение таблицы

Основные показатели установок По известполучения дизельной фракции ному способу

По примеру

0,012

Отсутствие

Отсутствие

Диаметр колонны, м: атмосферной

4,0

3,6

3,4 3,6

3,2 2,6 вакуумной

2,8 атмосферной

30

30

25 вакуумной

25

203

2,02

201

204

320 начало кипения

50 об.7 выкипает при

248

246

247

319

318

318 конец кипения

12,0 12,0

12,0

12,0 для нагрева остатка атмосферной колонны

0,15 1,2

0 5 для нагрева тяжелого компонента дизельной фракции

3,15 3,2

15,3 16,4

2,7

15,2

12,0 суммарно

Содержание воды в дизельной фракции, мас. Х

Количество тералок,в колонне, IB7 ° ° рв

Фракционный состав дизельной фракции по ГОСТ 2177-82 С:

Тепловая мощность печи, млн.ккал/ч: для нагрева дизельного топлива

Из данных таблицы следует, что данный способ получения дизельной фракции для депарафинизации позволяет увеличить отбор дизельной фракции на 5 т/ч или на 3,2 абс.Х, устранить обводненность дизельной фракции, сократить расход водяного пара на

0,3-1, 3 т/ч.

Пример 4. На ректификационной установке получения дизельной фракции для депарафинизации мощнос® тью 160 т/ч дизельное топливо нагревают до 300 С и подают в атмосферную колонну, где из него извлекают

"головку", легкий и средний компоненты дизельной фракции. Остаток атмосЫ ферной колонны полностью подают в питательную секцию вакуумной колонны.

С верха вакуумной колонны, работающей под остаточным давлением

1105496

Составитель Е. Горлов

Редактор О.Колесникова Техред М.Тепер Корректор А.Ференц

Заказ 5542/19 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

100 мм рт.ст., выводят тяжелый компо" нент дизельной фракции, который в балансовом количестве (28 т/ч) нагревают до 275 О С (на 23 о С выше температуры куба отпарной колонны) и подают в куб этой колонны, в верхнюю и среднюю часть которого подают соответственно легкий и средний компоненты дизельной фракции. С низа отпарной колонны выводят дизельную фракцию для депарафинизации, не содержащую воды. Для подвода тепла в вакуумную колонну остаток этой колонHbi нагревают до 320 С и возвращают в качестве горячей струи обратно.в куб вакуумной колонны.

В таблице приведены основные пока- ° затели работы установки получения дизельной фракции для депарафиниэации по данному примеру.

Способ получения дизельной фракции для депарафинизации Способ получения дизельной фракции для депарафинизации Способ получения дизельной фракции для депарафинизации Способ получения дизельной фракции для депарафинизации Способ получения дизельной фракции для депарафинизации Способ получения дизельной фракции для депарафинизации Способ получения дизельной фракции для депарафинизации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к переработке нефти и решает задачи уменьшения энергозатрат и сокращения материалоемкости основного технологического оборудования установок первичной перегонки нефти

Изобретение относится к переработке нефти и решает задачи уменьшения энергозатрат и сокращения материалоемкости основного технологического оборудования установок первичной перегонки нефти

Изобретение относится к химической и нефтеперерабатывающей технологии, в частности к перегонке жидких смесей под вакуумом

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, конкретно к способам получения компонентов бензинов

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано на заводах, имеющих в своем составе установки по производству парафинов и церезинов методом кристаллизации из раствора кетоновых растворителей
Наверх