Тепловой двигатель

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСГ)УБЛИ К (I 9) (11) 4(5I) F 03 С 7/06 (л,ъЪЦ и

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

13.;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3742223/25-06 (22) 18.05.84 (46) 30.06.85. Бюл. 9 24 (72) А.В.Остапенко, Е.П.Носов, В.А.Соловьев и С.Н.Ковалев (7 1) Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (53) 621. 486 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 750123, кл. F 03 G 7/06, 1980.

Патент США )(4037411, кл. 60-527, опублик. 1977. (54)(57) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор с зонами нагрева и охлаждения и неподвижной внутренней кулачковой поверхностью, направляющее кольцо с радиалыъпчи отверстиями, проходящие через последние толкатели с роликами на их наружных концах, прижатыми к кулачковой поверхности статора, и термочувствительные рабочие органы в виде дуг из материала с термомеханической памятью формы, прикрепленных одними концами к ротору, а другими— к внутренним концам толкателей, о т— л и ч а ю щ и it с я тем, что, с целью увеличения надежности и срока службы, каждый рабочий орган выполнен в виде расположенных в одной плоскости двух идентичных дуг, являющихся по форме зеркальным отражением одна дру- . гой и соединенных своими концами друг с другом, а направляющее кольцо жестко прикреплено к ротору.

1164462

Составитель Л.Тугарев

Редактор И.Касарда Техред О.Неце Корректор Л.Пилипенко

Заказ 4171/3 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к тепловым двигателям с рабочими органами из материала, обладающего термомеханической памятью, и может быть использовано для привода различных устройств и механизмов.

Цель изобретения — увеличение надежности и срока службы,за счет обеспечения прямолинейного перемещения связанных с толкателями концов рабочих органов при выполнении последних в виде двух идентичных дуг, являющихся зеркальным отражением одна другой, в результате чего предотвращается пе-1$ рекос толкателей в отверстиях направляющего кольца и уменьшается их износ. Данный двигатель имеет также повышенную виброустойчивость по сравнению с прототипом из-за устранения 20 люфта в зазорах между толкателями и отверстиями направляющего кольца за счет жесткого прикрепления последнего к ротору. Конструкция предлагаемого двигателя проще, чем у прототипа 2$ ввиду выполнения неподвижной кулачковой поверхности статора в форме окружности вместо эллипса и уменьшения числа зон нагрева и охлаждения.

На чертеже представлен тепловой ЗО двигатель, поперечный разрез.

Двигатель содержит статор 1 с зонами нагрева 2 и охлаждения 3 и неподвижной внутренней кулачковой поверхностью 4, направляющее кольцо 5 с радиальными отверстиями 6 и проходящие через последние толкатели 7 с роликами 8 на их наружных концах, прижатыми к кулачковой поверхности 4 статора 1. Внутри статора 1 установ- 4п лен ротор 9 и термочувствительные рабочие органы 10 из материала с термомеханической памятью формы, прикрепленные одними концами к ротору

9, а другими — к внутренним концам толкателей 7.

Каждый рабочий орган 10 выполнен в виде расположенных в одной плоскости двух идентичных дуг 11, являющихся по форме зеркальным отражением одна другой и соединенных своими концами одна с другой. Направляющее кольцо 5 жестко прикреплено к ротору 9 при помощи перемычек 12.

Неподвижная кулачковая поверхность

4 выполнена по окружности, эксцентрично смещенной относительно оси вращения ротора 9 вдоль плоскости раздела зон нагрева 2 и охлаждения

3. Дуги 11 рабочих органов 10 предварительно термически обработаны таким образом, что "помнят" прямую формул

Двигатель работает следующим образом.

Попав в зону 2 нагрева, изогнутые дуги 11 рабочих органов 10 начинают восстанавливать прямую форму, заданную предварительной термической обработкой, и вследствие этого стремятся переместиться в направлении увеличения расстояния от оси вращения ротора

9 до внутренней кулачковой поверхности 4 статора 1. Таким образом, восстановление выпрямленной формы дуг 11 рабочих органов 10 приводит к их повороту в сторону уменьшения изгиба.

Дуги 11, находящиеся в зоне 3 охлаждения, вращаясь вместе с ротором

9 в сторону уменьшения расстояния от его оси До внутренней кулачковой поверхности 4 статора 1, деформируются и в деформированном состоянии попадают в зону 2 нагрева. В результате чередования нагрева и охлаждения дуг 11 рабочих органов 10 в различных фазах их перемещения ротор 1 вместе с перемычками 12, направляющим кольцом 5, рабочими органами 10 и толкателями 7.с роликами 8 приво1дится в непрерывное вращение.

Тепловой двигатель Тепловой двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства

 

Наверх