Способ гравиметрической съемки нетермостатированными гравиметрами

 

ССЮ3 ССВЕТСНИХ

ЯДдфЦ

РЕСПУБЛИК

3(51) ГОСЯЩЧРСТВЕННИЙ НОМИ"П=Т СССР

ЮВ Ю ПНЮ Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ

И АВТОРСИОЬФУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3597157/18-25 (22) 26 ° 05.83 (46) 30.08.84. Бюл. Р 32 (72) Е.Н.Исаев и В.Ф.Демченко (71) ОбъедИнение "Зарубежгеология" (53). 550.831(088.8) (56 )(1 Инструкция по гравиметрической разведке. М., "Недра", 1975.

2. Шокин П.Ф. "Гравиметрия". N., Геодезиздат, 1960, с. 162 (прототип). (54 } (57 ) СПОСОБ ГРАВИМЕТРИЧЕСКОЙ

СЪЕЬЦ(И НЕТЕРЯОСТАТИРОВАННЫИИ ГРАВИМЕТРАИИ, вкушающий проведение наблюдений рейсами по совокупности пунктов на местности, отличающийся тем, что, с целью повышения точности

ÄÄSUÄÄ 1 А съемки и производительности работ за счет увеличения продолжительности рейса, перед началом рейса гравиметр монотонно нагревают до получения линейного смещения его нуль-пункта, которое контролируют rto началу равномерного повьыения температуры внутри гравиметра с помощью внутреннего термометра, и в течение рейса гравиметр продолжают равномерно нагревать со скоростью 0,1-0,3 С/ч, пропорциональной амплитуде суточных колебаний окружающей температуры и обратно пропорциональной теплоизоляции гравиметра, а в конце каждого рейса гравиметр охлаждают до начальной температуры. 3

1111122, Изобретение относится к методике проведения гравираэведочных работ всеми типами разведочных нетермоста тированных сухопутных гравиметров и может быть использовано при проведении работ на шельфе донными гравимет- 5 рами, а также при определении высот нетермостатированными барометрами.

Известен способ проведения гравиметрической съемки рейсами, в которых измерения проводятся на некото- l0 рой совокупности пунктов И1.

Недостатками этого способа являются низкие точность и производительность съемки, связанные с действием на гравиметр наружной темпера- 15 туры во время рейса. Поэтому съемка проводится короткими звеньями (рейсами) и развивается густая опорная сеть авиацией.

Наиболее близким техническим реше-20 нием к предлагаемому является способ гравиметрической съемки нетермостатированными гравиметрами, выполняющий проведение наблюдений рейсами по совокупности пунктов на местности. В этом способе нетермостатированный гравиметр размещают в транспортировочном футляре, содержащем термостат Е2 .

Однако гравиметр, снабженный таким устройством при работе в районе с континентальным климатом, требует высокой температуры термостатирова( ния все рабочее время. Температура термостатирования должна быть выше максимальной наружной суточной температуры на 10-15ОС, поэтому, если максимальная температура достигает

40-.45 С, то температура термостатирования должна быть 55-60 С. Температурная компенсация упругой системы 40 гравиметра должна быть выполнена на такую же температуру. Температурная компенсация серийных нетермостатированных гравиметров лежит в пределах до 30оС. При работе в районах с кон- 45 тинентальным климатом, описанный в прототипе способ нельзя использовать из за высокой температуры термостатирования при низкой внешней температуре в утренние и вечерние часы работы,50

Возникают тепловые удары и получить высокую точность измерений в длительных рейсах не удается. Кроме того, высокая температура термостатировання объема, в котором Размещается гравиметр, требует больших энергетических затрат, т.е. мощных батарей аккумуляторов, генераторов для зарядки батарей, обслуживающего их персонала, что увеличивает себестоимость работ.

Цель изобретения - повышение точности съемки и производительности работ эа счет увеличения продолжительности рейса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу гравиметрической съемки нетермостатированными гравиметрами, включающему проведение наблюдений рейсами по совокупности пунктов на местности, перед началом рейса гравиметр монотонно нагревают до получения линейного смещения егo нуль-пункта,. которое контролируют по началу равномерного повышения температуры внутри гравиметра с помощью внутреннего термометра, и в течение рейса гравиметр продолжают равномерно нагревать со скоростью

0,1-0,3 С/ч, пропорциональной амплитуде суточных колебаний окружающей температуры и обратно пропорциональной теплоизоляции гравиметра, а в конце каждого рейса гравиметр охлаждают до начальной температуры.

Начальная температура выбирается несколько выше средней температуры регистра за время проведения работ.

Монотонное нагревание гравиметра перед началом рейса позволяет получить линейность смещения нуль-пункта гравиметра в течение всего рейса.

В частности при работе с кварцевыми разведочными гравиметрами опти- мальные Результаты получаются, когда это нагревание пройзводится в течение 1-4 ч на величину 1-3 С.

В течение рейса гравиметр продолжают равномерно нагревать. Для того, чтобы скорость нагревания гравиметра удавалось поддерживать постоянной, ее величину необходимо задавать большей, чем скорость естественного нагревания от атмосферы. Экспериментально установлено, что для кварцевых разведочных гравиметров в различных климатических условиях эта скорость должна находиться в диапазоне 0,1-0,3"С/ч. . Для уменьшения температурной погрешности цены деления гравиметра, она определяется рейсами по данному способу при ожидаемых рабочих температурах в регионах съемов, чем исключается влияние различия климатических условий между полигонами и районами съемок.

Для сухопутных гравиметров — в стандартном транспортировочном футляре нетермостатированного разведочного гравиметра на внутренней поверхности теплозащитного (амортизационного) слоя монтируются тепловыделяющие электрические элементы, датчики температуры (например контактные термометры 1, система автоматического управления, часовой механизм. Система подключается к аккумулятору автомашины.

Геофизик-оператор устанавливает необходимый режим работы прогрева гравиметра перед началом рейса: температуру, обеспечивающую монотонный нагрев контактными термометрами, и интервал

1111122

Составитель С.Бузинов

Редактор М.Недолуженко Техред М.Гергель Корректор М.Максимилишинец

Заказ 6305/37 . Тираж 710 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 времени, эа который система должна быть включена перед началом рейса, чосовым механизмом. В течение рейса геофизик-оператор контролирует монотонный нагрев прибора и при необходимости корректирует его путем подключения s систему соответствующего датчика температуры.

Для телеуправляемых гравиметров, например донных, в скафандре (снаряде) телеуправляемого гравиметра устанавливаются нагревательные элементы.

Система автоматики и управления, а также обслуживание устройства аналогичны описанному. Электрическое питание устройства выполнено от судовых батарей аккумуляторов. Охлаждение прибора в ночное время осуществляется спуском на глубину на тросе при ночевке в море или увлажнением корпуса скафандра (снарядами при ночевке в порту.

Положительный эффект данного способа заключается в следующем: средняя продолжительность звена рейса увеличивается в 4-6 раз, количество

10 каркасных и опорных пунктов уменьшается .более чем в 10 раз; практически исключается применение вертолета при проведении съемок и применение авиации сокращается до минимума, ).5 фактическая производительность труда возрастает более чем на 3004.

Способ гравиметрической съемки нетермостатированными гравиметрами Способ гравиметрической съемки нетермостатированными гравиметрами Способ гравиметрической съемки нетермостатированными гравиметрами 

 

Похожие патенты:

Гравиметр // 1099302

Гравиметр // 1083795

Изобретение относится к измерительной и вычислительной технике, и может быть использовано в различных областях науки и техники и, в частности в космологии

Изобретение относится к измерительной и вычислительной технике, и может быть использовано в различных областях науки и техники и, в частности в космологии

Изобретение относится к лазерно-интерферометрическим детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой производной потенциала гравитационного поля Земли, например напряженности гравитационного поля, или, что то же, ускорения свободного падения

Изобретение относится к лазерным детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой, второй и третьей производных (вертикальной и горизонтальной) потенциала гравитационного поля Земли, в том числе измерения попарного и измерения всех трех производных одновременно

Изобретение относится к лазерным детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой, второй и третьей производных (вертикальной и горизонтальной) потенциала гравитационного поля Земли, в том числе измерения попарного и измерения всех трех производных одновременно

Гравиметр // 2127439
Изобретение относится к приборам точного приборостроения в частности, к измерителям гравитационного поля подвижных объектов, чувствительных к изменению температуры окружающей среды
Наверх