Способ снижения кавитационного разрушения рабочих органов лопастного насоса

 

СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИОННОГО РАЗРУШЕНИЯ РАБОЧИЙ ОРГАНОВ ЛОПАСТНОГО НАСОСА с предаключенньш шнеком путем изменения частоты врашеяня последнего при измененни подачи насоса, о тлнчаюшнйся тем, что, с целью повышения надежности при работе нвсоса на недогрузочных режимах, частоту вратення шнека изменяют прямо пропорционально подаче насоса.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4(gi) F 04 0 29/66

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТ ВУ !

ГОСУДАРСТВЕИИ 1Й КОМИТЕТ СССР

1Т0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA (21) 3304015/25 — 06 (22) Ц,06,81 (46) 23.05,85, Бюл. N 19 (72) Л. А. Василенко и В. К. Ободяк (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения (53) 621.671 (088.8) (56) Байбаков О. В,, Матвеев И. В., Мелащенко В. И; Анализ конструктивных схем насосов с кавитационным коэффициентом быстропроходности С вЂ” 5000-20000.—

Сб. "Лопастные насосы". Под. ред.

Л. П. Грянко и А. Н. Папнра. Л., "Машиностроение", 1975, с. 186-.192.

Иванов В. В., Солодченков В. Ф., Сенаторов В. А. Высокооборотный центробежный насос с повышенными антикавитационными качествами. — Труды ВНИИгнцромаша. М., 1978, с. 75-85.

„„SU„, 1157279 A (54)(57) СПОСОБ СНИЖЕНИЯ КАВИТАЦИОННОГО РАЗРУЫЕНИЯ РАБОЧИ (ОРГАНОВ

ЛОПАСТНОГО НАСОСА с предвключенным шнеком путем изменения частоты вращения последнего при изменении подачи насоса, о тл н ч а ю тц и и с я тем, что, с целью повышения надежности прн работе насоса на недогрузочных режимах, частоту вращения шнека изменяют прямо пропорционально подаче насоса.

1157279

Изобретение относится к гидромашиностро ению и может быть использовано в центробежных насосах для снижения кавитацнонного разрушения рябо щх органов.

Пель изобретения — повышение надежнос- 5 ти при работе на недогрузочных режимах.

На фиг. 1 изображен центробежный насос с предвключенным шнеком, продольный разрез; на фиг, 2 — графики линейных зависимостей относительной частоты вращения предвключенного осевого колеса и,/и, от относительной подачи 0 / 0 двухвального шнека-центробежного насоса прн разных значениях углового коэффициента прямых К; на фиг. 3 — соответствующие каждой зависимости кривые изменения относительно виброускорения и /ыр на проставке предвключенного осевого колеса также в функции от относительной подачи О/О„; на фиг. 4 — графики энергетических харак- 20 теристик насоса.

Способ может быть осуществлен в центробежном насосе с предвключенным шнеком. центробежный насос содержит приводной 25 вал 1, жестко закрепленное на приводном валу 1 центробежное колесо 2 и свободно установленный на приводному валу 1 перед центробежный колесом 2 предвключенный шнек 3. Приводом его является гидромуфта 30 переменного заполнения, имеющая насосное колесо 4, жестко закрепленное на приводном валу 1, и турбинное колесо 5, как и предвключенный шнек 3, свободно установленное на валу 1, При этом турбинное колесо 5 и предвключенный шнек 3 жестко соединены, чем обеспечивается передача крутящего момента с приводного вала 1 насоса на предвключенный шнек 3. Полость б гидромуфты, в которой циркулирует рабочая жидкость, и по- @> лость 7, внутри которой расположена гидромуфта, соединены соответственно впусным 8 и выпускным 9 патрубкамн с источником заполнения н опорожнения. гидромуфты. Способ осуществляют следующим образом.

Прн работе насоса на номинальном (расчетном) режиме частота вращения и турбинного колеса 5 гидромуфты и, следовательно, жестко. соединенного с ним предвключенного шнека 3 меньше частоты вращения n„íàñoñ- 50 ного колеса 4 гндромуфты и, следовательно, вращающегося с той же частотой центробежного колеса 2 на величину определяемую условием отсутствия кавитационного разруше. ния цредвключенного шнека 3. Если подача насоса, например, понижается, нагрузка на паек 3, а вместе с ним на турбинное колесо

5 птдромуфты возрастает, что приводит к увеличению скольжения колеса .5 относительно колеса 4. С помощью патрубком 8 и 9 можно всегда обеспечить такую степень опорожнения полости 6 гидромуфты, прн которой величина скольжения изменяется пропорционально изменению величины подачи. Так как шнек 3 жестко соединен с колесом 5, в результате прямопропорционально изменению подачи 0 изменяется частота вращения шнека и,.

Преимущество прямопропорциональной зависимости частоты вращения предвключенного шнека 3 от подачи иллюстрируется графикамн (фиг 2 — 4).

На фнг. 2 изображено изменение относительной частоты вращения предвключенного шнека 3 в зависимости от относительной величины подачи, где частота вращения н подача отнесения к их расчетным (номинальным) режимам, линейные зависимости

I а, б, в, г, д соответствуют коэффициентам пропорциональности О; 0,25; 0,6; 0,75 и 1.

Графики, изображенные на фиг. 3, иллюстрируют наибольшее снижение уровня вибрации рабочих органов насоса при изменении частоты вращения шнека прямо пронорционально изменению подачи, так как кривая д соответствует изменению с коэффициентом пропорциональности, равным 1.

Графики на фиг. 4 иллюстрируют повышение энергетических характеристик на недогрузочных режимах насосов, где сплошная линия обозначает характеристики насоса с неизменной частотой вращения шнека, а пунктирная линия— характеристики насоса с частотой вращения шнека прямо пропорциональной величине подачи.

Улучшение энергетических характеристик объясняется уменьшением потерь в предвклю- i ченном колесе благодаря подобному изменению треугольников скоростей на входе, т. е. благодаря расчетным условиям течения в предвключенном колесе при его работе на нерасчетных режимах работы насоса. Такое возможно лишь при прямо пропорциональном законе изменения, поэтому полученный при испытаниях опытного двухвального насоса результат — повышение КПД, а также уменьшение величины кавитационного запаса и крутизны напорной характеристики, имеет общий характер независимо от конкретных значений подачи и частоты вращения, а также формы передвключенного колеса.

Это подтвердили данные HcBblrRHNH опытного двухвального насоса с другими передвклн чениыми колесами, отличающимися по своим геометрическим характеристикам (тнп лопасти, угол установки ее на входе, кривизна средней линии профиля лопасти, густота решетки и т. д.) от характеристик предвключенного осевого колеса, данные испьианий которого совместно с центробежным колесом (оно неизменно и вращается с постоянной частотой вращения 2930 об/мин) представлены на фиг. 2 — 4. Для всех предвключенных колес

1157279 4 (число их модификаций около 10) при изменении частоты вращения пропорционально подаче насоса О зарегистрировано существенное снижение интенсивности кавитационного

3 разрушения при . работе насоса на недогрузочных режимах, уменьшение а Ь „р на этих режимах,. а значит, и улучшение кавитационных качеств.

1j57279

) Ф

Ъ ф, Ф Ф фф цдд ftg

4am.а

Относи теламая подача Щр, ер

Я1 фу М ВО,УР 1%i

ОтмосителаиЯВ юоАим ЩЯр, %

Фиг. Ю

1157279 / ф И/Н

Редактор И. Николайчук

Тираж 586

ВНИИИИ Государстэениога комитета СССР . ио делам изобретений и лткрытий

133035, Москва, Ж-Ç5, Раушская иаб., д. 4/5

Заказ 33II/34

Филиал ИПИ "Патент", r., Ужгород, ул. Проектная, 4 уд в

7У Яд

ИиАиа 4/4р, Фиг. 4

Составитель Т. Куликова

Техрел С.Мигунова . ° Корректор Г. Решетиик.

Способ снижения кавитационного разрушения рабочих органов лопастного насоса Способ снижения кавитационного разрушения рабочих органов лопастного насоса Способ снижения кавитационного разрушения рабочих органов лопастного насоса Способ снижения кавитационного разрушения рабочих органов лопастного насоса Способ снижения кавитационного разрушения рабочих органов лопастного насоса 

 

Похожие патенты:

Насос // 1118807

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано при создании насосов с высокими энергетическими и антикавитационными качествами, а также длительным ресурсом работы

Изобретение относится к лопастным насосам и может быть использовано при разработке рабочих органов лопастных насосов, турбин, компрессоров, вентиляторов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и жидкостных системах водоснабжения

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к конструкции вентилятора, имеющего электропривод с внешним ротором, и может быть использовано при проектировании осевых вентиляторов общехозяйственного назначения

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к вентиляторам, и может быть использовано в двухконтурных турбореактивных двигателях

Изобретение относится к глушителям шума пульсирующего потока и может найти применение в различных отраслях промышленности, использующих в технологических процессах воздух, вырабатываемый на компрессорных и воздуходувных станциях

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей
Наверх