Механический привод дискового тормоза транспортного средства

 

МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус,приводной рычаг и автоматический регулятор зазора в виде муфты свободного хода одностороннего действия и нажимной гайки, установленной на винте с возможностью прямолинейного перемещения, при-чем приводной рычаг связан с винтом автоматического регулятора зазора, о т л и ч.; а ю щ и и с я тем, что, с целью повьппения надежности путем обеспечения бесступенчатой компенсации износа при постоянно изменяемом тормозном моменте, он снабжен ограничителем угла поворота и дополнительной муфтой свободного хода с направлением вращения, противоположным основной муфте, муфты свободного хода выполнены в виде установленных между наружных и внутренних обойм упругих заклинивающих элементов, наружная обойма дополнительной муфты жестко закреплена в корпусе, внутренняя обойма дополнительной муфты жестко связана с наружной обоймой основной муфты и нажимной гайкой -автоматического регулятора зазора, а внутренняя обойма основной муфты . связана через винт с приводным рычагом , причем последний связан с ограничителем его угла поворота, а винт автоматического регулятора за- : зора зафиксирован от осевого перемещения относительно корпуса..

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

427 A

I (! 9) (11) (51)4 F 16 0 65 50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Пд ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Я я(.gagó < >»

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3648261/25- 27 (22) 04. 10.83 (46) 23.08 ° 85. Бюл. Р 31 (72) В.А.Габа (53) 62-592(088.8) (56) Акцептованная заявка Великобритании У 1341936, кл. Е 2 Е, 1973.

Акцептованная заявка Великобритании И 1326632, кл. F 2 Е, 1973.

Авторское свидетельство СССР

У 620023, кл. Е 16 ? 65/60, 1978. (54)(57) МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, приводной рычаг и автоматический регулятор зазора в виде муфты свободного хода одностороннего действия и нажимной гайки, установленной на винте с возможностью прямолинейного перемещения, причем приводной рычаг связан с винтом автоматического регулятора зазора, о т л и ч.,а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения бесступенчатой компенсации износа при постоянно изменяемом тормозном моменте, он снабжен ограничителем угла поворота и дополнительной муфтой свободного хода с направлением вращения, противоположным основной муфте, муфты свободного хода выполнены в виде установленных между наружных и внутренних обойм упругих заклиниванщих элементов, наружная обойма дополнительной муфты жестко закреплена в корпусе, внутренняя обойма дополнительной муфты жестко связана с наружной обоймой основной муфты и нажимной гайкой автоматического регулятора зазора, а внутренняя обойма основной муфты . связана через винт с приводным рычагом, причем последний связан с ограничителем его угла поворота, а винт автоматического регулятора sa- - е зора зафиксирован от осевого перемещения относительно корпуса..

1 11746

Изобретение относится к автотранспортному машиностроению, в частности к приводам дисковых тормозных устройств транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения бесступенчатой компенсации износа при постоянном изменяемом тормозном моменте.

В процессе эксплуатации дисковых тормозов тормозной момент изменяется. В 10 известных дисковых тормозах при заметных возрастаниях тормозной нагрузки (например, при резком торможении транс,портного средства) происходит взаимное проскальзывание фрикционной муфты регулятора зазора, в результате чего нажимная гайка перестает вращаться и не изменяет изменившегося при износе рабочего зазора, что приводит к ненадежной рработе тормоза, т. е. 20 тормоз гарантированно работает только .тогда, когда тормозное усилие невелико, или равно нулю. Использование ограничителя угла поворота приводного рычага и муфт свободного хода с упругими лепестками противоположного направления позволяет исключить недостаток известных конструкций,. так как определенным образом связанные между собой и с приводным рыча- 30 гом муфты не позволяют нажимной гайке не поддерживать постоянным рабочий зазор между тормозным диском и фрикционной накладкой колодок на всем протяжении эксплуатации тормоза З5 скоростных гусеничных машин.

На фиг. 1 изображен дисковый тормоз с механическим приводом, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А-A на фиг. 1 (механизм автоматичес- 40 кой регулировки зазора и первая основная муфта свободного хода); на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг..1 (вторая дополнительная муфта свободного хода).

Дисковый тормоз состоит из корпуса 1, вращающегося тормозного диска

2, фрикционных тормозных элементов

3 и 4, ходовой нажимной гайки 5 с

8 выступами 6, в которой расположен 50 винт 7 автоматического регулятора зазора, и приводного рычага 8. На приводном рычаге 8 выполнен ограничитель угла его поворота. Механизм автоматической регулировки зазора 55 имеет две муфты свободного хода противоположного направления вращения: основную .(первую) 1 (фиг. 2) и допол27 2 нительную (вторую) ? (фиг. 3) . Первая муфта 1 свободного хода имеет внутреннюю обойму 9 с выступами 10 и наружную обойму 11 с прорезями 12, в которых располагаются выступы 6 нажимной гайки 5 во избежание проворачивания гайки относительно наружной обоймы 11. Нажимная гайка 5 имеет возможность осевого прямолинейного перемещения при вращательном движении винта. 7 при постоянном ходе приводного рычага 8.

Между внутренней 9 и наружной 11 обоймами расположены упругие заклинивающие лепестковые элементы 13. Винт

7 имеет поясок 14, в котором имеются прорези 15, кромки 16 и 17 которых могут контактировать с выступами 10 обоймы 9(укаэанные детали составляют узел ограничителя угла поворота).

Винт 7 зафиксирован в корпусе 1 от осевого перемещения пояском 18.

Вторая муфта (iI) свободного хода имеет наружную обойму 19, жестко закрепленную в корпусе 1, и внутреннюю обойму 20, жестко связанную с наружной обоймой 11 первой муфты 1 свободного хода. Между наружной 9 и внутренней 20 обоймами расположены упругие закликивающие лепестковые элементы 21. Наружная обойма 11 от осевого перемещения зафиксирована в корпусе 1 двумя канавками 22 и может вращаться вокруг оси винта ?.

Стрелками 23 и 24 показаны направления вращения приводного рычага

8. Упругие заклинивающие элементы

13 и 21 имеют противоположные углы наклона, а сила. прижатия к наружной обойме у заклинивающего элемента 21 больше, чем у Эаклинивающего элемента 13.

Привод работает следующим образом.

Режим торможения.. Для включения привода тормоза необходимо повернуть приводной рычаг 8в направлении стрелки 23 на фиг. 3 и фиг. 2, при этом нажимная гайка 5 сворачивается с винта 7, и, упираясь в фрикционный тормозной элемент 4, сжимает фрикционные элементы тормоза. При этом реактивный момент, возникающий на зажимной гайке 5 и передающийся выступами 6 на наружную обойму 11, не может повернуть ее относительно кор- пуса 1 благодаря наличию второй муфты свободного хода, а поясок

18 не позволяет винту 7 перемещаться з 11746 в осевом направлении относительно «ь. корпуса 1.

Если в процессе торможения происходит износ фрикционных элементов, то кромки 16 прорезей 15 пояска 14 винта 7 ограничителя угла поворота, упираясь в выступы 10, поворачивают внутреннюю обойму 9 первой муфты 1 свободного хода относительно наружной обоймы 11, так как первая муфта 1О

1 свободного хода свободно вращается в направлении стрелки 23, поэтому процесс бесступенчатой компенсации износа продолжается. При этом наружная обойма 11, жестко связанная в 15 нажимной гайкой 5 остается на месте благодаря второй муфте ? .

Режим расторможения. При повороте приводного рычага 8 в направлении стрелки 24 происходит расторма- 20 живание, при этом нажимная гайка 5 наворачивается на винт 7, перемещаясь в осевом направлении относительно наружной обоймы 11 в сторону приводного рычага 8, пока кромка 17 ZS не упрется в выступы 10 внутренней обоймы 9. Начиная с этого момента

:наворачивание нажимной гайки 5 на винт 7 прекращается и, благодаря пер вой муфте 1 свободного хода, винт 7, нажимная гайка 5 и наружная обойма

11 вместе поворачиваются относительно корпуса 1 до исходного положения приводного рычага 8, обеспечивая тем самым постоянным рабочие

35 зазоры между фрикционными элементами и тормоз ным диском тормоз а, так как муфта свободного хода свободно вращается в направлении стрелки 24.

Режим резкого торможения. Аналоги-4О чен режиму торможения (обычного) при постоянном ходе приводного рычага, 27 так как винт непосредственно связан с приводным рычагом и передает поступательное движение нажимной гайке.

Так как регулировка зазора между фрикционными элементами тормоза осуществляется на режиме растормаживания, то ход приводного рычага всегда имеет постоянную величину.

Таким образом, предлагаемый тормоз за счет применения двух муфт

1 свободного хода с противоположными . направлениями вращения позволяет обеспечить бесступенчатую регулировку зазора и повысить надежность работы

1 тормозов.

Технико-экономический эффект при использовании предлагаемого изобретения. по сравнению с известным заключается в том, что предлагаемый привод тормоза позволяет обеспечивать надежную бесступенчатую компенсацию износа и заданного зазора между фрикционнымн элементами тормоза, усилия прижатия фрикционных элементов, уменьшение времени срабатывания тормозов и как следствие улучшение условий управления транспортным средством и увеличение безопасности движения.

Кроме того, для увеличения коэффициента трения поверхности, по которым упругие элементы контактируют с наружными обоймами муфт свободного хода, должны быть выполнены шероховатыми, поэтому для изготовления их не требуется дорогостоящего оборудования, а это в большей мере сказывается на уменьшении затрат при производстве тормозов, вследствие чего предложенный тормоз обладает также меньшей трудоемкостью изготовления в сравнении с известным.

Ф

1)74627

II74627

2Е га

Фигз

Составитель П. Колесников

Техред М.Пароцай Корректор С.Шекмар

Редактор А.Сабо

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5160/35 Тирак 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Механический привод дискового тормоза транспортного средства Механический привод дискового тормоза транспортного средства Механический привод дискового тормоза транспортного средства Механический привод дискового тормоза транспортного средства Механический привод дискового тормоза транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх