Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашинных системах автоматики . Целью изобретения является расширение диапазона плавного регулирования скорости и улучшение массогабаритных показателей. Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем (АД) 7 содержит импульсный полупроводниковый преобразователь 1, состоящий из трех диодг-икн

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1270861

159 4 Н 02 P 7/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ г, 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21 ) 36547 1 6/24-07 (22) 29.07.83 (46) 15.11.86. Бюл. Ф 42 (71) Ленинградский ордена Трудового

Красного Знамени институт точной механики и оптики (72) В.И. Хрисанов и С.А.- Белов (53) 621.318.719.2(088.8) (56) Коссов О.А. Усилители мощности на транзисторах в режиме переключения. М.: Энергия, 1971, с. 247-255.

Лопухина Е.М., Сомихина Г.С.

Асинхронные микромашины с полым ротором. М.: Энергия, 1967, с. 256-263. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ PEBEPCHBHbIM АСИНХРОННЫМ ДВУХФАЗНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашинных системах автоматики. Целью изобретения является расширение диапазона плавного регулирования скорости и улучшение массогабаритных показателей. Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем (АД) 7 содержит импульсный полупроводниковый преобразователь 1, состоящий из трех диод1270861

15 но-транзисторных ключей (К) 2, 3, 4 переменного тока. К 2,3,4 соединены между собой последовательно и предназначены для подключения к источнику постоянного тока. К К 3,4 подключены обмотки 5,6 АД 7. Управляющие цепи К 2,3,4 подключены к схеме 8 управления. Схема 8 содержит задатчик входного сигнала, выходы которого подключены ко входам индикатора полярности входного сигнала и блоку формирования абсолютного значения входного сигнала. Выход блока фазового сдвига соединен с первыми входами блоков сравнения, вторые входы которых связаны с выходом блока форми- рования абсолютного значения входного сигнала. Выходы индикатора и блоков сравнения подключены ко входам блока распределения импульсов управления. Выходы блока распределения импульсов управления подключены к одному входу блока гальванической развязки.и усиления импульсов управления через блок управления и защиты, а к двум другим входам блока гальванической развязки непосредственно, выходы которого являются выходами схемы 8. При отсутствии входного сигнала задатчика 9 (U<„ =0) обмотки

5,6 АД 7 будут замкнуты накоротко, т.к. К 2 будет замкнут. АД 7 будет тормозиться без потребления энергии.

Изобретение относится к электротехнике, в частности может использоваться в электромашинных системах автоматики.

Целью изобретения является расширение диапазона плавного регулирова.ния скорости вращения асинхронного двухфазного двигателя и улучшение массогабаритных показателей.

На фиг. 1 изображена схема импульсного полупроводникового преобразователя совместно с асинхронным с " двф фазным двигателем; на фиг. 2— схема управления диодно-транзисторными ключами; на фиг. 3 — временные диаграммы; на фиг. 4 — таблица с алгоритмом переключений диодно-транзисторных ключей; на фиг. 5 — механические характеристики двигателя.

При наличии входного сигнала положительной полярности (U „ n) в интервале времени d„< At<.d, обмотка 5 АД 7 будет под напряжением, т.к. К 2 и 4 открыты, а К 3 заперт. В интервале

4,(Х<М включены К 2,3, а К 4 заперт и под напряжением находится обмотка

6. В течение следующей полуволны напряжения питания процессы в устройст ве повторяются и в обмотках 5,6 АД 7 будут сформированы отрицательные импульсы статорного напряжения, Операция реверса в данном устройстве обеспечивается блоком распределения импульсов управления. С помощью данного устройства осуществляется симметричная двусторонняя четвертьволновая широтно-импульсная модуляция синусоидального напряжения питания, обеспечивающая необходимый для работы АД 7 угол фазового сдвига между напряжениями (токами) статорных обмоток АД.

Для первых гармоническихсоставляющих напряжений (токов) этот угол близок к 90 и поддерживается постоянным для всех режимов работы АД, что дает возможность исключить силовой фазосдвигающий конденсатор. Обеспечение непрерывного тока статора при постоянстве формы и значений статорных напряжений приводит к увеличению линейности механических характеристик

АД 7. 5 ил.

Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем (фиг. 1) содержит импульсный полупроводниковый преобразователь состоящий иэ трех диодно-транзисторных ключей переменного тока 2, 3 и

4, соединенных последовательно между собой и предназначенных для подключения к источнику переменного напряжения, при этом к двум из них, например к 3 и 4 диодно-.транзисторным ключам, подключены обмотки 5 и 6 двухфазного асинхронного двигателя 7, устройство для управления двигателем содержит также схему управления 8.

Схема управления 8 (фиг. 2) состоит иэ задатчика входного сигнала 9, олока фазового сдвига 10,двух блоков сравнения 11 и 12, индикатора поляр3 12708 ности входного сигнала 13, блока формирования абсолютного значения входного сигнала 14, блока распределения импульсов управления 15, блока управления и защиты 16 и блока гальванической развязки и усиления импульсов управления 17, при этом входы индикатора полярности входного сигнала 13 и блока формирования абсолютного значения входного сигнала 14 объединены и подключены к задатчику входного сигнала 9, выход индикатора полярности входного сигнала 13 подключен к первому входу блока распределения импульсов управления 15, выход блока 5 формирования абсолютного значения входного сигнала 14 подключен к первым входам первого и второго блоков сравнения 11 и 12, вторые входы кото-, рых соединены с первым и вторым выво-20 дами блока фазового сдвига 10, а выходы блоков сравнения 11 и 12 подключены соответственно к второму и третьему входам блока распределения импульсов управления 15, который состоит из пяти логических элементов

И-НЕ 18-22 и двух логических элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 23 и 24, при ,этом входы первого логического элемента И-НЕ 18 объединены между собой Зр и соединены с первыми входами второго и третьего логических элементов

И-НЕ 19 и 20, образуя первый вход блока распределения импульсов управления 15, второй вход второго логического элемента И-НЕ 19 соединен с первым входом четвертого логического элемента И-НЕ 21, образуя второй вход .блока распределения импульсов управления 15, второй вход третьего логи- 4О ческого элемента И-НЕ 20 соединен с первым входом пятого логического элемента И-НЕ 22, образуя третий вход блока распределения импульсов управления 15, выход первого логическо 45 го элемента И-НЕ 18 соединен с вторыми входами четвертого и пятого логических элементов И-НЕ 21 и 22, выходы второго и пятого логических элементов И-НЕ 19 и 22 подключены к вхо- о дам первого логического элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 23, выходы третьего и четвертого логических элементов И-НЕ .20 и 21 соединены с входами второго логического элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ

24, выходы логического элемента ИСКЛЮЧАЩЕЕ ИЛИ 23 и 24 образуют два выхода блока распределения импульсов

61 4

15, которые подключены к двум входам блока управления и защиты 16, выполненного на логическом элементе И-НЕ, выход блока управления и защиты 16 и два выхода блока распределения импульсов управления 15 через блок гальванической развязки и усиления импульсов управления 17 подключены к управляющим входам трех диодно-транзисторных ключей переменного тока

2,3 и 4.

Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем работает следующим образом.

При отсутствии сигнала задатчика

9 (ц „ =О) на выходе индикатора полярности 13 формируется сигнал логического "0 . Нулевой сигнал будет и на выходе блока формирования абсолютного значения входного сигнала

14. В результате сложения опорных напряжений блока фазового сдвига 10 с нулевым сигналом блока 14 на выходе блоков сравнения 11 и 12 получим напряжения с коэффициентом заполнения, равным единице. Эти два напряжения и сигнал логического "0 с выхода блока 13 поступают соответственно на второй, третий и первый входы блока распределения импульсов управления 15. На выходах логических элементов И-НЕ 18, 19 и 20 образуются сигналы логической "1 ° На выходе логических элементов И-НЕ 21 и 22 формируются сигналы логического "0 .

На выходе логических элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 23 и 24 формируются сигналы "1", которые подаются на входы логического элемента И-НЕ блока управления и защиты 16 и на первый и второй входы блока гальванической развязки и усиления импульсов управления 17. На выходе блока 16 образуется сигнал "0", который поступает на третий вход блока 17. Сигналы "1", поступающие на первый и второй входы блока 17, усиливаются и включают ключи 3 и 4, в то время как сигнал "0", поступающий на третий вход блока 17, запирает ключ 2, В результате обмотки статора 5 и 6 двигателя 7 отключаются от источника питания и замыкаются накоротко. Если двигатель под действием приложенного напряжения Ъращался, то с появлением нулевого входного сигнала он будет тормозиться без потребления энергии от источника питания.

127086

ПpH IIаличии жительной полярности (С1 > О, фиг. 3) на выходе блока 13 формируется сигнал l, а на выходе блоков 11 и 12 формируются прямоугольные напряжения и U, смещенные по фазе в соот-, 12

1 ветствии с опорными напряжениями U,

g U блока 10 и имеющие одинаковый

1О коэффициент заполнения, определяемый уровнем входного сигнала U . В 10 интервале времени 8 < u)t< c(z (фиг. 3) на первый и третий входы блока 15 будут поступать сигналы U > и U„z равные "1", а на второй вход — сигнал

U«, равныи "0". В результате работы 15 блока 15 íà его втором выходе будет сигнал U, равный "1", а на первом выходе сигнал U, равный "0". На выходе блока 16 будет сигнал Ц1, равный "1". После прохождения этих сиг- 20 налов через блок 17 ключи 2 и 4 будут включены, а ключ 3 заперт, В результате в рассматриваемом интервале времени (о(,<1й «,) к статорной обмотке

5 будет приложено напряжение U (фиг. 3).

В интервале времени o(< t < 6 ра2 з бота блоков 15, 16 и 17, а также импульсного преобразователя 1 будет аналогична рассмотренному случаю с 30 нулевым входным сигналом, т.е. на этом интернзле обмотки 5 и б замкнуты накоротко и .отключены от источника питания. В интервале времени: с1 <ИС < q на первый и второй входы З5 блока 15 будут поступать сигналы "1", а на третий вход — сигнал "0".. В результате работы блока 15 на его первом выходе будет сигнал "1", а на втором — "0", на выходе блока 16 бу- 40 дет сигнал "1". После прохождения этих сигналов через блок 17 ключи

2 и 3 будут включены, а ключ 4 заперт. В результате в рассматриваемом интервале времени (с <1Х<й ) к ста- 45 торной обмотке 6 будет приложено напряжение U (фиг. 3). В течение следующей полуволны напряжения питания процессы в устройстве управления повторяются.и в обмотках 5 и 50

6 двигателя 7 будут сформированы отрицательные импульсы статорного напряжения.

При изменении полярности входного сигнала для осуществления реверса 55 двигателя необходимо переключить между собой каналы прохождения сигналов управления ключами 3 и 4. В дан1 ь ном устройстве эта операция реализуется с помощью блока 15. В этом случае на выходе индикатора полярности входного сигнала 13 вместо "1" появляется сигнал 0, который поступает на первый вход блока 15, обеспечивая на первом и втором его выходах изменение сигналов между собой на противоположные тем, что были в рассмотренных интервалах времени (с 1<ь31 <с и

4 < Mt < d ) при положительном входном сигнале. Это в свою очередь приводит к обратному порядку следования фаз статора, что и обеспечивает реверс двигателя.

Алгоритм работы ключей в течение полупериода напряжения питания (фиг. 4) дан для прямого (верхнне обозначения включенного (В) или запертого (3) состояния ключей) и обратного (нижние обозначения) направления вращения ротора двигателя.

Для сравнения механических характеристик по линейности на фиг. 5 приведены кривые зависимости скорости вращения от момента на валу асинхронного двухфазного двигателю типа

АДП-362, снятые при управлении от рассмотренного устройства (сплошные кривые) и при амплитудно-фазовом однообмоточном (конденсаторном) управлении (штриховые кривые).

Значение статорного напряжения зависит от ширины выходных импульсов, которая в свою очередь увеличивается с увеличением абсолютного значения входного сигнала. При максимальном входном сигнале ширина импульсов напряжений в обмотках статора достигает около 90 при установке (с помощью блока 10) начального смещения для обмотки статора 5 в области 4045 и соответственно в области 140135 для обмотки 6.

С помощью устройства для управления реверсивным асинхронным двухфаз ным двигателем осуществляется симметричная двусторонняя четвертьволновая широтно-импульсная модуляция синусоидаильного напряжения питания, обеспечивающая необходимый для работы двигателя угол фазового сдвйга между напряжениями (токами) статорных обмоток двигателя-; Для первых гармонических составляющих напряжений (токов) обмоток статора этот угол близок к 90 и не меняется пов6| при иэменечии входного сигнала и режима работы двигателя.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет исключить из схемы управления двигателем силовой фазосдвигающий конденсатор и тем самым улучшить массогабаритные показатели.

Исключение фазосдвигающего конденсатора и обеспечение с помощью устройства непрерывного тока статора 10 при постоянстве формы и значений статорных напряжений обеспечивают увеличение линейности механических характеристик двигателя, что в свою очередь расширяет диапазон плавного ре- 5 гулирования скорости вращения.

Формула изобретения

Устройство для управления ревер- 20 сивным асинхронным двухфазным двигателем, состоящее из импульсного полупроводникового преобразователя, соединенного со схемой управления, содержащей блок фазового сдвига, блок 25 сравнения, блок гальванической раз вязки и усиления импульсов управления и задатчик входного сигнала, о т-. л и ч а ю щ е е с я тем, что, с це лью расширения диапазона плавного g0 регулирования скорости, вращения асинхронного двигателя и улучшения массогабаритных: показателей, импульсный полупроводниковый преобразователь выполнен в виде трех соединенных последовательно между собой диодно-транзисторных ключей переменного тока; при этом к двум из них параллельно каждому подключено по одной фазной обмотке статора асинхрон- 40 ного двигателя, в схему управления введен индикатор полярности входного сигнала, блок формирования абсолютного значения входного сигнала, второй блок сравнения, блок распределения им-.45 пульсов управления, блок управления и защиты,а блок фазового сдвига снабжен вторым выводом,при этомвходы индикатора полярности входного сигнала и бло,ка формирования абсолютного значения входного сигнала объединены и подключены к задатчику входного сигнала, выход индикатора полярности входного сигнала подключен к первому входу блока распределения импульсов управления, выход блока формирования абсолютного значения входного сигнала подключен к первым входам первого и второго блоков сравнения, вторые входы которых соединены с первым и вторым выводами блока фазового сдвига, а выходы блоков сравнения подключены соответственно ко второму и третьему входам блока распределения импульсов управления, который состоит из пяти логических элементов И-НЕ и двух логических элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, при этом входы первого логического элемента И-НЕ объединены между собой и соединены с первыми входами второго и третьего логических элементов И-НЕ, образуя первый вход блока распределения импульсов управления., второй вход второго логического элемента И-НЕ соединен с первым входом четвертого логического элемента И-НЕ, образуя второй вход блока распределения импульсов управления, второй вход третьего логического элемента И-НЕ соединен с первым входом пятого логического элемента И-НЕ, образуя третий вход блока распределения импульсов управления, выход первого логического элемента И-HE соединен со вторыми входами четвертого и пятого логических элементов И-НЕ, выходы второго и пятого логических элементов И-HE подключены к входам первого логического элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выходы третьего и четвертого логических элементов И-НЕ соединены с входами второго логического элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выходы логических элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ образуют два выхода блока распределения импульсов управления, которые подключены к двум входам блока управления и защиты, выполненном на логическом элементе И-НЕ, выход блока управления и защиты и два выхода блока распределения импульсов управления через блок гальванической развязки и усиления импульсов управления подключены к управляющим входам трех диодно-транзисторных ключей переменного тока.

127086!

1270861

Pgd/сии

8000

Pf

taboo zuou (Гсм) 800

Фиг.f

Составитель В. Тарасов

Редактор А. Гулько . Техред М.Ходанкч Корректор М. Демчик г

Заказ 6251/56 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем Устройство для управления реверсивным асинхронным двухфазным двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано ДЛЯ привода автоматических манипуляторов , автономных интегральных роботов и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромьшленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромышленного назначения

Изобретение относится к злектротехнике и может быть использовано в системах и механизмах oбщeпpo fiдпленного назначеш1я

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромьшшенного назначения

Изобретение относится к электронике , а именно к преобразовательной технике, и является усовершенствованием авт.св

Изобретение относится к области электротехники и может быть .использовано для частотного регулирования гистерезисного гироскопического электропривода с пилообразной модуляцией частоты вращения

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх