Тренажор для обучения операторов систем управления

 

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и профотбора операторов систем управления. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Сущность изобретения основана на создании возможности профотбора операторов в процессе их подготовки, что способствует повьппению эффективности и надежности эксплуатации систем управления операторами после их обучения на данном тренажере . Конструктивно цель достигается введением в известное устройст- ,во двух регистров и двух блоков срав- . нения. 1 ил.S (Л С Is:) 00 со ю М

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61} 1098023 (21) 3757016/24-24 (22) 21.06.84 (46) 23.05.86. Бюл. Р 19 (72) В.И,Балабай (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ,9 1098023, кл. G 09 В 9/00, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (5?) Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и профотбора операторов сис„„SU„„1233204 А 2 тем управления. Цель изобретения— расширение дидактических возможностей тренажера. Сущность изобретения основана на создании возможности профотбора операторов в процессе их подготовки, что способствует повышению эффективности и надежности эксплуатации систем управления операторами после их обучения на данном тренажере. Конструктивно цель достигается введением в известное устройство двух регистров и двух блоков срав.нения. 1 ил.

1233204

Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления, может быть использовано для обучения и проведения психофизиологического профессионального отбора операторов систем управления в различных отраслях народного хозяйства и является усовершенствованием устройства по авт. св. 9 1098023.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера.

На чертеже дана блок-схема тренажера.

Тренажер для обучения операторов

"систем управления содержит блок 1 задания программы обучения, содержащий набор программ, соответствующих обрабатываемым задачам. Каждая программа определяется последовательностью информационных сигналов и их параметрами. Вход блока 1 соединен с выходом блока 2 задания времени, задающего время окончания экспо" зиции сигналов, т.е. темп изменения информации, предъявляемой опера..гору

3 на информационной панели блока 4 предъявления информации, вход которого связан с выходом блока 1. Данные, отображаемые на информационной панели блока 4„ определяют характер деятельности оператора, которая формирует свои исполнительные действия с помощью органов управления блока

5 ввода ответных действий оператора..

Выход блока 2, задающий время начала экспозиции сигналов, соединен с входом счетчика 6, необходимого для фиксации времени реакции оператора.

Выход счетчика 6 соединен с блоком

7 сравнения °

Тренажер также содержит блок 8 совпадения сигналов, вычислитель 9 суммарных анибок, блок: 10 вычисле— ния уровня обученности оператора, блок 11 регистрации, блок 12 задания эталонов, вычислитель 13 ошибок, блок

14 управления, счетчик 15 числа тренировок, блок 16 сравнения,, блок 17 сравнения, регистры 18 и 19, Регистр 18 предназначен для хранения числа тренировок,соответствующего первому порогу отбора, Другими словами, операторы, затратившие на обучение число тренировок, меньшее или равное записанному в регистре

18, признаются безусловно пригодныМи. В приведенном примере в регистр

18 перед началом тренировки записы-валось число 6. Блок 16 предназначен для сравнения числа тренировок, затраченных оператором на обучение,с числом, записанным в регистре 18.

Влок 11 предназначен для фиксации числа беэусловно годных кандидатов.

В регистре 19 хранится значение.числа тренировок, соответствующего второму порогу отбора. Кандидаты, затратившие на обучение число тренировок, большее чем записанное в регистре 18, но меньшее или равное числу, записанному в регистре 19 будут признаны годными. В рассмотренном случае в регистре. 19 перед началом тренировок записывалось число 9. В блоке 1!7 производится сравнение числа тренировок, затраченных оператором на обучение, поступившим с выхода счетчика 15„ и числа, записанного в регистре 19. В результате сравнения сигнал может появляться на одном выходе блока 17.

Когда. oII поступит на вход блока 11, ог:,ератор будет признан годным. Это тот случай, когда число, поступившее ца вход блока 17, меньше или равно числу, записанному г, регистре 19. В противном случае с-пенал в блок 11 поступит с другого выхода блока 17 и оператор будет признан условно годным либо негодным.

В блоке хранятся нормативные значения ошибок измерения параметров сигналаз и длительностей выполнения отдельных операций, а также эталон,ные последовательности действий обучающегося оператора..

Тренажер для обучения операторов систем управления работает следующим образом.

Инструктор осуществляет выбор II задание совокупности предъявляемых оператору 3 сигналов путем ввода через блок !4 в блоки 1 и 12 номера программы обучения, в блок 2 — значений деятельностей экспозиции сигналов, в блок 10 — значение числа тренировок, которое оператору необходимо выполнить успешно подряд (для признания его обученным). В данном случае в блок 10 записывается число

4,а в регистры 18 и 19 — числа, соответствующие первому и второму порогам отбора. В рассмотренном примере записывались числа 6 и 9 в регистры 18 и 19 соответственно.

1233204

Последовательность сигналов, вырабатываемых блоком 1 в соответствии с введенным в него номером программы, индицируется по информационной панели блока 4. Смена сигналов обучающей последовательности производится по сигналам Конец экспозиции", поступающим из блока 2, результаты ответных действий оператора 3, реализуемых с помощью органов управления бло-10 ка 5, поступают на вход блока 7 для контроля правильности последовательности действий путем сравнения с эталонной последовательностью и на вход вычислителя 13 с выхода блока 1. Ес- 15 ли очередное деиствие соответствует требуемому, то на одном из вы-;одов блока 7 появится сигнал, поступающий на блок 8 и используемый, кроме того, для останова счетчика 6, который запускается сигналом "Начало экспозиции", поступающим из блока 2. Это дает возможность определить время реакции оператора, которое сравнивается затем с величиной норматива в блоке

7. В этом же блоке осуществляется сравнение текущей ошибки измерений, вырабатываемой вычислителем 13, с допустимой величиной, поступающей из блока 12. Следовательно, блок 7 выра-З0 батывает все три выходных сигнала в ответ на действие оператора только в том случае, если результат этого действия удовлетворяет трем критериям— точности измерения, времени выполне — З5 ния и соответствия действий оператора эталонной последовательности. При наличии этих трех сигналов блок 8 вырабатывает обобщенный сигнал, который сохраняет прежнее состояние вы- 40 числителя 9, т,е. отсутствие сигнала на era выходе. После окончания экспозиции сигналов обучающей последовательности цикл функционирования тренажера повторяется. При этом зна-45 чения счетчика 15 и счетчика, находящегося в блоке 10, увеличивается на

"1". Если при решении оператором задачи управления им допущена ошибка в выполнении хотя бы одного действия 50 по одному из критериев, то вся задача считается решенной неправильно.

При этом сигнал на выходе блока 8 пропадает, в результате чего появится сигнал на выходе вычислителя 9, Ы сохраняющийся до конца решения задачи. Данный сигнал обнулит содержимое счетчика числа успешных тренир вок подряд, находящегося в блоке 10.

Содержимое счетчика 15 также увеличится на " 1".

После выполнения оператором алгоритма управления успешно требуемое число раз подряд (для рассмотренного алгоритма — 4 раза) появится сигнал на выходе блока 10, который будет зафиксирован в блоке 11. Кроме того, с появлением данного сигнала на входе счетчика 15 производится перезапись его содержимого в блоки

16 и 17. Сигнал с выхода блока 10 поступает также на вход регистра 18, где хранится число, соответствующее первому порогу отбора (в примере приводилось число 6). По этой команде код регистра 18 переписывается в блок 16.

В блоке 16 производится сравнение поступивших чисел. Если число, поступившее из счетчика 15, меньше или равно числу, поступившему из регистра 18, то сигнал появится на олном выходе блока 16 и поступит на вход блока 11. Обучавшийся кандидат в этом случае будет отнесен к категории безусловно годных операторов.

Если число, поступившее из счетчика

15, больше числя, поступившего иэ регистра 18, то сит.нал появится на другом выходе блока 16 и поступит на вход регистра 19. По этой команде число, хранящееся в регистре 19, поступает на вход блока . l7. Производится сравнение поступивших чисел. Если число, поступившее из счетчика 15, меньше или равно числу, поступившему из регистра 19, то сигнал появится аа одном выходе блока 17 и поступит на вход блока 11, относя тем самым кандидата в категорию средних операторов. В противном случае, т.е. еспи число, поступившее из счетчика 15, больше числа, поступившего из регистра .19, то сигнал появится на другом выходе блока 17 и поступит на блок ll, Данный кандидат будет отнесен к категории условно годных или плохих операторов. Таким оператором целесообразно рекомендовать смену выбранной профессии.

Предлагаемое изобретение позволяет .расширить дидактические возможности тренажеров операторов систем управления эа счет обеспечения возможности проведения психофизиологическоСоставитель A.Êàðëîâ

Редактор С.Патрушева Техред Л.Сердюкова

Корректор С.Шекмар

Подписное

Заказ 2776/53 . Тираж 455

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, }K-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород,ул.Проектная,4

5 1233204 Ь го профессионального отбора операто- последовательно включенные первый ров в процессе их подготовки, что, регистр, второй блок сравнения, втокроме того, значительно повышает уро- рой регистр и третий блок сравнения

У вень подготовки обучаемых и способсY- первый н второй выходы которого соевует повышению эффективности и надеж- g динены соответственно с вторым и тре. ности эксплуатации систем управления тьнм входами блока регистрации, и операторами после завершения этапа счетчик числа тренировок, первый их подготовки. вход которого соединен с одним из выходов блока задания времени, а выф о р м у л а и з о б р е т е н и я 1О ход — с вторыми входами второго и третьего блоков сравнения, второй

Тренажер для обучения операторов выход второго блока сравнения под систем управленияпо авт.св. N - 1098023, ключен к четвертому входу блока рео т л и ч а ю щ и и с я тем, что, гистрации, первый вход которого свяс целью расширения дидактических воз- 15 зан с входом первого регистра н втоможностей тренажера, в него введены рым входом счетчика числа тренир ренировок.

Тренажор для обучения операторов систем управления Тренажор для обучения операторов систем управления Тренажор для обучения операторов систем управления Тренажор для обучения операторов систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может

Изобретение относится к автоматик-е-и вычислительной технике

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть исйользовано для подготовки операторов радиолокационных станций

Изобретение относится к устройствам ДЛЯ воспроизведения изображения дорожной обстановки движения транспортного средства при подготовке операторов-водителей на тренажере

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх