Способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга

 

СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ПАТОВ КАТАЛИЗАТА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА путем подачи в горячие пары катализата перед их вводом в ректификационную колонну части кубового остатка, полученного в ректификационной колонне при ректификации катализата и содержащего катализаторную пыль, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии процесса , в кубовый остаток перед подачей его в катализат допотшительно вводят 0,5-1,0мас.% на остаток перегретогй водяного пара. X i (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОИ (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к АВТорсКоМУ сВидетельству

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 3641543/23 — 04 (22) 14.09.83 . (46) 23.01.85. Бюл. У 3 (72) Г. В. Тараканов (53) 665.543.6(088.8) (56) 1. Патент CIA У 3547806, кл. 208 — 48, опублик. 1970.

2. Патент США Р 3338821, кл. 208 — 113, опублик. 1967 (прототип).

4(51) С 10 G 7/00; С 10 G 11/18 (54) (57) СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ПАРОВ

КАТАЛИЗАТА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА путем подачи в горячие пары катализата перед их вводом в ректификационную колонну части кубового остатка, полученного в ректификационной колонне нри ректификацни катализата и содержащего катализаторнуюпыль,отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии процесса, в кубовый остаток перед подачей его в катализат дополнительно вводят 0,5 — 1,0 мас.% на остаток перегретогЬ водяного пара.

1135747

Изобретение относится к способам охлаждения паров катализата каталитического крекинга и может найти применение на установках каталитического крекинга в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности.

Известен способ охлаждения паров каталиэата каталитического крекинга, по которому в пары катализата, выходящие из реактора установки, подают охлажденный остаток от !О перегонки катализата и струю воды. Подача охлажденного остатка и воды приводит к мгновенному охлаждению паров катализата и тем самым препятствует коксованию трубопроводов и ректификационной колонны для 15 перегонки катализата (l) .

Недостатком этого способа является то, что вода при соприкосновении с горячими парами катализата испаряется, резко увеличивая объем паров, а это приводит к гидравличес- 2О ким ударам и нарушает нормальную работу реактора и ректификационной колонны.

Наиболее близким к изобретеншо. является способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга путем подачи в горячие 25 пары катализата перед их вводом в ректификационную колонну охлажденной части кубового остатка, полученного в ректификационной колонне при ректификации катализата и содержащего катализаторную пыль (шлам) (2).

Недостатком известного способа является то, что шлам в начальный момент соприкосно. вения с парами катализата имеет небольшую степень диспергирования, что снижает эффективность теплопередачи и увеличивает объем

35 зоны охлаждения катализата. Кроме того, невысокая степень диспергирования шлама приводит к попаданию крупных его капель на стенки шлемового трубопровода реактора и ректификационной колонны в зоне ее питания парами катализата, что увеличивает коксование этих стенок и уменьшает межремонтный пробег установки каталитического крекин-. га.

Целью изобретения является упрощение технологии процесса, заключающееся в повышении эффективности теплопередачи при охлаждении этих паров каталиэата, уменьшении коксования стейок трубопровода и ректификационной колонны и увеличении межремонтного пробега установки каталитического крекинга.

Поставленная цель достигается предлагаемым способом охлаждения паров катализата путем подачи в горячие пары катализата перед их; 55 вводом в ректификационную колонну части кубового остатка, полученного в ректификаци.. онной колонне при ректификации катализата и содержащего катализаторную пыль, причем в кубовый остаток перед подачей сто в катализат дополнительно вводят 0,5 — 1,0 мас.% на остаток перегретого водяного пара.

Количество водяного пара вводимого в циркулирующий кубовый остаток (шлам), должно составлять 0,5 — 1,0 мас.% на этот шлам. При подаче водяного пара в количестве, меньшем 0,5 мас.% на шлам, не обеспечивается высокая степень диспергирования шлама, а при подаче его в количестве, большем

1,0 мас.% на шлам, — резко возрастаю эксплуатационные затраты.

Водяной лар вводят непосредствешю (без специальных устройств) в трубопровод циркулирующего шлама для охлаждения паров катализата.

Давление водяного пара, применяемого на установках каталитического крекинга, составляет 0,8 — 1,0 МПа, а давление в трубопроводе щ1ркулирующего шлама — 0,4 — 0,6 МПа.

За счет этого перепада давлений водяной пар входит в трубопровод циркулирующего шлама, где уже расширяется до давления

0,4 — 0,6 МПа.

Температура водяного пара, вводимого в циркулирующий шлам, составляет 220—

240 С, т. е. это водяной пар, обычно применяемьш на установках каталитического крекинra и имеющий давление 0,8 — 1,0 МПа.

Циркулирующий шлам, Сьашиваемый с водяным паром и выходящий с низа ректификационной колонны, не охлаждается специально в теплообменниках, холодильниках и т. д.

О

Понижение температуры шлама с 350 С (по известному способу при охлаждении паров катализата только шламом) до 320—

340 С объясняется вводом в него водяного

0 пара, который имеет более низкую температуо ру (220 — 240 С) по сравнению со шламом (350 С), Величина снижения температуры шлама зависит от количества вводимого водяного пара.

На чертеже приведена технологическая схема осуществления предлагаемого способа.

Способ осуществляется следующим образом.

Из реактора 1 пары катализата каталитического крекинга по линии 2 направляют в ректификационную колонну 3. Пары катализата, поданные по линии 2, содержат 5 — 11 мас% . водяного пара, который подают в реактор 1 по условиям проведения процесса каталитического крекинга.

В ректификационной колонне пары катализата каталитического крекинга, поданные . по линии 2, разделяют на газобензиновый погон, отводимый по линии 4, боковые дистилляты, отводимые по линии 5 и 6 (легкий.

3 1 и тяжелый газойли) и шлам, отводимый по линии 7, который в балансовом количестве направляют в реактор 1. Часть шлама (циркулирующий шлам для охлаждения паров катализата) забирают из ректификационной колонны 3 по линии 8 насосом 9 и вводят в него водяной пар по линии 10.

Эту смесь циркулирующего шлама и водяного пара по линии 11 направляют в пары катализата каталитического крекинга для их охлаждения.

Пример 1. На участке каталитйческого крекинга мощностью 1000 тыс. т/год пары катализата выходят из реактора с температурой 480 С. Перед подачей паров каа тализата в ректификационную колонну в них подают 25-т/ч циркулирующего шлама и

0,2 т/ч водяного пара (0,8 мас.% на шлам).

Температура смеси циркулирующего шлама и водяного пара составляет 330 С. В результате контакта со смесью циркулирующего шлама и водяного пара температура паров каталпзата на входе в оектификационную, колонну составляет 430 С. Межремонтный пробег установки каталитического крекинга

Значения показателей работы установки по способу

Т Т звестному 1 2 3

Мощность установки по сырью, -.ыс. т/год

1000,0

1000,0 1000,0

1000,0

Количество, т/ч:

125Д

125,0

125,0

125,0 паров катализата газобензинового погона

75,0

75,0

75,0

75,0

25,0 легкого газойля

25,0

25,0

25,0

15,0

15,0 тяжелого газойля

15,0

150 шлама в реактор

10,0

10,0

10,0

10,0 шлама в пары катализата

25,0

25,0

25,0

25,0 водяного пара в шлам, подаваемый на охлаждение паров катализата

0,2

0,25

0,125.

Температура, С:

0 паров катализата на выходе из реактора

480

480

480

480

Показатели работы установки каталитического крекинга

135747 4 из-за меньшей степени коксования стенок трубопроводов и ректификационной колонны составляет 10000 ч.

Пример 2. Способ осуществляется аналогично примеру 1, но количество водяного пара, вводимого в циркулирующий шлам, составляет 0,25 т/ч (1,0 мас.% на шлам).

Пример 3. Способ осуществляется аналогично примеру 1, но количество водяного пара, вводимого в циркулирующий шлам, составляет 0,125 т/ч (0,5 мас.% на шлам) .

Основные показатели работы установки каталитического крекинга по известному и предлагаемому способам приведены в таблице.

Из данных таблицы следует, что предлагаемый способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга позволяет повысить эффективность теплопередачи при охлаждении этих паров и увеличить межремонтный пробег установки каталитического крекинга на 20 — 25% за счет уменьшения коксования стенок трубопровода и ректификационной колонны.

2 135747

Продолжение таблицы

Показатели работы устаиовкт каталитического крекинга паров катализата на входе в ректифнкационную колонну

420

430

450 смеси шлама и водяного пара на охлаждение папаров катализата

340

320

330

350"

5,0

3,5

4,0

10,0"

Межремонтный пробег установки каталитического крекинга, ч

10500

10000

9500

8000

« .Подача шлама без смеси с водяным паром.

Составитель E. Горлов

Техред А.Бабинец

Редактор Н. Егорова

Корректор М. Розман

Заказ 10243/)6 Тираж 547

ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Длина участка трубопровода, в котором происходит теплообмен между смесью шлама и водяного пара и парами катализата (эффективность теплопередачи),м шя показателей работы установки по способу

Способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга Способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга Способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга Способ охлаждения паров катализата каталитического крекинга 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке и усовершенствованию процессов каталитического крекинга углеводородов в кипящем слое катализатора
Наверх