Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины

 

Изобретение относится к контролю преимущественно в условиях эксплуатации и ремонта электрических машин постоянного тока, имеющих компенсационные обмотки. Цель изобретения - повышение точности контроля. Сущность способа состоит в том, что в собранной машине вызывают радиальные перемещения ротора вертикально вверх электромагнитной силой, создаваемой медленно увеличиваемым постоянным током, пропускаемым по одной из ветвей компенсационной обмотки. Ротор опускается под /;ействием собственного веса при медленном уменьшении тока в указанной ветви. Параметром контроля является отношение тока отпускания к току трогания ротора - коэффициент возврата. О суммарном радиальном заэоре в подшипниках судят по среднеарифметическому значению коэффициента возврата за один полный оборот ротора через каждые 30°С. По разбросу значений коэффициентов возврата относительно их среднеарифметического значения отдельно судят о неравномерности воздушного зазора, обус-v ловленной некруглостью ротора или расточки статора. Вьивление дефектного статора или ротора важно при ремонте машин, когда эти элементы .заменяются новыми, а возможность безразборного контроля суммарного радиального зазора в подшипниках создает предпосьшки для прогнозирования отказов компенсированных машин постоянного тока. 5 ил. (О (Л с: 00 о 00 со сд (X)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 R 31 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3991892/24-07 (22) 09.12.85 (46) 07.05.87. Бюл. № 17 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) N.Ï. Попов (53) 621.313(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 480901, кл. G 01 В 37/14, 1973.

Авторское свидетельство СССР

¹ 493864, кл. G 01 В 7/14, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 744857, кл. Н 02 К 15/00, 1980. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ . (57) Изобретение относится к контролю прьимущественно в условиях эксплуатации и ремонта электрических машин постоянного тока, имеющих компенсационные обмотки. Цель изобретения — повышение точности контроля.

Сущность способа состоит в том, что в собранной машине вызывают радиальные перемещения ротора вертикально вверх электромагнитной силой, созЛО„„131)8958 А 1 даваемой медленно увеличиваемым постоянным током, пропускаемым по одной из ветвей компенсационной обмотки. Ротор опускается под действием собственного веса при медленном уменьшении тока в указанной ветви. Параметром контроля является отношение тока отпускания к току трогания ротора — коэффициент возврата. О суммарном радиальном зазоре в подшипниках судят по среднеарифметическому значению коэффициента возврата за один полный оборот о ротора через каждые 30 С. По разбросу значений коэффициентов возврата относительно их среднеарифметического значения отдельно судят о неравномерности воздушного зазора, обус-. ловленной некруглостью ротора или расточки статора. Выявление дефектного статора или ротора важно при ремонте машин, когда эти элементы ,заменяются новыми, а возможность безразборного контроля суммарного радиального зазора в подшипниках создает предпосыпки для прогнозирования отказов компенсированных машин постоянного тока. 5 ил.

08958 2

1 . 13

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к методам контроля их технического состояния, и может быгь использовано при определении неравномерности воздушного за" зора и зазоров в подшипниках электрических машин постоянного тока, имеющих компенсационные обмотки.

Цель изобретения — повышение точности контроля.

На фиг. 1 показана четырехполюсная компенсированная машина постоянного тока, поперечный разрез; на фиг. 2 и 3 — то же, с овальным ротором; на фиг. 4 и 5 — то же, с несимметричной расточкой статора.

Компенсированная машина постояп-. ного тока (фиг, 1) состоит из ротора

1 с геометрическим центром в точке

О,, статора 2 с геометрическим центром в точке О. 11а статоре 2 размеще-ны основные 3 и дополнительные 4 полюса. Ветви 5 компенсационных обмоток, имеющие начала Н и концы К, соединены последовательно с обмотками дополнительных полюсов 4 и уложены в пазах 6 на обращенных к воздушному зазору поверхностях наконечников основных полюсов 3. На сердечниках основньпс полюсов 3 располагаются катушки обмотки 7 возбуждения. Последовательно с ветвью 5 компенсационной обмотки, расположенной в нижней части расточки статора, включены источник 8 переменного тока, конденсатор

9 переменной емкости и амперметр 10, Перед началом контроля, как и в известном способе, статор 2 собранной машины устанавливают на поворотном столе (не показан) так, что одна из ветвей 5 компенсационной обмотки располагается в верхней части окружности расточки статора 2 и симметрично относительно вертикальной плоскости,(фиг. 1, утолщенная линия).

Оси симметрии ветвей 5 компенсационной обмотки совпацают с осями основных полюсов 3 и поэтому легко обнаруживаются с внешней стороны статора 2 линией расположения винтов, крепящих основные полюса 3 к корпусу машины.

К верхней ветви 5 компенсационной обмотки подключают источник постоянного тока (не показан) и пропускают по ней ток. К нижней ветви 5 компен. сационной обмотки через конденсатор

9 переменной емкости подключают источник 8 переменного тока, причем, изменяя емкость конденсатора 9, добиваются при крайнем нижнем положении ротора 1 равенство емкостного сопротивления конденсатора 9 индуктивному сопротивлению нижней ветви

5, (резонанс) чему соответствует максимальные показания амперметра 10.

Магнитный поток Ф, созданный током 1 верхней ветви 5 компенсационной обмотки, сцепляется с ротором 1 в основном в верхней части расточки.

Зтот поток вызывает силы магнитного притяжения, равнодействующая которых

F (фиг. 1) при указанной ориентации

15 верхней ветви 5 компенсационной обмотки направлена вертикально вверх.

При плавном и медленном увеличении тока в верхней ветви 5 до значения тока трогания сила сравнивается с весом С (фиг. 7) ротора 1. Ввиду этого последний начинает перемещаться вверх и "выбирается" суммарный радиальный зазор о (фиг ° 1) в подшипниках, Суммарный радиальный зазор

25 в подшипниках состоит из за.зора. между телами качения и кольцами и зазора в посадочных местах внешних колец.

По мере притяжения ротора 1 к статору 2 воздушный зазор между основны39 ми полюсами 3 и ротором 1 в верхней части расточк уменьшается от некоторого начального значения b< до конечного значения g, при котором ротор 1 оказывается полностью притя » нутым к полюсам 3, а суммарный зазор в подшипниках 8 = Гд-d < — полностью выбранпым .

Одновременно зазор между основнымп полюсами 3 и ротором 1 в нижней дО части расточки статора 2 увеличивается до значения о = Юп +8< благодаря чему уменьшается индуктивность нижней ветви 5 и происходит расстройка резонансного контура, состоящего из конденсатора 9 и индуктивности нижней ветви 5 компенсационной обмотки, что отмечено, уменьшением показаний амперметра 10.

Если уменьшать ток I в верхней ветви 5, то при некотором значении тока, равном току отпускания, сила магнитного притяжения F сравняется с весом ротора 1 и он опускается вниз. При этом воздушный зазор в верхней части расточки увеличивается, что способствует еще большему уменьшению силы. В результате этого ротор 1 занимает нижнее положение, а в нижней ветви 5 компенсационной

d"í 2G

Т

20

„ 2G

3 1308 обмотки вновь устанавливается резонанс, соответствуют максимальные показания амперметра 10.

-r.

Таким образом, амперметр 10 обеспе.чивает ийдикацию моментов притяжения

:и отпускания ротора 1, т ° е. фиксацию значений токов трогания и отпускания ротора 1.

Процесс притяжения и отпускания ротора 1 аналогичен процессу сраба- 10 тывания и отпускания электромагнита постоянного тока.

В пренебрежении насыщением магнитной цепи ток трогания I и ток отпускания I, могут быть найдены по формулам

25 где /и и d — соответственно начальный и конечный зазоры в верхней части расточки

W — число витков в верхней 3р ветви 5 компенсационной обмотки;

G — вес ротора 1; — магнитная проницаемость

Г -. 0 воздуха; 35

S — площадь верхней части поверхности ротора 1, на которой действуют силы магнитного притяжения ° 40

Отношение тока отпускания к току трогания по аналогии с электромагнитами вызывают коэффициентом возврата ротора КВ.

I от к бр

K 1 — — - - (2) Ir 8н н

Из формулы (2) следует, что чем больше суммарный радиальный зазор в подшипниках, тем меньше коэффициент возврата ротора 1.

Ротор 1 машины в результате возможных технологических погрешностей может иметь не строго круглую поверхность (фиг. 2 и 3). Поэтому измерение коэфициента возврата ротора КВ при каком-либо одном фиксированном поло958 4 жении ротора 1 (фиг. 3) еще не дает возможности судить о суммарном радиальном зазоре Ур в подшипниках.

Так, например, при одном и том же суммарном радиальном зазоре d в в подшипниках значение коэффициента возврата ротора К при измерении его, когда ротор находится в положении, показанном на фиг. 2, меньше чем значение коэффициента возврата ротора, измеренное при положении ротора, соответствующем фиг. 3.

Это объясняется тем, что начальный зазор У„ между ротором 1 и верхними полюсами 3 при фиксации ротора в соответствующем положении меньше, чем начальный зазор при повороте ротора 1, например, на 30 (фиг. 3), хотя суммарный радиальный зазор de в подшипниках одинаков.

Поэтому за величину, характеризующую суммарный радиальный зазор в подшипниках, целесообразно принять среднеарифметическое значение коэффициента возврата ротора 1 за один полный его оборот. При этом результат тем точнее, чем больше количество измерений коэффициента возврата выполнено за один оборот ротора 1.

Для практики достаточно выполнить

12 таких измерений, т.е. при каждом повороте ротора 1 на угол 30

Статоры 2 и роторы 1 однотипных машин взаимно заменяемы. Поэтому в соответствии с предлагаемым способом о суммарном радиальном зазоре в подшипниках контролируемой машины судят по среднеарифметическому значению коэффициента возврата ротора 1, сопоставляя его с той же величиной для однотипной машины с заведомо допустимым суммарным зазором в подшипниках.

Если ротор 1 имеет заметную некруглость поверхности, то значения коэффициента возврата ротора, измеренные при каждом повороте ротора 1 на 30 относительно неподвижно зао крепленного статора 2, (фиг. 2 и 3) отличаются друг от друга и от среднеарифметического значения коэффициента возврата. Поэтому степень разброса значений коэффициента возврата относительно его среднеарифметического значения определяет неравномерность воздушного зазора машины, вызванную некруглостью ротора 1 °

Объясняется это тем, что при фик сированном положении статора 2 на08958 6 го коэффициента возврата, полученного за один полный оборот статора 2 относительно зафиксированного ротора

1, характеризует неравномерность воздушного зазора, вызванную некруглостью расточки.

1(омпенсированные машины имеют чис" ло ветвей 5 компенсационных обмоток, равное числу пар полюсов.

f0 В четырехполюсной машине (фиг. 1) с целью выявления несимметрии воздушного зазора, обусловленной некруглостью расточки статора, возможно измерение только двух значений коэфf5 фициента возврата ротора.

Если некруглостью обладают одновременно ротор и расточка статора,то разброс значений коэффициентов возврата относительно их среднеарифметическо20 го значения будет больше, чем при каждом нз этих дефектов в отдельности.

Реализация предлагаемого способа требует плавного и медленного измене25 ния тока в ветвях 5 (фиг. 1) компенсационной обмотки.. Скорость изменения тока должна быть такой, чтобы ЭДС самоиндукции в ветвях 5 компенсационной обмотки была практически равна

30 нулю. Это обеспечивает точную фиксацию токов трогания и отпускания ротора, а также безударное притяжение и отпускание ротора 1.

5 13 чальный зазор между основными полюсами 3 и ротором 1 зависит только от ориентации ротора 1 относительно полюсов 3 (фиг. 2 и 3). В результате технологических погрешностей изготовления статора 2 и крепления к.нему основных полюсов 3 может возникнуть некруглость расточки.

На фиг. 4 показан статор 2 четырехполюсной машины, имеющий некруглость расточки, вследствие того, что основных полюсов 3 (фиг ° 4, слева) имеет воздушный зазор между ротором 1 больше, чем остальные по- . люса 3..

Если ограничиться измерениями коэффициента возврата ротора только при одном положении статора 2 (фиг. 4) то при круглой поверхности ротора 1 получается одно и то же значение коэффициента возврата, т.е. несимметрия воздушного зазора, вызванная некруглостью расточки, не выявлена, В соответствии с предлагаемым способом для выявления некруглости расточки проводят измерения коэффициента возврата ротора при фиксированном положении ротора 1 и поочередной установке путем поворота статора 2 вокруг горизонтальной оси машины последующих ветвей 5 (фиг. 1) компенсационной обмотки в верхней части окружности расточки симметрично относительно вертикальной плоскости.

Например,-при одном и том же суммарном радиальном зазоре в подшипниках машины д е и абсолютно круглом роторе 1 коэффициент возврата, изме= ренный при ориентации статора 2 относительно ротора 1, соответствующей фиг. 4, меньше, чем коэффициент возврата при ориентации статора 2 относительно ротора 1, соответствующей фиг. 5.

Объясняется это тем, что начальный зазор д „ между основным .полюсом

3, в направлении оси которого дейст:вует сила магнитного притяжения F и ротором 1 в позиции, соответствующей фиг. 4 меньше, чем в позиции, соответствующей фиг. 5, причем неравенство этих зазоров обусловлено некруглостью расточки статора 2.

Степень разброса значений коэффициентов возврата ротора, измеренных при установках каждой из ветвей 5 компенсационной обмотки в верхней части окружности симметрично вертикали относительно среднеарифметическоВ качестве устройств, обеспечива" ющих плавное и медленное изменение тока в ветвях 5 компенсационной обмотки, могут быть использованы, например, генератор постоянного тока с

40 глубоким регулированием напряжения или автотрансформатор с выпрямлением выходного напряжения (не показаны).

Способ определения суммарного радиального зазора в подшипниках и неравномерности воздушного зазора собранной компенсированной машины постоянного тока в отличие от известных способов не требует изменения конструкции машины и ее частичной разборки, благодаря чему он менее ,трудоемок и не снижает надежность машины.

Дифференцированное выявление при чин, вызывающих неравномерность воздушного зазора, особенно важно при ремонте электрических машин, когда дефектные статор 2 и ротор 1 могут быть заменены новыми.

7 13

Возможность безраэборного контроля компенсированных электрических машин по предлагаемому способу в условиях эксплуатации способствует решению задачи прогнозирования отказов таких машин.

Формула изобретения

Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины, содержащей компенсационную обмотку на статоре, заключающийся в измерении неравномерности зазора путем взаимного перемещения ротора и статора и измерения этих перемещений, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, разделяют компенсационную обмотку на ветви, каждую из которых образуют по крайней мере из двух последовательно соединенных полюсных катушек, разворачивают статор относительно горизонтальной оси до положения, при котором оси ветвей компенсационной обмотки ориентированы вертикально, подключают одну ветвь компенсационной обмотки„ расположенную в верхней части статора, к источнику постоянного тока, а другую ветвь компенсационной обмотки, размещенную в нижней части статора, подключают к источнику переменного тока, последовательно с которым включен резонансный контур и индикатор, настраивают контур в резонанс при обесточен-. ной верхней ветви компенсационной обмотки, далее плавно увеличивают

08958 8 постоянный. ток, по уменьшению пока1 эаний индикатора регистрируют момент трогания ротора вверх, измеряют постоянный ток трогания, плавно умень5 шают постоянный ток и фиксируют значение постоянного тока опускания ротора, при котором последний под действием собственного веса опускается вниз, разворачивают ротор на ряд

f0 фиксированных углов в пределах одного оборота при неподвижном статоре и при каждом значении угла повторяют измерение токов трогания и опускания ротора, вычисляют значение коэффици15 ента возврата, равного отношению токов отпускания и трогания, сопоставляют его среднее значение за оборот ротора с аналогичной величиной для однотипной машины, имеющей допусти20 мый суммарный радиальный зазор в подшипниках, а по разбросу значений коэффициента возврата от среднего . значения судят о неравномерности зазора, обусловленной некруглостью ротора, затем, не изменяя положения ротора, разворачивают статор относительно горизонтальной оси, последовательно устанавливая статор в положениях, при которых с вертикальной

30 осью последовательно совпадают оси других ветвей компенсационной обмотки, повторяют измерения коэффициента возврата для каждого положения .статора и определяют разброс его значе35 ний относительно среднего, по которому судят о неравномерности воздушного зазора, обусловленного некруглостью расточки статора.

1308958

1308958

Составитель А.Трепутнева

Техред И.Гопович Корректор Л.Патай

Редактор M.Áëàíàð

Заказ 1795/38

Тираж 731 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины Способ контроля неравномерности воздушного зазора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при испытаниях и исследованиях электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к испытанию энергетических машин, в частности к способам определения параметров синхронной машины

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к способам определения параметров асинхронного двигателя по высшим гармоникам

Изобретение относится к области эл.машин, а именно к способам определения достоверного значения критической частоты вращения ротора

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при испытании эл

Изобретение относится к электротехнике , а именно к системам для диагностирования неисправностей, и м.б, использовано для.контроля технического состояния каналов регулирования частоты параллельно работающих синхронньк г-ров, например, в системах электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх