Способ сейсмической разведки
Изобретение относится к сейсморазведке и направлено на повьшение ее зффективн ости путем одновременного использования при исследовании про- . дольных и поперечных волн, излучаемых одним и тем же источником. Эффективное излучение поперечных волн осуществляется за счет придания движзпцемуся источнику ускорения по заданному закону , определяемому из условия m a(t) F(t), где F(t) - заданный закон изменения силового воздействия во времени t; a(t) - закон изменения ускорения во времени. 4ib 00 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ш 4 G 01 V 1 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3843820/24-25 (22) 21.01.85 (46) 07.07.86. Бюл. й" 25 (71) Гомельское специальное конструк торско-технологическое бюро сейсмической техники с опытным производством (72) А.С. Шагинян, А.Г.Асан-Джалалов, В.М. Переплетчиков и В.С. Гинзбург (53) 550.83(088.8) (56) Патент США У 3205971,кл.181-05, опублик. 1965.
Патент США и 4327814, кл, С 01 V 1/053, опублик. 1982.
Авторское свидетельство .СССР
У 894636, кл. С 01 V 1/02, 1980, „„SU„„3 242873 А 1 (54) СПОСОБ СЕЙСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (57) Изобретение относится к сейсморазведке и направлено на повьппение ее эффективности путем одновременного использования при исследовании продольных и поперечных волн, излучаемьц одним и тем же источником. Эффективное .излучение поперечных волн осуществляется за счет придания движущемуся источнику ускорения по заданному закону, определяемому из условия m a(t)=
= F(t), где F(t) — заданный закон изменения силового воздействия во времени t; a(t) — закон изменения ускорения во времени.
1 12428
Изобретение предназначено для проведения многоволновой сейсмической разведки и может быть использовано при сейсморазведочных работах на. нефть и газ.
Целью изобретения является повьппение эффективности.многоволновой сейсморазведки путем излучения поперечных волн ходовой частью источника сейсмических сигналов, 10
Реализация предлагаемого способа возможна как путем создания специальных источников, так и путем использования существующих источников сейсмических .сигналов, смонтированных на транспортной базе. Любой смонтированный на транспортной базе источник сейсмических сигналов (как и любое транспортное средство вообще) имеет постоянную связь с грунтом, т.е..сре- 20 дой, в которой для проведения сейсмической разведки необходимо возбуждать сейсмические колебания, посредством элементов.,ходовой части. Это могут быть колеса, полозья, гусеничные цепи 25 и т.д. Следовательно, источник, движущийся вдоль сейсмического профиля с ускорением, оказывает на грунт силовое воздействие и в горизонтальном направлении. По величине оно равно
F = ma,ãäå m - масса источника с транспортным средством. Задавая различные законы изменения ускорения от времени, можно получить различные
1 законы силового воздействия, в том S числе, импульсные и непрерывные с линейно изменяющейся частотой. Так, изменяя ускорение в соответствии с законом метода "Вибросейс " a(t)
Fy. — Fo
+ 2Т ал — амплитуда ускоРения; Г,,F< начальное и конечное значение частоты; Т вЂ” длина развертки; t — - текущее время, получим силовое воздействие на грунт.
Простое осуществление предлагаемого способа возможно с использованием гусеничного транспортного средства путем его торможения в заданные момен- 50 ты времени или на заданных точках сейсмического профиля. Существенный сейсмический эффект может быть получен при небольших значениях налагаемого дополнительного ускорения. При 55 этом небольшая величина ускорения (замедление) компенсируется существенной массой применяемого транспортно73 2 го средства. Достаточно придать транспортному средству дополнительное ускорение, изменяющееся по закону с линейным нарастанием (убыванием) частоты и приводящее всего к 1%-ному изменению величины средней скорости, чтобы амплитуда силового воздействия на грунт была не меньше 5-6 тс в сейсмическом диапазоне частот (при этом величина массы источника должна быть
10-12 т) ° Покажем это.
Пусть скорость центра масс гусеничного транспортного средства выражается так: V = Vo + V sinQt, где Чо средняя (постоянная) скорость; V< амплитуда колебаний скорости; оЭ круговая частота колебаний. При этом
dV ускорение центра масс a =—
dt
= Ч„а)созе)а = а„созо) t. Амплитуда искомого дополнительного ускорения а =: Ч ) . Амплитуда динамической нагрузки, оказываемой на грунт со стороны ходовой части транспортного средства, равна Рл = ma„ = mV = 40 2 с (частота 40 Гц), F = 5 тс , л Рл 5 ° 10 ТГ75ГЧб Тй =0,02 м/с 2 см/с. При средней скорос- . ти трактора Чд = 2 м/с (7 км/ч) динамическая составляющая Чл = 4 см/с составляет всего 1% средней скорости. Осуществление предлагаемого способа возможно также с использованием гидравлического источника сейсмических сигналов, имеющего шасси с приводом от гидромотора и насосы с регуляторами устройств изменения произBоднтельности. Применение изобретения позволит упростить и повысить эффективность I многоволновой сейсморазведки. Формула и з обретения Способ сейсмической разведки с использованием смонтированного на транспортной базе источника сейсмических сигналов, включающий перемещение источника по сейсмическому профилю, силовое воздействия на грунт, осуществляемое по заданному закону возбуждения, прием и регистрацию отраженных сейсмических сигналов, отличающийся тем, что, с целью повьппения эффективности много5 F(t) ma(t) = Р(t), Составитель Н. Чихладзе Техред М. Коданич Редактор Н. Егорова Корректор А, Тяско Заказ 3700/44 Тираж 728 ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035,. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Подписное Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул. Проектная, 4 3 1242873 волновой сейсморазведки путем излуче- где а ния,поперечных волн ходовой частью, транспортной базы, в процессе силового воздействия на грунт транспорт- m ной базе придают ускорение, величина которого задается из усло вия, — закон изменения ускорения транспортной базы во времени; — масса транспортной базы с ,источником: - текущее время; — заданный закон изменения силового воздействия во времени.