Электрическая машина

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (!9) (!!) (б!!,! Н 02 К 9/19

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

За

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3692572/24-07 (22) 24.10.83 (46) 07.01.86. Бюл. Р 1 (71) Научно-исследовательский институт Завода "Сибэлектротяжмаш" (72) В.К. Иванов, К.Н. Масленников и В.Ф. Чириков (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1. Вандышев А.К. и др. Турбогенератор типа TBM-500. — Электротехника, 1981, !! - 6.

2. Патент США 9 3469126, кл. 310- 54, опублик. 1960. (54)(57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, преимущественно турбогенератор, содержащий статор, ротор и цилиндр, отделяющий ротор от статора, имеющий на внутренней поверхности навитые по спирали охлаждающие труб-. ки из немагнитного материала, соединенные с напорным и сливным коллекторами для охлаждающей жидкости, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, она снабжена дополнительным напор- . ным и сливным коллекторами, причем все коллекторы попарно размещены на противоположных торцах цилиндра, а охлаждающие трубки выполнены с бифилярной намоткой и поочередно соединены с коллекторами на разных торцах цилиндра.

1203650 2

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в крупных электрических машинах, в частности турбогенераторах.

Известен турбогенератор, содержащий статор, ротор и изоляционный цилиндр, отделяющий статор от ротора. Охлаждение поверхности бочки ротора обеспечивается водой, циркулирующей по трубкам, уложенным в мелких пазах, выполненных в коронках зубцов бочки ротора (1) .

Однако данное устройство характеризуется большой трудоемкостью, связанной с механической обработкой: фрезерованием пазов и выполнением глубоких сверлений.

Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина, преимущественно турбогенератор, содержащая статор, ротор и цилиндр, отделяющий ротор от статора, имеющий на внутренней поверхности навитые по спирали охлаждающие трубки из немагнитного материала, соединенные с напорным и сливным коллекторами для охлаждающей жидкости P) .

Однако в известной конструкции размещение подачи и слива охлаждающей жидкости на разных сторонах цилиндра обуславливает неравномерное распределение температуры по длине цилиндра и, следовательно, по длине ротора, что существенно снижает эффективность применения охладителей. Кроме этого, в случае нарушения герметичности охладителей или их .гидравлических соединений с коллекторами во избежание тяжелой аварии требуется немедленный останов машины, что снижает надежность энергоснабжения.

Цель изобретения — улучшение охлаждения.

Указанная цель достигается тем, что электрическая машина, преимущественно турбогенератор, содержащая статор, ротор и цилиндр, отделяющий ротор от статора,имеющий на внутренней поверхности навитые по спирали охлаждающие трубки из немагнитного материала, соединенные с напорным и сливным коллекторами для охлаждающей жидкости, снабжена дополнительным напорным и спивным коллекторами, причем все коллекторы попарно размещены на противоположных торцах цилиндра, а охлаждающие

t5

45 трубки выполнены с бифилярной намоткой и поочередно соединены с коллекторами на разных торцах цилиндра.

На фиг.1 показана электрическая машина, продольный разрез; на фиг.2 — схема навивки охлаждающих трубок, на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1 (напорный коллектор) на фиг.4 — вид В на фиг.1 (сливной коллектор электрической машины).

Устройство содержит охлаждающие трубки 1, напорные коллекторы 2 и

2а, сливные коллекторы 3 и Эа, цилиндр 4, гидравлические соединения

5 и 6 и щит 7 статора 8. Внутри цилиндра 4 расположен ротор 9. Каждый напорный коллектор имеет патрубок 10 для подвода охлаждающей жидкости, каждый сливной коллектор имеет сливной патрубок 11. Охлаждающие трубки 1 навиты по спирали бифилярно, причем одна половина бифилярных трубок 1 своими концами подсоединена к напорному 2 и сливному 3 коллекторам, которые располагаются на одной стороне цилиндра

4. Другая половина трубок подсоединена к аналогичным коллекторам 2а и За, размещенным на противоположной стороне цилиндра 4. Охлаждающие трубки 1 размещены на внутренней поверхности цилиндра 4, отделяющего ротор 9 от статора 8.

Трубки 1 выполнены из немагнитного материала низкой электропроводности, например из немагнитной коррозионностойкой стали. Концы трубок 1 подсоединены к напорным 2, 2а и сливным 3 За коллекторам с помощью гидравлических соединений 5 и 6. Коллекторы закреплены в щитах 7, закрывающих торцы статора 8.

Жидкость из напорного коллектора 2 проходит по трубкам 1 в сливной коллектор 3 в обоих направлениях.

В соседней группе трубок жидкость проходит из коллектора 2а в коллектор 3а также в обоих направлениях.

Предлагаемая бифилярная навивка охлаждающих трубок при циркуляции по ним охлаждающей жидкости обеспечивает практически одинаковую температуру по длине цилиндра, что улучшает охлаждение ротора.

Наличие двух независимых систем охлаждения существенно повышает надежность работы электрической дидб

ВНИИПИ Заказ 8427/58 Тираж 645 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 машины, так как в случае нарушения герметичности дефектная система мо1203650 жет быть отключена. При этом останова машины не требуется.

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сверхпроводящему вращающемуся устройству типа сверхпроводящих генераторов, в которых по крайней мере обмотка ротора выполнена сверхпроводящей

Генератор // 2131164
Изобретение относится к электротехнике и представляет собой магнитоэлектрический генератор, выполненный в виде внутренних и внешних блоков роторов и статоров

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается выполнения электрических машин с постоянными магнитами, в частности к жидкозаполненным электрическим машинам, погружным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения осевых генераторов

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую энергию

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше
Наверх