Фрикционная муфта сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к фрикционным муфтам сцепления с регулируемым усилием нажимных пружин. Целью изобретения является повьшение срока службы муфты путем равномерного прижатия фрикционных дисков (Д) 4 по окружности и точности регулировки усилия их прижатия за счет индикации тарироА fS (Л иг. J

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (бц 4 F 16 D 13/56

ГОСУДАРСТ8ЕККЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

J ф.п !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (Н ABTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг. 1 (21) 3903264/25-27 (22) 31.05.85 (46) 30. 12.86, Вюл. Ф 48 (71) Тульский машиностроительный завод им. В.M.Ðÿáèêoâà (72) Е,И.Гололобов, Е,Е.Парфенов, М.В,Чибисова и О.С.Зайдман (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 718648, кл, F 16 D 13/56, 1978 °

„„SU„„1280227 А1 (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтам сцепления с регулируемым усилием нажимных пружин ° Целью изобретения является повышение срока службы муфты путем равномерного прижатия фрикционных дисков (Д) 4 по окружности и точности регулировки усилия их прижатия за счет индикации тариро1?80"27 ванного в соответствии с износом изменения усилия затяжки пружин. Для этого муфта сцепления содержит размещенные н отверстиях 7 ведомой полумуфты 2 пальцы 8. На одном из их концов установлены регулировочные элементы (РЭ) 9, контактирующие с нажимным Д 4. РЭ 9 имеют выступы 10, расположенные в выемках 11 на нажимном

Д 4. Напротив выемок 11 выполнены метки со шкалой, одинаковой для каждого РЭ 9. Каждая шкала тарируется

Изобретение относится к машиностроению.

Целью изобретения является повышение срока службы муфты путем равномерного прижатия фрикционных дисков по окружности и точности регулировки усилия их прижатия за счет

" индукции тарированного в соответствии с износом изменения усилия затяжки пружин.

На фиг, 1 изображена многодисковая фрикционная муфта сцепления, общий вид, на фиг. 2 — вид А на фиг.1, на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1, на фиг. 4 — фиксирующий элемент1 на фиг. 5 — гибкий фиксирующий элемент, вариант.

Фрикционная муфта сцепления содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, фрикционные диски 3, размещенные между нажимным 4 и опорным 5 дисками, Опорный диск 5 установлен в кольцевом усилителе 6, ведомой полумуфты

2, жестко закрепленной на шлицевой части ведомого вала (не показано) °

В отверстиях 7 ведомой полумуфты

2 размещены пальцы 8, на одном конце которых установлены регулировочные элементы 9, контактирующие с нажимным диском 4.. Регулировочные элементы 9 имеют выступы 10, которые входят в соответствующие выемки 11 на нажимном диске 4» Соответственнб выемкам 11 на поверхности нажимного диска 4, контактирующей с регулировочными элементами 9, выполнены метки со шкалой 12 - одинаковой для каждого регулировочного элемента 9. в соответствии <. тарированным изменением усилия каждой нажимной пружины 18 при износе. На свободных концах пальцев 8 лысками расположен гибкий фиксирующий элемент 14. Он выполнен в виде шайб 15, соединенных гибкими перемычками. Для восстановления заданного передаваемого крутящего момента РЭ 9 поворачивают на равный угол по шкале. Гибкий элемент

14 фиксирует пальцы 8 от проворота.

1 з.п ° ф †, 5 ил.

Свободные концы пальцев 8 имеют лыски 13, на которые надет гибкий фиксирующий элемент 14, представляющий собой шайбы 15, соединенные меж5 ду собой гибкими перемычками 16.

Перемычки 16 в сочетании с лысками 13 фиксируют пальцы 8 от поворота, шайбы 15 и буртик 17 пальцев 8 фиксируют от перемещения в осевом

10 .направлении. Между гибким фиксирующим элементом 14 и ведомой полумуфтой 2 на пальцах 8 установлены пружины 18 с одинаковыми тарированными усилиями.

В выключенном положении механизм выключения 19 отодвигает нажимной диск 4 от фрикционных дисков 3, размыкая их. При включении муфты осе20 вое сжимающее усилие пружин 18 воспринимают пальцы 8, так как ведомая полумуфта 2 в осевом направлении остается неподвижной. Через пальцы 8 и связанные с ними регулировочные элементы 9 усилие пружин 18 передается на нажимной диск 4, который под действием этого усилия перемещается в осевом направлении в сторону пакета дисков 3, сжимая их.

Первоначальный момент трения обеспечивается навинчиванием на пальцы 8 регулировочных элементов 9 до момента начала сжатия дисков 3. Фиксируется положение элемента 9 (наносится на нем риска). Относительно контроль.ной метки на нажимном диске 4 (метка

0), далее навинчиванием каждого регулировочного элемента 9 на одно и то же число оборотов, совмещая рис1280227

25 жин. фиа Р ку на регулировочном элементе 9 с установочной меткой Ч, на нажимном диске 4. Установочная метка У, удовлетворяет условию получения требуемого усилия данного комплекта тарированных пружин 18. Наличие выступов

10 на регулировочных элементах 9, взаимодействующих с соответствующими выемками 11 на нажимном диске 4, позволяет автоматически осуществлять стопорение элемента 9 от самоотвинчивания. Возможны и другие способы стопорения регулировочного элемента 9, например отгибными шайбами (не изображено). При этом достигается плавная регулировка усилия прижатия дисков 3 с заданной точностью.

При износе фрикционных дисков 3 уменьшается натяжение пружин 18, а следовательно, и их давление на нажимной диск 4. Натяжение пружин 18 .восстанавливается фиксированным по= воротом на равную величину, определяемую экспериментально, регулировочных элементов 9. Для восстановления .первоначального усилия и значит первоначального, т,е. заданного коэффициента запаса муфты, необходимо повернуть регулировочные элементы 9, совместив их риски с компенсационной меткой К,, соответствующей первому километражу пробега, равному приблизительно 10 т.км пробега. Вторая компенсационная метка К « соответствует приблизительно 20 т.км про- 35 бега °

Следовательно, натяжение пружин

18 после того, как машина пройдет примерно 20 т км, вторично восстанавливается путем совмещения риски 40, на регулировочных элементах 9 с компенсационной меткой К

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведомую и ведущую полумуфты с пакетом фрикционных дисков, нажимной диск, пальцы, свободно размещенные в отверстиях ведомой полумуфты, регулировочные элементы, установленные на концах пальцев и контактирующие с нажимным диском, фиксирующий элемент, установленный на пальцах с упором в осевом направлении и с возможностью их фиксации от проворота, пружины, установленные на пальцах между фиксирующим элементом и ведомой полумуфтой, о т л и— чающая с я тем, что, с целью повышения срока службы путем обеспечения равномерного прижатия дисков по окружности и точности регулировки усилия прижатия, фиксирующий элемент выполнен гибким, а регулировочные элементы установлены с возможностью фиксированного поворота на заданный угол, соответствующий изменению усилия затяжки пружин при износе фрикционных дисков, 2, Муфта по и. 1, отличающ а я с я тем, что пружины выполнены с одинаковыми тарированными усилиями, а на поверхности нажимного диска, контактирующей с регулируемыми элементами, выполнены метки с тарированной шкалой, одинаковой для каждого регулировочного элемента и соответствующей тарировке пру—!

280227

Составитель И.Лукина

Редактор М,Бандура Техред В.Кадар Корректор И. Муска

Заказ 7040/34 Тираж 880 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Изобретение относится к машиностроеншо, а именно к устройствам передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту
Наверх