Электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов машины и приводного агрегата. Цель изобретения - снижение массогабарит}1ых показателей и увеличение срока службы. Электрическая машина содержит вал 1 ротора, на консоли которого размещена с обеспечением свободы аксиального перемещения втулка 4, имеющая торцовые зубья 5 и винтовую нарезку 6.Под действием размещенной внутри вала пружины 9 зубья 5 втулки введены в зацепление с ответными зубьями выход- jioro валика 10 машины,который закреплен и сцентрирован посредством подшипника 11, размещенного в гнезде внутри вала 1 в зоне размещения втулки 4. В канале корпуса 3 установлен шток 14 с винтовым сектором на конце , предназначенным для взаимодействия с резьбой втулки. Выходной валик имеет шлицы 12 для сочленения с приводным агрегатом.Срок службы в данном случае определяется возможностями мощных подшипников 2 вала ротора, а не ограниченной работоспособностью подшипника 11, которьй здесь находится во вращении кратковременно во время отсутствия передачи вращающего момента. 1 ил. с S сл го ел ел О)

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (504 Н 02 К 7 18

GllHCAHHE HSOEPETEHMR

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

И АВТОРСКОЭЛУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3846027/24-07 (22) 22. 01. 85 (46) 15.09. 86. Бюл. У 34 (72) В.И. Науменко (53) 621.313.034(088.8) (56) Патент США В 4392835, кл.464-32, 1983. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов машины и приводного агрегата. Цель изобретения — снижение массогабаритных показателей и увеличение срока службы.

Электрическая машина содержит вал 1 ротора, иа консоли которого размещена с обеспечением свободы аксиального перемещения втулка 4,. имеющая торцовые зубья 5 и винтовую нарезку 6.Под

„„Я0„„1257756 А 1 действием размещенной внутри вала пружины 9 зубья 5 втулки введены в зацепление с ответными зубьями выходйого валика 10 машины, который закреп-: лен и сцентрирован посредством подшипника 11, размещенного в гнезде внутри вала 1 в зоне размещейия втулки 4. В канале корпуса 3 установлен шток 14 с винтовым сектором на конце, предназначенным для взаимодействия с резьбой втулки. Выходной валик имеет шлицы 12 для сочленения с приводным агрегатом. Срок службы в данном случае определяется возможностями мощных подшипников 2 вала ротора, а не ограниченной работоспособностью подшипника 11, который здесь находится во вращении кратковременно во время отсутствия передачи вращающего момента. 1 ил.

1257756

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов собственно машины и приводного агрегата.

Цель изобретения — снижение массогабаритньг< показателей и увеличение срока службы, На чертеже изображена машина, про,дольный разрез.

Вал 1 ротора установлен в подшипниках 2, размещенных,в гнездах корпуса 3. На консоли вала размещена с обеспечением свободы аксиального пе-! ремещения промежуточная втулка 4, снабженная торцовыми зубьями 5 и наружной винтовой нарезкой 6, Ход втупки ограничен сквозным штифтом 7 расположенным в пределах прорези 8 в валу.

Под действием размещенной внутри вала пружины 9 торцовые зубья втулки введены в зацепление с ответными зубьями выходного валика 10 машины, который закреплен и сцентрирован с помощью подшипника 11, расположенного в гнезде внутри вала ротора в зоне размещения промежуточной втулки.

Выходной валик состоит из стержневой части, содержащей на своих концах шейку подшипника 11 и шлицы 12 для сочленения с приводным агрегатом, и диска, неподвижно соединенного со стержневой частью (например, путем выполнения за одно целое) и содержащего торцовые зубья, а также отверс-тия 13 для монтажа элементов крепле-ния подшипника внутри вала. Возможны конструктивные варианты при выборе форм элементов зацепления втулки и валика (например в виде шлицевого зацепления).

Шток 14 с винтовым сектором на конце, предназначенный для взаимодействия с резьбой промежуточной втулки, устаногпен в канале корпуса с обеспечением возможности перемещения в радиальном направлении, В процессе работы вращающии момент от приводного агрегата к ротору машины (или наоборот) передается через выходной валик, зацепление торцовых

-iy&eB, промежуточную втулку и шлицы на валу ротора. При этом центрирующий подшипник 11 не работает. Он вращается заодно с ротором, но его внутреннее и внешнее кольца не вращаются друг относительно друга.

З5

40 д5

При необходимости расцепления валов в процессе работы шток перемещают по радиусу к оси вращения и сопрягают по резьбе с промежуточной втулкой..В результате действия винтовой пары вращающаяся втулка перемещается по шлицам вала ротора, и, сжимая пружину, разъединяет зацепление торцовых зубьев, после чего передача вращающего момента от вьгходного валика к ротору прекращается. Выходной валик при этом продолжает вращаться, обкатываясь на центрирующем подшипнике, который вступает в работу после остановки вала ротора.

Для возобновления передачи момента необходимо разъединить винтовую пару путем перемещения штока. При этом промежуточная втулка под действием пружины возвращается в исходное положение, торцовое зацепление восстанавливается, а центрирующий подшипник выключается из работы, так как вращение его колец друг относительно друга прекращается.

Сцепление и расцепление валов может быть осуществлено многократно.

В предложенном устройстве установка центрирующего подшипника на конце стержневой части выходного валика и размещение его в гнезде внутри вала ротора под промежуточной втулкой обусловливают уменьшение аксиального размера и массы корпуса машины в результате исключения необходимости размещения в нем гнезда этого подшипника. Одновременно повышается срок службы машины, определяемый возможностями мощных подшипников вала ротора, а не ограниченной работоспособностью центрирующего подшипника, который находится во вращении кратковременно лишь во время отсутствия передачи вращающего момента.

Формул а изобретения

Электрическая машина, содержащая вал ротора, на концевой части которого установлена с возможностью аксиального перемещения втулка с наруж— ной резьбой, корпус, в котором установлен с возможностью радиального перемещения резьбовой элемент, выходной валик с центрирующим подшипником и элементами сцепления с втулкой, и пружину, отличающаяся тем, что, с целью снижения массогаба3 1257756 4 ритных показателей и увеличения сро- и закреплен в аксиальном направлении,,ка службы, центрируюший подшипник при этом выходной валик соединен с установлен на конце выходного валика диском, на котором выполнены элеменвнутри вала ротора коаксиально втулке ты сцепления и монтажные отверстия.

Составитель Ф. Подольская

Редактор Л. Пчелинская Техред Л.Сердюкова Корректор Л. Пилипенко

Заказ 5035/53 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для выработки электроэнергии в области энергетики, в которой используются альтернативные источники энергии (ветер, проточная вода, обладающие кинетической энергией)
Изобретение относится к способам получения эл.энергии и может быть использовано в труднодоступных местах, преимущественно в воинских подразделениях, которые используют электроэнергию для питания агрегатов и осветительных устройств

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для выработки как механической, так и электрической энергии

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения генераторных установок, приводимых в действие тепловыми двигателями

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к источникам электропитания, и может быть использовано как дополнительный источник электропитания для зарядки аккумуляторов персональных компьютеров

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при проектировании и строительстве электростанций малой мощности для бытовых нужд в отдаленных от централизованной электросети местах
Наверх