Способ измерения ускорения силы тяжести телеуправляемым гравиметром

 

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫМ ГРАВИМЕТРОМ , содержащим корпус и чувствительную систему, включающий компенсацию относительных, изменений силы тяжести и измерение компенсирующей силы, по величине которой судят об .относительном изменении ускорения силы тяжести, отличающийс я тем, что, с целью повьшения точности измерений, в исходном положении чувствительного элемента не менее двух раз дополнительно измеряют угол наклона корпуса с чувствительной системой и по результатам измерений рассчитывают поправку, которую вводят в величину компенсирующей силы.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

4(51) с 01 V 7/02

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТСРСИОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbffMA (21) 3655056/24-25 (22) 24 . 10.83 (46) 07.07.85. Бюл. Р 25 (72) А.К.Алекберли (7 1) Азербайджанский институт нефти и химии им. М.Азизбекова

1 (53) 528.563 (088.8) (56) 1. Юзефович А.П.,Огородова Л.В.

Гравиметрия. М., "Недра", 1980.

2.Авторское свидетельство СССР

Р 167045, кл. С 01 V 7/02, 1965.

З.Авторское свидетельство СССР

9 197205, кл. G 01 V 7/02, 1967 .(поототип). (54)(57) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ

СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫМ ГРАВИМЕТРОМ, содержащим корпус и чувстви- тельную систему, включающий компенсацию относительных. изменений силы тяжести и измерение компенсирующей силы, по величине которой судят об относительном изменении ускорения силы тяжести, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения точности измерений, в исходном положении чувствительного элемента не менее двух раз дополнительно измеряют угол наклона корпуса с чувствительной системой и по результатам измерений рассчитывают поправку, которую вводят в величину компенсирующей силы.

11б6042

5g р = g(cos p — 1) 1

Изобретение относится к геофизике, конкретнее к телеуправляемым гравиметрическим измерениям.

Известен способ измерения силы тяжести телеуправляемым гравиметром, 5 включающий принудительное инвилирование корпуса с чувствительной системой, компенсацию относительных изменений силы тяжести и измерение величины компенсирующей силы 11).

Недостатками способа являются низкое быстродействие, обусловленное необходимостью на каждом пункте изме. рения точной (+ IO-15") установкой корпуса с чувствительной системой в 15 исходное положение и громоздкость системы нивилирования, затрудняющая использование в условиях ограниченных размеров, например, в скважинных гравиметрах. 20

Известен также способ измерения силы тяжести телеуправляемым грави метром, включающий самонивилирование корпуса с чувствительной системой, компенсацию относительных изменений 25 силы тяжести и измерение компенсирующей силы. Этот способ за счет самонивилирования увеличивает быстродействие измерений 1 2 ).

Однако недостатками способа явля- ЗО ются низкие точность и надежность

Недостатком известного способа являются низкие точность и надежность измерений из-за воэможности отклонения корпуса с чувствительной системой от исходной оси (например, вертикали), Цель изобретения — повышение точности измерений.

Цель достигается тем, что согласно способу измерения ускорения силы тяжести .телеуправляемым гравиметром, содержащим корпус и чувствительную систему, включающему компенсацию относительных изменений силы тяжести и измерение компенсирующей силы, по величине которой судят об относительном изменении ускорения силы тяжести, в исходном положении чувствительного элемента не менее двух раэ дополнительно измеряют угол наклона корпуса с чувствительной системой и по результатам измерений рассчитывают поправку, которую вводят в величину компенсирующей силы.

При наклоне чувствительной системы на угол р в произвольном направлении изменение силы тяжести составит

Определяя на каждой точке величину

ДД = gK+ g> единичного измерения из-за возможности отклонения корпуса с чувствительной системой от исходной оси (например, вертикали). Причинами существенных погрешностей при работе гравиметра с самонивилированием являются жесткость подводящих проводников, трение, люфты, неточности в изготовлении подвеса Кардана, возмож- 4р ность касания корпуса с неподвижными ребрами при его расположении в жидкости высокой плотности, изменения условий работы с температурой (особенно для скважинных гравиметров), пустимые углы наклона корпуса составll П ляют 10 "14 для погрешностей порядка 0,01 мГал.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ 5О измерения ускорения силы тяжести телеуправляемым гравиметром, содержащим корпус и чувствительную систему, включающий компенсацию относитель ных изменений силы тяжести и измере- 55 ние компенсирующей силы, по величине которой судят об относительном изменении ускорения, силы тяжести (3 ). можно устранить ошибки из-за наклонов корпуса с чувствительной системой. Здесь а g K — изменение компенсирующей силы. Определение угла возможно непосредственным измерени, ем угла наклона корпуса подходящими средствами. Угол р может быть также определен измерением углов наклона рычага чувствительного элемента и его нити подвеса в исходном положении чувствительного элемента (два взаимно перпендикулярных направления при g =0 перпендикулярны исходной оси корпуса с чувствительной системой, например, вертикали) при помощи двухкоординатного электролитического уровня. Так как исходное положение чувствительного элемента всегда определяется относительно корпуса с чувствительной системой, предварительно установив нуль двухкоординатного уровня при совпадении оси корпуса с исходной осью, можно легко определить угол р через углы

1166042 элемента относительно корпуса. Система 6 телеуправления связана с чувствительной системой жилой 8 кабеля, датчик 4 связан с измерителем 5 вертикали жилой 7.

Исходное состояние схемы соответствует исходному положению чувствительного элемента и известному положению корпуса 1 относительно ис10 ходной оси (определена величина .ЛКСМ °

При изменении величины силы тяжес,ти -c одновременным изменением положе,ния корпуса 1 рычаг 2 чувствительног го элемента с помощью системы 6 телеуправления возвращается в иоходное положение и определяется тем самым величина и g . Измерителем 5 вертикали определяется положение корпуса (угол p ) и и g . Результат измерения силы тяжести определяется

cos/3= созЫ - cos р а (1) записывается .

dg = g(cos M- cos у — 1 ), На фиг. 1 показана упрощенная схема телеуправляемого гравиметра, реализующая предлагаемый способ измерения силы тяжести; на фиг. 2— взаимное расположение нитей подвеса и рычага чувствительного элемента после наклона корпуса на угол р где оси XYZ (Х Y Z ) взаимно перпендикулярны, Х совпадает с нитью, У— с рычагом чувствительного элемента, Z — - исходная ось корпуса с чувствительной системой.

Устройство содержит корпус 1 с чувствительной системой, включающей рычаг 2 и нити 3 подвеса чувствительного элемента, датчик 4 вертика- д ли (например, двухкоординатный электролитический уровень), измеритель

5 вертикали, систему 6 телеуправления, жилы 7 и 8 кабеля.

Одна из контролируемых координат датчика 4 совпадает с направлением нитей подвеса чувствительного элемента, другая — с его рычагом 2 в исходном положении чувствительного

z z

У

Фиг. Г

Составитель В.Федоров

Редактор Т.Кугрьппева Техред Я,Кузьма

Корректор E.Ñèðîõìàí

Заказ 4306/40 Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4

3 наклона рычага Ы и нити подвеса р относительно исходной оси где ад и 3 g.„измерения на рядовой и исходной точках.

Положительный эффект предложенного изобретения заключается в повышении точности измерений путем введения поправки в величину компенсирующей силы за счет учета отклоне" ния корпуса от вертикальной оси.

Способ измерения ускорения силы тяжести телеуправляемым гравиметром Способ измерения ускорения силы тяжести телеуправляемым гравиметром Способ измерения ускорения силы тяжести телеуправляемым гравиметром 

 

Похожие патенты:

Гравиметр // 1166041

Гравиметр // 1126914

Гравиметр // 1117562

Изобретение относится к измерительной и вычислительной технике, и может быть использовано в различных областях науки и техники и, в частности в космологии

Изобретение относится к лазерно-интерферометрическим детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой производной потенциала гравитационного поля Земли, например напряженности гравитационного поля, или, что то же, ускорения свободного падения

Изобретение относится к лазерным детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения первой, второй и третьей производных (вертикальной и горизонтальной) потенциала гравитационного поля Земли, в том числе измерения попарного и измерения всех трех производных одновременно

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для повышения отношения сигнал/шум в радиотехнических устройствах, особенно для увеличения чувствительности гравитационной антенны

Изобретение относится к лазерным детекторам гравитационно-индуцированного сдвига частоты генерации и может быть использовано для измерения конечной разности потенциалов гравитационного поля Земли как между разными точками Земли, так и между значениями потенциала в одной точке, но в разные моменты времени

Изобретение относится к скважинному прибору гравитационной разведки и способу гравитационной разведки скважины
Наверх