Способ контроля состояния болтовых соединений узлов машин

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ УЗЛОВ МАШИН, заключающийся в том, что узел.подвергают вибрационному нагружению, регистрируют сигналы акустической эмиссии, параметры испытаний сравнивают с эталоном , отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности безразборной оценки качества затяжки болтового соединения , нагружение производят возрастающей по амплитуде силой при заданной частоте нагружения до момента скачкообразного возрастания энергии сигналов акустичес1 ой эмиссии, С регистрируют соответствующую нагрузку, и сравнивают ее с эталонной. (Л

COIO3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (!() ° ((51) С 01 N 29/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA (21) 3684810/25-28 (22) 30. 12.83 (46) 15.05.85. Бюл. Р 18 (72) M.Ä.Баиов, С.М.Дорошко, Е.В,Чемохуд, А.И.Урбах и С.В.Мочнев (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (53) 620.179.16(088.8) (56) 1. Кучинский Г.А., Ремонт авиационной техники. М., "Машиностроение", кн. IV, 1981, с. 118-120.

2, Авторское свидетельство СССР

Р 953553, кл,. G 01 N 29/04, 1982 (прототип). (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ БОЛТОВЫХ

СОЕДИНЕНий УЗЛОВ МАШИН, заключающийся в том, что узел подвергают вибрационному нагружению, регистрируют сигналы акустической эмиссии, параметры испытаний сравнивают с эталоном, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности безразборной оцейки качества затяжки болтового соединения, нагружение производят возрастающей по амплитуде силой при заданной частоте нагружения до момента скачкообразного возрастания энерги сигналов акустической эмиссии, регистрируют соответствующую нагрузку,и сравнивают ее с эталонной.

1155939

Изобретение относится к неразрушающему контролю деталей машин акустико-эмиссионным:.методом и может быть использовано для контроля состояния болтовых соединений узлов машин. 5

Известен способ контроля качества затяжки болтовйх соединений, заключающийся в том, что замеряют деформацию болта под усилием затяжки 513.

Недостатком способа является его низкая достоверность, обусловленная тем, что по величине деформации,нельзя однозначно судить о качестве болтового соединения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ контроля состояния болтовых соединений узлов машин, заключающийся в том, что узел подвергают вибрационному нагружению, регистрируют сигналы акустической эмиссии, параметры испытаний сравнивают с эталоном j2 j.

Недостатком способа являются низкие точность и достоверность контроля, так как усталостное нагружение узла способствует развитию неопасных микроразрушений и возникновению ложных акустических сигналов. к

Составитель К.Хилков

Редактор Ю.Ковач Техред И.Асталош Корректор Н.Король

Заказ 3132/39 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.

Ужгород, ул. Проектная, 4

Цель изобретения - повышение точности и достоверности безразборной оценки качества затяжки болтового соединения.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу контроля состояния. болтовых соединений узлов машин, заключающемуся в том, что узел подвергают вибрационному нагру" жению, регистрируют сигналы акустической эмиссии, параметры испытаний сравнивают с эталоном, нагружение производят возрастающей по амплитуде силой при заданной частоте нагружения до момента скачкообразного возрастания энергии сигналов акустической эмиссии, регистрируют со10

45 ответствующую нагрузку и сравнивают ее с эталонной.

На чертеже представлена схема реализации способа контроля состояния болтовых соединений узлов машин °

Детали 1 и 2 узла соединены болтовым соединением 3. Деталь 1 закреплена неподвижно. В непосредственной близости от контролируемого болтового соединения 3 установлен преобразователь 4 акустической эмис- сии, соединенный с прибором 5 акустической эмиссии. Нагружающее устройство.б, например электродинамический вибратор, предназначено для воздействия на деталь 2. Система 7 управления соединена с нагружающим устройством 6.

Способ контроля состояния болтовых соединений узлов машин осуществляется следующим образом.

Контролируемый объект, например узел ротора двигателя, состоящий из деталей 1 и 2, закрепляют на специальном стенде (не показан).

Вблизи от контролируемого болтового соединения 3 устанавливают преобразователь 4 акустической эмиссии. С помощью нагружающего устройства 6 и системы 7 управления деталь 2 узла подвергают вибрационному нагружению с постоянной частотой нагружения. Нагружение производят до уровня, соответствующего резкому возрастанию энергии сигналов акустической эмиссии, что фиксируется прибором 5 акустической эмиссии, при этом фиксируют значение нагрузки и сравнивают ее с эталонной, соответствующей исправному состоянию болтового соединения 3.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить точность и достоверность контроля за счет нагружения узла возрастающей силой и регистрации нагрузки, соответствующей скачкообразному возрастанию энергии сигналов акустической эмиссии.

Способ контроля состояния болтовых соединений узлов машин Способ контроля состояния болтовых соединений узлов машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для контроля качества сварных соединений

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для оперативного контроля работоспособности ультразвуковых (у.з.) дефектоскопов в процессе их настройки и поиска с помощью них дефектов в разнообразных материалах и изделиях промышленности, например,в сварных соединениях, в железнодорожных рельсах

Изобретение относится к технике неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных областях машиностроения для контроля материалов и изделий, преимущественно крупногабаритных и с большим затуханием ультразвука

Изобретение относится к газо- и нефтедобыче и транспортировке, а именно к методам неразрушающего контроля (НК) трубопроводов при их испытаниях и в условиях эксплуатации

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики изделий переменной толщины сложной геометрии по параметрам их колебаний

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано при контроле качества, изменения структурно-фазовых состояний и физико-механических параметров материалов и элементов конструкций, а также в целях акустической спектроскопии массива горных пород, по измерению коэффициента затухания упругих волн и его частотной зависимости

Изобретение относится к области акустических методов неразрушающего контроля

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики железобетонных строительных конструкций, обделок и облицовок гидротехнических туннелей
Наверх