Терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

1. ТЕРМОРЕГУЛЯТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус с кана лом подвода охлаждающей жидкости от двигателя и каналом отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику с каналом подвода охлаждающей жидкости от теплообменника и каналом отвода охлаждающей жидкости к двигателю и установленные в корпусе регулирующие органы, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя свяаана перепускным каналом с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю, и первый термочувствительный элемент, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности терморегулятора, он содержит второй термочувствительный элемент и перегородку, образующую в корпусе две полости, в первой из которых установлен первый регулирующий орган, связанный с первым термочувствительным элементом, а во второй полости установлен второй регулирующий орган, связанный со вторым термочувствительным элементом, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана через первый регулирующий орган с полостью (Л канала отвода охлаяодающей жидкости к теплообменнику, а полость канала подвода охлаждающей жидкости от теплообменника связана через второй регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю. 2. Терморегулятор по п.1, о т ю личающийся тем, что в переDO 4 пускном канале установлен клапан. 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1И (И) А

З(1Н С 05 D 23/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3512490/24-24 .(22) 09. 11.82 (46) 07.09.84. Вюп. М - 33 (72) В.. М.Пожидаев (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (53) 621.550.3 (088.8) (56): 1. Авторское свидетельство СССР

У 345478, кл. G 05 D 23/08, 1970.

2. Патент .ФРГ В 2755463, кл. Р 01 P 7/16, опублик. 31. 10.80 (прототип). (54)(57) 1. ТЕРМОРЕГУЛЯТОР СИСТЕМЫ

ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ, содержащий корпус с кана лом подвода охлаждающей жидкости от двигателя и каналом отвода охлаждающей жидкости к теппообменнику, с каналом подвода охлаждающей жидкости от теплообменника и каналом отвода охлаждающей жидкости к двигателю и установленные в корпусе регулирующие органы, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана перепускным каналом с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю, и первый термочувствительный элемент, отличающийся тем, что, с целью упроЩения и повышения надежности терморегулятора, он содержит второй термочувствительный элемент и перегородку, образующую в корпусе цве полости, в первой из которых установлен первый регулирующий орган, связанный с первым термочувствительным элементом, а во второй полости установлен второй регулирующий орган, связанный со вторым термочувствительным элементом, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана через I первый регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику, а полость канала подвода охлаждающей жидкости от теплообменника связана через второй Ф

Э ° регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю.

2, Терморегулятор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что в перепускном канале установлен клапан.

1112348

Изобретение относится к приборостроению, в частности к терморегуляторам систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС)„

Известен терморегулятор для оптимизации температурного режима дизельных двигателей, содержащий трехпроходный корпус с двумя входными патрубками и клапан, закрепленный на гильзе термосилового элемента, 1О установленного в камере, полость которой связана с полостями входных патрубков (1) .

Недостатками данного терморегулятора являются механическая связан15 ность термодатчиков и управляющих клапанов, что снижает надежность устройства, кроме того, канал перепуска выполнен нерегулируемым, что способствует его засорению твердыми

20 час ти цами.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является терморегулятор для системы жидкостного

25 охлаждения ДВС, содержащий корпус с четырьмя патрубками, два из которых предназначены для подвода жидкости (соответственно от двигателя и от теплообменника) и два отводящих патрубка (соответственно к насосу

30 и к теплообменнику), два управляющих клапана, меха нич ес ки с вязанные между собой через термочувствительный элемент, систему подпружиненных штанг и кольцевой канал с фиксированным проходным сечением (2) .

Недостатками известного терморегулятора являются его конструктивная сложность, так как термочувствительный элемент (датчик температуры) выполнен единым на два клапана, и . перемещение одного из клапанов осуществляется от штока чувствительного элемента через сложную конструкцию траверсы, состоящую из трех штанг (толкателей) с соответствующими пру.— жинами и тарелками а также ненадежЭ ность его работы,. связанная с тем, что перепускной кольцевой канал имеет малое проходное сечение, засорение которого твердыми частицами загрязнения или частицами накипеобразования приводит к выходу из строя регуля-. тора в целом.

Целью изобретения является упрощение конструкции терморегулятора и повышение его надежности.

Поставленная цель достигается тем, чтс терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий коргус с каналом подвода охлаждающей жидкооти от двигателя и каналом отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику, с каналом подвода охлаждающей жидкости от теплообменника и каналом отвода охлаждающей жидкости к двигателю и установленные в корпусе регулирующие ор. аны, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана перепускным каналом с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю, и первый термочувствительный элемент, содержит второй термочувствительный элемент и перегородку, образующую в корпусе две полости, в первой из которых установлен первый регулирующий орган, связанный с первым термочувствительным элементом, а во второй полости установлен второй регулирующий орган, связанный со вторым термочувствительным элементом, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана через первый регулируюший орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику, а полость канала подвода охлаждающей жидкости от теплообменника связана через второй регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю.

В перепускном канале установлен клапан.

На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемого терморегулятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Терморегулятор системы охлаждения (ДВС) содержит корпус 1 с четырьмя каналами 2-5 подвода и отвода охлаждающей жидкости от двигателя к теплообменнику, а также к двигателю и от теплообменника, первую 6, вторую 7 полости корпуса 1, первый

1 регулирующий орган 8, первый термочувствительный элемент 9, второй регулирующий орган 10, второй термочувствительный элемент i 1, перегородку 12, перепускной канал 13, клапан 14, пружины 15 и 16, упоры

17 и 18 peã ëèðóâùèõ органов 8 и 10 и упоры 19 и 20 термочувствительных элементов 9 и 11. з

Работа терморегулятора заключается в следующем.

При работе непрогретого ДВС охлаждающая жидкость из двигателя через канал поступает в первую полость 6 корпуса 1, смывает первый термочувствительный элемент 9 и через перепускной канал 13 заполняет полость

7, омывает второй термочувствительный элемент 11 и через канал 4 отво- 10 дится к водяному насосу и опять в двигатель. При этом в связи с низкой температурой охлаждающей жидкости регулирующие органы 8 и 10 закрыты и циркуляция осуществляется толь- 15 ко по малому контуру, т.е. по системе: двигатель — регулятор — насос двигатель.

По мере нагрева охлаждающей жидкости в двигателе до определенной рб температуры наполнитель термочувствительных элементов 9 и 11 начинает расширяться и открывает сечение регулирующих органов 8 и 10 для доступа жидкости из полости 6 к каналу 3 и далее к теплообменнику для охлаждения и для доступа жидкости, возвращающейся из теплообменника через канал 5 в полость 7, и далее через канал 4 к насосу двигателя.

Открытие проходных сечений уменьшает гидравлические сопротивления и увеличивает расход охлаждающей

8 У 20 77

2348 жидкости по большому контуру, т.е, по системе двигатель — регулятор теплообменник-регулятор — насос двигатель. Это приводит к автоматической стабилизации температур в системе охлаждения ДВС. При этом с помощью клапана 14. можно производить регулирование степени перепуска жидкости с учетом необходимого времени прогрева двигателя и надежной работы системы.

Технико-экономический эффект от использования предлагаемого терморегулятора состоит в упрошении конструкции за счет исключения сложного привода клапанов, что позволяет снизить металлоемкость и повысить надежность работы терморегулятора при обеспечении экономичной работы

ДВС независимо от изменения его режима работы и внешних условий.

Кроме того, использование в пред-. лагаемом терморегуляторе регулируемого перепускного канала практически исключает возможность заклинивания датчиков температуры, а следовательно, и клапанов в процессе эксплуатации и повышает надежность работы системы охлаждения двигателя независимо от качества очистки охлаждающей жидкости и характера накипеобразования.

1 N r8 v 70

ВНИИПИ Заказ 6458/33 Тираж 841 Подписное

Филиал ППП "Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для регулирования температуры нагреваемой среды бытовых и промышленных нагревательных устройств

Изобретение относится к области автоматического регулирования и может быть использовано в системах централизованного теплоснабжения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении в аварийных устройствах для измерения и регулирования температуры окружающей среды

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении в датчиках-реле температуры

Изобретение относится к регулированию температуры среды путем изменения ее расхода

Изобретение относится к системам терморегулирования и служит для поддержания постоянной температуры, например, в отсеках космического корабля

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для обеспечения стабильных температурных режимов элементов электронной аппаратуры

Изобретение относится к регуляторам температуры (РТ) прямого действия
Наверх