Устройство для подборки сейсмических кос

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДГОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенный в кузове подборочный механи М с ведущим барабаном, ролики с прижимом и связанный с кузовом направляющий механизм с корпусом, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей корпус выполнен в виде телескопической штанги и снабжен шарнирно связанными с ее концами кронштейнаьш с блоками , причем штанга одним концом связана с задней стенкой кузова с возмозкностью фиксированного поворота направляющего механизма в поперечной штоскости устройства. (/) (ри,г.1 25 2S

союз соаетсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (б1) 5 01 V 1/16 р1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTGPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ госудм стаенный комитет сссР по делАм изОБРетений и отнРитий (21) 3626965/24-25 (22) 22,07.8 (46) 23. 11,84. Бюл.N -43 (72) A.À.Ïåâíåâ, А.П.Андросенко, В.И.Родионов и С.Ю.Самарченко (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (533 550.834(088.8) (56) 1 Авторское свидетельство СССР

1693295, кл. С, 01 Ч 1/16, 1977.

2. Паспорт ЮД 4.050.000ПС Машина смоточная СМ-80, Сибирское особое конструкторское бюро. НПО "НеАтегеоАизикан Министерства геологии СССР, Новосибирск, 1980, с.3-5 (прототип) . (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ

СЕЙСМИЧЕС(Л(Х КОС, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенный в кузове подборочный механизм с ведущим барабаном, ролики с прижимом и связанный с кузовом направляющий механизм с корпусом, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей корпус выполнен в виде телескопической штанги и снабжен шарнирно связанными с ее концами кронштейнами с блоками, причем штанга одним концом связана с задней стенкой кузова с возможностью Аиксированного поворота направляющего механизма в поперечной плоскости устройства.! !25571

Изобретение относится к сейсморазведке, а именно, к вспомогательным устройствам, применяемым при проведении сейсморазведочных работ, Известно устройство для подборки сейсмических кас, содержащее автома-

I шину, установленные в ее кузове подборачный агрегат с приводом и системой управ11ення, Подбароч||ый агрегат данного устройства вь|пблнен в виде |О рамы с закрепленными на ней неподвижfio асновньгми роликовыми опорами, двух кольцевых лент из эласти .ного матерпала, каждая из которых охватывает не менее, чем две основные роликовые |5 опоры та|1,, что их внешние стороны с О1!р1!кас:.нзтся донат!Нител ной падгижна!1 !)О|111КОБОЙ oflopoH с пружинОЙ обеспетт.!юще11 натяжение кольцевых лент и их пр1|жим одна к другой,причем, 20 роликовые о|!Ор|:. расположе!!!1 так, что раccToslilil5f междg 1\х поверхностями превышаюl размеры сейсмаприемникаВ, .Кром". того, рама |1одборочного агрегата с основанием связана механизмом пе- . ?5 ремещения подбарочного агрегата Относи ех11-.но Основания B 110IIF ðe÷íoì на" правлении для более равнамер.най укладки сейсмической косы в кузове антоf fB1Ш!НЫ. 30

Для раскладки косы на профи.!е двигатель привода реверсируется и транспортирование косы осуществляется В обратном направлении из кузова на грунт. 35

Поскольку подборочный агрегат перемещается в кузове автомобиля с пам О1.!ь!о мех а ни зма и ер ем еще ния

В поперечном направл" íèè и не выходит за:"абар||ты автомашины, 40 то сейсмическая коса может укладываться за автомашиной, не превышая ее ширины j1j .

При проведении сейсмораэведачных работ вибрационными источниками, опорная плита которых равна ширине источников, расположенная на проезжей части сейсмическая коса эат $удняет Выполнение сейсмаразведачных работ, чта сужает зксплу-50 атационныя вазможнОсти данногО уст» раЙствао

1!а|!более близким техническим решением к изобретению является устройство для подборки сейсмических кос, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенный в кузове подбарачный механизм с ведущий барабаном, ролики с прижимам и связанный с кузовом направляющий механизм с корпусом.

Подборочный механизм содержит веду|Ш!й барабан, кинематически связаннь .й с электроприводом муфтой сцепления с заданным крутящим моментом проскальзывания, ведомый барабан, соприкасающийся в горизонтальной плоскости по его образующей с ведуп!Нм барабаном, установленный под пневмобарабаном косоукладчик, выполненный в ниде полого вала, кинематически связанного через периодический варчатор с ведомым барабаном, и накланнога лотка, закрепленного на нижнем торце полого вала для укладки сейсмической косы в кольцевую бухту на днище касаприемнай емкости °

Направляющий механизм содержит сварной корпус, на котором установлены направляющие ведомые барабаны. Корпус связан с кузовом с возможностью установки направляющего механизма в рабочее и транспортное положения (2), Так как направляющие механизмы в известном устройстве расположены на боковых стенках кузова, то сейсмическая коса укладывается на сейсморазведочный профиль сбоку устройстВа, что затрудняет проведение сейсморазведочных работ на узких лесных дорогах, и ограничивает эксплуатационные возможности устройства.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей устройства. указанная цель достигается тем, что в устройстве для подборки сейсмических кос, содержащем транспортное средство с кузовом, расположенный в кузове подборочный механизм с ведущим барабаном, ролики с прижимом и связанный .с кузовом направляющий механизм с корпусом, последний выполнен в виде тслескопической штанги и, снабжен шарнирно закрепленными с ее концами кронштейнами с блоками, причем оси шарниров установлены на линии, совпадающей с осью, расположенной между блоками, сейсмической косы, а штанга одним концом связана с задней стенкой кузова с воэможностью фиксированного поворота направляющего механизма в поперечной плоскости устройства.

50

Оси 37 и 38 лежат на одной линии с осью сейсмической косы 23, расположенной между блоками 31 и 32. На кронштейнах 29 и 30 в зоне блоков

31 и 32 установлены откидные фиксаторы 39 и 40, исключающие соскальзывание сейсмической косы 23 иэ ручья блоков 31 и 32.

3 125

На фиг.1 показано устройство, вид сбоку, на фиг.2 — узел 1 на фиг.1, на фиг.3 — вид А на фиг.1, на фиг.4 сечение Б-Б на фиг.2.

В кузове транспортного средства

1 (фиг.1 и 2) установлена система

2. управления, на кронштейнах 3 установлен подборочный механизм 4, а на кронштейнах 5 и 6 — направляющий механизм 7. 10

Подборо ный механизм 4 содержит раму 8, на которой расположен ведущий барабан 9 с приводным двигателем

10. Сзади на раме 8 подборочного механизма 4 установлены направляющие ролики 11 и 12. К верхней части рамы 8 на осях 13 и 14 присоединен прижимной механизм 15.

Прижимной механизм 15 содержит корпус 16, балансирную тележку 17 с рычагом 18 и прижим 19. Балансир— ная тележка 17 имеет ролики 20 и 21 и своим рычагом 18 шарнирно связана с корпусом 16.

Балансирная тележка 17 шарнирно 25 связана с рычагом 18.

В верхней передней части кузова транспортного средства 1 установлен направляющий ролик 22, по которому перемещается сейсмическая коса 23.

В передней части транспортного средства 1 установлен подъемный механизм

24, содержащий опорный 25 и направляющие 26 ролики. Подъемный механизм 24 в свою очередь связан с пе35 редней частью рамы 27 транспортного средства 1.

Направляющий механизм 7 содержит корпус, выполненный в виде телескопической штанги 28, на концах кото- 40 рой шарнирно установлены кронштейны 29 и 30 с блоками 31 и 32 соответственно, и состоящий из наружной

33 и внутренней 34 секций.

С внешними концами секций 33 и 34 жестко связаны проушины 35 и 36, через которые осями 37 и 38 секции 33 и

34 шарнирно соединены с кронштейнами 29 и 30.

571 4

К наружной секции 33 штанги 28 жестко присоединена серьга 41, которая осью 42 шарнирно соединена с кронштейном 5, в свою очередь болтами 43 жестко соединенный с задней стенкой кузова транспортного средства 1.

Таким образом, осью 42 штанга 28 шарнирно связана с задней стенкой кузова транспортного средства 1.

К задней стенке кузова транспортного средства 1 винтами 44 (фиг.2) жестко присоединен кронштейн 6.

К последнему болтами 45 прикреплена пластина 46, которая одной своей стороной жестко связана с наружной секцией 33 корпуса 28, а к другой стороне приварен клеммный зажим 47, охватывающий секцию 34 штанги 28.

Клеммный зажим 47 стягивается болтом 48.

На задней стенке кузова транспортного средства 1 (фиг.3) выполнены крепежнь е отверстия 49 для установки кронштейна 6 (фиг. 1- 3), а вместе с ним и направляющего механизма 7 в разные положения.

Каждый блок 31 и 32 (фиг.2 и 4) состоит из шкива 50 (фиг.4) в центра,льном отверстии которого установлены подшипники 51 качения, напрессованные на ось 52, жестко связанную с кронштейном 30. Подшипники 51 качения фиксируются на оси 52 гайкой 53.

С торцов осевое отверстие шкива

50 закрыто крышками 54 и 55. В осевом отверстии крышки 55 установлен сальник 56.

Каждый фиксатор 39 и 40 (фиг.2 и 4) состоит иэ корпуса 57 (фиг.4), на котором установлен ролик 58. Внутри корпуса 57 установлен стержень

59 с пружиной 60 и рукояткой 6 1.

Стержень 59 удерживается в корпусе

57 колпачковой гайкой 62. Корпус 57 установлен на оси 63 с возможностью его поворота вокруг этой оси и удерживается йа ней стопорным кольцом 64 ° .

В кронштейне 30 выполнено отверс- тие 65 для захода в него заостренной нижней части стержня 59. Оси 37 и 38 (фиг.2 и 4) удерживаются от выпадания из серег 35 и 36 планками 66, размещенными в пазах 67. Планки 66 крепятся к проушинам 35 и 36 болтами 68.

Устройство для подборки сейсмических кос работает следующим образом.

1125571

Транспортное средство устанавливается над концом сейсмической косы

23 кли рядом с ним. Подъемный меха.— низм 24 устанавливается таким образом, чтобы опорный 25 и няправлягощке

26 роликк находились в вертикальном угле вкдимости через лобовое стекло.

Направляющий механизм 7 устанавливается в вертикальном положении.

Вручную с одной стороны подбороч- 10 ного механизма 4 освобождают оси 13 и 14 и на. последних установленных с противоположной стороны, поворачивают ггри)глмной механизм 15. Конец сейсмической косы 23 укладывают на 15 бокову)о поверхность ведущего барабана

9 ° После чего устанавливают прижимной механизм 15 в исходное положение и фиксируют его в этом положении осямк 13 гг 4, 20

Сейсмическая коса 23 роликами 20 к Z! установленными на балансирной тележке 17. и пркжкмо:I 19 прижимает-ся к бо (OEIoII поверхности ведущего барабана 9, после которого свободный кoIIOIl с""éñìè÷åñêîé косы 23 укладывается па г.аправляющкй ролик 11 к ïðîмежду poIIHI(c-MI1 1 2 .

Затем конец сейсмической косы 23 заправля:от в блоки 31 к 32. Для это- Зг) ,го рукояткой 6 1,сжимая пружину 60., стержень 59 перемещают El осевом на-: правлении до тех пор пока pI о 3cL остренный конец не выйдет кз отверстия 65 кро«««IIII I 30.,Колпачг(овая гайка 62 воспринимает усилие пружкны 60. Фиксатор 40 вмес ге с его роликом 58 и корпусом 57 на OOI 63 повор".»èâàKlò в сторону и сейсмкчес— кую косу 23 вводят в ручей шкива 4о )О, затем фиксатор 40 устанавлквают в исход ое положенке.

Стопорное кольцо 64 удерживает фиксатор 40 на оси 63. Аналоги гно поворачивают фикса ор 39 и сейс а4ческую косу 23 вводят в ручей блока

31. Фиксатор 39 устянявлывагот в исходкое положение.

Затеи сейсмкческую косу 23 укладывают па направляющий ролик 22.

После заправки конца сейсмической косы ?3 в устройство для подборки сейсмггческих кос последнее начинает движение вдоль сейсмической косы

23, расположенной на сейсморазведочIIo » профиле, и одновременно с помощью сисгемы 2 управления включают приводной двигатель 10, который приво.дит во вращение ведугций барабан 9.

Последний начинает вращаться по часовой стрелке H зя счет фрикцконньа( скл увлекает за собой сейсмическую косу 23 и подает ее в кузов транспортного средства 1.

Бяланскрная тележка 17 шарнирно связанная с рычагом 18, который вторьгм своим концом шарнирно связан с корпусом 16, прижимом 19 обеспечивает необходимое усилие прижима сейсмической косы 23 роликами 20 и 2! к ведущему барабану 9.

Ролики 25 и 26 подъемного механизма 24, направляющий ролик 22, я также самоустанавливающиеся блоки 31 и 32 обеспечивают направление сейсмической косы в подборочный механизм 4 который H укладывяеT ее в кузов транс ортного средства 1.

Кронштейны 3 и рама 8 обеспечивают надежное крепление подборочпого механизма 4 к кузову транспортно! О средства.

Корпус направляющего механизма

7 выполнен в виде телескопической штанги 28, позволяющей относительное перемещение его секций 33 и 34 и регулирующей положение блока 32, исг(лгочя|ощим контакт сейсмической Ко сы 23 по кузову транспортного средства 1.

Для регулировки необходимо отвернуть болт 48 с. клеммыого зажима

47. Последний разжимается и освобождает секцию 34, которую выдвигают на требуемую велкчкну к фиксируют в этом положении клеммным зажимом 47, При перемещении сейсмической косы 23 по блокам 31 и 32 их шкивы

50 за сче- подшипников 51 вращаются ня осях 52 с достаточно малым усилием.

Крышки 54 и 55, а также сальник

56 исключают загрязненке подшипников 51 качения. Гайка 53 удерживает шкив 50 на оси 52.

Блок 31 своим кронштейном 29 и осью 37 шарнирно связан с проушиной 35, а блок 32 своим кронштейном 30 и осью 38 шарнирно связан с проушиной 36. Проушины 35 и 36 жестко соединены с секпкями 33 и 34 корпуса 28. Планки 66 расположенные в пазах 67 и соединенные с проушинами 36 и 37 болтами 68 фиксируют оси 37 и 38 в рабочем положении.

Оси 37 и 38 расположены на одной линии, совпадающей с осью сейсмичес1125571 кой косы 23, расположенной между бло— ками 31 и 32, что обеспечивает самоустановку блоков 31 и 32 по сейсмической косе 23.

Прикрепленная к наружной секции 5

33 штанги 28 серьга 41, шарнирно установлена на оси 42 и позволяет осуществлять поворот направляющего механизма

7 вокруг оси 42.

Ось 42 жестко связана с кронштейном 5, который болтами 43 жестко связан с задней стенкой кузова транспортного средства 1, Фиксация направляющего механизма 7 в разных положениях осуществляется кронштейном 6, который болтами 45 соединен с пластиной

46. Последняя в свою очередь жестко соединена с наружной секцией 33 штанги 28.

В задней стенке кузова транспортного средства 1 на одинаковом расстоянии от оси 42 выполнены резьбовые отверстия 49 позволяющие винтами 44 устанавливать направляющий механизм

7 в разных положениях. Количество положений направляющего механизма

7 зависит от количества выполненных резьбовых отверстий 49.

Скорость подборки сейсмической косы 23 синхрониэируется вручную опе- 30 ратором устройства с движением транспортного средства с помощью системы

2 управления.

Для раскладки сейсмической косы

23 на сейсморазведочном профиле на-1 правляющий механизм 7 устанавливают в разные положения (фиг.3).

Если требуется раскладка сейсмической косы 23 справа, то направляющий . механизм 7 устанавливают в горизон -

1 то направляющий механизм 7 повора7 о чивают на 180 по отношению к пока- 4s занному на фиг.3 если требуется раскладка сейсмической косы 23 по оси транспортного средства 1, то направляющий механизм 7 устанавливают вертикально вниз, если требуется о раскладка сейсмической косы 23 в промежуточном положении, то направляющий механизм 7 закрепляется на задней стенке транспортного средства

1 в соответствующем положении. 55

Для установки направляющего механизма 7 (фиг. 1-3) отворачивают винты

44 освобождают кронштейн 6, устанавУ ливают направляющий механизм 7 в требуемое положение и в этом положенки винтами 44 закрепляют кронштейн 6. Винты 44 вворачивают через крепежные отверстия кронштейна

6 в резьбовые отверстия 49 выполненные на задней стенке кузова транспортного средства 1.

Направляющий механизм 7 поворачивается вокруг ocrr 42.

После установки направляющего механизма 7 в требуемое положение отворачивают болт 48 освобождают секцию 34 и, перемещая ее, устанавливают блок 32 в требуемое положение. После установки блока 32 завинчивают болт 48, зажимая клеммное соединение 47, которое фиксирует секцию 34 в этом положешш.

Транспортное средство 1 начинает движение вдоль сейсмического профиля, одновременно с началом движения системой 2 управления включают приводной двигатель 10. Последний начинает вращаться в противоположную сторону (против часовой стрелки) и вместе с нпм вращается ведущий барабан 9 и прижат re r его боковой поверхности ролики 20 и 21. Зажатая между ролика.:и 20 и 21 и боковой поверхностью ведущего барабана 9 сейсмическая коса 23 за счет связи увлекается и подается через направляющий механизм 7 на сейсморазведочный профиль. Возможно и непосредственное вытягивание сейсмической косы

23 через свободно вращающиеся ролики 20 и ?1, ведущий барабан 9 и блоки 31 и 32 награвляющего механизма 7 при движении транспортного средства 1. При этом конец сейсмической косы 23 предварительно закрепляется на сейсморазведочном профиле.

Предлагаемая конструкция устройства для подборки сейсмических кос позволяет осуществлять подборку сейсмической косы сбоку транспортного средства I, при этом направляющий механизм 7 устанавливается горизонтально (фиг.3).

Таким образом, выполнение корпуса йаправляющего механизма в виде телескопической штанги и снабжение его шарнирно закрепленными на его концах кро.пптейнами с блоками позволяет регулировать расстояние между блоками и обеспечивать раскладку сейсми-, 1125571 ческой косы как за колеей транспортного средства, так и в ней.

Связь наружной секпии корпуса направляющего механизма с задней стенкой кузова транспортного средст- 5 ва с возможностью фиксированного поворота направляющего механизма в плоскости, перпендикулярной продольной оси устройства, позволяет направляющий механизм устанавливать

l0 в положениях, позволяющих осуществлять прием сейсмической косы как с боков кузова транспортного средства за его шириной, так и в пределах его ширины. Данная связь позволяет

15 также осуществлять раскладку сейсмической косы на сейсморазведочный профиль как в колее устройства, так ч за ее пределами, Данное преимущество позволяет производить сейсморазведку любыми источниками сейсмических сигналов и на любой местности, где возможен проезд транспортных средств, что значительно расширяет эксплуатационные возможностй предлагаемого устройства.

Технико-экономическая эффективность устройства для подборки сейсмических кос определяется расширением их эксплуатационных возможностей, т.е. обеспечиванием раскладки и подборки сейсмических кос по всей ширине профиля в зависимости от вида источников сейсмических сигналов, что исключает ручные переносы кос по ширине профиля. Исключение ручных работ сокращает количество обслуживающего персонала .и повышает производительность сейсморазведочных работ

1325571

Ри гЗ

1125571

Фаг. Ф уущщ 353l> /34 fplgaK 10 Подписное

Фидиал ШШ Ь тенР, r.Ужгород„ ул.Гроектная, 1

Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос Устройство для подборки сейсмических кос 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сейсмическим приемникам и может быть применено для оповещения населения о землетрясении

Изобретение относится к сейсмометрии, в частности к приемникам сейсмических сигналов, и может быть использовано в сетях сейсмических наблюдений

Изобретение относится к области регистрации сейсмических колебаний и может быть использовано в области разведочной геофизики и других областях техники для регистрации колебаний

Изобретение относится к сейсмометрии и может быть использовано в сейсмологии для контроля и измерения параметров колебаний почвы на суше и в море, вызываемых искусственными или естественными источниками вибраций

Изобретение относится к способу и устройству для выявления структурных изменений в твердых телах

Изобретение относится к области регистрации упругих волн, в частности инфразвуковых колебаний, и может быть использовано для регистрации упругих волн в твердых, жидких и газообразных средах, в частности сейсморазведке, метеорологии, дефектоскопии твердых тел и т.д

Изобретение относится к сейсмометрии, в частности к устройствам для преобразования сейсмических колебаний в электрические сигналы, а также может быть использовано для измерения вибрации сооружений и конструкции

Изобретение относится к области сейсмической разведки, к сейсмическим приемным устройствам
Наверх