Способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых

 

СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКПОННЫХ ПЛАСТОВ МЕСТОРОЛЩЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, извлечемте горной массы в забоях тремя наклоннымн слоями с перемещением пород верхнего слоя по транспортным горизонтам автотранспортом на отвалы, а породы среднего слоя - во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта, отличаю- . щ н и с я тем, что, с целью повьш1ения безопасности ведения горных работ , укладки максимально возможного объема вскрыши в отвал по бестранспортной технологии и сокращения расстояни . перегона экскаваторов, отработку средчего слоя производят заходками , наклоненными поочередно в сторону пласта и в сторону выработанного пространства с максимально допустимым уклоном, преодолеваемым соотс ветственно драглайном и транспортны-® (/) ми средствами с созданием в начале и конце заходок горизонтальных площадок , примыкающих к транспортным горизо.там верхнего слоя и к нижнему слою в месте соединения наклонных заходок с взаимйо расположенными направлениями пбдвигания в ник забоев, а в нижней части среднего слоя гориСП зонтальные площадки примыкают к транс4 4ib портному съезду, который сооружают в отвальной зоне у нерабочего борта, О5 отстраиваемого в предельном положенир 00 т е iPift.f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВЛИН

4(59 Е 21 С 4 /00

4 ма l а ю i

«l

1 а м т, 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОЬРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИй (21) 3627169/22-03 (22) 27. О? . 83 (46) 07.05.85. Бюл. Ф 17 (72) В.С.Вагоровский, Б.H.Ðûáàêoâ, Н.С.Попов, А.С.Ненашев и В.A.Åðìîлаев (71) Кузнецкий филиал Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института по добыче полезных ископаемых открытым способом, (53) 622.271 (088.8) (56) 1,Ненашев A.Ñ. Поэтапная отработка пологих месторождений южного

Кузбасса. — Сб. "Добыча угля открытым способом", И., ЦНИЭИуголь, 1972, »р 1, с. 9-10.

2.Авторское свидетельство СССР

»«Р 723 t36, кл. Е 21 С 41/00, 1974. (54) (57) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

НАКЛОННЫХ ПЛАСТОВ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, извлечение горной массы в забоях тремя наклонными слоями с перемещением пород верхнего слоя по транспортным горизонтам автотранс„„QU„„1 1 54468 портом на отвалы, а породы среднего слоя — во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения безопасности ведения горных работ, укладки максимально возможного объема вскрьпни в отвал по бестранспортной технологии и сокращения расстояни. терегона экскаваторов, отработку среднего слоя производят эаходками, наклоненными поочередно в сторону пласта и в сторону выработанного пространства с максимально допустимым уклоном, преодолеваемым соот- а

«О ветственно драглайном и транспо тныр ми средствами с созданием в начале и конце заходок горизонтальных плонанок, прнмыкаюынх к транспортным C горизо там верхнего слоя и к нижнему слою в месте соединения наклонных заходок с взаимно расположенными на- ф«««а правлениями подвигания в них забоев, л а в нижней части среднего слоя гори- ©g зонтальные площадки примыкают к транс- р портному съезду, который сооружают в р отвальной зоне у нерабочего борта, стстраиваемого в предельном положе 9 » Q0

1154468

Изобретение относится к горной промышленности и может применяться при разработке наклонных месторождений открытым способом.

Известен способ открытой разработки месторождений, включающий предварительное создание емкости до конечной глубины карьера с последующим перемещением пород вскрыши колесным транспортом и развитием фронта горных работ по простиранию пластов Р11.

Недостатком данного способа является невысокая эффективность из-за перемещения большого объема породы дорогим видом транспорта — колесным и наличия технологического процессатранспортирования в производственном цикле.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых, включающий предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, извлечение горной массы в забоях тремя наклонными слоями с перемещением пород верхнего слоя о транспортным горизонтам. автотранспортом на отвалы, а породы среднего слоя во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта(2)

Недостатком известного способа является перемещение драглайном породы только горизонтальной части заходки наклонного слоя, подготавливаемой для экскавации буровзрывным способом. Порода наклонной части заходки вывозится автотранспортом вместе с вскрьппей верхнего слся. При этом она составляет 50Å всего объема наклонного слоя. Кроме того, переход драглайна между заходками осуществляется по отвалу с созданием трассы, по которой перемещаются транспортные средства, например автосамосвалы.

Трасса формируется на свежеотсыпаниом отвале без соблюдения условий его устойчивого стояния, что приводит к сползанию отвалов и аварийному состоянию горных выработок, При отработке среднего наклонного слоя горизонтальными заходками с глубиной забоя (высотой уступа),равной максимальной глубине чер лания драглайна, трасса для перемещения драглайна и автосамосвалов имеет значительную длину во внутренних отвалах вследствие преодолеваемого автосамосвалами уклона. Так, например, при работе экскаватора ЭЩ-10/70,ЭШ-15/90А, 5 ЭШ-2-20/90, имеющих глубину черпания

35 и 42 м, длина трассы соответственно равна 440 и 520 м. Для этого потребуется большая протяженность предварительно создаваемого выработанного

10 пространства с заполнением его породой; перевозимой автотранспортом,до начала осуществления известного способа. Все это значительно снижает эффективность известного способа, 15

Цель изобретения — повышение безопасности ведения горных работ, укладки максимально возможного объема . вскрьппи в отвал по бестранспортной технологии, сокращение расстояния перегона экскаваторов.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных икопаемых, вклю25 чающему предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, извлечение горной массы в забоях тремя наклонными слоями с перемещением пород

ЗО

0 верхнего слоя по транспортным горизонтам автотранспортом на отвалы, а породы среднего слоя — во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта, M отработку среднего слоя производят заходками, наклоненными поочередно в сторону пласта и в сторону выработанного пространства с максимально допустимым уклоном, преодолеваемым

40 соответственно драглайном и транспортными средствами с созданием в начале и конце заходок горизонтальных площадок, примыкающих к транспортным гopHsoHTBM верхнего слоя и к нижнему слою в месте соединения наклонных заходок с взаимно расположенными направлениями подвигания в них забоев, а в нижней части среднего слоя горизонтальные площадки примыкают к

50 транспортному съезду, который сооружают в отвальной зоне у нерабочего борта, отстраиваемого в предельном положении.

На фиг. 1 показано карьерное поле, поперечное сечение; на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 и 4— фрагменты планов развития горных ра4468 .4 ным горизонтам 4 верхнего слоя карьера. Аналогичные площадки р, Р, n"р" и т..д формируются у нижнего слоя для размещения выемочно-погруэочных и транспортных средств.

Таким образом, средний слой делится на наклонные заходки и отрабатывается сверху вниз с перевалкой породы в выработанное пространство 5.

Причем порода в отвале находится в устойчивом состоянии вследствие упора в нерабочий борт бвь . ДраглаКН размещается на рабочих площадках, находящихся в устойчивом состоянии и не перемещается в отвальной зоне. В результате повышается производительность машины, а также безопасность ведения горных работ из-за неразмещения рабочих площадок на только-что отсыпанных ярусах еще не успевшего упереться в нерабочий борт отвала. Это особенно актуально при залегании пластов полезного ископаемого под углом более 12-15, когда применение бестранспортной технологии в классическом варианте невозможно.

3 115 бот в промежуточный и завершающий этапы.

Способ открытой разработки заключается в следующем.

Горную массу в карьере условно делят на три слоя. Нижний слой включает полезное икопаемое 1. Верхний слой 2 s начальный период при подготовке выработанного пространства перемещают на внешние отвалы. В дальней- 10 шем по мере развития горных работ породу перемещают во внутренние отвалы автотранспортом. Средний слой 3 отрабатывают наклонными заходками паовя, рМю n р, t m в в п,p n ü ю" î"p" . 5 и т.д. Причем заходки наклонены под разными углами поочередно в направлении нижнего третьего слоя и от него. При этом драглайн и транспортные средства могут перемещаться по 20 плоскости т, ю и т.д, а по ос1 нованию n m" — только драглайн. В последнем случае плоскость наклонена под максимально допустимым при перемещении драглайнов углом (9-16 ).

Для вывозки полезного ископаемого из нижнего слоя формируется эа обратный проход экскаватора наклонная плоскость, позволяющая эффективно испольэовать транспортные средства, 30 например, мобильного вида — автосамосвалы (угол наклона 4 30 — 5 )..

Экскаваторная заходка оконтуривается как бы сверху и снизу наклонными плоскостями и характеризуется двумя 35 углами наклона кровли и почвы. Именно отработка наклонными захоцками позволяет достичь главного — избежать перемещения драглайна по всей протяженности фронта работ в отваль- 40 ной зоне, либо в зоне ей противопо В ложнои, где используется транспортная технология на отработке верхнего слоя. Это существенно упрощает процесс горного производства.

В месте соединения заходок создают горизонтальные площадки om, o à, p"m"è т.д., примыкающие к транспортПри отработке самой нижней части слоя 2, зажатой бортом Бвъ и основанием нижнего слоя <3, уже затруднен заезд через уступы рабочей зоны карьера. Поэтому подача транспортных средств для вывозки полезного ископаемого осуществляется посредством съезда 6, сооружаемого в отвальной зоне тем же драглайном. Полезное ископаемое с нижних горизонтов отгружается в транспортные средства, например драглайном. По окончании работ экскаватор перегоняют по съезду 6 на поверхность отвала и затем на новый блок. При этом драглайн перемещают по сформированному отвалу, находящемуся в устойчивом состоянии, причем со стороны рабочей зоны подваленного породой взорванного нового блока.

A-А

1154468

l)54468

7 Г 1 б

Составитель В.Тычина

Редактор В.Иванова Техред ll(.Кастелевип Корректор I -.Сирохман

Заказ 2658/31 Тираж 482 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета CCCP

IIo делам изобретений и открытий l13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4 5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная„4

Способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых Способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых Способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых Способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых Способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к подземной добыче угля и охране окружающей среды

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке пластов полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке пластов полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при добыче крутопадающих полезных ископаемых, в частности при добыче алмазосодержащих из кимберлитовых трубок
Наверх