Имитатор радиосигналов

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения, может использоваться на лекционных и практических занятиях и предназначено для демонстрации процессов и принципов построения технических устройств , систем связи и управления, реализующих известные методы импульсной моН oci4if/f o2paq}L/ дуляции сигналов. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства, в частности повышения наглядности обучения и оперативности предъявления учебной информации при изучении электронных схем импульсной и аналоговой техники. Цель достигается за счет введения четырех формирователей 4-7 импульсов, генератора 2 прямоугольных импульсов и делителя 3 частоты, обеспечивающих их функционирование , а также за счет обеспечения возможности обзора элементов монтажа всех блоков и демонстрации всех промежуточных сигналов на выходах фомирователей на экране осциллографа, подключаемого к соответствующим точкам схемы с помощью переключателей коммутатора 8, соединенного с выходом генератора 1 низкочастотных импульсов. 1 ил. а (Л с со оо О5 о 00 оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1336083

А1 (S11 4 б 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3957857/24-24 (22) 01. 10. 85 (46) 07.09.87. Бюл. № 33 (72) Н. И. Гриненко, И. Э. Красиловец, Г. И. Полторацкий и П. К. Павнитьев (53) 68! 3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1094045, кл. G 09 В 9/00, 1982.

Авторское свидетельство СССР № 450225, кл. G 09 В 9/00, 1973. (54) ИМИТАТОР РАДИОСИГНАЛОВ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения, может использоваться на лекционных и практических занятиях и предназначено для демонстрации процессов и принципов построения технических устройств, систем связи и управления, реализующих известные методы импульсной модуляции сигналов. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства, в частности повышения наглядности обучения и оперативности предьявления учебной информации при изучении электронных схем импульсной и аналоговой техники. Цель достигается за счет введения четырех формирователей 4 — 7 импульсов, генератора 2 прямоугольных импульсов и делителя 3 частоты, обеспечивающих их функционирование, а также за счет обеспечения возможности обзора элементов монтажа всех блоков и демонстрации всех промежуточных сигналов на выходах фомирователей на экране осциллографа, подключаемого к соответствующим точкам схемы с помощью переключателей коммутатора 8, соединенного с выходом генератора 1 низкочастотных импульсов. 1 ил.

1336083

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано на лекционных и практических занятиях при изучении формирователей сигна IoB автоматизированных систем управления, систем связи и вычислительной техники.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей имитатора при изучении электронных схем, в частности при изучении принципов построения и функционирования формирователей сигналов с имIlóëüñHой модуляцией.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого имитатора.

Имитатор радиосигналов содержит генератор 1 низкочастотных колебаний, генератор 2 прямоугольных импульсов, делитель 3 частоты, формирователи 4 — 7 импульсов (с АИМ, ЧИМ, ШИМ и ВИМ) и коммутатор 8.

В качестве генераторов 1 и 2 могут быть использованы стандартные генераторы. Ком- 20 мутатор 8 может выполняться на кнопочных или пакетных переключателях, обеспечивающих требуемое количество коммутируемых цепей. Сравнивающий элемент 9 формирователя 6 и генератор 10 могут быть выпол- 25 нены на базе операционных усилителей с отрицательной обратной связью и без нее соответственно. Делитель 3 — обычный счетчик с последовательным переносом, позволяющий получить на выходах ступенчатое изменение частоты входных импульсов с 30 коэффициентом деления, кратным двум. Формирователь 4 состоит из двух последовательно включенных аналогичных коммутаторов, один из которых работает в режиме насыщения и управляется серией импульсов с делителя частоты, а другой управляется сигналом с генератора 1 и имеет рабочую точку на линейном участке выходной характеристики транзистора. Принцип построения и функционирование формирователей 5 и 7 легко установить по функциональным схе- 40 мам этих блоков. Вспомогательные цепи (питания и прочие) не показаны.

Имитатор радиосигналов работает следующим образом.

В устройстве предусмотрено четыре режима работы: АИМ, ЧИМ, ШИМ и ВИМ, 45 выбор которых осуществляется путем нажатия соответствующей кнопки на переключателе «Выбор режима» коммутатора 8.

При этом осуществляется коммутация соответствующих цепей и блоков, участвующих в формировании сигналов с требуемым видом импульсной модуляции, и подается питание на них. В любом режиме обеспечивается возможность подключения входов (выходов) всех блоков к входу осциллографа (телеосциллографа) для демонстрации 55 формы и определения параметров всех промежуточных сигналов и сигнала с какимлибо видом импульсной модуляции. Это осуществляется путем нажатия соответствующих кнопок переключателя «Индикация» коммутатора 8.

В режиме АИМ низкочастотный модулируемый сигнал, сигнал с выхода генератора 1, подается на один вход формирователя 4. На другой вход последнего подается серия прямоугольных импульсов, частота следования которых определяется частотой импульсов на выходе генератора 2 и коэффициентом делителя 3. Коэффициент деления выбирается путем подключения с помощью переключателя «Делитель частоты» коммутатора 8 соответствующего его выхода к входу формирователя 4 (5 — 7) . Сигнал с АИМ с выхода формирователя 4 подается через замкнутые контакты переключателя

«Индикация» коммутатора 8 на вход осциллографа.

В режиме ЧИМ осуществляется частотноимпульсная манипуляция. При этом для формирования всех промежуточных сигналов используются импульсные последовательности, снимаемые с трех различных выходов делителя 3, запитываемого от генератора 2. Модулирующий сигнал в виде меандра формируется триггером со счетным входом формирователя 5 с использованием последовательности им пульсов, снимаемых с выхода делителя 3 с коэффициентом деления 32. Единичный информационный сигнал м одулируется последовательностью им пульсов при коэффициенте деления частоты, равной нулю, а нулевой информационный сигнал — последовательностью импульсов с одной из частот, отличных от данной. Сформированный таким образом сигнал с ЧИМ можно наблюдать на экране осциллографа, подключаемого к выходу формирователя 5 с помощью переключателя «Индикация» коммутатора 8.

В режиме ШИМ сигнал с генератора 1 подается на вход сравнивающего элемента 9. На второй вход последнего подается пилообразное напряжение с выхода генератора 10, запускаемого импульсами с одного из выходов делителя 3. При этом на выходе сравнивающего элемента 9 и формирователя 6 формируются импульсы, частота следования которых определяется частотой запуска генератора 10, а длительность — амплитудой сигнала генератора !. Аналогично описанному, форму и параметры этих сигналов можно определить по осциллограммам, демонстрируемым на экране осциллографа, подключаемого к выходу формирователя 6.

В режиме ВИМ используется два формирователя 6 и 7 одновременно. При этом формирование сигналов с ВИМ осуществляется дифференцированием и инверсированием соответствующих фронтов ШИМ-сигнала.

В перечисленных режимах осуществляется демонстрация или исследование в зави) 3;361)83 4 формула изо б ре тен ия

Составитель A. Карлов

Редактор H. Бобкова Техред И. Верее Корректор В. Гирняк

Заказ 3807/48 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Г1роизводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 симости от вида и цели проводимого занятия: принципов построения и функционирования формирователей сигналов с различными видами импульсной модуляции (манипуляции); влияния частоты следования им- 5 пульсов несущего колебания (снимаемых с выходов делителя 3) на характеристики сигналов с АИМ, экспериментального подтверждения выводов теоремы В. А. Котельникова, а также динамического диапазона модулируемых сигналов; влияния частоты запуска генератора пилообразного напряжения на характеристики сигналов с ШИМ и ВИМ на динамический диапазон модули руемых сигналов; влияния девиации частоты при формировании сигналов с ЧИМ на помехоустойчивость систем связи и требования, предъявляемые к каналам связи; принципов функционирования электронных схем (усилителей, делителя частоты, ключевых схем, дифференцирующих цепей и др.), входящих в состав устройства.

Таким образом, предлагаемый имитатор позволяет исследовать и демонстрировать процессы, протекающие в электронных схемах, обладает широкими дидактическими возможностями и лучше учитывает специфику ряда близких по предмету дисциплин (вычис 1 ите1 ьн ая теxllll К3, связь, 3 втом атизированные системы управления и 1p.), так как обеспечивает болыпую наглядность прп анализе процессов B аналоговых и нмпульcHbIx элеl TpoHHblx схемах и может использоваться при проведении различных видов занятия.

Имитатор радиосигналов, содержащий генератор Hèçêî÷àñòîTHûx импульсов, вblход которого соединен с тактовым входом коммутатора, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей имитатора, в него введены генератор прямоугольных импульсов, делитель частоты и четыре формирователя импульсов, выходы которых соединены с соответствующими информационными входами коммутатора, а входы — с соответствующими управляющими выходами коммутатора, управляющие входы которого подключены к соответствующим выходам делителя частоты, вход которого соединен с выходом генератора прямоугольных импульсов, информационный выход коммутатора является выходом устройства.

Имитатор радиосигналов Имитатор радиосигналов Имитатор радиосигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим устройствам.контроля и может быть использовано для оценки уровня подготовки операторов любых профилей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам контроля качества деятельности и оценки профессиональной пригодности операторов

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение при обучении водителей погрузчиков

Изобретение относится к техническим средствам обучения

Изобретение относится к средствам развлечения и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении операторов технологических процессов и в научно-исследовательских целях

Изобретение относится к тренажерам и может использовано для ооучения операторов различных систем уиравления

Изобретение относится к тренажерам для обучения водителей транспортного средства и обеспечивает повышение качества обучения

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх