Устройство для моделирования транспортной системы

 

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть применено для исследования качества функционирования транспортных систем, представлякмцих собой цепочку из пяти ветвей, из которых третья и четвертая ветви соединены параллельно. Цель изобретения состоит в расширении функциональных возможностей за счет перераспределения потоков в углах при отказах ветвей транспортной системы. Устройство содержит пять генераторов случайных напряжений источник опорного напряжения, пять схем сравнения, два генератора импульсов , пять моделей ветвей транспортной системы, два делителя частоты , два одновибратора, элемент ИЛИ , и источник единичного напряжения. По интенсивности транспортного потока, моделируемого устройством, судят о качестве функционирования транспортной системы. 3 ил. (Л to ю со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (50 4 С 06 Р 15/20,Л»

«g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3804447/24-24 (22) 19,10.84 (46) 07.05.86. Бюл. У 17 (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Г.В.Дружинин, А.Г.Чирков, П.З.Борицкий и С.А.Батурин (53) 68 1.333 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1«.920734, кл. G 06 F 15/20, 1982, Авторское свидетельство СССР

Ф 1018130, кл. С 06 С 7/52, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМй (57) Изобретение относится к вычислительной технике и может быть применено для исследования качества

„„SU„„1229774 А1 функционирования транспортных систем, представляющих собой цепочку иэ пяти ветвей, из которых третья и четвертая ветви соединены параллельно.

Цель изобретения состоит в расширении функциональных возможностей за счет перераспределения потоков в углах при отказах ветвей транспортной системы. Устройство содержит пять генераторов случайных напряжений, источник опорного напряжения, пять схем сравнения, два генератора импульсов, пять моделей ветвей транспортной системы, два делителя частоты, два одновибратора, элемент ИЛИ ,.и источник единичного напряжения. По интенсивности транспортного потока, моделируемого устройством, судят о качестве функционирования транспортной системы. 3 ил °

1 12

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть применено для исследования качества функционирования транспортных систем, представляющих собой цепочку из пяти ветвей, из которых третья и четвертая ветви соединены параллельно.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет перераспределения потоков в узлах при отказах ветвей транспортной системы.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для моделирования транспортной системы, на фиг. 2 — транспортная система, на фиг. 3 — функциональная схема модели ветви транспортной системы.

Устройство содержит пять генераторов 1 случайных напряжений,.источник 2 опорного напряжения, пять .схем

3 сравнения, первый 4 и втсрой 5 генераторы импульсов, пять моделей 6 ветвей транспортной системы, первый

7 и второй 8 делители частоты, первый

9 и второй 10 одновибраторы, элемент

ИЛИ 11, источник 12 единичного напряжения. Каждая модель 6 ветни содержит первый 13 и второй 14 элементы И, ренерсивный счетчик 15, дешифратор

16, одновибратор 17, шифратор 18 и счетчик 19.

Устройство работает следующим об разом.

Предварительно обнуляются счетчики 15 и 19 всех моделей 6. Каждый генератор 1 вырабатывает реализацию стационарного случайного процесса изменения напряжения, мгноненные значения которого имеют заданный закон распределения, и выдает напряжение на второй вход соответствующей схемы

3 сравнения, на первый вход которой поступает опорное напряжение с выхода источника 2. Сигнал на ныходе каждой схемы 3 сравнения имеет уровень логической "i" когда напряжение на втором входе больше напряжения на первом входе, и уровень логического

"0" в противном случае. Сигналы "i и "О" воспроизводят соответственно работоспособное и неработоспособное состояние каждой ветви системы и поступают на третьи входы дешифраторов 18 моделей 6.

Генератор 4 выдает прямоугольные импульсы постоянной и достаточно высокой частоты следования на входы

29774 l счетчиков 19 моделей 6, генератор 5 выдает на второй вход нторого элемента И 14 модели. 6 прямоу- ольные

1 импульсы с частотой следования, про5 порциональной интенсинности транспортного потока на входе транспортной. сети. Каждая модель 6 воспроизводит работу определенной ветви транспортной сети, причем, если ветвь единственная между узлами, то на пятый вход шифратора 18 подается сигнал логической "1". Возможные состояния входов и выхода шифратора 18,приведены:в таблице.

Номера входов шифратора

1 2 3 4 5

Выход шифратора

1 0 1 1 1

1 1 1 1 1

1 1 0 Х Х

О 1 0 Х Х

0 1 1 1 l

Х Х Х 0 О

Примечание. Х вЂ” произвольное состояние входа.

В исходном состоянии содержимое реверсивного счетчика 15 равно нулю.

При этом на первом выходе дешифратора 16 присутствует уровень логической "1", на нтором — уровень логического "О", на первом, третьем, четвертом и пятом входах шифратора 18 ф 4 уровень логической "1", на втором входе. шифратора 18 — уронень логического "0", на выходе шифратора 18 и вьжоде элемента И t3 — уровень лоб гического "0", Я)

Прямоугольные импульсы, поступающие на второй вход элемента И 14 с ньжода генератора 5, проходят на суммирующий вход реверсивного счетчика 15, так как на первом входе эле мента И 14 присутствует уровень логической "1". После отсчета счетчиком 15 М импульсов (М вЂ” максималь1 1 ное количестно движущихся транспорт1229774 4 ных единигГ, которые могут находиться в пределах ветви 6 ) дешифратор

16 выдает единичный сигнал на второй вход шифратора 18, с выхода которого единичный сигнал поступает на первый вход элемента И 13.

На вход счетчика 19, работающего в качестве делителя частоты, с выхода генератора 4 поступают прямоугольные импульсы с постоянной частотой, следования. Сигналы на выходе счетчика 19 представляют собой последовательность прямоугольных импульсов, частота следования которых пропорциональна максимальной интенсивности транспортного потока на выходе ветви бг. Импульсы через элемент И 13 поступают на вход одновибратора 17, который выцает последовательность импульсов, задержанных во времени по отношению к импульсам на входе.

Если частоты следования импульсов на суммирующем и вычитающем входах счетчика 15 равны, то содержимое этого счетчика остается постоянным и равным М >. Так имитируется функционирование ветви бг транспортной системы в нормальном режиме.

При имитации отказа ветви 61 на третий вход шифратора 18 поступает нулевой сигнал. На выходе шифратора

18 также формируется сигнал нулевого уровня, блокирующий работу элемента И 13, поэтому реверсивный счет чик 15 работает только в режиме суммирования. После отсчета M импуль- З5

2 сов (М > М,) счетчиком 15 дешифратор 16 выдает по первому выходу нулевой сигнал, сигнал на втором выходе не меняется. Число M соответстг вует максимальному количеству оста- 40 новившихся друг за другом транспортных единиц, которые могут находиться на ветви 6 в ожидании восстановле1 ния ее работоспособного состояния °

При этом элемент И 14 блокирует по- 45 ступление импульсов на суммирующий вход реверсивного счетчика 15, содержимое которого не увеличивается в течение времени восстановления работоспособного состояния ветви 6г . 50

Таким образом имитируется накопление транспортных единиц в отказавшей ветви 6 и возникновение разрыг ва графика движения.

При восстановлении работоспособно-55 го состояния ветви 61 сигнал на третьем входе шифратора 18 меняет свое значение с нулевого на единичный, В этот же момент сигнал на первом выходе дешифратора 16 имеет уровень логического "0", на втором выходе — уровень логической

Если сигналы на четвертом и пятом входах шифратора 18 имеют единичное значение, то при такой комбинации сигналов на входах шифратора 18 сигнал на его выходе принимает единичное значение. На выходе элемента И 13 появляются прямоугольные импульсы. Эти импульсы, задержанные одновибратором 17, поступают на вычитающий вход реверсивного счетчика 15, содержимое которого уменьшается на единицу с приходом каждого импульса, имитируя процесс рассасывания остановившихся транспортных единиц вследствие их перехода в следующую ветвь. Когда содержимое счетчика 15 уменьшится до величины Мг, начнется имитация функционирования ветви 6, в нормальном режиме. Так имитируется восстановление графика движения. Когда последующая ветвь 6 исследуемой системы не способна принимать транспортные единицы, то на четвертый вход шифратора 18 поступает уровень логического "0" ° При этом на выходе шифратора 18 появляется логический "0", что приводит к заполнению реверсивного счетчика .15 до значения М аналогично тому, как это происходит при имитации отказа ветви 6, . Так имитируется распространение разрыва графика движения.

Модель ветви 6 моделирует разветвление транспортного потока на две составляющих,На второй вход элемента И 14 поступают прямоугольные импульсы с частотой слецования, пропорциональной интенсивности транспортного потока на входе ветви 62.

Работоспособное состояние этой ветви транспортной системы имитируется, если на третий вход шифратора 18 поступает. единичный сигнал, неработоспособное состояние — если нулевой сигнал. При имитации работоспо собного состояния на выходе одновибратора 17 появляются прямоугольные импульсы, частота следования которых пропорциональна интенсивности транспортного потока на выходе ветви 6 . Импульсы на выходе одновибратора 17 модели 6 отсутствуют, когда на выходах дешифраторов 16 моделей

6 и 6 присутствует нулевой потенциал. Таким образом имитируется не1229774 возможность приема транспортных единиц ветвями 6 и 6, . Ha втором выходе модели 6д присутствует нулевой сигнал при имитации работоспособно5 го состояния ветви 6» единичный сигнал на этом же выходе появляется при имитации состояния, когда ветвь 6 не способна принимать транспортные единицы. Выход одновибратора 17 модели 6 соединен с информационными входами делителей 7 и 8 частоты, коэффициент деления каждого из которых обратно пропорционален интенсивности транспортного потока. на входах ветвей бз и 6» соответственно. Прямоугольные импульсы с. выхода каждого из делителей 7 и 8 частоты поступают на входы одновибраторов 9 и 10 соответственно. Одновибраторы 9 и 10 используются для формирования и выдачи коротких прямоугольных импульсов. !

Функционирование моделей 65 и 6 в основном аналогично функционированию модели.6, . Если сигнал на втором выходе моделей бз или 6 имеет единичное значение, то коэффициент деления соответствующего делителя 7 или 8 частоты равен заданному, При нулевом значении этого же сигнала коэффициент деления соответствующего делителя 8 или 7 частоты уменьшается до единицы. Это соответствует тому, что при отказе и заполнении ветви

35 бз (6 ) весь транспортный поток направляется через ветвь 6>(6з). Третий вход модели 6 соединен с выходом элемента ИЛИ 11.

Частота следования импульсов на выходе элемента ИЛИ 11 пропорциональна сумме интенсивностей транспортных потоков на входе ветви 6,„ По интенсивности транспортного потока на вы45 ходе системы можно судить о качестве ее функционирования.

Изменение во времени интенсивности транспортного потока на выходе исследуемой системы в процессе моделирования регистрируется стандартной аппаратурой, например шлейфовым осциллографом Í0115. Результаты моделирования обарабытваются на. ЗВМ с использованием стандартных программ вычисления характеристик качества функционирования транспортных систем, например среднего значения параметра потока отказов системы.

Формула из об ре те ния

Устройство для моделирования тран спортной системы, содержащее пять генераторов случайных напряжений, источник опорного напряжения и пять схем сравнения, первые входы которых соединены и подключены к выходу источника опорного напряжения, а выходы генераторов случайных напряжений соединены с вторыми входами одноименных схем сравнения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет перераспределения потоков в узлах при отказах ветвей транспортной системы, в него введены два генератора импульсов, два делителя частоты, два одновибратора, элемент ИЛИ и пять моделей ветвей, каждая из которых состоит из двух элементов И, счетчика, реверсивного счетчика, дешифратора, одновибратора и шифратора, причем в модели ветви выход шифратора подключен к первому, а выход счетчика - к второму входу первого элемента И, выход которого соединен с входом одновибратора, выход которого подключен к вычитающему, а выход второго элемента И вЂ” к суммирующему входам реверсивного счетчика, выход которого соединен с входом дешифратора, первый выход которого подключен к одноименным входам второго элемента И и шифратора, второй выход дешифратора соединен с одноименным входом шифратора, третий вход шифратора каждой модели ветви подключен к выходу соответствующей схемы сравнения, входы счетчиков моделей ветвей подключены к выходу первого генератора импульсов, второй вход второго элемента И первой модели ветви соединен с выходом второго генератора импульсов, выход одновибратора пятой модели ветви является выходом устройства, четвертый вход шифратора первой модели ветви подключен к выходу дешифратора второй модели ветви, пятые входы шифраторов первой, третьей, четвертой и пятой моделей ветвей соединены и подключены к источнику единичного потенциала, выход одновибратора первой модели ветви соединен с вторым входом второго элемента И второй модели ветви, четвертый вход шифратора которой соединен с входом задания коэффици1229? 74

Qe. Х

Составитель А.Шереиков

Редактор Л.Гратилло Техред Г,Гербер Корректор В.Бутяга

Заказ 2451!49 Тираж 671 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий . 113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ента деления второго делителя частоты и подключен к выходу дешифратора третьей модели ветви,пятый вход шифратора второй модели ветви соединен с входом задания коэффициента деления первого делителя частоты и подключен к выходу шифратора четвертой модели ветви, информационные входы делителей частоты подключены к выходу одновибратора второй модели ветви, выходы первого и второго делителей частоты соединены с входами одноимен„ных одновибраторав, выходы которых подключены к вторым входам вторых элементов И третьей и четвертой мо5 целей ветвей соответственно четверУ тые входы шифраторов третьей и четвертой моделей ветвей соединены и подключены к выходу дешифратора пя" той модели ветви, выходы одновибраторов третьей и четвертой моделей ветвей соединены с входами элемента ИЛИ

l выход которого подключен к второму входу второго элемента И пятой модели ветви.

Устройство для моделирования транспортной системы Устройство для моделирования транспортной системы Устройство для моделирования транспортной системы Устройство для моделирования транспортной системы Устройство для моделирования транспортной системы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при определении энтальпии веществ

Изобретение относится к моделирующим устройствам аналоговой вычислительной техники и предназначено преимущественно для исследования влияния импульсных помех в цепях питания на работоспособность испытуемой аппаратуры

Изобретение относится к специализированным средствам вычислительной техники, предназначенным для моделирования передачи сигналов при многолучевом распространении сигналов

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для решения задач дискрртного програь«мирования

Изобретение относится к аналоговой технике и может быть использовано при решении задач определения характеристик систем, отображаемых графами

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для ранговой идентификации входных сигналов

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для моделирования опытных и промышленных установок при производстве лимонной кислоты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для аналогового физико-математического моделирования линейных, нелинейных и нелинейно-параметрических электрических машин

Изобретение относится к автоматике и аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для построения аналоговых вычислительных систем

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в аналоговых вычислительных машинах

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в аналоговых вычислительных машинах

Изобретение относится к области автоматики и аналоговой вычислительной техники и может быть использовано, например, для построения функциональных узлов аналоговых вычислительных машин, средств регулирования и управления

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано в аналоговых вычислительных устройствах

Изобретение относится к области вычислительной техники и может найти применение при проектировании сложных систем

Изобретение относится к области вычислительной техники и может найти применение в сложных системах при выборе оптимальных решений из ряда возможных вариантов
Наверх