Устройство для защиты гребной дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗМЩТЫ ГРЕБНОЙ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ПРИ ПРОПАДАНИИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ДИЗЕЛЯ, главные генераторы которой и электродвигателя потребителей включены последовательно в контур неизменного тока, поддерживаемого .на заданном уровне системами возбуждения генераторов, содержащее тахогенератор с подключенным к нему реле скорости, замыкающий контакт которого включен в цепь обмотки контактора с замыкающими контактами между обмоткой возбуждения и системой возбуждения, а также блок гашения поля с питанием от судовой сети, подключенньш к обмотке возбуждения генератора через зaмыкaющIie контакты контактора гашения поля, обмотка которого через замыкающий блок-контакт переключателя подключена к до-полнительному источнику питания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства , путем защиты дизель-генератора от обратного.вращения при исчезновении вращающего момента дизеля, устройство дополнительно снабжено реле времени, промежуточным реле, диодом и реле напряжения, подключенным к якорной обмотке генератора че (Л рез диод, и замыкающие контакты реле времени, обмотка которого через с: замыкающий блок-контакт переключате-ля и размыкающий контакт реле скорости подключена к дополнительному источнику питания, а параллельно обмотке реле времени включена обмотка N3 промежуточного реле, один замыкаю1Щ1й CD О5 контакт которого включен в цепи обмотки контактора гашения поля, а СО 4i через параллельно соединенные второй замыкающий контакт промежуточного реле и замыкающий контакт реле напряжения обмотка промежуточного реле подключена к дополнительному источнику питания.

СВОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„;, 1129694

3(59 Н 02 Н 7 097

Ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3598874/24-0? (22) 01.04.83 (46) 15.12.84. Бюл. Р 46 (72) О.Н.Аронов, IO.Â.Íåêëþäîâ и В.Ф.Штыков (71) Мурманское высшее инженерное морское училище им. Ленинского комсомола (53) 621.3 16.925 (088.8) (56) 1. Куропаткин П.В., Козлов А.А., Коновалов Н.П., Корди С.А. Техническая эксплуатация гребных электрических установок. M. "Транспорт", 1968, с. 176.

2. Основная схема ГЭУ. Техническое описание и конструкция по эксплуатации ГЭУ зверобойно-рыболовного судна. Гданьск, 1972. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРЕБНОЙ ДИЗГЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

ПРИ ПРОПАДАНИИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА

ДИЗЕЛЯ, главные генераторы которой и электродвигателя потребителей включены последовательно в контур неизменного тока, поддерживаемого . на заданном уровне системами возбуждения генераторов, содержащее тахогенератор с подключенным к нему реле скорости, замыкающий контакт которого включен в цепь обмотки контактора с замыкающими контактами между обмоткой возбуждения и системой возбуждения, а также блок гашения поля с питанием от судовой сети, подключенный к обмотке возбуждения генератора через замыкающие контакты контактора гашения поля, обмотка которого через замыкающий блок-контакт переключателя подключена к до-полнительному источнику питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с, целью повышения надежности устройства, путем защиты дизель-генератора от обратного вращения при исчезновении вращающего момента дизеля, устрОйство дополнительно снабжено реле времени, промежуточным реле, диодом и реле напряжения, подключенным к якорной обмотке генератора через диод.и замыкающие контакты реле времени, обмотка которого через замыкающий блок-контакт переключателя и размыкающий контакт реле скорос- с ти подключена к дополнительному исгаиай точнику питания, а параллельно об9веиЬ мотке реле времени включена обмотка промежуточного реле, один замыкающий контакт которого включен в цепи об- Яию мотки контактора гашения поля, а через параллельно соединенные второй замыкающий контакт промежуточного реле и замыкающий контакт реле напряжения обмотка промежуточного

I реле подключена к дополнительному источнику питания.

1 1129694

Изобретение относится к электроприводам, работающим по схеме генератор-двигатель, и может быть использовано в гребных дизель-электрических установках неизменного тока, 5 применяемых преимущественно на,судах технического и промыслового флотов.

Известно устройство для защиты приводных двигателей главных гене1 раторов гребных дизель-электрических 0 установок от обратного вращения при потере дизелем вращающего момента, содержащее установленный на валу генератора тахогенератор, к которому подключено реле скорости, при этом 15 замыкающие контакты реле скорости находятся в цепи обмотки управления промежуточного реле, замыкающие контакты которого включены в цепи обмотки контактора возбуждения генера- 20 тора, причем замыкающие контакты контактора находятся в цепи обмотки возбуждения генератора $ 1 3..

Однако это устройство не обеспечивает надежной защиты потерявших 25 вращающий момент приводных двигателей глав. ых генераторов от обратного вращения в гребных электрических установках неизменного тока, так как в них из-за продолжающего протекать по главной цепи тока, поддерживаемого на номинальном уровне системы возбуждения других работающих в главном контуре ГЭУ генераторов, появляется . вращающий момент на валу неисправного: дизель-генератора даже при отключенной обмотке возбуждения за счет действия продольной реакции якоря, обусловленной некоторым возможным сдвигом щеток с геометрической нейт- 40 . рали против вращения и остаточного намагничивания генератора.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для защиты дизель-генера-45 тора гребной дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля, главные генераторы которой и электродвигатели потребителей включены последовательно в, 50 контур неизменного тока, поддерживаемого на заданном уровне системы в оз буждения ген ер ат оров, с ост оящее из установленного на валу генератора тахогенератора с подключенным к 55 нему реле скорости, замыкающий кон, акт которого включен в цепи обмотки контактора с замыкающими контактами между обмоткой возбуждения и системой возбуждения, а также блок гашения поля, с питанием от судовой сети и подключенный к обмотке возбуждения генератора через замыкающие контакты контактора гашения поля, ббмотка которого через замыкающий блок-контакт переключателя подключена к дополнительному источнику питания, при этом блок гашения поля подключается к обмотке возбуждения генератора только в положении tf переключателя, т.е. в момент нахождения.его якорной обмотки в закороченном состоянии, предшествующем его включению в главный контур и выключению из главного контура неизменного тока гребной электроустановки 1 2 .

Однако при введенном генераторе в контур неизменного тока, когда переключатель находится в положении Щ, и внезапном исчезновении вращающего момента дизеля даже после срабатывания реле скорости и отключения системЫ возбуждения генератора данное устройство не может защитить дизель-генератор ет обратного враще\ ння, которое становится возможным в установках неизменного тока из-за действия продольной реакции якоря, обусловленной сдвигом щеток с кейт ", рали, и вследствие остаточного намагничивания генератора.

Цель изобретения — повышение надежности путем защиты дизель-генера- . тора, работающего в установке неизменного типа, от обратного вращения при исчезновении вращающего момента дизеля.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для защиты гребней дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля, главные генераторы которой и электродвигатели потребителей включены последовательно в контур неизменного тока, поддерживаемого на заданном уровне системами возбуждения генераторов, содержащее тахогенератор с подключенным к нему реле скорости, замыкающий контакт которого включен в цепи обмотки контакта с замыкающими контактами между обмоткой возбуждения и системой возбуждения, а также блок гашения поля с питанием от судовой сети, 3 1129 подключенный к обмотке возбуждения генератора через замыкающие конт акты контактора гашения поля, обмотка которого через замыкающий блокконтакт переключателя подключена к дополнительному источнику питания, дополнительно снабжено реле времени, промежуточным реле, диодом и реле напряжения, подключенным к якорной обмотке генератора через диод и замы- 10 кающие контакты реле времени, обмотка которого через замыкающий блок-контакт переключателя и размыкающий контакт реле скорости подключена к дополнительному источнику питания, а параллельно обмотке реле времени включена обмотка промежуточного реле, один замыкающий контакт которого включен в цепи обмотки контактора гашения поля, а через парал- 2О лельно соединенные второй замыкающий контакт промежуточного реле и замыкающий контакт реле напряжения обмотка промежуточного реле подключена к дополнительному источнику питания. 25

На чертеже представлена принципиальная схема устройства для защиты гребней дизель-электрической установки.

Главные генераторы 1 и 2 установ- -ц> ки и электродвигатели 3 потребителей включены последовательно в контур неизменного тока, поддерживаемого на заданном,.уровне системами возбуждения 4 и 5 генераторов. Устройство состоит из установленного на валу

35 генератора тахогенератора 6 с подключенным к нему реле скорости 7, замыкающий контакт 8 которого включен в цепи обмотки контактора 9 с замыкающими контактами 10 и 11 между обмоткой возбуждения 12 и системой возбуждения. Устройство также включает в себя блок гашения поля 13, в состав которого входят два однополупериодных выпрямителя, каждый из которых питается от отдельного трансформатора 14, подключенного к судовому источнику переменного тока, и содержит последовательно соединенные диод 15 и рабочую обмотку 16 магнитного усилителя, управляющей обмоткои 17 которого является шина главного контура, причем выходы выпрямителей соединены встречно и под- „

55 ключены к обмотке возбуждения генератора через замыкающие контакты

1Я и 19 контактора гашения поля 20, 694 4 в цепи обмотки которого имеется замыкающий блок-контакт 21 переключателя 22. Устройство снабжено реле напряжения 23, подключенным к якорной обмотке генератора через диод 24 и замыкающие контакты 25 и 26 реле времени 27, в цепи обмотки управления которого включены замыкающий блок-контакт 28 переключателя и размыкающий контакт 29 реле скорости.

Параллельно обмотке реле времени включена обмотка промежуточного реле

30, замыкающий контакт 31 которого включен в цепи обмотки контактора гашения поля, а в цепи питания промежуточного реле включены параллельно соединенные замыкающий контакт 32 промежуточного реле и замыкающий контакт 33 реле напряжения. Замыкающие контакты 34 и 35, а также размыкающий контакт 36 переключателя 22 включены в цепи главного тока, а замыкающий блок-контакт 37 — в цепи обмотки контактора 9, подключенной к дополнительному источнику питания 38.

Устройство работает следующим образом.

При номинальной работе генератора

1 в контуре неизменного тока переключатель 22 находится -в положении

Щ . В этом случае контакты 34, 35, 37, 28 переключателя замкнуты, контакт 29 реле скорости 7 разомкнут, а контакт 8 этого же реле скорости замкнут, в результате чего обмотка контактора 9 находится под питан:.ем, и система возбуждения 4 через замкнутые контакты 10 и 11 работает на обмотку возбуждения 12. При внезапном исчезновении вращающего момента приводного дизеля генератор 1 уменьшает частоту вращения, реле скорос ти 7 размыкает контакт 8 и замыкает контакт 29, в результате чего отключается система возбуждения 4 от обмотки возбуждения 12 и получает питание обмотка реле времени 27.

После истечения выдержки времени, равной времени спадания до нуля тока в обмотке возбуждения, срабатывает реле времени 27 и своими контактами 25 и 26 подключает к якорной обмотке генератора 1 измерительную цепь, состоящую из реле напряжения 23 и диода 24 ° Если щетки сдвичуты с нейтрали, в якорной .обмотке от протекающего через нее

1129694

Составитель Т.Щегольксва

Техред О.Неце Корректор С.Черни

Редактор Н.11!выдкая

Заказ 9461/43 Тираж 613 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал .ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, от других генераторов номинального тока наводится ЭДС продольной реакции якоря. Эта ЭДС, складываясь с ЭДС остаточного намагничивания генер атора, образует суммарную-ЭДС обмотки якоря генератора, под действием которой происходит срабатывание реле напряжения 23.

Диод 24 служит для того, чтобы срабатывание реле 23 могло произойти только при сдвиге щеток против направления вращения.

После срабатывания реле напряжения 23, настроенного на величину

ЭДС обмотки якоря, соответствующую моменту на валу генератора 1, достаточному для вращения дизеля в обратную сторону, контактом 33 подается питание на промежуточное реле 30

) которое контактом 32 блокирует контакт 33, обеспечивая питание своей обмотки, а контактом 31 шунтирует контакт 21 переключателя 22, обеспе-: чивая тем самым питание обмотки контактора 20. В результате этого контактами 18 и 19 контактора 20 к обмотке возбуждения 12 подключается схема гашения поля 13, которая создает намагничивающую силу, направленную встречно намагничивающей силе продольной реакции якоря и остаточного

10 намагничивания, тем самым обеспечивая защиту дизель-генератора от обратного вращения.

Данное устройство повышает на15 дежность устройства защиты дизельгенератора, обеспечивая его защиту от обратного вращения при внезапном исчезновении вращающего момента также в том случае, когда оно становит2 ся возможным в установках неизменно20 го тока из-за остаточного намагничивания и сдвига щеток с нейтрали.

Устройство для защиты гребной дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля Устройство для защиты гребной дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля Устройство для защиты гребной дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля Устройство для защиты гребной дизель-электрической установки при пропадании вращающего момента дизеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля вращения асинхронного электродвигателя, в частности гиромотора авиагоризонта

Изобретение относится к электротехнике, и может быть использовано для защиты электродвигателей
Наверх