Устройство для создания вертикальной тяги на летательном аппарате

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯСОЗДАНИЯ ВЕР-. ТИКАЛЬНОЙ ТЯГИ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ , содержащее подъемный двигатель с плоскими соплами, расположенными на цилиндрическом корпусе, от л и чающееся тем, что, с целью уменьшения воздействия реактивной струи подъемного двигателя на стартовую площадку, плоские сопла располо жены над цилиндрические корпусом, вы r/friy .i ttiifllUV ходные отверстия плоских сопел направлены в сторону криволинейной боковой поверхности цилиндрического корпуса, а продольная ось плоскости среза канодого сопла параллельна оси цилиндрического корпуса, при этом ширина выходного отверстия каждого сопла составляет 0,14-0,22. от радиуса скругления цилиндрического корпуса, сопла расположены над цилиндрическим корпусом с зазором, величина которого составляет 0,1-0,5 ширины выходного отверстия, а угол, образованный плоскостью среза каждого сопла и вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось цилиндрического корпув пределах от О до 30°. са , лежит

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 64 С 29/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ - = ":-"

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3760986/23 (22) 06.07.84 (46) 07.05.92. Бюл. )1р 17 (72) И.Н.Соколова и Е.А.Пумилкина (53) 629.7.026.6 (088.8) (56) ICASapper, K> 70-56, 14-18, IX, 1970, Canada. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ТЯГИ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ, содержащее подъемный двигатель с плоскими соплами, расположенными на цилиндрическом корпусе, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения воздействия реактивной струи подъемного двигателя на стартовую площадку, плоские сопла расположены над цилиндрическим корпусом, вы. Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в устройствах летательных аппаратов при вертикальном взлете ипи посадке с неподготовленной площадки.

Целью изобретения является уменьшение воздействия реактивной струи подъемного двигателя на стартовую площадку".

На фиг. 1 изображена схема устройства на фиг. 2 — сечение А-А на фиге 1 °

Устройство содержит цилиндрический корпус 1, подъемный двигатель (на чертеже не показан) с плоскими соплами 3, расположенными над цилиндрическим корпусом 1, выходные отверстия 3 которых направлены в сторону криволиходные отверстия плоских сопел направлены в сторону криволинейной боковой поверхности цилиндрического корпуса, а продольная ось плоскости среза каждого сопла параллельна оси цилиндрического корпуса, при этом ширина. выходного отверстия каждого сопла составляет 0,14-0,22 от радиуса скругления цйлиндрического корпуса, сопла расположены над цилиндрическим корпусом с зазором, величина которого составляет О, 1-0,5 ширины выходного отверстия, а угол, образованный плоскостью среза каждого сопла и вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось цилиндрического корпуса, лежит и пределах от 0 до 30 а о нейной боковой поверхности 4 цилиндрического корпуса 1, так что продольная ось плоскости среза каждого сопла

2 параллельна продольной оси цилиндрического корпуса 1.

СО

Устройство работает следующим образом.

На режиме вертикального взлета (по- Ы

I садня) реактивная струя от подиамното двигателя поступает в сопла 2 плоской формы и растекается по обе сторо- . . в ны криволинейной боковой поверхности

4 корпуса 1. На верхней .поверхности корпуса 1 вследствие эффекта Коанда создается разрежение, благодаря которому появляется подъемная сила.

При успешной реализации эффекта

Коанда внутренняя часть струи огибает

1198863 ма

1 криволинейную поверхность 4; а внешнчя выгибается в обратную сторону, ° ф . что способствует ослаблению "воздействия струи на Землю. Истекающая струя должна находиться в центральной плоскостп. симметрии цилиндрического кор" пуса 1, чтобы при неисправности двигателей свести к минимум асимметрию, В то же время двигатели не обязательно располагать в корпусе вблизи цент-, ра тяжести.

Достижение цели изобретения обусловлено оптимальностью выбора значений: ширины выходного отверстия 3 каждого сопла Р = 0,14 — 0,22 от радиуса R скругления цилиндрического корпуса (см. фиг.2), зазора между соплами 2 и цилиндрическим корпусом

1, равного 0,1 — 0,5 ширины выходного отверстия 3, угла (= 0-30, образованного плоскостью среза каждого сопла 2 и вертикальной плоскостью, проходящей через продольную. ось цилиндрического корпуса 1. ...При установке сопла 2 в крайнем верхнем положении (2g = О) на поверхности устройства вследствие эффекта о

Коанда (вплоть до g"- = 90, где Ц ""— угловая координата точки отрыва потока} появляется подъемная сила, хотя само сопло 2 при этом не дает вклада в подъемную силу. По мере увеличения угла установки (> О) уменьшается часть поверхности 4, на которой образуется разрежение вследствие эффекта Коанда, а следовательно, уменьшается и подъемная сила. Одновременно с этим при ) > О увеличивается подпор на нижней поверхности цилиндрического.4 корпуса 1 и возникает вертикальная составляющая тяги сопла 2, которая б увеличивается пропорционально сов 90— / ). Таким образом, благодаря оптимальной реализации эффекта Коанда в предлагаемом устройстве удается по" лучить большую (на 70Е) подъемную . силу и пз сравнению со свободной струей, направленной под тем же углом. Кроме того, для защиты цилиндри" ческого корпуса 1 устройства, расположенного в области струи двигателя, от высокой температуры, сопла устанавливают с зазором, равным 5/ У

= 0 5. Для обеспечения стабильности течения Коанда, дальнейшее расширение диапазона Ь/о нецелесообразно, так как может рано наступить отрыв потока.

Иаксимально стабильные значения угла <0 " сохраняются в интервале от< „ носительных зазоров между соплом и цилиндрическим корпусом Ь/Р = 0,1-..

0,5.

В рабочем диапазоне давлений и зазоров А/ 8 реальный интервал параметра 2 /R составляет О, 14-0, 22. Сме, щение этого интервала в меньшую сторону нецелесообразно как с точки зрения недостаточных расходов, так и с технологической точки зрения, а сме, щение в большую сторону приводит к раннему (по давлению) отрыву потока.

35 С точки зрения минимального воздействия на грунт углы / установки о сопл должны составлять 0-30 . Увеличение этого интервал снижает эффективность устройства на 5-10%.

1198863

° г..;.

Корректор М.Самборская

Редактор Е.Гнринская Техред Л,Олийнык

Заказ 2434 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР

113035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5

Ю ЮЮ ° ВЮ В@

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для создания вертикальной тяги на летательном аппарате Устройство для создания вертикальной тяги на летательном аппарате Устройство для создания вертикальной тяги на летательном аппарате 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области воздуходувных и газодувных машин

Изобретение относится к тороидальному фюзеляжу беспилотного летательного аппарата, имеющему оптимизированную конструкцию

Изобретение относится к соосному подузлу трансмиссия/центральная втулка узла несущих винтов беспилотного воздушного летательного аппарата

Изобретение относится к движителям транспортных средств, не взаимодействующим с опорной поверхностью, использующим аэродинамические свойства вращающегося воздушного винта несущего крыла самолета, центробежные силы вращающегося воздушного потока, а также перепад атмосферного давления спереди и сзади у средства, имеющего воздушный винт

Изобретение относится к области двигательных систем, и в частности, к двигательным системам коротко и вертикально взлетающих и приземляющих самолетов типа КВВП

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к воздухоплаванию и касается способа создания подъемной силы для летательных аппаратов, обеспечивающего снижение силы сопротивления

Вертолет // 2118272
Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к устройствам для создания аэродинамической подъемной силы

Самолет // 2120394
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании самолетов с улучшенными характеристиками
Наверх