Охлаждаемый ротор турбомашины

 

ОХЛАЖДАЕМЫЙ РОТОР ТУРБОМАШИНЫ, содержащий диски, расположенные на них рабочие лопатки с елочными хвостовиками, установленные между дисками промежуточные проставки и дефлектор с отверстиями, размещенный со стороны последнего по ходу потока диска, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, охлаждения и экономичности, он снабжен дополнительным дефлектором с отверстиями, размещенным со стороны первого по ходу потока диска, причем в отверстиях обоих дефлекторов установлены пробки, имеющие осевые и тангенциальные каналы, оси последних из которых расположены в плоскости вращения дисков и ориентированы против направления их вращения.

Изобретение относится к области газотурбостроения и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Известен охлаждаемый ротор турбомашины, содержащий диски с рабочими лопатками, установленные между дисками промежуточные проставки, причем диски и промежуточные проставки имеют каналы для охлаждения, а на выходе из каналов, выполненных в диске, установлены направляющие лопатки. Такое выполнение ротора позволяет за счет закрутки потока охладителя на выходе из ротора против вращения утилизировать часть энергии струи охладителя, истекающей из каналов. Однако при этом из-за невозможности получить больший угол поворота в направляющих лопатках не обеспечивается заградительное охлаждение наружной поверхности ротора, что снижает надежность последнего. Известен также охлаждаемый ротор турбомашины, содержащий диски, расположенные на них рабочие лопатки с елочными хвостовиками, установленные между дисками промежуточные проставки и дефлектор с отверстиями, размещенный со стороны последнего по ходу потока диска. Однако такое выполнение ротора приводит к тому, что теряется часть кинетической энергии струй, истекающих из отверстий, и не обеспечивается эффективное охлаждение наружной поверхности дефлектора. Целью настоящего изобретения является повышение эффективности охлаждения и экономичности турбомашины. Указанная цель достигается благодаря тому, что охлаждаемый ротор турбомашины, содержащий диски, расположенные на них рабочие лопатки с елочными хвостовиками, установленные между дисками промежуточные проставки и дефлектор с отверстиями, размещенный со стороны последнего по ходу потока диска, снабжен дополнительным дефлектором с отверстиями, размещенными со стороны первого по ходу потока диска, причем в отверстиях обоих дефлекторов установлены пробки, имеющие осевые и тангенциальные каналы, оси последних из которых расположены в плоскости вращения дисков и ориентированы против направления их вращения. На фиг. 1 показан продольный разрез ротора; на фиг. 2 узел I на фиг. 1 (увеличен в масштабе); на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2. Охлаждаемый ротор турбомашины содержит диски 1, расположенные на них рабочие лопатки 2 с елочными хвостовиками 3, установленные между дисками промежуточные проставки 4 и дефлекторы 5 с отверстиями 6. В отверстиях 6 установлены пробки 7, имеющие осевые и тангенциальные каналы 8, 9, оси последних из которых расположены в плоскости вращения дисков 1 против направления их вращения. При работе турбомашины охлаждающий воздух подается в полости между дисками 1 и промежуточными проставками 4, затем, проходя через зазоры между дисками 1 и елочными хвостовиками 3, охлаждает последние и поступает в полости, образованные дисками 1 и дефлекторами 5. Вытекая из отверстий 6 через пробки 7, снабженные осевыми и тангенциальными каналами 8 и 9, охлаждающий воздух создает реактивный момент, приложенный к ротору, и омывает наружные поверхности дефлекторов 5, охлаждая последние. Таким образом, за счет утилизации кинетической энергии охлаждающего воздуха, покидающего ротор, и за счет интенсификации охлаждения наружных поверхностей дефлекторов повышается эффективность охлаждения и экономичность турбомашины.

Формула изобретения

ОХЛАЖДАЕМЫЙ РОТОР ТУРБОМАШИНЫ, содержащий диски, расположенные на них рабочие лопатки с елочными хвостовиками, установленные между дисками промежуточные проставки и дефлектор с отверстиями, размещенный со стороны последнего по ходу потока диска, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, охлаждения и экономичности, он снабжен дополнительным дефлектором с отверстиями, размещенным со стороны первого по ходу потока диска, причем в отверстиях обоих дефлекторов установлены пробки, имеющие осевые и тангенциальные каналы, оси последних из которых расположены в плоскости вращения дисков и ориентированы против направления их вращения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбостроения, а более конкретно к турбинам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области газотурбостроения и может быть использовано в высокотемпературных турбинах

Изобретение относится к области турбостроения и может найти широкое применение в охлаждаемых лопатках высокотемпературных газовых турбин

Изобретение относится к области газотурбостроения и может быть использовано в высокотемпературных турбинах

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и, в частности к охлаждаемым газовым турбинам
Наверх