Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к тренажерам оператсфов систем управления и может быть использовано для изучения и экспериментального исследования динамики измения параметров групповой деятельности операторов. Цель изобретения - расш рение дидактически:; позможностей устройства. Цель оо 4 00 00 00 05 Фие./

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4 886 А1 (19) (11) (51)4 0 09 В 9 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4080824/24-24 (22) 30.06.86 (46) 30.10.87, Бюл. Н 40 (72) С.А.Багрецов, Б.В.Блинов, В.Л.Гайдуков и А.А,Филимонов (53) 681.3.071 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

)) 445055, кл. С 09 В 9/00, 1973.

Авторское свидетельство СССР

)(- 760 166, кл . С 09 В 9/00, 1976 .

Ю (54) УСТРОЙСТВО ЛЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПГРАТОРОВ (57) Изобретение относится к тренажерам операт< ров систем управления и может быть использовано для изучеHIIII и экспериментального исследования динамики измения параметров групповой деятельности операторов. Цель изобретения — расин.рение дидактически::: возможностей устройства. Цель

1348886 изобретения достигается обеспечением оценки согласованности мнений операторов в выборе соответствующих альтернатив принятия решиций в ситуациях, предъявляемых для анализа операторал) группы. Степень согласованности мнений операторов оценивается по величине коэфд)!3циента конкордлции квлнтовлнных по уровгно функций принадлежности недоминируемых альтернатив принятия решения. Значения укаэанных функций принадлежности для каждого оператора рассчитываются в блоках

53 - 5n расчета индивидуальных коэффициентов успешности на основе дан- ных о степени взаимного предпочтения альтернатив, устанавливаемых операторами группы с помощь)о потенциометров пульта 2 оператора. Квантование

Изобретение относится к тренажерам операторов систем упрлвления и может быть 1!спользовано для изучения и экспериментального исследования динамик!! изыевения параметров групповой

) деятельности операторов.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

11а фиг,1 представлена схема устройства; нл фцг.2 — схема блока расчета индивидуальных коэффициентов успешности; на фиг.3 — схема первого формирователя импульсов; на фиг,4 схема второго формирователя импуль15 сов; на фиг.5 — схема пультов опера)орсв; на фиг.6 — схема распределителя импульсов; на фиг.7 — схема блока ввода эталонов; на фиг.8 схема 13нформационного табло.

Устройство содержит распределитель

1 импульсов, пульты 2 операторов, дешифратор 3 заданий, коммутатор 4 пультов, блоки 5 (по числу операторов

25 группы) расчета индивидуальных коэффициентов успешности, формирователь

6 импульсов, блок 7 ввода эталонов информационное табло 8, блоки 9 элементов И по числу ш альтернативных вариантов оценки ситуации оператора30 ми группы, сумматор 11, регулируемый усилитель 12, функций 11pHIIAд lc жнc!oти о уществляется с помощью компарл горо3, у танавлцваемых 13а выходах б Iolcot3 5. КвантованIIbIe СПГНЛ Г!Ы ДЛ 1О Iti !1О "1)Г3ЧЮТСЯ Pt!ß определения множества аль-. рнятив

ПО КОТОРЫМ ВОЗМОж13О СОВ11ЕстНОЕ РЕШЕние, а также д,)я ottc=нкп степени согласо;явности мнеt«ttt otTc;);) г- ров. КоэфchItItTIeIlz конкорпации рассчитывается прц помощи двух формиро13ятелей 6 и

10 импульсов, сумма-.орл 11 и регули-руемого усилителя 12, с . ед !11енного с и!11))ормационнъъ тя ;1о 8, подкл1оченным тлкже к блоклм 9, — 9 Tt. элементг)в И. Эталон!!ые с!!г1:ллъ) задаются блоком 7, а задания — ряс пределителем

1 !!ыпул»сов и TTeltt»1)влтс рс tl 3 заданий.

8 ил °

Ряспреде))итель 1 пр д)!;1зняч! и для

13ыдлчи кода tot!А!), 1ъ1 Въ1б )1) л о 11ис а ни я сит-, ации и яльтернлтнн!1.)х вяр:1л !то.:— их решения, отобрлжяемые ня светов!.1х трафаретах. пульaott 2 < перлторов, по которым огераторы принимлют решения, я T Л 1 зж Е д I ÿ В Ыд Л Ч П К с! М Л i;!Ы Н я В К3 НОЧ Ение ком утатора 3, после )ыполнения задания операторами группы.

Пульты 2 предназначены для в1!полнения задания оператор,ми группы путем установки определеннъ)х з13ачений напряжения, а также для отображения нл световых трафаретах описания ситуаций ч япьтернативны;; влрилнтоь их решения операторottt. Снимаемые с пультов 2 нлцряже!!ия определяют уровни функций припал.де гности нечетких отношении предпочтения альтернативных вар! я13тов пр! нятия решений операторами в пред.)лглемой им для оценки ситуации.

gcIllIIchpaxop 3 предназначен для выработки по одному из 13ttxogot3 управляющих напряжений на пульты 2 для отображения тестовых зядлний операторам., Коммутатор 4 предназначен для коммутации напряжений, снимаемых с пультов 2 на входы блоков 5 в соответствии с правилом определения элементов матрицы нечетного отношения

1348886 строгого предпочтения из элементов матриц нечетного отношения предпочтения, определяемых напряжениями, задаваемыми пультами 2. Подключение указанных напряжений коммутатором

4 ко входам блоков 5 осуществляется по кома, выдаваемой с распределителя 1 исследователем.

Блоки 5 предназначены для расчета значений функций принадлежности «ечетного множества недоминируемых альтернатив возможных вариантов принятия решений каждым оператором группы в выбранной исследователем ситуации.

Одновременно блоки 5 предназначены для выделения тех альтернатив принятия решения операторами, величины функций принадлежности которых больше некоторого порогового значения, устанавливаемого соответствующим задатчиком эталонного напряжения блока 7. Количество блоков 5 соответствует числу операторов. Каждый блок

5 содержит определенное количество цепочек расчета функций принадлежности альтернативных вариантов принятия решения в рассматриваемой ситуации. Величина порога, устанавливаемого с помощью блока 7, определяет степень четкости производимых оценок.

Формирователь 6 предназначен для расчета величины поправочного параметра коэффициента конкордации, определяющего степень согласованности мнений операторов.

Блок 7 предназначен для формирования напряжений, пропорциональных в соответствующем масштабе единице, степени точности производимых оценок и переменных составляющих, используемых для расчета коэффициента конкордации.

Табло 8 предназначено для индикации альтернатив принятия решения, соответствующих ситуациям равновесия групповой деятельности операторов, а также для отображения значений величины коэффициен-.а согласованности взаимных мнений операторов группы в оценках анализируемых ситуаций.

Блок 9 предназначен для выявления тех альтернатив принятия решения, величины функций принадлежности которых превышает пороговые значвния для всех операторов группы. Наличие таких альтернатив свидетельствует о существовании ситуаций равновесия в

5

35 группе, а совокупность данных по множеству направлений групповой деятельности операторов позволяет судить об уровне развития межличностных отношений в ней.

Формирователь 1О предназначен для выработки напряжения, пропорционального значению числителя, коэффициента конкордацпи.

Сумматор 11 совместно с формирователем 6 обеспечивают формирова|ше напряжения, пропорционального значению знаменателя коэффициента конкордации. Для формирования укаэанной величины с блока 7 на вход сумматора

11 поступает эталонное напряжение, величина которого определяет значение переменного, параметра знаменателя коэффициента конкордапии.

Для этого устанавливается коэффициент усиления сумматора 11 по одному входу, а на другой вход подается напряжение с блока 7, устанавливаемое исследователем.

Усилитель 12 предназначен для выработки напряжения, пропорционального отношению напряжения на выходе формирователя 10 к напряжению на выходе сумматора 11. Коэффициент усиления усилителя 12 изменяется обратно-пропорционально напряжению на выхоце сумматора 11. На выходе усилителя 12 формируется напряжение, пропорциональное значению коэффициента конкордации, который, в свою очередь, определяет степень согласованности мнений операторов группы в оценке ситуаций.

Блок 5 (фиг ° 2) содержит детектор

13 максимума, схему 14 разности, ограничители 15 сигналов, схему 16 разности, компаратор 17.

Каждая иэ схем 16 определяет разность между функциями принадлежности нечетно определенных отношений предпочтения различных альтернатив принятия решения данным оператором в рассматриваемой ситуации, величины которых устанавливаются оператором на пульте 2. На вычитающий и суммирующий входы схемы 16 блока 5 коммутатором 4 коммутируются соответствующие напряжения с пульта 2. На выходе схемы 14 формируется напряжение, пропорциональное разности — функции принадлежности нечетких отношений предпочтения альтернативных вариан1348886

ОПЕРЛТО— аЛЬтер»ат((B ПрИНятИя рЕШЕНИЛ р»MH группы. Каждый оперлтoр ус . Янлп29»олинас.т лв»жк» потенциометров ложен»л, соответствук>щие его предпочтен»л альтернатив при е.тс по»(1

НЛ Tt . Л решен»л в изучаемой ситуации

Распрс дсгп>тель 1 содержит ный регистр 30, предназначен выбора кода команды выбор» и тумблер»Ни для ре;п лвляемой H!(ë»((л пи(3» оператором ситулц»», » тумб,(ер 31, преднлзначс (H)(«( для выдачи кома((ды в коммутл "op 4 ня ко((мутя)(ию напряжений, ус т »ног) Tt <. » нь)x оператор»»(t группы.

Блок ((«>,t T ° 7) содержит четь(ре злдатчикл напряжен»я 32 — 35. Злцатчик

32 формирует !)апрлжение, пропорционлль(ое единице. Задатчик 33 (!>Ормирует уровень порогового нлпряжения, определлюшего четкость произвоц»мых оценок степеьп(согласования мнений операторов. Злдатчик 34 и 35 обеспеч«)гзл)ат формирование напряжений, пропорц»ональных заданным величинам параметров оценки, Уровни напряжений задатчиков 32 — 37 устанавливаются исследователем перед началом испытаний, Информацион ное табло 8 (фиг.8) содержит световые сигнализаторы 36, тов принят! я решения устлнлвл(<влемьtх дя»ным оператором. с>грлничители 17 предназначены лля ограниче(гил рлзност»ого напряжен;(л, поступл(ацего с выхог(ов схем 16, пя нулевом уровне.

Вычисленная таким образом пере ie»ная определяет один з:(емент мятр)(пы

fte3Ie t«оГО ОТНОШЕНИЯ СтРОГ7ГО ПРЕПпочтения альтернатив в»1>иан гон принятия репе<и(я оператором группы. Ilo сущестг)у констру.(ции кажд.)(Й огран»читель 15»редставляет собо» уси IH тель — ограничитель с коэффициентом перед» и, pan!t(1м един»не.

Формирователь г> (фиг.3) с.одержит сумма "opt)f 18 19, узлы 2!)» ?.1:3озведепия 13 куб » сумматоры 22 » ?3.

Форм((рователь 10 (фиг. 4) содержит суммлторы 25, квадрлторы 2(> и су:-)маТ<7P

11уггьты 2 (фиг. 7) и п(>те(»<номе тры

29 подключе(гы одним входом к бл<»(у

7, а выхоцом — к соответствуюап(м входам ко:!мутатора 4 ° 11» световых трафаретах 28 в соотьетс тви» с с:»гнал (ми дс шифр 1 Top» 3 отобрлжается о)»<саине ситуации и список возмо>кных

IIp . !if l: )нл«нн), е;! )л, ) .. рл еfli tл гех

;-1))ьт(!>)(ат» ) tl<> «От, 1>i. i 13(>зможi!<> »ри з>ЛЛЛ)i»OH !«-СJI(j«(<>H !" (ЕМ С., ЕПЕНИ ЧЕт5 кoc Т» кс лл< г„л 1»)i >(р. )))ен)(е опер»торов групtll I » и)),-.>!I(лт >р 37, о Toбражл(сл lй знлчеfl)ie tio>(>,чен!)Ого IО р(;з,-,»!В)ЕН Л f(OII)TOP»

Д»t!»» "Pyttf(»t °

10 >" oc: е вк.>()а<(t HHH е! ">< !"."1 во рлбот; (г с ..(е>3у)р))(и 1(>р;) 3, M.

11рецвар»тень»<> в «; огв - rc T! »tt с

ЧИ(. <1 (i >It IM COC T» (3 < >М Г j> .(ПЬ. I K! >!J«J<(Е С Т

Г)0, 1 Л) I с!Л» З ИР ЕМ! IХ >) ()« i .P!! Л >! >)»Е C if e

j 5 г, IJBTOJI«) устанлвл > " )с Г: От))е Г(1 i ))у)а—

)I()!e»lt,-!не(<ил нлг)р>! < 1!!(

;ац»тч (ков 34 H 1>. ро с г >с>, в соотв ((тв)(» с ><и«: )(кi (с с. глас»! групi ы ус та»алли)3,:, гол «(>o)»tt(JI(et)z

?г) пере«(ли)(по входу с ".)млтс>,>л 1 1 . 3-!— тем нл(зацлгч(п (33»<«c >е;<,>ватель уст»»»вливает трь бу(.: 3(3»чс li..)« че гк(7< т» о()е!II;» с Огг>; <,> < > .Il<- -;)уп>)ь),,(IJIe(1> СО<7 Г13C ГC""< 1<И)1 " !;e!1(Ю I!«С:I(25 цовл>н(л оперлтс рл гр:ппь. (у< (м наборл l сследовлтелс м .лотl ет-тну аи(его ., ОД л i(< >.". <, > (и I)1 f i л т у t" б » !! с < . ) <. I 1 (е т ) >

i0, .::. С ВЕТ(>1)Ь)Х !.)>Л(!»(>О Т «: ".) It<> с»1 >:.).>л:! с qett(«(t)p... < p;! . -ь)св<»>)(.-,етЗО сл Ге това>(и) с; >1:3)()<><, >.", ржав(ля () «1 H c 3 f ! (() с и т > 1 ),. !i; < i « );, < О к » Tt > т e i ) ) (f <

»в п(>»(лтил рс lite! <) л

В> < oo 1" вс те тли«! 1 i<: 1 1 )ом с>(IHc л)! -Iя, (("> у»ции «(«); ос >T,,« . )< з .1)<-,,<-)! > « ) ()c (»Moro) ес. с бе уз(:i< >!1 .л О)(еpлто!)л ,> > с I (» (,1) (3«(J>>)) (Jt ь" .(O f< ж и) ) « ip 1 ) 13<-,)(H

УС Л l)ОВКy СО« ) 13 )<>)< it:: Ito Гe)! (ИО

M(>TP)< 13 ПУ:IЬTOB )3 1,<, i(>)) <)1!»Л «О«Т (<ет стг<ук>)((ие с те»с.-1!1 i.I: ед пс ° тс".(»л )(ми ,1(> лл(,тернатив. Тлкиь! с",рлз м, н ссг оК> t!>i TH )!с> ))I«(; )ДХ ) ж)<<71 O :ЛОКЯ будут сформир авл:li fiл -рлже»ил, опре,(еа(л)>1)(ие за)еь)е«)т I t«1тг;)),))> i)<) )с.") кого о!ношения пред»<>ч ения лл>,;< р((лтив

)1р и н я т» я р е ше 1! «! л !! »< жц>л! l (ч е р л т o p < > t гру(гпы. После тс гo,;лк >) <.:(сц) ий

oпepaтОр гp",ппt..i зя! < I! i) "< Гл)(о(31(>J потенциометром 29, »есле,(он»тель злмь.кает тумб:(ер 31, !)), t!i>v. >); тем са5р 1)ыы комянду ня ко«)м> т (тор -<, ко ГО17ый ком) !утирует yf(» зл)".(.,)с нанря(:е)3»л на

coo Tf3eTc Tt3ót0öH(><ходы блоков 7, ПОслe комму та ll?1I< H»;tpлже»ий В блоках производится рас (ет пара (e i ров функций принлллежнocти нечеткого множества HegoM»tt)tpy(t;f гх альтернатив принятия решения каждым Ог.ератором

ГРУППЫ. РЕЗУЛЬтаТЫ Р»С (Етс)В ПО ВСЕМ альтернативам для к,жд(;гс onep»top»

1348886 сравнивают<-я в кот »араторах 17. Соотве", ству?в??тттх блоков 5 с соответгтвуюши? п«>роговым зт«а тет«ие>«сте-те>«тт четкости оценки нали «ия ситуацт*.й равно5 несия в группе устананливаемым исследов;-.тслем с помощью зацатчика 33, В тсм cлучае, если по л«сбой альтернатиг.е для всех операторов группы уровень величины функции ттринац.-теж- 10 т?с -.òn нс четкого множества нецоминиpó«.".««?.. BJ1bTå«p?«àT««««будет больше порогового, то ?«a выходе блока 9> бупет выра 5 эт ан поло>к»тельный сит пал, :> «спсчиватощий срабатывание световой сиг??ализа»и» информационного табло 8.

Оц:,onpe .«анно сигналы с т«нверс?того и прямого выходов комларатор» 17 посту»ают на входы фс рмирователя 6, кот >;>«?i«формирует т«апря>:;ение, далее 20 постулаюшее на нхоц сумматора 11. На вы.;сде сумматора 11 вырабатывается напряжение, пропорциональное значе-!

»??о знаменателя коэффициента конкор25 дат«и». (,?тгн>ттть? прямых выходов компарат?po!«17 поступают на входы фс рмироат«.«.я 1Î, на выхо;те которо го формируется напряжение, пропорцттс нальное

>т?тс.т««тел?а коэффициента конкорцации.

Коэффициент усиления регул:труемого устттттттеля 12 регулируется в сооТ ветствии с напряжением на его вхотте и устанавливается автоматически об30 р. тно лропор«тиотталт>нь«м ттапряжени«с?

35 на выходе сумматора 11, Таким образом, на выхоцс регулируемого усигителя 12

ij?opr«?«?>ye тc я т«лпряжеттис. nponap«т?«о нал,>«oe значению коэффициента конкзрда?:?и> которое регистрируется и»дика- 40 тором 37.

В результате этого на информационном табло 8 будут отображаться информации о всех альтернативах выбора уттравляющих воздействи«1« по которым

> у операторов группы возможно коллегиально: решение, а также о степени согласованности их мнений во множестве нечетко определенных ситуаций.

Наличие подобной информации по сово50 кунности направлений психологическо«о анализа группы позволяет определить область конфликтных ситуаций, в которых состояния равновесия невозможны, а также позволяет определить

55 степень устойчивости состояния равновесия группы в различных условиях ее деятельности и том числе и в условиях воздействия стрессовых факторов. Это дает возможност- эА?т?ектттвт«о использовать предлагаемое устройстно при анализе психологической совместимости операторов группы в хоце ее комллектонания, а также при выполнении разнообразных психологических исследований групповой деятельности операторов.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н «т я

Устройство для обучения операторов, содержащее коммутатор пультов,информационные входы которого соецинены с выходами соответствующих пультов,оператора, а выходы-с инфорт«ацт«от«ными входами соответствующих блоков расчета индивицуальных коэффициентов успешности, распределитель импульсов, первый выход которого подключен к входу цешифратора заданий, информационное табло и сумматор, о т л и ч а ю тг, е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены регулируемый усилитель, первый и второй формирователи импульсов, блоки элементов И . блок ввода эталонов, первый выход которого соединен с первыми управляющими нходами блоков расчета тт?«дивт«дуальных коэф- фициентов успешности, второй выход— с вторыми управляющими входами блоков расчета ит«дивидуа>ты«ттх ко "ффициентов успешности и управляющими вхоцами пультов оператора, трет«тй выход — с управляющим входом второго формирователя импульсов, а четвертый ныход — с первым входом сумматора, второй вход которого подключен к выходу первого формирователя импульсов, а выход — к управляющему входу регулиру-емого усилителя, информационный вход которого соединен с выходом второго формирователя импульсов, первые выходы блоков расчета индивидуальных коэффициентов успешности подключены к соответствующим входам первой группы первого формирователя импульсов, а вторые выходы — к соответствующим входам второй группы первого формирователя импульсов и соответствующим входам второго формирователя импульсов и блоков элементов

И, выходы которых соединены с соответствующими входами группы информационного табло, вход которого подключен к выходу регулируемого усилителя, выход дешифратора заданий сое9 1348886 10 динен с информационными входами пуль- делителя импульсов подключен к уптов оператора, второй выход распре- . равляюп(ему входу коммутатора пультов.

° ° °

1348886

5m.1 Л тп (17. т) 1348886

2,Й

Составитель А.Карлов

Техред А.Кравчук Корректор В.Бутяга

Редактор И.Сегляник

Заказ 5194/51 Тирах 432 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных, гусеничных транспортных средств и может быть использовано для подготовки механиков-водителей

Изобретение относится к обучающе-контролирующим устройствам и предназначено для тренировки и исследования совместной деятельности операторов прокатных станов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам и предназначено для обучения летного состава на тренажере

Изобретение относится к оптическому приборостроению и позволяет расширить функциональные возможности устр-ва„ В оптической головке за призмой 6 размещены коллектив 7 в виде двояковыпуклой линзы и согласующий объектив 8о Введение новых элементов и образование связей между ними позволили обеспечить плавное изменение увеличения головки и повышение ее относительного отверстия

Изобретение относится к тренажерной технике о Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам профессиональной подготовки операторов АСУ (тренажерам) и является усовершенствованием тренажера по авт

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в тренажерах операторов АСУ

Изобретение относится к техническим средствам обучения, может использоваться на лекционных и практических занятиях и предназначено для демонстрации процессов и принципов построения технических устройств , систем связи и управления, реализующих известные методы импульсной моН oci4if/f o2paq}L/ дуляции сигналов

Изобретение относится к техническим устройствам.контроля и может быть использовано для оценки уровня подготовки операторов любых профилей

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх