Электропривод постоянного тока

 

ЭЛЕКТРОПРИВОД.ПОСТОЯННОГО .ТОКА, содержащий электродвигатель, последовательно соединенные блок задания, регулятор скорости, задатчик интенсивности, включакяций последовательно включенные усилитель-ограничитель и .интегратор с элементом ограничения выходного напряжения интегратора, регулятор тока, преобразователь , выход которого подключен к электродвигателю, в якорную цепь которого включен датчик тока, вькодом подключенный к регулятору тока, регулятор скорости содержит устройство выборки-хранения, первый ЮЕШШЗКЛЯ Я л 5 ;:;- ::- 1 13 TrXciin/r,tHAfS, ткШ:ПШл и второй узлы сравнения и последовательно соединенные дифференцирующее звено и нуль-орган, причем выход уст. ройства выборки-хранения соединен с входом первого узла сравнения, а выход второго узла сравнения подключен к входу задатчика интенсивности, датчик режима ограничения напряже-. . ния интегратора, подключенный к элементу ограничения выходного напряжения интегратора, вход дифференцирующего звена соединен с выходом датчика скорости, о т л и -ч а ю -. щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введено второе устройство выборки-хранения, вход которого подW ключен к выходу первого.узла сравнения , а выход - к входу второго узла сравнения, выход нуль-органа соединен с входом первого устройства выборки-хранения , выход датчика режима ограничения напряжения интегратора подключен к входу второго устСП ройства выборки-хранения, выход датI;D чика скорости двигателя подключен к входам первого и второго узлов сравнения и к входу первого устройства выборки-хранения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

f 19) (1 If

4Ю1 Í 02 P 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3689711/24-07 (22) 06.01.84 (46) 30.05..85. Бюп. 11 20 (72) В .П.Казанцев и В.И.Петренко (7 1) Пермский политехнический институт (53) 621. 316. 718. 5{088. 8) (56) 1. Патент Японии 11 5539996, кл. Н 02 P 5/06, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР

11 1022275, кл. Н 02 P 5/06, 1983. .3 ° Авторское свидетельство -CCCP по заявке 11- 3406255, кл. Н 02 P 5/06, 1983. (54)(57) Э1ЙКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО .,ТОКА, содержащий электродвигатель, последовательно соединенные блок задания, регулятор скорости, залатчик интенсивности, включающий последовательно включенные усилитель-ограничитель и .интегратор с элементом ограничения выходного напряжения интегратора, регулятор тока, преобразователь, выход которого подключен к электродвигателю, в якорную цепь которого включен датчик тока, выходом подключенный к регулятору тока, регулятор скорости содержит устройство выборки-хранения,-первый и второй узлы сравнения и последовательно соединенные дйфференцирующее звено и нуль-орган, причем выход уст ройства выборки-хранения соединен с входом первого узла сравнения, а выход второго узла сравнения подключен к входу задатчика интенсивности, датчик режима ограничения напряже-. . ния интегратора, подключенный к, элементу ограничения выходного напряжения интегратора, вход дифференцирующего звена соединен с выходом датчика скорости, о т л и ч а ю — . ( шийся тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введено второе устройство выборки-хранения, вход которого подключен к выходу первого, узла сравнения, а выход — к входу второго узла сравнения, выход нуль-органа соеди" нен с входом первого устройства выборки-хранения, выход датчика режима ограничения напряжения интегратора подключен к входу второго устройства выборки-хранения, выход датчика скорости двигателя подключен к входам первого и второго узлов сравнения и к входу первого устройства выборки-хранения.

1159141

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам управления электроприводами постоянно. го тока, и может быть использовано в системах электропривода, характе- 5 ризунлцихся широким диапазоном изменения момента инерции приводного механизма.

Известны электроприводы постоянного тока, содержащие последователь- 10 но.соединенные электродвигатель, управляемый преобразователь, регулятор тока якоря, задатчик интенсивности тока якоря и регулятор скорости двигателя, датчики скорости и тока 15 якоря, подключенные к входам соответствующих регуляторов Я и {2) .

Известные устройства обеспечивают оптимальные по быстродействию переходные процессы при неизменных 20 параметрах электропривода, в частности при неизменном моменте инерции приводного механизма, при изменении же параметров. необходима коррекция системы. 25

Наиболее близким к предлагаемому является электропривод постоянного

-тока, содержащий электродвигатель, последовательно соединенные блок задания, регулятор скорости, задат- З0 чик интенсивности, включающий последовательно включенные усилитель-ограничитель и интегратор с элементом ограничения выходного направления интегратора, регулятор тока, преобразователь, выход которого подключен к электродвигателю, в якорную цепь которога включен датчик тока, выходом подключенный к регулятору тока, регулятор скорости содержит 40 устройство выборки-хранения, первый и второй узлы сравнения и последовательно соединенные дифференцирующее звено и нуль-орган, причем выход устройства выборки хранения соединен 5 с входом первого узла сравнения, а выход второго узла сравнения подключен к входу задатчика интенсивности, датчик режима ограничения напряжения интегратора, подключенный 50 к элементу ограничения выходного напряжения интегратора, вход дифференцирующего звена соединен с выходом датчика скорости.

Недостатком известного устройства является необходимость применения в регуляторе скорости различных по функциональному назначению н конструктивному исполнению запоминающих элементов (устройства выборки-хранения и амплитудного детектора), что усложняет реализацию регулятора и снижает надежность устройства в цел.ом.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, последовательно соединенные блок задания, регулятор скорости, задатчик.интенсивности, включающий последовательно включенные усилительограничитель и интегратор с элементом ограничения выходного напряжения интегратора, регулятор тока, преобразователь, выход которого подключен к электродвигателю, в якорную цепь которого включен датчик тока, выходом подключенный к регулятору тока, регулятор скорости содержит устройство выборки-хранения, первый и второй. узлы сравнения и последовательно соединенные дифференцирующее звено и нуль-орган, причем выход устройства выборки-хранения соединен с входом первого узла сравнения, а выход второго узла сравнения подключен к входу задатчика интенсивности, датчик режима ограничения напряжения интегратора, подключенный к элементу ограничения выходного напряжения ,интегратора, вход дифференцирующего. звена соединен с выходом датчика скорости, дополнительно введено второй устройство выборки-хранения, вход которого подключен к выходу первого узла сравнения, а выход — к входу .второго узла сравнения, выход нульоргана соединен с входом первого устройства выборки-хранения, выход датчика режима ограничения напряжения интегратора подключен к входу. второго устройства выборки хранения, выход датчика скорости двигателя подключен к входам первого и второго узлов сравнения и к входу первого устройства выборки-хранения.

Данное устройство обеспечивает 55 оптимальные переходные процессы в широком диапазоне изменения момента инерции электропривода 131 .

На фиг. 1 приведена функциональная схема электропривода постоянного тока; на фиг. 2 — кривые переходных процессов при скачке задания з 1159141 4 ,скорости (ток якоря не выходит на равна нулю, что обуславливает нулережим ограничения), на фиг. 3 — кри- вое значение напряжения на выходе вые переходных процессов при скачке дифференцирующего звена 14 и привозадания скорости (ток якоря выходит дит к срабатыванию нуль-органа 15, на режим ограничения), на фиг. 4 — который переводит устройство 11 выкривые переходных процессов при наб-. борки-хранеь ля (УВХ) в режим выборки, росе статической нагрузки на валу ..Таким образом, значение напряжения электродвигателя. на выходе УВХ 11 равно напряжению

Электропривод содержит электро- . на его входе, а выходное напряжение двигатель 1, последовательно соеди- 10 узла 12 сравнения равно нулю. УВХ ненные блок 2 задания, регулятор 3 18 функционирует также в режиме скорости, задатчик 4 интенсивности, .выборки, поскольку ток якоря в усвключающий.последовательно включенные тановившихся режимах не достигает усилитель-ограничитель 5 и интегра« максимально допустимого по условиям тор 6 с элементом 7 ограничения вы- 15 коммутации электродвигателя 1 знаходного напряжения интегратора 6, ре. чения, интегратор 6 не выходит на гулятор 8 тока, преобразователь 9, . -режим ограничения, и выходное напрявыход которого подключен к электро. — жение датчика 16 режима ограничения двигателю .1, в якорную цепь которо- . переводит УВХ 18 в. режим выборки. го включен датчик 10 тока, выходом 20 Таким образом, напряжение на. выходе подключенный к регулятору 8 тока, УВХ 18 равно входному и имеет нулепричем регулятор 3 скорости содержит вое значение. В результате выходпервое устройство 11 выборки-хране- ное напряжение узла 13 сравнения ния, первый и второй узлы 12 и 13 также равно нулю. Среднее значение сравнения и последовательно соеди- 25. напряжения на выходе усилителя-ограненные дифференцирующее звено 14 и ничителя 5 равно нулю, выходное напнуль-орган 15, причем выход устрой- ряжение интегратора 6 равно напряжества 11 выборки-хранения соединен с . нию датчика 10 тока якоря (величина входом узла 12 сравнения, а выход тока якоря определяется величиной узла 13 сравнения подключен к входу 30 статической нагрузки на валу электзадатчика 4 интенсивности, датчик ропривода).

16 режима ограничения напряжения интегратора 6, подключенный к элеПри изменении сигнала за ания сигнала задания менту 7 ограничения, вход дифферен - . скорости электродвигателя 1 на велиУ .цирующего звена 14 соединен с выхо дом датчика 17 ск с скорости.

35 напряжения, соответствующие заданнороме того, электропривод содерму и действительном начально жит второе устройство 18 выборкисравнения появляется нап яжение хранения, вход которого подключен к в оду узла 12 сравнения, а выход — y é åòñß Усилителем-огРаничителем к входу узла 13 сравнения., выход д TerPaTOPB - поЯвлЯет

40 5 и на выхо е интег ат а 6 нуль-органа j5 соединен с входом устройства 11 выборки-хранения, выход датч а 16 режима ограничения . о а Я"Р " Рости электРодвигаподключен к входу устройства 18 вы-,. . Р тором отклонение скоборки-хранения, выход д тчика 17 Р электродвигателЯ 1 от заданноости скорости подключен ко входам узлов го значения начинает меньшатьс

12 и 13 сравнения и к входу устрой- " " .Р Р щ ние напРЯжс1" Я Я" пОло ства 11 выборки-хранения. жительное (фиг. 2), то выходные нап1 ряжения узла 13 сравнения и усилиЭлектропривод работает следующим 50 теля-ограничителя 5 имеют также пообразом. ложительные значения, что вызывает

В установившемся режиме отклоне- рост напряжения задания напряжения задания тока якоря. ние скорости от заданного знач ния Положим, что усилител— оло м, что усилитель †ограничите равно нулю, среднее значение напря- находится в режиме насыщения, тогда жения на выходе первого узла 12 напряжение задания тока якоря на высравнения равно нулю, поскольку в ходе интегратора 6 ходе интегратора линейно нарастает установившемся режиме первая произ- и ток якоря стремится отслеживать водная скорости электродвигателя 1 его. ри достаточно ыстролействую1159141 звц = - (о1

-2 +1

ÝS

5 щем. управляемом преобразователе 9

,кривая тока якоря практически соответствует заданной (кривая 19,фиг.2).

Скорость электродвигателя 1,начинает нарастать, на выходе .дифференцирующего. звена 14 появляется положи-. тельное напряжение, нуль-орган 15 изменяет свое состояние и переводит

УВХ 11 s режим хранения, т.е. на . выходе УВХ 11 устанавливается напряжЕние, соответствующее начальному значению скорости О „„ = o . Ha выходе узла 12 сравнения формируется напряжение U - ) -.) „., где Л вЂ” напряжение датчика 17 скорости электро.— двигателя. УВХ 18 по-прежнему находится в режиме выборки (интегратор 6 не находится в режиме ограничения), т.е. выходное напряжение равно входному У = U ) — 4 . На выходе 39xg узла 13 сравнения формируется напряжение

Таким образом, напряжение на выходе узла 13 сравнения является положительным и ток якоря линейно нарастает, пока скорость электродвигателя 1. не возрастет до величины ()" +Ф, )/2. Дальнейшее нарастание скорости электродвигателя 1

-(кривая 20, фиг. 2) приводит к смене знака выходного напряжения узла

13 сравнения и усилителя+ограничи-. теля 5. Ток якоря начинает уменьшаться, а, счсорость электродвигателя

1.монотонно устремляется к новому установившемуся значению. Если в результате изменения параметров объекта регулирования,. в частности момента инерции механизма, или в результате проявления инерционности контура тока якоря скорость электродвигателя нк достигает или, напротив, превышает заданное значение скорости в момент времени, соответ. .ствующий падению тока якоря до величины статического тока.(определя . емого величиной нагрузки на валу электропривода), то нулевое значение производной скорости электродвигателя вызывает, срабатывание нуль-орга на 15 и УВХ 11 кратковременно переходит в режим выборки, т .е. U>zÄ хл. выходное напряжение узла 12 сравнения и УВХ 18 равны нулю, т.е. Бцм, t„ = О. Напряжение на выходе узла 13 сравнения равно новому начальному отклонению скорости от заданкого значения U = "- = 8 1

Х4Ф

Если это отклонение скорости положительное, т.е. скорость электродвигателя 1 не достигает в момент времени t, заданного значення (кривая

21, фнг. 2), то на выходе усилителя-ограничителя 5 устанавливается . положительное напряжение, вызывающее нарастание напряжения интегратора 6 и величины. тока якоря (кривая

22, фиг. 2). Ликвидация нового отклонения скорости Я", соответствующего моменту времени t,, происходит аналогично рассмотренному выше про-. цессу, т.е. ток якоря начинает падать при скорости электродвигателя, 1Ф превышающей значение (+ 9o )/2, где а — новое начальное значение скорости, запомненное УВХ 11, когда производная скорости становится не равной нулю и нуль-орган 1.5 выдает сигнал на хранение (момент времени t ). В момент времени t скорость электродвигателя достигает нового. установившегося значения

{кривая 20, фиг. 20) или происходит

30 дополнительное движение системы, . аналогичное рассмотренному.

Если приращение сигнала задания, скорости достаточно велико и ток якоря достигает в переходном процессе максимально допустимого значения

) (кривая.22, фиг. 3), то УВХ 18 переходит в режим хранения, поскольку датчик 16 режима ограничения меняет свое состояние. В этом случае на выходе узла 13 сравнения формиру ется «зпряжение U, 1 - 1 — U>

Ф где Узag = „ — )

= Blq — напряжение УВХ 18, соответствующее отклонейию. скорости 3 „ от начального значения, в момент ограничения напряжения интегратора (момент времени t ). Следовательно, напряжение U остает положительным до тех пор, пока скорость электродвигателя

1 не.достигнет значения $ — 59qp (кривая 24,: фиг. 3), т.е. до момента времени С . Как только скорость электродвигателя 1 превышает это зна1 чение, напряжение "на выходе узла 1 сравнения становится отрицательным, что приводит к падению напряжения на выходе интегратора 6 и к уменьшению тока якоря. Скорость электродви1159

2S

Поскольку при набросе статической нагрузки скорость электродвигателя 1 падает, то U. ) О и ток якоря начинает нарастать (кривая 25, фиг. 4)..

Когда величина тока якоря достига- Зп ет величнны статического тока ic(i

= ь ), производная скорости электродвигателя 1 становится. равной нулю, срабатывает нуль-орган 15 и УВХ 11 кратковременно переходит в режим вы- З> борки-, т.е. Upped„ )) . Выходные нап- ряжения узла 12 сравнения и.УВХ: 18. равны:нулю Юч =,У» .= О, а выходные напряжения узла.:)3 сравнения гателя 1 монотонно устремпяется к новому установившемуся значению.

Если в режиме стабилизации cicopoc. ти электродвигателя 1 происходит наброс статической нагрузки на валу у, электродвигателя 1 (фиг.4),то падение

1скорости электродвигателя .1 вызывает появление не равного нулю (в данном случае отрицательного) напряжения на выходе дифференцирующего звена: 10

14 и нуль-органа 15 выдает сигнал . на хранение информации УВХ 11, т.е. выходное напряжение УВХ 11 соответствует начальному значению скорости электродвигателя 1 UÄ<ÄÄ М» при . 1э этом U 3 - )"»,. Выходное напряжение УВХ 18 равно входному,-.так как

УВХ .18 функционирует в режиме выборки U Uq ** Ч - . На выходе Ч т .ММъ узла 13 сравнения формируется напря- 20 жение

141 8 соответствует максимальному отклонению скорости от заданного значения

U 3+ +— 9 †.о1 . Ток.якоря продолжает нарастать, так как 0 7 О, скорость электродвигателя 1 начинает увеличиваться (кривая 26, фиг. 4), УВХ 11 переходит в режим хранения

Uy „„. ф, где 9 — экстремальное,. значение скорости (в данном случае минимальное). На выходе

УВХ 18 формируется напряжение 0з11

" U ) —. 4, а на выходе узла .13 сравнения - напряжение U

-Ug * - - (4 -4o)

= " - 2 0o . Таким образом, напряжение U остаатся положительным и ток якоря нарастает, пока скорость электродвигателя 1 не увеличится до значения 4 : (3+ + 4 )/2 (момент времейи и, фиг. 4). При дальнейшем нарастании скорости электродвигателя 1 напряжение U становится отрицательным, ток якоря уменьшается, а скорость электродвигателя f монотонно нарастает до заданного значения. В момент времени t» (фиг. 4) электропривод-переходит в . установившийся ре им ра боты.

Таким образом, предлагаемый электропривод позволяет получить оптимальные по быстродействию переходные процессы в системе при наложенных ограничениях на величину и скорость нарастания тока якоря . как при изменении сигнала задания скорости, так и при набросе статической нагрузки, при этом повыша« ется надежность. устройства.

l15 .!14 !

1159141

Ф1 йЯ8 yd

Фиг. Ю

Заказ 3606/55 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул . Проектная, 4

Составитель N. Кряхтунова.

Редактор И.Рыбченко Техред М.Пароцай Корректор И.Эрдейи

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх