Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода

 

1. ПЕРЕДВИЖНОЕ ОПОРНО-ЦЕНТРРВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ И СВАРКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА , включающее тракторные сани, стойку и ложе для трубопровода, отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения возможности сцентровывання еекцнй труб, опуска по вертикали готовой нитки трубопровода , вывода из-под нее передвижного опорно-центровочного устройства и исключения вмятин на собираемой нитке, тракторные сани выполнены с уклоном, снабжены обрезиненными роликами или нокатями, стойки установлены вертикально, снабжены размещенными в них кронштейнами и приводом, кинематически связанным с кронштейнами, ложе для трубопровода выполнено на кронштейне с возможностью качания, причем один кронштейн снабжен опорным, а другой - опорно-центро вочным ложами.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) Э(50 F 16 L 100

«f

1,«

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 7

ГОСУДАРСТВЕННЦЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3585 500/25 — 27 (22) 18.04.83 (46) 30.10.84. Бюл. No 40 (72) P. М. Шакиров, Н. К. Виноградов и М. С. Абдеев (53) 621.643.002.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 718657, кл. F 16 L 1/02, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР N 437879, кл. F 16 1 1/00, 1972 (прототип). (54) (57) 1. ПЕРЕДВИЖНОЕ ОПОРНО-ЦЕНТРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ

И СВАРКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, включающее тракторные сани, стойку и ложе для трубопровода, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения возможности сцентровывания секций труб, опуска по вертикали готовой "нитки" трубопровода, вывода из-под нее передвижного опорно-центровочного устройства и исключения вмятин на собираемой "нитке", тракторные сани выполнены с уклоном, снабжены обрезиненными роликами или покатями, стойки yctaновлены вертикально, снабжены размещенными в них кронштейнами и приводом, кинематически связанным с кронштейнами, ложе для трубопровода выполнено на кронштейне с возможностью качания, причем один кронштейн снабжен опорным, а другой — опорно-центровочным ложами.

1121529

2. Устройство но п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что привод кронштейна выполнен от лебедки через полиспастную систему.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что привод кронштейна выполнен в вице силового гидроцилиндра 4. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что кронштейны снабжены пластинами безопасности, установленными с возможностью выдвижения вдоль оси тракторных саней.

5. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью предотвраще, ния соскальзывания секции труб с опорного ложа, верхняя поверхность его выполнена в виде цилиндрической выемки, кронштейн его снабжен двуплечим рычагом-ограничителем с роликом, установленным на нем на оси, а стойка снабжена направляющей ролика двуплечего рычага. б. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что верхняя поверхность опорноцентровочного ложа плоская, а ложе снабжено узлом горизонтального перемещения секции труб.

Изобретение относится к строительству стальных нефтяных и газовых магистральных трубо: проводов, и может быть использовано также при сооружении стальных трубопроводов, имеющих иное назначение„например, мощных 5 водопроводных или оросительных систем.

Известна передвижная опора для монтажа трубопровода, включающая раму на полозьях, имеющую стойку и поворотную прицепную к трактору тягу, установленное на стойке ложе трубопровода и размещенные между ложем и рамой фиксатор и механизм управления фиксатором, причем ложе трубопровода выполнено в виде криволинейного коромысла, установленного на стойке с возможностью поворотов (1) .

Однако известная опора не имеет привода перемещений ложа. трубопровода, а. следовательно, не может производить операции по прицентровыванию секции и опуска готовой 20 нитки трубопровода по вертикали.

Известна также передвижная опора для монтажа магистральных трубопроводов, пред-. назначенная для удержания сооружаемого трубопровода на некоторой (могущей изменять-25

7. Устройство по пп. 1 и 6, о т л и ч аю щ е е с я тем, что узел горизонтального перемещения секции труб опорно-центровочного ложа установлен на кронштейне, выполнен в виде пластины, прикрепленной к горизон-, тальному валу, имеющему продольный шпоночный паз, с возможностью перемещения в осевом направлении, конец вала снабжен резьбой, контактирующей с шестерней- гайкой, установленной в упорных подшипниках н через привод кинематически связанной с электродвигателем, при этом пластина снабжена тросом для скрепления ее с секцией труб.

8. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я теМ, что узел обеспечения качания ложа выполнен в виде нижней цилиндрической поверхности ложа и контактирующей с ней аналогичной поверхностью поперечины кронштейна, а закрепление ложа выполнено в виде проушины и пальца, центр которого совмещен с центром радиуса контактирующих цилиндрических поверхностей.

9. Устройство по пп. 1 и 8, о т л и ч аю щ е е с я тем, что палец закреплен в кронштейне параллельно оси тракторных саней. ся) высоте от поверхности грунта и последующего опуска готовой нитки трубопровода на грунт, Опора может действовать только за счет усилий; прилагаемых трактором к ее узлам и содержит тракторные сани, на которых наклонно установлена стойка (являющаяся направляющими по которой может двигаться клиновидный полэун, несущий ложе для трубопровода (2}.Данная опора непригодна для прицентровки секции, имеет только одно ложе и может удерживать только один конец секции или нитки трубопровода.

Цель изобретения — расширение .технологических воэможностей путем обеспечения воз можности сцентровывания секций труб, опуска по вертикали готовой нитки трубопровода, вы,воды из-под нее передвижного опорно-центрояочного устройства и исключения вмятин на собираемой нитке.

Поставленная цель достигается тем, ч о в передвижном опорно-центровочном устройстве для сборки и сварки магистрального трубопровода, включающем тракторные сани, стойку и ложе для трубопровода, тракторные сани

3 11215 выполнены с уклоном, снабжены обрезиненными роликами или покатями, стойки ус.эновлены вертикально, снабжены размещенными в них кронштейнами и приводом, кинематически связанным с кронштейнами, ложе для -.рубопровода выполнено на кронштеййе с возможностью качания, причем один кронштейн снабжен опорным, а другой — опорно-центровочным ложами. аПривод кронштейна выполнен от лебедки через полиспастную систему.

Привод кронштейна выполнен в диде силового гидроцилиндра.

Кронштейны снабжены пластинами безопасности, установленными с возможностью 15 выдвижения вдоль оси тракторных саней.

Верхняя поверхность опорного ложа выпол.нена в виде цилиндрической выемки, кронштейн его снабжен двуплечим рычагом — ограничителем с роликом, установленным на нем на оси, а стойка снабжена направляющей ролика двуплечего рычага.

Верхняя поверхность опорно-центровочного ложа плоская, а ложе снабжено узлом горизонтального перемещения секции труб.

Узел горизонтального перемещения секции труб опорно-центровочного ложа установлен на кронштейне, выполнен в виде пластины, прикрепленной к горизонтальному валу, имеющему продольный шлоночный паз, с воз- ° можностью перемещения в осевом направлении, конец вала снабжен резьбой, контактирующей с шестерней-гайкой, установленной в упорных подшипниках и через привод кинематически связанной с электродвигателем, при этом пластина снабжена тросом для скрепления ее с секцией труб.

Узел обеспечения качания ложа выполнен в виде нижней щглиндрической поверхности ложа и контактирующей с ней аналогичной поверхностью поперечины кронштейна, а закрепление ложа выполнено в виде проушины и пальца, центр которого совпадает с центром радиуса контак щруюших цилиндрических поверхностей.

Палец закреплен в кронштейне параллельно оси тракторных саней.

Выполнение передвижного опорно-центровоччого устройства для сборки и сварки магистрального трубопровода по изобретению позволяет производить опуск сваренного трубопровода строго по вертикали, удерживать одновременно два конца двух соседних секций труб, при этом их торцы (стык)размещаются по осевой линии тракторных саней.

Причем одно опорное ложе. удерживает конец секции, а второе ложе (опорно-центровочное) не только удерживает конец другой секции, но и может манипулировать им, т. е.

29 проводить прицснтровку секшпг к нитке тру" бопровода. Подьем и onym каждого кронштейна с ложем автономен, не зависит друг от друга, обеспечивается прицентровка стыков, имеющих значительную косину обреза торца.

Выполнение обоих лож, качающимися исключает возможность образования вмятин на трубопроводе, а выполнение тракторных саней с уклоном облегчает вывод передвижного опорно-центровочного устройства из-под трубопровода. При этом обеспечивается надежная фиксация секции, уложенной на опорное ложе, благодаря наличию автоматического ограничителя, который может откинуться только при подходе кронштейна с ложем к самому нижнему положению. Обеспечивается также абсолютная безопасность сварщиков, работаюшнх под трубопроводом, на случай аварийной ситуации (например, обрыва троса лебедки, поломок деталей лебедки и т.д.) за счет наличия пластин безопасности, установленных в корпусах кронштейнов.

На фиг. 1 изображено предлагаемое передвижное опорно-центровочное устройство,вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид спереди; иа фиг. 3 — тракгорные сани опорно-центровочного устройства,, вид сверху; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 разрез Б-Б на фиг.3; на фиг. 6 — кронштейн, вид сверху (ложе условно снято); на фиг. 7 — разрез В-В на фиг.6; на фиг. 8— детали узла обеспечения качания ложа (разрез Г-Г на фиг. 6); на фиг. 9 — узел горизочтального перемещения секции труб опорно-центровочного ложа; на фиг. 10— схема положения нитки после опуска лож крайнего ПОИУ.

Передвижное опорно-центровочное устрой ство для сборки и сварки магистрального трубопровода (ПОЦУ) представляет собой сани, имеющие два полоза l, соединенные поперечинами 2, а в передней части — обычное прицепное устройство (не показано) для соединения с трактором. Полозья 1 сварные из листовой стали. В поперечном сечении каждый полоз 1 сделан в виде двух коробок

3, основания которых соединены стальным листом 4, который при движении ПОПУ и скользит ло грунту. В средней части (по ширине) каждого полоза 1 имеется полость 5.

По длине полоза 1 (в средней ее части) полость 5 сверху не закрыта, а по краям закры; та приваренным листом. Задняя половина длины каждого полоза 1 по своей высоте имеет уклон в сторону, противоположную движению саней. Кроме того, вдоль всей задней половины длины полозья 1 имеют приваренную дополнительную коробку 6, в ней на осях и роликовых подшипниках размещены обрезиненные

1121529 ролики 7. Для удержания нитки трубопровода, служат кронштейны 8, которые, своей нижней частью могут входить в полости 5, чем достигается максимально низкий уровень нитки трубопровода по отношению к поверхности 5 грунта при опуске.

В средней части тракторных саней на каждом полозе 1 вертикально размещено по четыре стойки 9. Стойка 9 имеет коробчатое сечение (сварена из двух швеллерных балок), и 10 нижняя часть ее при помощи "косынок" приварена к полозу 1. Верхние концы стоек 9 свя; заны вместе путем приварки к ним швеллерных балок 10. К1юме того, две передних стойки варенными поперечинами 11, а верхние их кон- 15 варенными поперечинами 11, а верхние их концы раскосами 12 связаны с полозом 1.

Коснтрукция и размеры стоек 9 правого и левого полозьев 1 одинаковы; между собой оба комплекта стоек 9 вверху соединены попе-20 речными балками 13.

Конструкция обоих кронштейнов 8 одинако ва: имеется две щеки 14 à — образной конфигурации, сделанные из толстой листовой стали.

При помощи сварки между собой щеки 14 25 соединены плоскими поперечными перегородками 15 и криволинейной поперечиной 16, имеющей кривизну определенного радиуса. В нижней части кронштейна 8 в перегородках 15 имеются отверстия, в которые вставлен палец 17.В средней части крож пейна 8 имеется четыре массивных плиты 18, они стальные и приварены к щекам. В плитах 18 профрезерованы. цилиндрические желоба, в которых своими выступами помещаются чугунные вкладыши 19. Когда крон35 штейн 8 вставлен (он вставляется сверху) в стойки 9, то с последними он контактирует вкладышами 19 и может перемещаться вверх и вниз, скользя по стойкам 9 вкладышами

19. Последние введены для увеличения опорной поверхности соприкосновения кронштейнов 8 со стойками 9, снижения износа послед:них, а также с целью компенсации перекосов, которые могут произойти при работе ПОЦУ.

В верхней части кронштейна 8 (между щеками 14) приварена пластина 20, на которой размещаются опорные подшипники вала подвижного блока 21 полиспаста;- На тросе, про ходящем по рбликам полиспаста, и висит кронштейн 8, 50

В средней части кронштейна 8 поперечные перегородки 15 имеют прорези, в которых размещены две массивные пластины безопасности 22. Они лежат на роликах (не показа", ны), прикрепленных к поперечным перегород- 55 кам 15, и могут передвигаться вдоль оси тракторных саней. Пластины безопасности 22 применены для подстраховывания от самопроизвольного падения кронштейна 8, а с ним и трубопровода в случае аварийной ситуации.

На кронштейны 8 устанавливаются опорное ложе 23 и опорно-центровочное ложе 24, причем они имеют функции и поэтому значительно отличаются по конструкции.

Крепление лож 23 и 24 на кронштейнах 8 сделано одинаковым, поэтому они могут устанавливаться на любой (левый или правый) кронштейн 8. Такая .конструкция вызвана тем, что при сборке и сварке трубопроводов строители иногда идут справа налево, а иногда наоборот. В зависимости от направления движе. ния и производится установка лож 23 и 24 на кронштейны 8.

Опорное ложе 23 литое, стальное а нижняя его поверхность 25 имеет цилиндрическую форму с радиусом, равным радиусу поперечины 16 кронштейна 8, на которую она опирается. Для закрепления на кронштейне

8 опорное ложе 23 имеет пластины 26 с проушиной, одеваемой на палец 17, Для возможности установки и закрепления опорного ложа 23 на кронштейн 8 в поперечине 16 профрезерована щель, в которую входит пластина 26. Опорно-центровочное ложе 24 нижнюю часть имеет совершенно одинаковую с описанной. Это определяет возможность установки на данный кронштейн 8 любого ложа и опорного 23 и опорно-центровочного

24.

Верхняя поверхность 27 опорного ложа 23 выполнена в виде цилиндрической выемки, радиус которой равен радиусу сооружаемого трубопровода.

Для обеспечения надежной фиксации нитки трубопровода ияи секции, исключения случаев выскакивания их из опорного ложа 23 оно снабжено автоматом-ограничителем. Он имеет двуплечий рычаг 28, установленный на оси, закрепленной в кронштейне 8. Рычаг 28 может на оси качаться; его короткое плечо контактирует (и фиксирует) со стенкой секции, а длинное плечо оснащено роликом 29, катящимся по вертикальной направляющей пластине 30, приваренной к.стойке 9.

Опорно-центровочное ложе 24 тоже стальное. Как уже отмечалось, детали узла качания у него такие же как и у . опорного ложа 23.

Верхнюю поверхность 31 оно имеет плоскую, с ограничителем 32 ца конце. Здесь огранв.. читель 32 приварен к ложу 24, так как надобности в его опускании нет. Благодаря плоской форме ложа 21 при опуске нитки трубопровода он всегда будет находиться

I Ф ниже высоких точек верхней поверхности

27 опорного ложа 23, а значит не помешает выводу ПОЦУ из под нитки трубопровода.

Верхняя поверхность 31 опорно-пентровочногс

7 11215 ложа 24 сделана плоской с целью получения возможности горизонтального перемещения конца секции, лежащей на ней. Это необходи-. мо для осуществления технологической операции прицентровки. Опорно-центрввочноа ложе 5

24 имеет узел горизонтального перемещения секции труб. Все детали узла горизонтального перемещения секции установлены на кгонштейь не 8. Узел имеет пластины 33, приваренную к горизонтальному валу 34. Вал 34 левым кон- 10 цом покоится в буксе 35, имеющей шпонку ч и укрепленной на кронштейне 8; правый конец вала 34 снабжен разьбой и лежит в гайкешестерне 36. Гайка-шестерня 36 установлена в корпусе привода электродвигателя 37, в 15 упорных подшипниках качения 38; На наружной, поверхности гайки-шестерни 36 имеются зубья,. которыми через привод она кинематически связана с электродвигателем 37. Корпус привода электродвигателя 37 укреплен на крон- 20 штейне 8. Вал 34 на средней части своей длины имеет шпоночный паз 39, контактирующий со шпонкой буксы 35. Пластина имеет тросик

40, один конец которого постоянно закреплен на ней, а другой может быть переброшен 25 через секцию труб, лежащую на опорно-центровочном ложе 24, и тоже укреплен в пластине

33 (фиг. 9).В этом случае тросик 40 связывает секцию труб и пластину 33 вместе.

Для подъема и опуска кронштейна 8 на .тракторных санях ПОЦУ установлены две тяговые лебедки 41, имеющие червячные редукторы и электродвигатели постоянного .тока. Тросы от барабанов лебедок 41 через отводные ролики 42 идут к неподвижному блоку 43 роликов полиспаста, который вет35 вями троса связан с недвижимым блоком 31 роликов, закрепленным на кронштейне 8.

Неподвижный блок 43 роликов полиспаста и .отводной ролик 42 укреплены на массив40 ной плите 44, болтами привернутой к верхним концам стоек 9. Для создания удобных усло вий работы сварщикам на ПОЦУ имеются две лестницы 45 и лежалки 46. На случай: выпадения осадков (дождь, снег) ПОЦУ снабжено зонтом 47.

Работа передвижного опорно-центровочного устройства для сборки магистрального трубопровода при установке под оче дную секцию труб. бо всех сну инх BOIW на рабочее место устанавливается опорно-центровочным ложем

24 вперед по направлению хода работы (фиг. 10).

Установка происходит следующим порядком.

Кран-трубоукладчик, поднеся очередную секцию к концу секции, уже лежащей на

ПОЦУ, задним концом укладывает ее на опорно-центровочное ложе 24. ПОЦУ, которое уже стоит на рабочем месте. На опорном ложе 23 этого ПОЦУ уже лежит передний конец секции. Затем кран-тоубопрокладчик про талкивает секцию назад до тех пор, пока она дойдет до переднего торца уже лежащей секции. Передний. конец секции кран-трубоукладчик удерживает на весу в воздухе.

В этот момент трактор начинает задним ходом подавать ПОЦУ под передний конец сек: ции. Делается это с расчетом, чтобы конец секции оказался над опорным ложем 23, а торец конца секции приблизительно, пришелся на середину ширины ПОЦУ. Движение назад тракторист производит до тех пор, пока на ПОЦУ горит лампа красного цвета (ее за жигает слесарь, находящийся на ПОЦУ; он участвует в операции прицентровки). Как только опорное ложе 23 окажется точно под концом секции, слесарь выключает красную лампу и тракторист немедленно прекращает перемещение ПОЦУ назад. Затем слесарь вкли чает лебедку 41 на подъем опорного ложа 23 и поднимает его до момента касания с концом секции. Теперь секция оказывается лежащей на двух соседних ПОЦУ. Стропальщик освобождает строп с секции и вместе с краном-трубоукладчиком который больше здесь не нужен, отправляется за очередной секцией. На этом операция по установке

ПОЦУ на рабочее место заканчивается.

Работа ПОЦУ п и п ицен вке секции, Совмещение кромок торцов осуществляется перемещениями одного торца относительно другого как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях, причем во всех случаях неподвижным остается торец конца секции,, лежащего на опорном ложе 28, а к нему прицентровывается другой торец.

Технологическая операция ведется следующим порядком. а

Сначала, включая на опуск или подъем лебедку 41 опорно-центровочного ложа 24, уравнивают положение торцов по вертикали.

В зависимости от величины зазора вверху и внизу торцов бригадир дает сигнал слесарю, требуя от него либо поднять, либо опустить передний конец секции, лежащий на опорнОм ложе 23 соседнего ПОЦУ. Сигнал дается жел-, той (на спуск) или белой (на подъем) лампами. Как только бригадир их гасит, слесарь. немедленно выключает лебедку 41.

Лебедка 41 имеет - самотормозящий червячный редуктор, поэтому при каждой остановке лебедки автоматически происходит торможение ее барабана. Следовательно, кронштейн 8, а с ним ложе 23 и конец секции остаются на достигнутой высоте и висят иа

1121529

10 ветвях троса, проходящих по блокам 21 и

43 полиспаста.

Работа автомата-ограничителя опорного ложа 23.

Когда кронштейн 8 находится в своем ниж- 5 нем крайнем положении, ролик 29 выходит из контакта с направляющей пластиной 30, так как опускается ниже ее конца. При таком положении рычаг 28 не удерживается и свободно может качаться на своей оси (поэтому 10 он не мешает выходу секции в бок — в сторону конца тракторных саней), Рычаг 28, поскольку длинное плечо его с роликом тяжелее, чем короткое, занимает положение, изображеннео на фиг. 1. Когда включили 15 лебедку 41 и стали поднимать кронштейн 8, ролик 29 вскоре накатывается на нижний конец направляющей пластины 30. Теперь рычаг 28 оказывается в "запертом" положении; качаться он уже не может, ибо пласти- 20 на 30 не пустит ролик 29. В результате секция, уложенная на ложе 23, никак не может соскочить с ложа. Освобождение рычага 28, т. е. возможность открытия его короткого плеча и запирание его, происходит автомати- 25 чески, при определенной высоте кронштейна

8 над поверхностью грунта. Т. е. действие ограничителя, "запирающего" секцию труб, происходит автоматически.

По окончании прицентровки торцов по вертикали бригадир приступает к регулировке положения секции в горизонтальном направлении. Она осуществляется перемещениями

ПОЦУ, прицепленного к трактору, либо вперед либо назад. Эти перемещения тракторист выполняет по сигналам бригадира (включается зеленая или красная лампа).

С завершением установки торца секции по горизонтали, операция прицентровки завершена, Слесарь выдвигает вперед пластину безопас4О ности 22, страхующую кронштейн 8, с опорным ложем 23 и лежащим на нем передним концом секции. Бригадир в это время на соседнем ПОЦУ выдвигает пластину безопасности 22, страхующую кронштейн 8 с

45 опорно-центровочным ложем и лежащим на нем задним концом секции. Выдвинутые пластины безопасности дают полн чо гарантию, что падения кронштейнов, а с ними и секции не произойдет.

У каждого кронштейна 8 имеется по две пластины безопасности по причине того, что если иметь одну пластину безопасности, то могли бы быть случаи, когда у остановленного на определенной высоте кронштейна 8 пластина безопасности оказалась как раз против поперечины 11. В этом случае ее выдвинуть невозможно следовательно, нельзя застраховать кронштейн 8 от падения. Чтобы исключить подобную ситуацию у каждого кронштейна 8 сделано по две пластины безопасности 22.

При этом расстояние между ними некратно расстоянию между поперечинами 11. Таким образом, при любой высоте подъема кронштейна 8 одна из пластин безопасности 22 обязательно оказывается между поперечинами 11 и ее можно выдвинуть. Следовательно, полностью исключается воэможность падения кронштейна

8 и секции, т. е. травмирования рабочих никогда не произойдет. Хотя и очень редко, но попадают такие секции труб, у которых на заводе-изготовителе обрез торца произведен с достаточно большим отклонением от перпендикулярности по отношению к оси трубы.

Подобные (их называют "трудные") стыки сцентрировать по горизонтали путем переме-. щений ПОЦУ вмесьма затруднительно. В таких случаях бригадир использует узел горизонтального перемещения секции, которым оснащено опорно-центровочное ложе 24.

Узел горизонтального перемещения секции работает следующим образом. (фиг. 9)

Включают электродвигатель 37, через привод он вращает гайку-шестерню 36, которая, охватывая резьбовую частя горизонтального вала 34 и будучи сама зажата от осевых перемещений упорными подшипниками 38, заставляет вал 34 двигаться в осевом направлении (вращаться вал не может, так как его шпоночный паз 39 скользит по шпонке, неподвижно закрег1ленной s буксе 35). Электродвигатель 37 держат включенным до тех пор, пока пластина 33 вплотную подойдет к стенке секции, лежащей на опорно-центрово-. чном ложе 24. Это положение указано на фиг.9. Затем тросик 40, который в нормальном положении свисает вниз, накидывают на секцию, а крючек, имеющийся на конце тросика 40, вставляют в отверстие пластины 33.

Теперь пластина 33 связана с секцией. Включая электродвигатель 37 на вращение по часовой стрелке или наоборот, с высокой точностью перемещают секцию по опорно-центровочному ложу 24. Благодаря мелкому шагу резьбы, имеющейся на валу 34, и сравнительно небольшому числу оборотов гайки-шестерни

36 скорость перемещения секции небольшая, Г >

После завершения прйцентровки крючек тросика 40 отсоединяют от пластины 33 и вращением электродвигателя 37 отводят ее в правое крайнее положение. Здесь пластина Ф

33 и тросик 40 не мешают выполнению последующих технологических операций.

Работа ПОЦУ при опуске готовой нитки трубопровода и выводе его иэ под нее. Перед опуском нитки трубопровода задвигают внутрь обоих кронштейнов 8 пластины безопасности 22. Если их не задвинуть, то

1121529 при ходе кронштейнов 8 вниз они упрутся в поперечины 11 и опустить нитку тру опровода не дадут. Затем одновременно включают обе лебедки 41 на опуск. Кронштейны 8 под тяжестью "нитки" трубопровода станут сколь - 5 . зить вниз по стойкам 9. Когда они дойдут до крайнего нижнего положения, лебедки 41 останавливают. Оть етим, что сейчас нижние части кронштейнов 8 и ложи 23, 24 — будут размещены в полостях 5 полозьев 1. Если производится сборка и сварка линейной части трубопровода, имеющего 1220 мм или меньше, то к этому моменту нитка трубопровода уже ляжет на ролики 7, а если их нет, то на покати. Произойдет это вследствие то- 15 го, что ролики 7 или покати установлены на 50 мм выше самых верхних точек лож

23 и 24 при нахождении последних вместе со своими кронштейнами 8 в крайнем нижнем положении. 20

Если же производится сборка и сварка . линейной части трубопровода ф 1420 мм, то, будучи очень жестким, он, не дойдя до роликов 7, "зависнет" в воздухе (фиг.10): оба ложа 23, 24 ПОЦУ опущены до отказа вниз (их положение показано пунктиром), а трубопровод остается в воздухе. Обладая большой жесткостью и опираясь слева на со. седнее. ПОЦУ, а справа — на грунт, он прогибается мало и в месте нахождения ПОЦУ, .выводимого из-под нитки, находится от поверхности грунта на высоте Ь, которая гораздо выше высоты опущенных лож 23 и 24.

Очевидно, что в данном случае при выводе

ПОЦУ, нитка трубопровода не касается его

35 деталей. Это происходит лишь при сборке и сварке линейной части трубопровода на сравнительно ровном (по рельефу) участке трассы.

Если работа производится на пересеченной местности, со значительными уклонами и подъе40 мами, то нитка трубопровода ф 1420 мм при опуске кронштейна 8 в крайнее нижнее положение тоже может оказаться лежащей на роликах 7.

К освободившемуся ПОЦУ, на котором уже

45 опущена нитка трубопровода, подходит и прицепляется трактор и производит вывод его из под нитки. Если был трубопровод ф 1420 мм, то выводу ПОЦУ ничего не мецвет (трубопровод не касается деталей ПОЦУ).

Если же собиралась и сваривалась линейная часть трубопровода имеющего меньший диаметр, то как уже указывалось нитка лежит на роликах 7 или покатях.

При роликах 7 сила трения качения, возни- 55 кающая при выводе ПОЦУ между ниткой трубопровода и роликами ничтожно мала и не мешает процессу вывода.

Если же имеются покати, то здесь сила трения скольжения значительно больше, чем при трении качения. Однако, поскольку тракторные сани имеют уклон, то возникающая сила трения. компенсируется силой, стремяшей ся сместить трубопровод вниз по наклонной плоскости. При выводе ПОЦУ не наблюдается смешения нитки трубопровода в сторону движения трактора.

Принцип действия ограничителя опорного ложа 23.

Отмечено, что, когда на опорном ложе 23 лежит конец секции, рычаг 28 заперт. При опуске кронштейна 8, а с ним ложа 23 и нитки трубопровода ролик 29 перекатывается вниз по пластине 30. К моменту подхода кронштейна 8 к крайнему нижнему положе- нию ролик 29 сойдет с пластины 30 (именно так подобрана высота расположения нижнего конца пластины 30), т.е. рычаг 28 освобожден и может совершать качательные движения на своей оси. Теперь, когда трактор потянет ПОЦУ, нитка трубопровода, оставаясь на месте, давит на короткое плечо рычага 28 и, поскольку он может качаться, топит его вниз, в результате он не помешает выводу ПОЦУ.

Когда ПОЦУ выйдет из-под нитки трубопровода, рычаг 28 поворачивается обратно и занимает положение, указанное на фиг. 1.

Обратньй поворот происходит за счет того, что длинное плечо рычага 28 с роликом 29 тяжелее короткого плеча, Работа узла обеспечения качания ложа (фиг.10) .

При опуске нитки трубопровода перелом изгиба (т. е. переход иэ горизонтального в наклонное положение) нитки трубопровода происходит в точке Д на соседнем ПОЦУ.

Именно в этом месте сосредотачивается максимальная сила реакции, создающаяся эа счет большой силы тяжести нитки и длинного плеча, на котором она действует. Если бы опорное ложе 23 не имело возможности качания, то под действием названной силы в точке Д труба обязательно деформировалась бы (получилась бы вмятина). Введение узла обеспечения качания ложа исключает описание повреждения нитки трубопровода. При выводе

ПОЦУ, когда нитка начинает изгибаться, находящееся под ней опорное ложе 23 поворачивается; в результате как был контакт нитки трубопровода по всей поверхности выемки опорного ложа 23, таким он и остается.

Сила действует не в одной точке Д (касания по кромке ложа), а распределяется равномерно на большую опорную поверхность ложа 23.

1З 1121529 14

8 этом случае вмятина на стенке нитки уже Одновременно проушина пластины 26 поворане образуется. Поворот опорного ложа 23 чивается (на требуемый угол) на пальце 17. осуществляется эа счет скольжения его Применение изобретения позволяет значительнижней.цилиндрической поверхности 25 по ци- но улучшить условия труда и безопасность линдрической поверхности поперечины 16 крон-ч .рабочих при сооружении линейной части маштейна 8. гистральных трубопроводов.

Фиг 2

ll2l529

1121529

22

1121529

Г-Г

1121529

Составитель К.Быковец

Техред А.Мартяшова. Корректор М. Максимишинец

Редактор М. Келемеш

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7958/31 Тираж 912 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода Передвижное опорно-центровочное устройство для сборки и сварки магистрального трубопровода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединениям трубопроводов, работающих под давлением, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства для транспортирования вещества, находящихся в газообразном, жидком и сыпучем состоянии

Изобретение относится к строительному производству и может быть использовано для бестраншейной замены подземных трубопроводов при ремонте и реконструкции подземных инженерных коммуникаций

Изобретение относится к горному делу, шахтному строительству, в частности к технологическим трубопроводам, прокладываемым в шахтных стволах

Изобретение относится к соединениям труб, в частности к соединениям в виде составных втулок (муфт), и может быть использовано, например, для соединения защитных кабельных металлических труб при их установке в зданиях, сооружениях

Изобретение относится к сварке эмалированных труб и может быть использовано при сооружении трубопроводов
Наверх