Источник сейсмических сигналов

 

ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащий регулируемый гидронасос с приводом от двигателя, внутреннего сгорания и установленным на нем регулятором с рычагом управления и рычагом останова, соединенными с мембранными пневмоцилиндрами, блок гидропривода, связанный напорной и сливной гидролиниями с гидронасосом , соединенный со сливной пщролинией гидробак с гидравли«1еской н пневматической полостями и дривод управления регулятором, включающий источник сжатого воздуха, связанный пневмолинией с пневматической полостью пщробака и пневмолиниями с мембранными пневмоцилиндрами рычага управления через пневмоклапан н рычага останова через пневмопереключатель, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения надежности путем исключения возможности работы гидронасоса в кавнта ционном режиме, он снабжен редукционным пневмоклапаном, установленным . л в пневмолинии,.соединяющей источник сжатого воздуха с пневматической с полостью гидробака, и пневморасщЬеделителем с односторонним пневматическим управлением, установленным в пневмолинии, связывающей пневмопереключатель с мембранным пневмоцилиндром рычага останова, при этом пневмрю ел распределнтель пневмолинией управления связан с пневматической полостью СП гидробака. Ф

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН !1 G 01 Ч 1/04

СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHFbfTHA (2!) 358388!/24-25 (22) 27.04.83 (46) 23.!1.84. Бюл. В 43 (72) А.A.Певнев, А.П.Андросенко, В.И.Родионов и А.С.Дикун (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550.83(088.8) (56) 1. Источник сейсмических сигналов вибрационных поперечных волн типа СВП-10/100, Паспорт АСЯ

2950.009.ПС, СКБ сейсмической техники, Гомель, 1978, с. 11-15, 68, 71.

2. Источник сейсмических сигналов вибрационный, типа СВ-10/100. Паспорт

АСЯ 277500ТПС. Министерство нефтяной пррмышленности, СКБ сейсмической техники. Гомель, 1976., с. 14-22 (прототип). (54)(57) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ

СИГНАЛОВ, содержащий регулируемый гидронасос с приводом от двигателя, внутреннего сгорания и установленным на нем регулятором с рычагом управ" ления и рычагом останова, соединенными с мембранными пневмоцилиндрами,. блок гидропривода, связанный напор„ЯУ„„1125566 А ной и сливной гидролиниями с гидронасосом, соединенный со сливной гидролинией гидробак с гидравли !вской и пневматической полостями и цривод управления регулятором, включающий источник сжатого воздуха, связанный пневмолинией с пневматической полостью гидробака и пневмолиниями с мембранными пневмоцилиндрами рычага управления через пневмоклапан и рычага останова через пневмопереключатель, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения возможности работы гидронасоса в кавита. ционном режиме, он снабжен редукци- I онным пневмоклапаном, установленным, в пневмолинии,.соединяющей источник сжатого воздуха с пневматической полостью гидробака, и пневморасп1 еде. С лителем с односторонним пневматическим управлением, установленным в пневмолинии, связывающей пневмопере- р ключатель с мембранным пневмоцилиндром рычага останова, при зтом пневмораспределитель пневмолинией управления связан с пневматической полостью гидробака.

1125566

Изобретение относится к геофизической техннке, а именно к системам дистанционного управления гидроприводом источников сейсмических сигналов. 5

Известен источник сейсмических сигналов вибрационный поперечных

Волн типа СВП-10/100, содержащий регулируемый гидронасос и его привод от двигателя внутреннего 10 сгорания, распределительную, регулирующую гидроаппаратуру и исполнительные гидравлические механизмы, Гидронасос связан с напорпой и сливной магистралями, а с послед- 15 ней свя=-ана гидравлическая полость гидробака. Двигатель внутреннего сгорания приводит в действие гидронасос регулируемой производительности и снабжен регулятором,, имеющим рычаг управления и рычаг останова.

Источник также снабжен приводом управления регулятором, содержащим мембранные пневмоцилиндры, своими штоками связанные с рычагами управления и останова. Мембранные пневмоцилиндры ры ага останова и рычага управления через пневмопереключатель и пневмоклапан соответственно связаны с источником сжатого воздуха, который также через трехходовой кран соединен с пневматической полостью гидробака. Трехходовой кран имеет три положения: первое — кран закрыт второе — источник сжатого воздуха соединен с пневматической полостью гидробака и третье — источник сжато- го воздуха закрыт, а пневматическая полость гидробака соединена с атмосферой.

Перед запуском двигателя внутреннего сгорания трехходовой кран Вручную устапавливают в положение,,при котором пневматическая полость гидро бака соединяется с источником сжато- го воздуха. Поток воздуха поступает

В пневматическую полость гидробака и поднимает давление в сливной гидро .пинии до требуемой величины, после чего трехходовой кран закрывают

Вручную и запускают двигатель привода гидронасоса, который нагнетает рабочую жидкость в гидроаппаратуру и исполнительные гидравлические механизмы„ Отработанная рабочая 55 жидкость через охладитель и фильтр поступает на всасывание гидронасоса, Подпитка гидронасоса осуществляется иэ гидробака давлением воздуха в пневматической его полости (!) .

Однако давление подпора в пневматической полости гидробака контролируется визуально, а открытие и закрытие трехходового крана осуществляется вручную оператором. Поэтому в процесе се работы оператору постоянно необходимо открывать трехходовой кран и увеличивать или уменьшать давление в пневматической полости гидробака„. которое постоянно меняется в зависимости от хода исполнительных гидравлических механизмов. Дополнительно при засорении фильтров, расположеннь:х перед насосом, увеличивается

íа них перепад давления, который

1 приводит к увеличению давления

В сливной линии выше допустимого.

Превышение давления в сливной линии выше,цопустимого приводит к раэрукению дорогостоящих охладителей рабочей жидкости, а снижение давления во всасывающей линии гидронасоса ниже допустимого приводит к работе гидронасоса на кавитационном режиме и, как следствие, выходу его из строя. Эти недостатки снижают надежность гидросистемы.

Наиболее близким к изобретению по технической сущност;.: является источник сейсмических сигналов, содер жащий регулируемый гидронасос с приводом от двигателя внутреннего сгоранчя и установленным (на нем регулятором с рычагом управления и рычагом останова, соединенными с мембранными пневмоцилиндрами, блок гидрог1ривода, связанный напорно и сливной гидролиниями с гидронасосом, соединенный со сливной гидролинией гидробак с гидравлической и пневматической полостями и привод управления регулятором„ содержащий источник сжатого воздуха, связанный пневмолипией о пневматической полостью гидробака и пневмолиниями с мембранными пневмоцилиндрами рычага управления через нневмоклапан и рычага останова через пневмопереключатель, Перед гкдрОнасосОм B слиВКОЙ линии уcTGHQB лен фильтр для очистки рабочей жццкости от механических примесей, а перед фильтром — охладитель рабочей жидкости, Источник сжатого воздуха соединен с полостью гидробака через трехходовой кран. устанавливают трехходовой кран в положение,, соединяющее источник сжа.!

125566

40

50 тОго воздуха с пневматической полоси тью гидробака. От источника сжатый воздух поступает в пневматическую полость гидробака и поднимает давление в сливной гидролинии до номинального, равного рабочему давлению охладителя жидкости, после чего вручную закрывают трехходовой кран, образуя в гидробаке закрытую пневматическую полость. Давление в сливной

I гидролинии контролируется по манометру. установленному в гидролинии после фильтра. Запускают двигатель внутреннего сгорания, выводят его на номинальные обороты и поднимают и в напорной гидролинии давление до номинального.

Перед запуском двигателя включают пневмопереключатель, соединяющий источник сжа ого воздуха с мембранным пневмоцилиндром привода рычага останова. Мембрана перемещается вправо и устанавливает рычаг останова регулятора в положение максимальной подачи дизельного топлива в двигатель внутреннего сгорания.

Задатчиком режима работы, установленным на пиевмоклапане, соединяющим источник сжатого воздуха с мембранным пневмоцилиндром, устанавливают давление в рабочей полости пневмоцилиндра и пропорциональное ему перемещение штока пневмоцилиндра и шарнирно связанного с ним рычага управления регулятора. Рычаг управления устанавливает требуемые обороты двигателя внутреннего сгорания.

Поток рабочей жидкости из гидро асоса по напорной гидролинии поступает через распределительную гидроаппаратуру к гидравлическим исполнительным механизмам.

Отработанная рабочая жидкость от исполнительнь .х механизмов через охладитель и фильтр поступает на всасы. ванне гидронасоса. В процессе работы визуально по манометру контролируют давление в сливной гидролинии и в случае его падения ниже минимальной величины трехходовой кран вручную устанавливают в положение, соединяю †. щее пневматическую полость гидробака с источником сжатого воздуха. Сжатый воздух поступает в пневматическую полость гидробака и поднимает давление. в сливной гидролинии до номинального, после чего вручную перекрывают трехходовой кран, образуя при этом замкнутую пневматическую полость .в гидробаке (2) .

Однако в процессе работы даже при отсутствии давления в пневматической полости гидробака и, как следствие, в сливной гидролинии может быть запущен двигатель внутреннего сгорания, приводящий в дейсгвие гидронасос

Работа гидронасоса без давления во всасывающей полости приводит к кави- тационному режиму работы, быстро выводящему гидронасос из строя.

Образование закрытой пневматической полости в гицробаке в процессе работы исполнительных гидравлических механизмов ввиду большой разности объемов в напорных и сливных полостях также может привести к падению давления в сливной гидролинни ниже минй мально допустимого, что также приводит к кавитационному режиму работы гидронасоса.

Цель изобретения — повышение надежности путем исключения. возможнос. ти работы гидронасоса в кавитационном режиме.

Поставленная цель достигается тем, что источник сейсмических сигналов, содержащий регулируеьий гицронасос с приводом от двигателя внутреннего сгорания и установленным на нем регулятором с рычагом управле" ния и рычагом останова, соединенными с мембранными нневмоцилиндрами, блбк гидропривода, связанный напорной и сливной гидролиниями с гидронасосом, соединенный со сливной гидролини. ей гидробак с гидравлической и пневматической полостями и привод управ-. ления регулятором, включающий источник сжатого воздуха, связанный пневмолицией с пневматической полостью гидробака и иневмолиниями с мембранными пнавмоцилиндрами рычага управления через пневмоклапан и ры .ага останова через пневмопереключатель, снабжен редукционным пневмоклапаном, установленным в пневмолинии, соециняющей источник сжатого воздуха с пневматической полостью гидробака, и пневмораспределителем с оцносторонним пневматическим управлением, установленным в цневмолинии, связывающей пневмо- переключатель с мембранным пневмоцилиндром рычага останова, при зтои пневмораспредслитель пневмолинией управления связан с пневматической полостью гкдробака.

1125566

Изобретение позволяет автоматически поддерживать требуемое давление в пневматической полости гидробака и исключает запуск двигателя внутреннего сгорания и гидронасоса, если отсутствует давление во всасывающей гидролинии, т.е, исключает работу гидронасоса в кавитационном режиме и повышает надежность всей гидросистемы.

На чертеже показана гидропневмокинематическая схема источника сейс.!

О мических сигналов.

Источник сейсмических сигналов состоит из гидронасоса l переменной производительности с приводом от двигателя 2 внутреннего сгорания, на котором установлен регулятор 3 с рычагом 4 управления и рычагом 5 останова ° 20

Гидронасос 1 напорной гидролинией

6 связан с блоком 7 гидропривода, а последний сливной гидролинией 8 связан с охладителем 9 рабочей жидкости который гидролиниями 10 и 11 через 25 фильтр 12 связан с гидронасосом 1.

Сливная гидролиния !О соединена с гидролинией 13 с гидробаком !4, имеюг.им гидравлическую 15 и пневматическую 16 полости. Гидронасос 1 предохраняется от перегрузок пгедохранительным гидроклапаном 17, связанным гидролинией 18 с напорной гидролинией 6 и гидролинией 19 со сливной гидролинией 8.

Источник 20 сжатого воздуха

35 пневмолиниями 21 и 22 соединен через пневмоклапан 23 и мембранный ,пневмоцилиндр 24 с рычагом 4 управления, пневмолиниями 25 — 27 через

40 пневмопереключатель 28, пневмораспределитель 29 и мембранный пневмоцилинцр 30 — с рычагом 5 останова, а пневмолиниями 31 и 32 через редукционный пневмоклапан 33 — с пневмати

4 ческой полостью 16 гидробака 14.

Редукционный пневмоклапан 33 снабжен эадатчиком 34 режима работы

Пневмораспределитель 29,снабжен пневматической камерой его управления(не

50 показана), которая пневмолинией 35 связана с пневматической полостью 16 гидробака 14. Пневматическая полость

16 гидробака 14 пневмолинией 36 связана с предохранительным пневмоклапаном 37, B пневмолинии 25 установлен кран 38.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении предохранитель. ный пневмаклапан 37 настроен на максимальное рабочее давление в пневматической полости 16 гидробака

14, а предохранительный гидроклапан

17 — на максимальное рабочее давление в напорной гидролинии б.

Рабочая. полость мембранного пневмоцилиндра 30 через пневмораспредели тель 29 и пневмолинию 27 связана с атмосферой, при этом своей пружиной шток пневмоцилиндра. 30 устанавливает рычаг 5 останова регулятора 3 в положение выключенной подачи топлива

Перед запуском двигателя 2 открывается кран 38, включается пневмопереключатель 28 и задатчиком 34 режима работы настраивается редукционный пневмок.-.апан 33 на рабочее давление в пневматической полости 16 гидробака 14.

Редукционный пненмоклапан 33 автоматически поддерживает постоянное давление на выходе при условии, что давление на входе больше давления на выходе, причем давление на выходе зависит от установки эадатчика 34 режима работы.

Предохранительный пневмоклапан 37, связанный пневмолинией 36 с пневматической полостью 16 гидробака 14, ограничивает в этой полости максимальное давление.

Из пневматической полости 16 по пневмолинии 35 поток воздуха поступает в пневмораспределитель 29, включает его и соединяет пневмолинии 26 и

27. Под давлением воздуха, поступающего по пневмолиниям 25 — 27 через включенные пневмопереключатель 28 и пневмораспределитель 29, шток мембранного пневмоцилиндра 30 перемещается вправо и освобождает рычаг 5

Останова.

Одновременно сжатый воздух по пневмолинии 2! поступает K пневмоклапану 23, предназначенному для создания на выходе переменного давления воздуха, и как следствие, переменного усилия на выходе мембранного пневмоцилиндра 24. От пневмоклапана 23 поток поступает по пневмолинии 22 в рабочую полость мембранного пневмоцилиндра 24 и перемещает рычаг 4 управления регулятора 3, вследствие чего устанавливается необходимая частота вращения двигателя 2.

В процессе работы двигателя 2 пневмоВ случае же, к .да давление в сливных гидролиниях 8, 10 11 и 13 уменьшается, редукционный клапан 33 увеличивает поток сжатого воздуха и поднимает давление в пневматической полости 16 гидробака 14.

Редукционный пневмоклапан 33, через который связана пневматическая полость 16 гидробака 14 с источником

20 сжатого воздуха, и предохранитель. ный пневмоклапан 37 автоматически поддерживают давление в этой полоетипостоянным.

В случае же отсутствия давления в пневматической полости 16 гидробака 14, пневмораспределитель 29 выключается, соединяет рабочую полость мембранного пиевмоцилиндра 30 с атмосферой, пружина пневмоцилиндра

30 автоматически устанавливает рычаг 5 останова в положение "выклю. ченной" подачи топлива в двигатель

2. Двигатель 2 прекращает работу, а вместе с ним прекращает работу и гидронасос 1 °

Таким образом, применение изобретения позволяет автоматически поддерживать заданное давление в пневматической полости гидробака, сливной гидролинии и на всасывании гидронасоса, автоматически останавливать двигатель и гидронасос в случае уменьшения давления в пневматической полости гидробака низе допустимого. Лвтоматическое поддержание номинального давления в гидробаке и сливной гидролинии исключает работу гидронасоса в кавитационном режиме и, как следствие, повышает надежность гидросистем.

7 1!25566 переключатель 28 и пневмораспределитель 29 включены, сжатый воздух поступает IIQ пневмолиниям 25 — 27 в рабочую полость мембранного пневмоцилиндра 30 и освобождает рычаг 5 останова регулятора 3. Двигатель 2 приводит в действие гидронасос-1, который по гидролинии 6 нагнетает рабочую жидкость в блок 7 гидропривода. !О

Отработанная рабочая жидкость по гидролинии 8 поступает в охладитель

9 рабочей жидкости. Охлажденная до номинальной температуры рабочая жидкость по гидролинии !О поступает в фильтр 12, очищается от механических примесей и по гидролинии 11 . поступает на всасывание гидронасоса

1.

Из гидравлической полости 15

20 гидробака !4 с внутренним давлением, созданным era пневматической полостью

16, рабочая жидкость по гидролинии

13 поступает в гидролинию 10, где вместе с отработанной жидкостью очищается от механических примесей в фильтре 12 и по гидролинии ll поступает на всасывание гидронасоса

1, чем осуществляется подпитка гидронасоса с избыточным давлением, 30 равным давлению в пневматической полости 16 гидробака 14. Подача рабочей жидкости на всасывание гидронасоса 1 под давлением исключает его работу в кавитационном режиме

В процессе работы гидравлических механизмов избыточное давление в сливных гидролиниях 8, 10, )1, 13 и гидробаке 14 сбрасывается предохранительным пневмоклапаном 37.

1125566

Составитель Н. Чихладзе

Редактор О.Бугир Техред Т.Фанта Корректор О.Тигор

Заказ 8534/34 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов Источник сейсмических сигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам сейсморазведки и может быть использовано в вибрационных технологических установках

Изобретение относится к области технической гидроакустики и, в частности, к активным гидроакустическим системам, предназначенным для исследования промыслового шельфа на нефть и газ, определения места установки буровой вышки, для обнаружения подводных объектов и классификации их в реальном масштабе времени, для создания имитирующего акустического поля при калибровке и аттестации среды и шумящих объектов, для мониторинга разрабатываемых месторождений и рыбных запасов океана

Изобретение относится к средствам сейсмической разведки и может быть использовано в качестве источника сейсмических сигналов

Изобретение относится к сейсморазведке, а точнее к системам для ведения полевых сейсморазведочных работ

Изобретение относится к области электромагнитных приводов, предназначенных для создания импульсных усилий в невзрывных источниках сейсмических сигналов, используемых при сейсморазведочных работах, и может применяться в других случаях, когда на рабочее тело необходимо создавать кратковременные силовые воздействия
Наверх