Релейный триггер

 

РЕЛЕЙНЫЙ ТРИГГЕР по авт.св. № 819974, о т л и ч a ю щ и и с я тем, что, с целью снижения энергопотребления и ограничений на длительности входных импульсов, в него введены первый и второй конденсато1и 1, третий и четвертый диоды, первый конденсатор включен между первой выходной шиной и вторым выводом первой обмотки двухобмоточного реле с самоудержанием , который через третий диод соединен с общей шиной, второй конденсатор включен между второй . выходно й шиной и вторым выводом второй обмотки двухобмоточного реле с самоудержанием, который через четвертый диод соединен с общей вмной.

ае 01):

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

OtllW

РЕСПУБЛИК

+сю Н 03 К 23 74

ГОСУДАРСТОЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ВВТОРСНОНУ СВНВВТВЛЬСТВУ

17 75

{6.1) 819974 (21) 3639964/24-21 (22) 29.08.83 (46) 15.01.85. Бюл. У 2 (72) Н.Н.Терещенко, Н.С.Палий и А.И Р Горностаев (53) 621.374(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Н 819974, кл. H 03 К 23/25, 25 ° 05.79. (54)(57) РЕЛЕЙНЫЙ ТРИГГЕР по авт.св.

Ф 819974, отличающийся тем, что, с целью снижения энергопотребления и ограничений на дли, тельности входных импульсов, в него введены первый и второй конденсаторы, третий и четвертый диоды, первый конденсатор включен между первой выходной шиной и вторым выводом первой обмотки двухобмоточного реле с самоудержанием, который череэ третий диод соединен с общей шиной, второй конденсатор включен между второй . выходной шиной и вторым выводом второй обмотки двухобмоточного реле а с самоудержанием, который череэ четвертый диод соединен с общей имной..

1135009 2

Изобретение относится к импульс- . ной технике и может быть использовано в устройствах автоматического контроля управления.

Известен релейный триггер, содер жащий двухобмоточное реле с самоудержанием и два однообмоточных реле, в котором первые выводы обмоток всех реле подключены к общей шине, второй вывод обмотки первого одно- !О обмоточного реле через последовательное соединение размыкающего и переключающего контактов первой групппы двухобмоточного реле с самоудержанием и размыкающего и переключающе- !5 го контактов второго однообмоточного реле подключен к входной шине, к которой подсоединен второй вывод обмотки второго однообмоточного реле через последовательное соедине- 2р ние замыкающего и переключающего контактов второй группы двухобмоточного реле с самоудержанием и размакающего и переключающего контактов первого однообмоточного реле, замы- д

;кающий контакт первого однообмоточного реле соединен с первой выходной шиной, замыкающий контакт второго однообмоточного реле соединен с второй выходной шиной, первая выход- ЗО ная шина через первый диод соединена с вторым выводом обмотки первого однообмоточного реле, вторая выходная шина через второй диод соединена с вторым выводом обмотки второго однообмоточного реле (1 ), Недостатки известного устройства значительное энергопотребление и наличие жестких ограничений на длительность входных импульсов, так как входные импульсы по длительности не должны превышать норму, оговоренную в ТУ на двухобмоточные реле.

Целью изобретения является снижение энергопотребления и ограничений

45 на длительность входных импульсов.

Поставленная цель достигается тем, что в релейный триггер,, содержащий двухобмоточное реле с самоудержанием и два одиообмоточных реле, в котором первые выводы обмоток всех реле подключены к общей шине, второй вывод обмотки первого однообмоточного реле через последовательное соединение размыкающего и переключающего контактов первой группы двухобмо- точного реле с самоудержанием и размыкающего и переключающего контактов второго однообмоточного реле подключен к входной шине, к которой подсоединен второй вывод обм6тки второго однообмоточного реле через последовательное соединение замыкающего и переключающего контактов второй группы двухобмоточного реле с самоудержанием и размыкающего и переключающего контактов первого однообмоточного реле, замыкающий контакт первого однообмоточного реле соединен с первой выходной шиной, замыкающий контакт второго однообмоточного реле соединен с второй выходной шиной, первая выходная шина через первый диод соединена с вторым выводом обмотки первого однообмоточного реле, вторая выходная шина через второй диод соединена с вторым выводом обмотки второго однообмоточного реле, введены первый и второй конденсаторы, третий и четвертый диоды, первый конденсатор включен между первой выходной шиной и вторым выводом первой обмотки двухобмоточного реле с самоудержанием, который через третий диод соединен с общей шиной, второй конденсатор выключен между второй выходной шиной и вторым выводом второй обмотки двухобмоточного реле с самоудержанием, который через четвертый диод соединен с общей шиной.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства.

В релейный триггер, содержащий двухобмоточное реле 1 с самоудержанием и два однообмоточных реле 2 и 3, в котором первые выводы обмоток всех реле 1, 2 и 3 подключены к общей шине 4, второй вывод обмотки первого однообмоточного реле 2 через последовательное соединение размыкающего и переключающего контактов 5 и 6 первой группы 7 двухобмоточного реле 1 с самоудержанием и размыкающего и переключающего контактов 8 и 9 второго однообмоточного реле 3 подключен к входной шине 10, к которой подсоединен второй вывод обмотки второго однообмоточного реле 3 через последовательное соеди" нение замыкающего и переключающего контактов 11 и 12 второй группы 13 двухобмоточного реле 1 с самоудержанием и размыкающего и переключающего контактов 14 и 15 первого однообмоточного реле 2, замыкающий контакт 16 первого однообмоточного

1135009 реле 2 соединен с первой выходной шиной.17, замыкающий контакт 18 второго однообмоточного реле 3 соединен с второй выходной шиной 25 первая выходная шина 17 через первый диод 19 5 соединена с вторым выводом обмотки первого однообмоточного реле 2, вторая выходная шина 25 через второй диод 20 соединена с вторым выводом обмотки второго однообмоточного реле 3, 1О введены первый и второй конденсаторы

21 и 22, третий и четвертый диоды

23 и 24, первый конденсатор 21 включен между первой выходной шиной 17 и вторым выводом первой обмотки двух- 15 обмоточного реле I с самоудержанием, который через третий диод 23 соединен с общей шиной 4, второй конденсатор 22 включен между второй выходной шиной 25 и вторым выводом второй обмотки двухобмоточного реле 1 с самоудержанием, который через четвертый диод 24 соединен с общей шиной 4.

Релейный триггер работает следую- 25 щим образом.

Установка релейного триггера в одно иэ двух устойчивых состояний производится подачей импульса в виде напряжения отрицательной полярности на шины 17 или 25. После подачи импульса на шину 17 переключающие контакты 6 и 12 групп 7 и 13 двухобмоточного реле 1 и переключающие контакты 9 и 15 однообмоточных реле 2 и 3 принимают положение, указанное на чертеже. При этом обмотки .двухобмоточного реле 1 и однообмоточных реле 2 и 3 обесточены, а конденсаторы 21 и 22 разряжены.

В таком состоянии релейный триггер находится до тех пор, пока на входную шину 10 не придет входной сигнал в виде импульса напряжения отрицательной полярности.

С приходом на входную нину 10 первого отрицательного входного импульса через переключающий и размыкающий контакты 9 и 8 однообмоточного реле 3 и переключающий и размыкающий контакты 6 и 5 груп50 пы 7 двухобмоточного реле 1 он подается на обмотку реле 2. Реле 2 сра. батывает, его группа контактов 16 переключается, и контактами 15 и 16 подает напряжение через конденсатор 21 на первую обмотку двухобмоточного реле 1, а через диод 19— на собственную обмотку. При этом реле 1 срабатывает за счет тока заряда конденсатора 21, протекающего по цепи: общая шина 10, первая обмотка двухобмоточного реле I, обкладки конденсатора 21,замыкающий и переключающий контакты 16 и 15, реле 2, шина 10. Группы контактов 7 и 13 переключаются, устанавливая релейный триггер в другое устойчивое состоя! ние.

Однообмоточное реле 2 остается во включенном состоянии до окончания на шине 10 входного импульса.

По окончании входного импульса происходит разряд конденсатора 21 на обмотку реле 2 через диоды 23 и 19.

Ток разряда конденсатора 21 задерживает на некоторое время отпускание контактов реле 2.

При достаточном разряде конденсатора 21 однообмоточное реле 2 отпускается и его контакты 15 переключаются в исходное состояние. С этого момента релейный триггер готов к . приему следующего сигнала управления.

С приходом на шину 10 второго импульса процессы в релейном триггере повторяются, с той лишь разницей, что в этом случае в работе участвуют вторая обмотка двухобмоточного реле 1, однообмоточное реле 3 с контактами 9, 8, 18, диоды 20 и 24 и конденсатор 22. При этом по окончании второго входного импульса релейный триггер устанавливается в исходное состояние. а

В дальнейшем циклы работы релейного триггера повторяются.

Выходные сигналы при работе формируются на свободных группах контактов реле 2 и 3.

Технико-экономический эффект заключается в том, что введение в релейиый триггер конденсаторов 21 и 22 в цепях обмоток двухобмоточного реле 1 обеспечивает при поступлении на входную шину 10 импульсов отрицатель-, ной полярности протекание тока через эти обмотки только в процессе заряда конденсаторов 21 и 22. После заряда конденсаторов 21 или 22 ток через обмотки реле 1 практически отсутствует, что снижает энергопотребление триггера. Диоды 23 и 24, 1135009

Составитель Г.Пещков

Техред О.Неце. Корректор И.Эрдейи

Редактор М. Циткииа н

Заказ .10100/45 Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

ыунтирующие обмотки двухобмоточного реле I, обеспечивают. ускоренный разряд конденсаторов 21 и 22, в результате чего становится возможным подача на входную инну 10 импульсов с малой величиной паузы.

Репейный триггер при использовании источника питания напряжением 27 В может быть построен на двухобмоточНоМ поляризованном реле РПС 45,однообмоточный реле РЭС 60,днодах2Д103А и конденсаторах К53-1-30-33 мкФ + 10X.

Релейный триггер Релейный триггер Релейный триггер Релейный триггер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и импульсной технике и может найти применение в системах управления, контроля, измерения, устройствах связи и других устройствах различных отраслей техники

Изобретение относится к области автоматики и импульсной техники и может найти применение в системах управления, контроля, измерений, устройствах связи и других устройствах различных отраслей техники

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах автоматики и вычислительной техники

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в системах автоматического контроля и управления, в вычислительных устройствах и в схемах шахтной автоматики, например в системе шахтной стволовой сигнализации с рабочих горизонтов на поверхность

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматики и управления производственными процессами, в частности для учета перемещения грузов на подвесной дороге

Изобретение относится к релейной автоматике
Наверх