Подшипник скольжения

 

1. ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ , содержащий обхватывающую цапфу вала втулку, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры, питающие отверстия , соединенные с источником давления смазочной среды, а также несущие карманы , соединенные каналами, выполненными на наружной поверхности втулки,с противолежащими приемными камерами, отличающийся тем, что, с целью повыщения жесткости и несущей способности подщипника при вращении вала, на внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности соединенные с источником давления при помощи питающих отверстий гидродинамические канавки, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер, связаны с ними посредством дросселирующих перемычек и каждый конец которых соединен с нагнетательным концом противолежащей гидродинамической канавки. 2. Подщипник по п. 1, отличающийся тем, что между рядами гидродинамических канавок и приемных камер выполнена кольцевая канавка, соединенная с нагнетатель (Л ными концами гидродинамических канавок , дросселирующие перемычки расположены между кольцевой канавкой и приемными камерами. N5 4 Ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(51) F 16 С 32/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3509993/25-27 (22) 03.11.82 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 (72) Г. Х. Ингерт и П. Г. Макаров (71) Одесское специальное конструкторское бюро специальных станков (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Патент Франции № 2157102, кл. F 16 С 29/00, 01.06.73.

2. Патент Англии № 136976, кл. кл. F 16 С 29/02, F 2А, 14.08.74 (прототип). (54) (57) 1. ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий обхватывающую цапфу вала втулку, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры, питающие отверстия, соединенные с источником давления смазочной среды, а также несущие карманы, соединенные каналами, выполненными на наружной поверхности втулки,с про„.SU„„1141242 A тиволежащими приемными камерами, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости и несущей способности подшипника при вращении вала, на внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности соединенные с источником давления при помощи питающих отверстий гидродинамические канавки, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер, связаны с ними посредством дросселирующих перемычек и каждый конец которых соединен с нагнетательным концом противолежащей гидродинамической канавки.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что между рядами гидродинамических канавок и приемных камер выполнена кольцевая канавка, соединенная с нагнетательными концами гидродинамических канавок, дросселирующие перемычки расположены между кольцевой канавкой и приемными камерами.

1141242

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении.

Известен гидростатический подшипник, в котором выполнена гидродинамическая канавка, питающая несущий карман за счет давления, генерируемого в ней при вращении вала (1).

Однако в связи с тем, что генерируемое давление пропорционально частоте вращения, то жесткость и несущая способность

1О этого подшипника мала при небольших частотах вращения.

Известен подшипник скольжения, на рабочей поверхности одного из элементов которого выполнены приемные камеры, питающие отверстия, соединенные с источни15 ком давления смазочной среды, а также несущие карманы, соединенные с противолежащими приемными карманами (2).

Такая схема соединения несущих карманов с приемными способствует повышению 2р нагрузочных характеристик — жесткости и грузоподъемности, однако они ограничены величиной давления, создаваемого источником смазочной среды.

Цель изобретения — повышение жесткости и несущей способности подшипника

25 при вращении вала.

Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем обхватывающую цапфу вала втулку, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры, питающие отверстия, соединенные с источником давления смазочной среды, а также несущие карманы, соединенные каналами, выполненными на наружной поверхности втулки, с противолежащими приемными ка- 35 мерами, на внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности сое. диненные с источником давления посредством питающих отверстий гидродинамические канавки, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер, связаны с ними посредством дросселирующих перемычек и каждый конец которых соединен с нагнетательным концом противолежащей гидродинамической канавки.

Между рядами гидродинамических кана- 45 вок и приемных камер выполнена кольцевая канавка, соединенная с нагнетательными концами гидродинамических канавок, дросселирующие перемычки расположены между кольцевой канавкой и приемными камерами.

На фиг. 1 показан предложенный подшипник, развертка; на фиг. 2 — то же, разрез; на фиг. 3 — конструктивное исполнение подшипника с кольцевой канавкой.

Подшипник содержит втулку 1, охватывающую цапфу вала 2, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры 3, питающие отверстия 4, соединенные с источником давления смазочной среды посредством канавки 5 и канала 6, а также несущие карманы 7, соединенные каналами 8, выполненными на наружной поверхности втулки 1, с противолежащими приемными камерами.

На внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности соединенные с источником давления отверстиями 4 гидродинамические канавки 9, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер 3 и связаны с ними посредством дросселирующих перемычек 10. Нагнетательные концы противолежащих гидродинамических канавок попарно соединены каналами 11.

Глубина гидродинамической канавки соразмерна с величиной зазора и составляет

2 — 5 величин среднего радиального зазора.

Глубина несущего кармана превышает величину зазора в 50 — 100 раз.

Приемные камеры 3 выполнены в форме лунок, они могут также иметь П-образную форму 12, охватывая нагнетательные концы гидродинамических ° канавок, чем улучшается использование генерированного в гидродинамической канавке давления.

В другом конструктивном исполнении (фиг. 3) между рядами гидродинамических канавок 9 и приемных камер 3 выполнена кольцевая канавка 13, соединенная отрезками продольных канавок 14 с нагнетательными концами гидродинамических канавок 9.

Подшипйик работает следующим образом.

Смазочная среда от источника давления через канал 6, канавку 5 и отверстия 4 поступает в гидродинамические канавки 9, оттуда через дросселирующие перемычки 10 поступает в приемные камеры 3 (или 12), затем через каналы 8 — в несущие карманы 7 и из них — в рабочий зазор.

Вследствие двойного дросселирования на перемычках и в зазоре, в приемных камерах и несущих карманах устанавливается некоторое давление, промежуточное между давлениями нагнетания и окружающей среды.

При смещении вала под нагрузкой зазор в зоне, противоположной нагруженному карману, увеличивается, сопротивление соответствующей дросселирующей перемычки уменьшается, обеспечивая дополнительный приток смазочной среды в нагруженный карман.

При вращении вала в гидродинамических канавках 9 генерируется дополнительное давление, повышая жесткость и грузоподъемность подшипника, При этом эффект гидродинамического нагнетания в канавке, питающей нагруженный карман, несколько снижается вследствие возрастания зазора, и в противолежащей канавке, находящейся в зоне нагруженного кармана, указанный эффект возрастает; введенные каналы 11

1141242

Фиг.2 улучшают питание смазочной средой нагруженного кармана благодаря использованию в питающей его канавке дополнительного потока смазки, поступающего по каналу 11 из противолежащей канавки, вследствие чего повышается жесткость и несущая способность подшипника.

В конструктивном исполнении с кольцевой канавкой 13 в каждую из приемных камер поступает давление из кольцевой канавки, генерируемое во всех гидродинамичес- 10 ких канавках. Этим улучшается питание смазочной средой нагруженного кармана, а также обеспечивается возможность увеличить длину гидродинамических канавок, повышая эффект нагнетания давления.

Использование изобретения позволяет повысить надежность работы подшипника благодаря увеличению жесткости и несущей способности, в особенности при повышенных нагрузках.

1141242

Редактор Т. Кугрышева

Заказ 473 28

13

Составитель В. Баласаньнн

Техред И. Верес Корректор М. Макснмишннец

Тираж 8! 2 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, . Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх