Способ создания ледяного гидротехнического сооружения

 

1. СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОГО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, заключакщийся в перемещении ледяного массива к месту его установки с последующей посадкой его на дно водоема, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет использования ледяного сооружения в качестве причала и повышения его устойчивости, перед перемещением ледяного массива ему придают форму прямой трехгранной призмы, в Основании которой лежит треугольник, стороны которого являются образующими граней лицевой стенки, подошвы и территории причала, причем угол между гранью лицевой стенки и гранью территории причала составляет около 90, а угол между гранью подошвы и гранью территория причала равен углу наклона дна водоема в месте установки ледяного массива, после этого сформированный ледянс массив ориентируют таким образом, чтобы nor дошва сооружения располагалась парадлельно дну водоема, затем ледя .ной массив перемещают к месту установки и устанавливают, сопрягая его подошву с дном Лодоема.

0% 01) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОИ4МЗП

РЕСПУБЛИК

923 А з

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP

nO WHAM ИЗОБ1 ЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

onHGAHHE иЭОБРЕ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3539053/29-15 (22) 10 ° 01 ° 83 (46). 15.12.84. Бюл. 9 46 (72), Л.В.Иванов и Е. С. Виноградов (53) 627.2 (088.8) (76) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 859229, кл. В 63 В 35/44, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

В 914712, кл. Е 02 В 17/00, 1980 (прототип). (54) (57) 1. СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОГО

ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, заключающийся в перемещении ледяного массива к месту его установки с последующей посадкой его на дно водоема, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных воз- можностей аа счет использования ледяного сооружения в качестве причала и повышения его устойчивости, перед перемещением ледяного массива ему придают форму прямой трехгранной призмы, в основании которой лежит треугольник, стороны которого являются образующими граней лицевой стенки, подошвы и территории причала, причем угол между гранью лицевой стенки и гранью территории причала составляет около 90, а угол между гранью подошвы и гранью территории причала равен углу наклона дна водоема в месте установки ледяного массива, после этого сформированный ледяной массив ориентируют таким образом, чтобы по дошва сооружения располагалась па- Я раллельно дну водоема, затем ледя- . ной массив перемещают к месту установки и устанавливают сопрягая его подошву с дном водоема.

112 .ь

2. Спасобпоп. 1, отличаюшийся тем, что ледяной массив отделяют от айсберга и придают ему форму прямой трехгранной призмы, в основании которой лежит треугольник.

3. Способ по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что сформированный ледяной массив ориентируют и переме,щают к месту установки за счет ис9283 .пользования энергии ветра, для чего массив временно оборудуют парусным вооружением.

4. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что установку ледяного массива на дно водоема производят при нагонном ветре в период максимального прилива.

Изобретение относится к морским гидротехническим сооружениям и предназначено для создания причалов из льда, преимущественно в условиях Ап:тарктики. 5

Известен способ создания ледяных причалов путем послойного намораживания ледяного массива и придания емуформы, обеспечивающей возможность удобной швартовки к нему судов (1-).

Недостатками известного способа в применении к природным условиям Антарктики являются недолговечность и недостаточная устойчивость ледяного массива, намораживаемого из морс-15 кой воды, соленость которой у берегов Антарктиды равна 34Х» а также большие трудовые затраты.

Известен также способ создания ледяного гидротехнического сооружения, заключающийся в перемещении ледяного массива к месту его установки с последующей посадкой его на дно водоема (2).

Недостатком указанного способа соз- Zg дания ледяного сооружения является недостаточная устойчивость при посадке на дно водоема ледяного массива (айсберга), основание которого имеет произвольную форму, не совпадающую с рельефом дна.

Кроме того, при установке айсберга у берега из-за большой осадки айсберга между ним и берегом неизбежно образуется большой разрыв, что приводит

35 к увеличению объемов, сроков и стоимости строительства причального сооружения, обусловленному необходимостью возведения соединительной дамбы.

Целью изобретения является расши40 рение функциональных возможностей за счет использования ледового сооруже2 ния в качестве причала и повышение его устойчивости.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу создания ледяного гидротехнического сооружения, заключающемуся в перемещении ледяного массива к месту его установки с последующей посадкой его на дно водоема, перед перемещением ледяного массива ему придают форму прямой трехгранной призмы, в основании которой лежит треугольник, стороны которого являются образующими граней лицевой стенки, подошвы и территории причала, прИчем угол между гранью лицевой стенки и гранью территории причала составляет около 90, а угол между гранью подошвы и гранью территории причала равен углу наклона дна водоема .в месте установки ледяного массива, после этого сформированный ледяной массив ориентируют таким образом, чтобы подошва сооружения располагалась параллельно дну водоема, затем ледяной массив перемещают к м сту установки и устанавливают, сопрягая его подошву с дном водоема.

Ледяной массив отделяют от айсбер-. га и придают ему форму прямой трехгранной призмы, в основании которой лежит треугольник.

Сформированный ледяной массив ориентируют и перемещают к месту установки за счет использования энергии ветра, .для чего массив временно оборудуют парусным вооружением.

Установку ледяного массива на дно водоема производят при нагонном ветре в период максимального прилива.

На фиг. 1 изображена операция отделения ледяного массива от айсберга, на фиг. 2 — операция по уменьшению

1129283 осадка и изменению наклона ледяного массива, на фиг. 3 — перемещение ледяного массива к месту его установки, на фиг. 4 — установка ледяного массива для использования его в качестве причала с повышенной устойчивостью.

Способ реализуется путем отделения от айсберга 1 ледяного массива 2 и придания ему формы прямой трехгран ной призмы, в основании которой лежит1б треугольник, стороны которого являются образующими граней лицевой стенки

3, подошвы 4 и территории причала 5, с помощью резаков б, например паровых, электрических или лазерных. Изменение наклона ледяного массива 2 и его осадки осуществляют с помощью водоизмещающих емкостей 7, соединенных тросами 8, пропущенными под подошвой ледяного массива 2. Водсиэмещаюшие емкости 7 снабжены обратными клапанами 9 и соединены шлангами 10 с компрессором (не показан).

Ледяной массив 2 может быть оборудован парусным вооружением 11, 25 обеспечивающим его ориентацию и перемещение к месту установки.

Фиксация ледяного массива 2 относительно дна водоема осуществляется эа счет собственной массы, равной подъемной силе отсоединяемых после установки массива водоизмещающих емкостей 7, а также с помощью свай 12, верхние части которых возвышаются над поверхностью массива и могут служить

35 швартовыми тумбами.

Способ осуществляется следующим образом.

В районе, где намечено осуществить создание причала, измеряют уклон дна водоема и убирают с него валуны, после чего из плавающих или сидящих на мели айсбергов выбирают такой, у которого поверхность наиболее ровная, а одна из боковых сторон вертикальная. Преимущество отдают перевернутому айсбергу в связи с большей прочностью его льда. Затем отделяют от айсберга 1 ледяной массив

2, которому придают форму трехгран50 ной прямой. призмы, в основании котоГ рой лежит прямоугольный треугольник, стороны которого являются образующими граней лицевой стенки 3, подошвы ч-и территории причала 5. Для удоб- 1 ства швартовки и разгрузки судов угол

55 между гранью лицевой стенки и гранью будущей территории причала составляет около 90 . После этого сформированный ледяной массив 2 ориентируют таким образом, чтобы грань призмы (подошва сооружения), образованная гипотенуэой, располагалась параллельно дну водоема, а осадку ледяного массива временно уменьшают с помощью водоизмещающих емкостей 7 и соединяющкк нх тросов 8, пропущенных под подошвой массива 2. Для заполнения емкостей 7 воздухом по шлангу

10 от компрессора (не показан) в них . подают сжатый воздух,при этом находящаяся в емкостях вода удаляется (выдавливается) через обратный клапан 9.

Затем ледяной массив 2 перемещают в сторону берега до полного сопряжения наклонных поверхностей — подошвы массива 2 и дна водоема.

После установки ледяного массива

2 на предусмотренное для него место водоизмещающие емкости 7 отсоединяют, и ледяной массив всей своей массой садится на дно водоема. Дополнительно,массив 2 может быть зафиксирован относительно дна водоема с помощью свай 12, Отделение ледяногб массива от айсберга 1 и придание ему формы трехгранной прямой призмы осуществляют с помощью резаков 6, например паровых, электрических или лазерных.

Ориентацию и перемещение сформированного ледяного массива 2 к месту его установки осуществляют эа счет . использования энергии ветра, для чего массив 2 временно оборудуют парусным вооружением 11.

Использование предлагаемого способа создания ледяных причалов в условиях Антарктиды обеспечивает повьш ение устойчивости ледяного сооружения вследствие полного сопряжения подошвы сформированного ледяного массива с дном водоема, сокращение объемов, сроков и стоимости стройтельства ледяного причала в результате того, что вместо длительного и трудоемкого процесса послойной наиорозки ледяного массива в.качестве последнего используют отделенный от айсберга массив льда такой формы, которая обеспечивает удобную швартовку судов и не требует строительства дамбы, соединяющей массив (гричал) с берегом.

1129283 г. Уигород, ул. Проектная, 4

Способ создания ледяного гидротехнического сооружения Способ создания ледяного гидротехнического сооружения Способ создания ледяного гидротехнического сооружения Способ создания ледяного гидротехнического сооружения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к области подводного хранения как самих судов, так и находящихся внутри них штучных, сыпучих и жидких грузов при отсутствии на судах членов экипажа, при этом как их опускание на заданную глубину, так и подъем на поверхность происходят автоматически по команде с берегового пульта управления, переданной на судно по гибкому водостойкому силовому кабелю, который вилкой на одном конце соединяется с розеткой на борту судна, образуя герметичное водостойкое электросоединение, а другим концом соединен с пультом

Изобретение относится к строительству морских буровых платформ, в котором отражено устройство и способ транспортировки и установки палубы морской буровой платформы на находящееся в море опорное основание

Изобретение относится к области устройств для добычи полезных ископаемых, преимущественно на покрытых водой территориях, в том числе и на замерзающих акваториях, более конкретно к полупогружным плавучим буровым установкам (ППБУ)

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и предназначено для освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и предназначено для использования при освоении континентального шельфа преимущественно на мелководье

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа и с наибольшим эффектом может быть применено для глубоководных платформ с натяжными опорами

Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа, а именно к искусственным островам, и с наибольшим эффектом может быть применено для эксплуатации в арктических широтах

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и, в частности, к средствам для освоения континентального шельфа - конструкциям самоподъемных и стационарных морских буровых установок

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, использующихся на морском шельфе, и могут быть применены для монтажа опорных колонн самоподъемной плавучей платформы (СПП)
Наверх