Устройство для управления электродвигателем постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока. Расширение области применения за счет ограничения тока в режиме торможения обеспечивается применением двух пороговых элементов 17, 18 с несимметричной петлей гистерезиса i и логической схемы управления транзисторами 2,3,4,5 мостового преобразователя . Ограничение тока при этом достигается в режимах пуска, торможения и реверса с любой частотой вращения, 2 ил. W С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК с5ц 4 Н 02 P 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ ит

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАы изОБРетений и ОтнРытий (21) 3933822/24-07 (22) 26.07,85 (46) 07.02,87. Бюл. И 5 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторскии и технологический институт релестроения (72) В.И. Никитин, В.И. Пименов и Г.П, Охоткин (S3) 621.316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 782111, кл. Н 02 P 5/06, 1980

Авторское свидетельство СССР

N- 1051679, кл. Н 02 Р 5/06, 1983

„„SU» 1288880 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕИ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока, Расширение области применения эа счет ограничения тока в режиме торможения обеспечивается применением двух пороговых элементов 17, 18 с несимметричной петлей гистерезиса и логической схемы управления транзисторами 2,3,4,5 мостового преобразователя. Ограничение тока при этом достигается в режимах пуска, торможения и реверса с любой частотой врацения. 2 ил.

1288880 2

Выходы датчиков 8 и 12 токов соединены со входами первого ключа 19 и первого инвертора 23 и со входами второго ключа 20 и второго инвертора 24, выходы инверторов подключены ко входам соответственно третьего 21 и четвертого 22 ключа, управляющий вход первого 19 ключа соединен с первыми входами схем ИЛИ-НЕ 25 и 26 и с базой первого 2 транзистора, управляющий вход второго ключа соединен со вторыми входами схем ИЛИ-HF. ?5 и

26 и с базой второго 3 транзистора, выходы первой 25 и второй 26 схем

ИЛИ-НŠ— с управляющими входами соответственно третьего 21 и четвертого 22 ключей, прямой выход триггера 9 подключен к третьему входу первой 25 схемы ИЛИ-НЕ и к вторым вхо- I

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в. электроприводах постоянного тока, Целью изобретения является рас-. ширение области применения за счет ограничения тока в режиме торможения.

На фиг.! приведена схема устройства для управления электродвигателем постоянного тока; на фиг ° 2в временные диаграммы работы устройства.

Устройство для управления электродвигателем 1 содержит мост на транзисторах 2 - 5, к одной диагона" ли которого подключен электродвигатель 1, а к другой — источник питания, первый 6 и второй 7 диоды, первый датчик 8 тока, а также триггер

9, первую 10 и вторую Il схемы И, второй датчик! 12 тока, третий 13 и четвертый 14 диоды, третью 15 и четвертую 16 схемы И, выходы которых соединены с базами третьего 4 и четвертого 5 транзисторов, два пороговых элемента 17 и 18 с несимметричной петлей гистерезиса, выходы которых соединены соответственно с первыми входами первой 10 и второй 11 схем И, а также третьей 15 и четвертой 16 схем И, четыре ключа 19 — 22, выходы которых объединены и соединены со входами пороговых элементов

17 и 18, два инвертора 23 и 24 и две трехвходовые схемы ИЛИ-НЕ 25 и 26, причем датчики 8 и 12 токов выполнены в виде резисторов и включены в цепь эмиттеров соответственно первого 2 и второго 3 транзисторов.

55 дам первой 10 и четвертой 16 схем И, инверсный вьгход триггера подключен к третьему входу второй 26 схемы

ИЛИ-НЕ и к вторым входам второй ll и третьей 15 схем И, диоды 6,7,13 и

14 включены между эмиттерами и коллекторами соответствующих транзисторов 2 — 5 встречно полярности источника питания.

Совокупность ключей 19 — 22 инверторов 23 и 24 и схем ИЛИ-НЕ 25 и 26 обеспечивает формирование непрерывного сигнала на входах пороговых элементов, пропорционального току электродвигателя 1, Устройство работает следующим образом.

Допустим, на вхо, S триггера 9 подан единичный сигнал !>8„ . Соглас"I но с входным сигналом S триггер 9 устанавливается в единичное состояние по прямому выходу, Единичный сигнал с прямого выхода триггера поступает на вторые входы логических схем

И 10 и 16, На первые входы всех четырех логических схем И !О, !1, 15 и 16 поступают .единичные сигналы с выходов пороговых элементов 17 и 18. В результате на выходах логических схем

И 10 и 16 появляются единичные сигналы, которые переводят транзисторы 2 и 5 в открытое состояние. Кроме того, единичным сигналом с выхода схемы И 10 замыкается быстродействующий ключ 19 и через него выход резистивного датчика 8 тока подключается к общему входу пороговых элементов 17 ,и 18. Нулевой сигнал на общем входе пороговых элементов соответствует отсутствию тока в силовой цепи устройства. Поэтому пороговые элементы сохраняют принятое единичное состояние по выходу, 1

При подаче питания на транзисторный мост в силовой цепи через открытый транзистор S электродвигатель транзистор 2 и датчик 8 тока начинает протекать ток, нарастающий по величине. Пропорционально току электродвигателя 1 увеличивается сигнал на выходе датчика тока 8 и соответственно сигнал на общем входе пороговых элементов 17 и 18 которые имеют неодинаковые по уровню пороги срабатывания. Порог срабатывания элемента

17 ниже порога срабатывания элемента

l8 на величину половины петли гистерезиса элемента !8.

88880

f5

25

3 )2

11ри достижении током уставки срабатывания порогового элемента 17 (момент времени на фиг.З) последний переключается в нулевое состояние по выходу, В соответствии с нулевым сигналом порогового элемента 17 появляется нулевой сигнал на выходе схемы И 16 и закрывается транзистор

5, Ток электродвигателя замыкается по цепи транзистор 2, датчики 8 и 12 тока и диод 7 ° При снижении тока до уровня включения порогового элемента 17 (момент времени 1 на виг,З) последний переключается в единичное состояние по выходу и, в свою очередь, переводит транзистор 5 в открытое состояние ° В дальнейшем процесс .работы устройства периодически повторяется в описанной последовательности, В якорной обмотке протекает ток, ограниченный на заданном уровне порогами переключения порого вого элемента, которые определяются шириной петли гистерезиса (фиг.2).

При выходе на установившуюся частоту вращения ток в якорной обмотке снижается до величины, меньшей порогов срабатывания элемента 17 (момент времени t> на фиг,З), и устройство принимает первоначальное состояние, при котором открыты транзисторы 2 и 5.

Для реверсирования или торможения электродвигателя необходимо снять единичный сигнал U>„< и подать сигнал 118„ »а К-вход триггера 9 ° Согласно входным сигналам RS-триггер устанавливается в единичное состояние по инверсному выходу и в нулевое состояние по прямому. Соответственно с переключением триггера появляются нулевые сигналы на выходах схем И

10 и 16 и единичные — на выходах схем И 11 и 15, так как на первые входы этих элементов поступают единичные сигналы с выходов пороговых элементов. Транзисторы 2 и 5 закрываются, транзисторы 3 и 4 открываются, кроме того, размыкается ключ

19 и замыкается ключ 20.

В момент запирания транзисторов

2 и 5 ток электродвигателя замыкается через обратные диоды 7 и 13 и датчик 12 тока, При этом направление тока встречно полярности источника питания и против ЭДС электродвигателя, Ток снижается до нуля (интервал времени 4-С на фиг,3), а затем на.чинает резко нарастать в этой цепи в прямом направлении через открытые транзисторы 3 и 4. Сигнал, пропорциональный току, выделяется на датчике !

2 тока и с его выхода поступает на общий вход пороговых элементов через замкнутый ключ 20.

При достижении током величины порога срабатывания элемента 17 (момент времени еб на фиг.Ç) последний переключается в нулевое состояние по выходу. Нулевым сигналом с его выхода закрывается транзистор 4, С этого момента ток замыкается по цепи через открытый транзистор 3, датчики

8 и 12 тока и обратный диод 6. Под действием ЭДС в этой цепи ток продолжает нарастать. При достижении током уровня уставки срабатывания порогового элемента 18 (момента времени t ) последний переключается в нулевое состояние по выходу. Нулевым сигна-„ лом с выхода элемента 18 транзистора

3 переводится в закрытое состояние, Ток протекает через обратные диоды

6 и 14 и датчик 8 тока, Одновременно с закрыванием транзистора 3 размыкается ключ 20 и замыкается ключ 21. В момент снижения тока до уровня включения порогового элемента 18 (t8 на фиг,З) последний переключается в единичное состояние по выходу. В соответствии с переключением открывается транзистор 3, размыкается ключ 21 и замыкается ключ 20. Далее процесс работы устройства повторяется в опи:санной последовательности, Таким образом, осуществляется ограничение тока вращающегося электродвигателя постоянного тока (ЭПТ) на интервале его торможения. Под действием тока в якорной обмотке ЭПТ интенсивно тормозится. При снижении частоты вращения до величины, близкой к нулевому значению, нарастание тока под действием ЭДС прекращается, и происходит его снижение (момент времени t< на фиг.3). В момент снижения тока до уровня срабатывания порогового элемента 17 (момент времени tio на фиг,3) последний переключается в единичное состояние по выходу. В соответствии с этим открывается транзистор 4. Через открытые транзисторы 4 и 3 и датчик 12,тока в якорной обмотке будет нарастать ток под действием напряжения источника питания °

12888

Нарастание тока приводит к включению порогового элемента 17 в нуле; вое состояние по выходу с последующим запиранием транзистора 4 и замыканием тока по цепи: транзистор 3, датчики 8 и 12 тока и диод 6, На общий вход пороговых элементов поступает сигнал с датчика 12 тока через открытый ключ 2, Далее процессы переключения транзистора 4 периодичес- >0 ки повторяются. По истечении некоторого времени электродвигатель останавливается, затем начинает разго няться в противоположную сторону °

Процесс ограничения тока на данном этапе аналогичен описанному процессу пуска °

Нри реализации процессов пуска и торможения электродвигателя необходимо в момент полной остановки рото- 20 ра снять питающее напряжение с транзисторного моста или уменьшить уставку токоограничения до нуля, Устройство обеспечивает ограничение тока электродвигателя во всех режимах работы: при пуске, торможении и реверсе с любой частоты вращения °

Формула изобретения

Устройство для управления электродвигателем постоянного тока, содержащее транзисторный мост, к одной ди- 35 агонали которого подключен электродвигатель, а к другой — источник питания, первый и второй диоды, первыи датчик тока, триггер, первую и вторую схемы И, выходы которых соединены 40 с базами первого и второго транзисторов, эмиттерами связанных с отрицательным выводом источника питания, вторые входы схем И обьединены и связаны с выходом триггера, о т л и ч а- 45 ю щ е е с я тем, что, е целью рас80 6 щирения области применения за счет ограничения тока в режиме торможения в него введены второй датчик тока, третий и четвертый диод, третья и четвертая схема И, выходы которых соединены с базами соответственно третьего и четвертого транзисторов, два пороговых элемента с несимметричной петлей гистерезиса, выходы которых соединены соответственно с первыми входами первой и второй схем

И и с первыми входами третьей и четвертой схем И, четыре ключа, выходы которых объединены и соединены со входами пороговых элементов с несимметричной г етлей гистерезиса, два инвертора и две трехвходовые схемы

ИЛИ-НГ, причем датчики токов выполнены в виде резисторов и включены в цепь эмиттеров соответственно первоГо и BtopoI о транзисторов> выходы датчиков тока соединены соответственно с входами первого ключа и первого инвертора и с входами второго ключа и второго инвертора, выходы инверторов подключены ко входам соответственно третьего и четвертого ключа, управляющий вход первого ключа соединен с первыми входами схем ИЛИ-НЕ и базой первого транзистора, управляющий вход второго ключа соединен со вторыми входами схем ИЛИ-НЕ и базой второго транзистора, выходы первой и второй схем ИЛИ-HE соединены с управляющими входами соответственно третьего и четвертого ключей, прямой выход триггера подключен к третьему входу первой схемы ИЛИ-НЕ и к вторым входам первой и четвертой схем И, инверсный выход триггера подключен к третьему входу второй схемы

ИЛИ-HF. и к вторым входам второй и третьей схем И, диоды BK"почены между эмиттерами и коллекторами соответствующих транзисторов встречно полярности источника питания.!

288880

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

М

Llp

Ьп

Составитель В. Трохименко

Редактор Н. Егорова, Техред H.Bepec Корректор A. Тяско,Заказ 782Г/57 Тираж 683

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.д.4/5

f

Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока Устройство для управления электродвигателем постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов прокатных станов, экскаваторов, станков

Изобретение относится к области электротехники и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено для механизмов, момент инерции которых зависит от его положения в пространстве

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в электроприводах механизмов, требующих малого динамического отклонения скорости при приложении и снятии статической нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления роботов и станков

Изобретение относится к электроприводу по системе генератор - двигатель и позволяет повысить производительность экскаватора путем уравнивания ускорений механизма поворота в периоды его разгона и торможения до значения, предельно допустимого по условиям механической прочности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе для стабилизации частоты вращения электродвигатэлей постоянного тока и являетсяусовершенствованием изобретения по авт

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования оборотов одиночных электродвигателей, например, в медицинском инъекторе

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в подъемно-транспортных механизмах

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх