Топливная система летательного аппарата

 

1. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая очередные топливные баки, расходные баки с установленными в них пусковыми центробежными насосами, соединенные трубопроводом кольцевания магистрали питания двигателей, к которым через обратные клапаны подключены герметичные емкости с установленными в них гибкими топливозаборниками подкачивающих двигательных насосов, электроуправляемые краны, дроссели и установленные в расходных баках струйные сигнализаторы уровня топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и живучести системы, в каждом из расходных баков установлено по три струйных насоса, сопло первого из которых соединено через обратный клапан и струйный сигнализатор уровня с пусковым центробежным насосом этого же бака, а заборник - через обратный калапан с трубопроводом перекачки из баков первой очереди, сопло второго струйного насоса также соединено с центробежным пусковым насосом, а заборник через дроссель соединен с верхней точкой герметичной емкости и заборником второго струйного насоса другого расходного бака, сопло третьего струйного насоса через обратный клапан соединено с пусковым центробежным насосом бака, а заборник - с трубопроводом перекачки из баков второй очереди, причем трубопроводы перекачки из баков первой очереди перед обратными клапанами объединены, трубопровод кольцевания подсоединен к магистралям питания двигателей между обратными клапанами и герметичными емкостями через электроуправляемые краны, а к центральным пусковым насосам - через обратные клапаны.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения равномерной выработки топлива из расходных баков, в каждом из расходных баков установлены трубы перелива, заборные части которых расположены в геометрическом центре одинаковых по объему и форме расходных баков при виде их в плане, а на трубопроводе кольцевания и трубопроводе, соединяющем заборники вторых струйных насосов, установлены блоки подпружиненных обратных клапанов. Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к топливным системам летательных аппаратов, преимущественно боевых самолетов и вертолетов. Известна топливная система летательного аппарата, содержащая топливные очередные баки, расходные баки с установленными в них пусковыми насосами, соединенные трубопроводом кольцевания магистрали питания, к которым через обратные клапаны подключены герметичные емкости с датчиками уровня топлива, электрически связанными с пусковыми насосами и электроуправляемыми кранами, подкачивающие двигательные насосы, электроуправляемые краны и трубопроводы, причем емкости снабжены гибкими топливозаборниками и трубопроводами слива с обратными клапанами, подключенными к верхним точкам указанных емкостей. Основной недостаток этой системы заключается в том, что система при повреждении магистралей питания переводится самостоятельно с режима работы "под разрежением" и работе "под давлением". Это приводит к течи топлива через повреждения и, как следствие, к снижению живучести всего летательного аппарата. Другой недостаток заключается в низкой надежности системы, обусловленной ее сложностью и многодетальностью. Кроме того, использование насосов только в качестве пусковых или для стравливания воздуха из емкостей ведет к дополнительному увеличению веса. Известна также система подачи топлива к двигателям, являющаяся наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату и содержащая очередные топливные баки, расходные баки с установленными в них пусковыми центробежными насосами, соединенные трубопроводом кольцевания магистрали питания двигателей, к которым через обратные клапаны подключены герметичные емкости с установленными в них гибкими топливозаборниками подкачивающих двигательных насосов, электроуправляемые краны, дроссели и установленные в расходных баках струйные сигнализаторы уровня. Основным недостатком указанной системы является то, что она не обеспечивает перекачку топлива из очередных баков в расходные и отсос воздуха из верхних точек герметичных емкостей при отказе пускового насоса в расходном баке, что снижает надежность и живучесть системы. Недостатком системы является также неравномерность выработки топлива из расходных баков. Целью изобретения является повышение надежности и живучести топливной системы, а также обеспечение равномерности выработки топлива из расходных баков. Указанная цель достигается тем, что в топливной системе летательного аппарата, содержащей очередные топливные баки, расходные баки с установленными в них пусковыми центробежными насосами, соединенные трубопроводом кольцевания магистрали питания двигателей, к которым через обратные клапаны подключены герметичные емкости с установленными в них гибкими топливозаборниками подкачивающих двигательных насосов, электроуправляемые краны, дроссели и установленные в расходных баках струйные сигнализаторы уровня топлива, в каждом из расходных баков установлено по три струйных насоса, сопло первого из которых соединено через обратный клапан и струйный сигнализатор уровня с пусковым центробежным насосом этого же бака, а заборник через обратный клапан с трубопроводом перекачки из баков 1-й очереди, сопло второго струйного насоса также соединено с центробежным пусковым насосом, а заборник через дроссель соединен с верхней точкой герметичной емкости и заборником второго струйного насоса другого расходного бака, сопло третьего струйного насоса через обратный клапан соединено с пусковым центробежным насосом бака, а заборник с трубопроводом перекачки из баков 2-й очереди, причем трубопроводы перекачки из баков I-й очереди перед обратными клапанами объединены, трубопровод кольцевания подсоединен к магистралям питания двигателей между обратными клапанами и герметичными емкостями через электроуправляемые краны, а к центробежным насосам через обратные клапаны. Кроме того, для обеспечения равномерной выработки топлива из расходных баков в каждом из последних установлены трубы перелива, заборные части которых расположены в геометрическом центре одинаковых по объему и форме расходных баков при виде их в плане, а на трубопроводе кольцевания и трубопроводе, соединяющем заборники вторых струйных насосов, установлены блоки подпружиненных обратных клапанов. На чертеже показана принципиальная схема топливной системы. Топливная система летательного аппарата содержит очередные 1 и расходные 2, 3 баки, соединенные трубами перелива 4,5. На чертеже условно показан только один очередной бак 1. В расходных баках 2, 3 установлены пусковые центробежные насосы 6 и 7. Центробежные насосы 6, 7 соединены через обратные клапаны 8, 9 с трубопроводом кольцевания 10. Магистрали питания двигателей 11, 12 через электроуправляемые краны 13, 14 и блок подпружиненных клапанов 15 объединены трубопроводом кольцевания 10. К магистралям 11, 12 через обратные клапаны 16, 17 подсоединены герметичные емкости 18, 19 с установленными в них гибкими топливозаборниками 20, 21 подкачивающих двигательных насосов 22, 23. В каждом расходном баке 2, 3 установлено по три струйных насоса. В верхних точках герметичных емкостей 18, 19 установлены дроссели 24, 25, через которые указанные емкости соединены с заборниками струйных насосов 26, 27, установленных в расходных баках 2,3. Заборники насосов 26, 27 через блок подпружиненных клапанов 28 объединены трубопроводом 29. Сопла насосов 26, 27 соединены с центробежными насосами 6, 7. Сопла струйных насосов 30, 31 через обратные клапаны 32, 33 соединены с насосами 6, 7, а заборники этих насосов 30, 31 с трубопроводами перекачки 34, 35 из баков 1 2-й очереди. Сопла струйных насосов 36, 37 через обратные клапаны 32, 33 и струйные сигнализаторы уровня 38, 39 соединены с центробежными насосами 6, 7, а их заборники через обратные клапаны 40, 41 с трубопроводами перекачки 42, 43 из баков 1-й очереди. Трубопроводы перекачки 42, 43 перед обратными клапанами 40, 41 объединены трубопроводом 44. Топливная система работает следующим образом. При запуске двигателей летательного аппарата открывают электроуправляемые краны 13, 14 и включают насосы 6, 7 или один из них. Топливо по трубопроводу кольцевания 10 под давлением поступает в емкости 18, 19 и через гибкие заборники 20, 21 и магистрали 11, 12 к насосам 22, 23 двигателей. Подача топлива к двигателям под давлением от насосов 6, 7 осуществляется до момента их выхода на режим устойчивой работы, например на "малый газ", после чего электроуправляемые краны 13, 14 закрывают, и топливо подается по магистралям 11, 12 через обратные клапаны 16, 17, емкости 18, 19, заборники 20, 21 к двигателях их подкачивающими насосами 22, 23, имеющими механическую связь с коробками приводов двигателей. При этом часть топлива от насосов 6, 7 поступает к соплам насосов 36, 37, 26, 27, 30, 31. Насосы 36, 37 перекачивают топливо из баков 1-й очереди в направлениях А, Б по трубопроводам 42, 43 через обратные клапаны 40, 41 в расходные баки 2, 3. Перекачка топлива из баков 1-й очереди будет происходить только в том случае, когда уровни топлива в расходных баках 2, 3 будут ниже уровня расположения струйных сигнализаторов уровня 38, 39, через которые топливо подается на сопла струйных насосов 36, 37. В противном случае перекачки не будет, т.к. струя топлива отклоняется в струйном сигнализаторе и в сопло струйного насоса не поступает. Струйные насосы 30, 31 непрерывно перекачивают топливо из баков 2-й очереди по трубопроводам 34, 35 в расходные баки 2, 3. Необходимый уровень топлива в расходных баках обеспечивается трубами перелива 4,5, через которые избыточное топливо самотеком сливается в баки 1. Струйные насосы 26, 27 откачивают некоторое количество топлива из емкостей 18, 19. Расход топлива ограничивается дросселями 24, 25, через которые отсасывается воздух, попавший в емкости 18, 19, например, при выполнении маневров летательным аппаратом, во время которых двигатели питаются через гибкие заборники 20, 21 топливом, находящимся в емкостях 18, 19. Перекачки топлива из баков 1-й очереди и из баков 2-й очереди в расходные, а также отсос воздуха или топлива из емкостей 18, 19 происходят независимо друг от друга, и это существенно повышает надежность и живучесть системы. Например, повреждение трубопроводов 42, 43 перекачки топлива из баков 1-й очереди или трубопроводов 34, 35 перекачки топлива из баков 2-й очереди не влияет на возможность отсоса попавшего в герметичные емкости воздуха. Точно так же повреждение трубопроводов 42, 43 перекачки из баков 1-й очереди не влияет на перекачку топлива из баков 2-й очереди и наоборот. При отказе центробежного насоса в одном из расходных баков, например баке 3, отсос воздуха из емкости 19 производится через корпус струйного насоса 27, дроссель 25 и трубопровод 29 струйным насосом 26, установленным в расходном баке 1 и соединенным с работающим центробежным насосом 6. Одновременно через корпус струйного насоса 27 топливо из расходного бака 3 перекачивается в бак 2, а обратный клапан 33 препятствует попаданию воздуха в трубопровод 29. При этом прекращается перекачка топлива из очередных баков в расходный бак 3, но продолжается перекачка в расходный бак 2, из баков 1-й очереди по трубопроводам 43, 44, 42 насосом 36, при этом обратный клапан 41 препятствует попаданию воздуха в трубопроводы, а обратный клапан 9 препятствует подаче топлива к соплам насосов 31 и 37, из баков 2-й очереди по трубопроводу 34 насосом 30. При наступлении аварийного остатка в расходном баке 3 открывают электроуправляемые краны 13, 14, и топливо отработающего насоса 6 по трубопроводу кольцевания 10 через блок обратных клапанов 15 и электроуправляемый кран 14 под давлением подается к емкости 19 и одновременно через электроуправляемый кран 13 к емкости 18 и далее через гибкие заборники 20, 21 по магистралям 11, 12 к двигательным насосам и к самим двигателям. Таким образом, при выходе из строя центробежного насоса топливная система обеспечивает удаление из герметичных емкостей воздуха при его попадании в последние, перекачку топлива из очередных баков и полную его выработку. Обеспечение равномерности выработки топлива из расходных баков 2,3 достигается установкой блоков подпружиненных обратных клапанов 15, 28 и труб перелива 4,5. Блоки подпружиненных обратных клапанов 15, 28 препятствуют перекачке топлива в расходный бак, в котором установлен насос с лучшими гидравлическими характеристиками, из другого расходного бака. Трубы перелива 4,5 поддерживают количество топлива в расходных баках 2,3 на уровне своего верхнего края с момента установления в очередных баках 1 уровня топлива, равного уровню верхнего края труб перелива 4,5 и до окончания выработки топлива из очередных баков 1. При этом размещение заборных частей труб перелива 4,5 в геометрических центрах расходных баков (при виде их в плане) позволяет поддерживать этот уровень при кренах и тангажах летательного аппарата. Использование изобретения повышает живучесть боевой летательной техники и безопасность полетов.

Формула изобретения

1. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая очередные топливные баки, расходные баки с установленными в них пусковыми центробежными насосами, соединенные трубопроводом кольцевания магистрали питания двигателей, к которым через обратные клапаны подключены герметичные емкости с установленными в них гибкими топливозаборниками подкачивающих двигательных насосов, электроуправляемые краны, дроссели и установленные в расходных баках струйные сигнализаторы уровня топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и живучести системы, в каждом из расходных баков установлено по три струйных насоса, сопло первого из которых соединено через обратный клапан и струйный сигнализатор уровня с пусковым центробежным насосом этого же бака, а заборник через обратный калапан с трубопроводом перекачки из баков первой очереди, сопло второго струйного насоса также соединено с центробежным пусковым насосом, а заборник через дроссель соединен с верхней точкой герметичной емкости и заборником второго струйного насоса другого расходного бака, сопло третьего струйного насоса через обратный клапан соединено с пусковым центробежным насосом бака, а заборник с трубопроводом перекачки из баков второй очереди, причем трубопроводы перекачки из баков первой очереди перед обратными клапанами объединены, трубопровод кольцевания подсоединен к магистралям питания двигателей между обратными клапанами и герметичными емкостями через электроуправляемые краны, а к центральным пусковым насосам через обратные клапаны. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения равномерной выработки топлива из расходных баков, в каждом из расходных баков установлены трубы перелива, заборные части которых расположены в геометрическом центре одинаковых по объему и форме расходных баков при виде их в плане, а на трубопроводе кольцевания и трубопроводе, соединяющем заборники вторых струйных насосов, установлены блоки подпружиненных обратных клапанов.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 01.04.2002

Извещение опубликовано: 10.07.2008        БИ: 19/2008




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к топливным системам летательных аппаратов, и касается устройств для запуска силовой установки аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно, к гидросистемам летательных аппаратов, касается конструкции бака, питающего жидкостью две автономные гидросистемы

Резервуар // 996288

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к области авиации и предназначено для стыковки частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к вертолетной технике

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования топливных систем маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, преимущественно сверхтяжелых самолетов, более конкретно к топливным бакам, в том числе и подвесным
Наверх