Устройство для диагностирования коллекторных электрических машин

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее датчик пульсаций напряжения, пиковый детектор и ин ; дикатор, отличающееся тем, что, с целью повьвпения досто- .верности диагноза, в него введены детектор огибающей, фильтр нижних частот, конденсатор, дифференциальный усилитель и измеритель отношения напряжений, причем датчик пульсаций напряжения, детектор огибающей и фильтр нижних частот соединены последовательно, выход фильтра нижних частот подключен к инвертирующему входу дифференциального усилителя и входу пикового детектора через конденсатор, а к неинвертиру ющему входу дифференциального усилителя непосредственно, выходы пикового детектора и дифференциального усилителя подключены к входам измерителя отношений напряжений, выход которого подключен к входу индикатора .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕС1 1УБ ЛИК (1% (l1) 159 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3693934/24-21 (22) 24..01.84 (46) 23.11.85.Áþë. Р 43 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) И.В.Кабашкин, В.Н.Потапов и В.Д.Гаврилов (53) 621.317.799:621.313.2(088.8) (5б) Авторское свидетельство СССР

Ф 1065793, кл. G Ol R 31/34, 1982.

Авторское свидетельство СССР

У 989494, кл. G 01 R 31/34, 1981. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРО» ВАНИЯ КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧ1 СКИХ

МАШИН, содержащее датчик пульсаций напряжения, пиковый детектор и индикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности диагноза, в него введены детектор огибающей, фильтр нижних частот, конденсатор, дифференциальный усилитель и измеритель отношения напряжений, причем датчик пульсаций напряжения, детектор огибающей и фильтр нижних частот соединены последовательно, выход фильтра нижних частот подключен к инвертирующему входу дифференциального усилителя и входу пикового детектора через конденсатор, а к неинвертирующему входу дифференциального усилителя непосредственно, выходы пикового детектора и дифференциального усилителя подключены к входам изме- Я рителя отношений напряжений, выход которого подключен к входу индикатора.!!936!О

Изобретение относится к испьгганию электрических машин и предназначено для применения в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта для безразборного определения механических дефектов скользящего контакта, например, путем использования предлагаемого устройства в составе специализированного прибора.

Цель изобретения — повьппение достоверности диагноза путем применения нового диагностического признака: отношения амплитуды огибающей коммутационных импульсов и постоянной составляющей этих импульсов.

На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2— временные диаграммы, поясняющие принцип его действия.

Устройство содержит датчик 1 пуль саций напряжения, детектор 2 огибающей, фильтр 3 нижних частот, кон денсатор 4, пиковый детектор 5, дифференциальный усилитель 6, измеритель 7 отношения напряжений и индикатор 8. Датчик 1 пульсаций напряжения, фиксатор 2 огибающей и фильтр

3 нижних частот соединены последовательно, выход фильтра 3 нижних частот подключен к инвертирующему входу дифференциального усилителя 6 и входу пикового детектора 5 через конденсатор 4, а к неинвертирующему вхо.ду дифференциального усилителя 6— непосредственно, выходы пикового детектора 5 и дифференциального усилителя 6 подключены к измерителю 7 отношения напряжений, выход которого подключен к входу индикатора 8.

Принцип действия устройства основан на выделении огибающей последовательности коллекторных импульсов и измерении отношения амплитуды оги бающей коммутационных импульсов к постоянной сос: авляющей этих импульсов на двух режимах работы электрической машины. Для исправной электрической машины коэффициенты амплитудной модуляции будут одинаковыми на всех режимах работы при наличии неисправности — различны, что и позволяет осуществлять диагностирование по указанному параметру.

Устройство работает следующим образом.

На выходе датчика 1 пульсаций присутствует сложный амплитудно-модулированный сигнал, образованный коллекторнь1ми импульсами электрической машины (фиг.2 a). Детектор 2 огибающей и фильтр 3 нижних частот выделяют огибающую этого сигнала ,(фиг.2 1 При прохождении через конденсатор 4 уничтожается составляющая огибающей (фиг.261. Переменная составляющая поступает на пиковый детектор 5, на выходе которого получает1О ся постоянное напряжение, пропорциональное амплитуде переменной составляющей U огибающей коллекторных импульсов (фиг.2 ).

На входах дифференциального уси15 лителя 6 действуют два сигнала: сумма постоянной и переменной составляющих модулированного сигнала (огибающая сигнала ) с выхода фильтра 3 нижних частот и переменная состав20 ляющая этого же сигнала, полученная после его прохождения через конденсатор 4. Подавая первый из сигналов на неинвертирующий вход, а второй— на инвертирующий вход дифференциаль25 ного усилителя 6, на выходе последнего получаем разность входных сигналов, которая будет представлять собой постоянное напряжение, пропорциональное постоянной составляющей исходного модулированного сигнала (фиг. 2 ф).

Полученные постоянные напряжения

U, пропорциональное амплитуде переменной составляющей, и U, пропорциональное постоянной составляющей огибающей коллекторных импульсов, поступают на входы измерителя 7 отношения. Последний определяет отношение входных воздействий ш=0 /U>

Определенное значение m отображается на индикаторе 8.

На этом заканчивается первый цикл диагностирования, после чего изменяют режим работы электрической машины и аналогично определяется отношение входных воздействий

m на втором режиме. На основании сравнения измеренных значений m на обоих режимах осуществляется диаг-ноз технического состояния электри5О ческой машины.

В случае наличия механических дефектов в скользящем контакте контролируемой машины изменение амплитуды отдельных импульсов при уве5 личении частоты вращения будет происходить непропорционально. В связи с этим указанный диагностический признак, формируемый на двух режимах

1193610

Фиа2

Составитель А.Прельскнй

Редактор В.Петраш Техред Т.Дубичаак Корректор В.Синицкая

Заказ 7312/49 Тираж 747 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по .делам изобретений и открытий!

13035, Москва, Ж-. 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4

3 работы электрической машины, чувствителен к изменению амплитуды любого импульса (из серии импульсов за один оборот ротора )пульсаций напряжения 1 так как это вызывает соответствующее изменение огибающей коллекторных импульсов и, следовательно, изменение отношения входных воздействий m.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет формировать диагностический признак, реагирующий на

:появление различных механических дефектов скользящего контакта электрических машин, что обеспечивает повышение достоверности диагноза, а следовательно повышает эффективность применения средств диагностирования при техническом обслуживании сложных электрических систем, содержащих коллекторные электрические маши1р ны, например систем авиационного электрооборудования.

Устройство для диагностирования коллекторных электрических машин Устройство для диагностирования коллекторных электрических машин Устройство для диагностирования коллекторных электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх