Способ стабилизации моторного масла

 

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к стабилизации моторного масла (ММ). Цель изобретения - улучшение противоизносных свойств ММ. Стабилизацию последнего ведут пу.тем последовательного пропускания его через щелочной реагент (ЩР). Последний содержит плав гидроксида Na и двуокись олова и фильтр - дозатор йода. П(Р используют совместно с алюминиевым аполнителем, взятым в количестве 15-50% of объема ЩР. Испытания показывают, что по предлагаемому способу т/ г щина и масса нагара на поршне и крьшке цилиндра меньше, чем по известному способу. Структура нагара мягкая М. 3 табл. Q S (Л со ел со а 00

СОЮЗ СоаЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4038834/23-04 (22) 03.02,86 (46) 15.11.87. Бюл. Р 42 (72) Б.П.Григорьев, В.К.Гусев, О.В.Рыжов, Д.А.Логинов и Т.И.Герасина (53) 621.892.8 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 266501, кл, С 10 М 125/18, 1970.

Авторское свидетельство СССР

У 353054, кл. F Oi M 9/02, 1972.

Авторское свидетельство СССР

М 1149039, кл. F 01 М 9/02, 1985.

Авторское свидетельство СССР

У 117734 1, кл. С 10 М 175/02, 1985.

„„SU„„1351968 A I (JD 4 С 10 M 125/04// (С 10 М 125/04

125:10, 125:18) //С 1О N 30:06 (54) СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ МОТОРНОГО

МАСЛА (57) Изобретение относится к смазочным составам, в частности к стабилизации моторного масла (MM). Цель изобретения — улучшение противоизносных свойств MM. Стабилизацию последнего ведут путем последовательного пропускания его через щелочной реагент (ЩР). Последний содержит плав гидроксида Na и двуокись олова и фильтр — дозатор йода. ЩР используют совместно с алюминиевым заполнителем, взятым в количестве 15-50Х от объема

ЩР. Испытания показывают, что по предлагаемому способу 3..-щинаи масса Я нагара на поршне и крышке цилиндра меньше, чем по известному способу.

Структура нагара мягкая "M . 3 табл.

Изобретение относится к машино135 строению и предназначено для реализации на агрегатах, имеющих циркуля— ционную систему смазки, преимущественно на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) для стабилизации свойств масел и восстановления износа трущихся поверхностей деталей механизмов °

Цель изобретения — улучшение противоиэносных свойств масла в процессе работы путем получения в масляной системе модификаторов трения на алюминиевой основе и алитирования поверхностей трения деталей.

Способ заключается в том, что многократно пропускают циркуляцион ное масло через щелочной реагент (на основе гидроокиси натрия с двуокисью олова), содержащий 15-507 от объема щелочного реагента наполнителя в виде алюминиевых гранул или колец, и фильтр — дозатор йода. В результате химического взаимодействия продуктов циркулирующего масла, гидроксида натрия и алюминиевого наполнителя, находящегося B прямом контакте с гидроксидом натрия, алюминий растворяется, образуя в масляной системе модификаторы трения в виде мельчайших частиц.

Пример 1. Для определения эффективности способа в части стабилизации масла проводят сравнительные испытания с использованием базового моторного масла ДС-11 (МРТУ 38-1—

-220-69), вязкость которого составляет 11+0,5 сСт, щелочность отсутствует.

Для испытания берут одинаковые объемы базового масла (750 мл) и обрабатывают их плавом NaOH SnOz в массовом соотношении 1:0,3 (одна часть натрия) с различным процентным содержанием алюминиевого наполнителя в виде колец диаметром 7 мм, длиной

7 мм, а также композициями: плавом

ИаОН-ЯпО без алюминия и сплавом

Na-Sn. Ооработку проводят при 170 С в металлическом реакторе при подаче воздуха 60 л/ч, затем после выгрузки определяют вязкость в стеклянном вискозиметре ВПЖ-ч при 100 С и щелочное число (мг КОН на 1 r масла) полученных масел.

После этого берут пробы обработанного масла и подвергают специальному окислению в металлической устао новке и присутствии иода при 170 С, 1968 г подаче воздуха 60 л/ч, интенсивном перемешивании (2800 об/мин мешалки) в течение 6 ч, После окисления также

?0

3G

55 определяют вязкость и щелочное число.

Изменение щелочных чисел и вязкость масел, обработанных по предлагаемому и известным способам, приведены в табл, 1. . Из данных табл.1 видно, что использование плава NaÎH-SnO с алюминием вместо плава без алюминия и сплава Na-Sn обеспечивает лучшие физико-химические свойства масла, Падение щелочного числа масел после окисления по предлагаемому способу меньше, чем по известному, а абсолютные значения этого показателя больше, что позволяет увеличить срок работы масла.

Наблюдается также уменьшение вязкости масел, обработанных плавом

NaOH.ЯпО алюминием, а по известным способам вязкость увеличивается или уменьшается незначительно.

Для определения эффективности восстановления трущихся поверхностей деталей механизма в процессе работы в пробах масла, обработанных в реакторе плавом NaOH-БпО с алюминием, плавом ИаОН-SnOz без алюминия и сплавом Na-Sn, определяют концентрацию металлов в г/т спектральным анализом на приборе МФС-3. Затем масло подвергают испытанию на машине трения МИ-1 и определяют суммарный износ пары трения чугун-чугун массовым анализом. Испытания ведут в течение

6 ч.

Затем пробы масла центрифугируют на центрифуге с 10000 об/мин, вновь определяют концентрацию металлов в масле в г/т спектральным анализом и вновь подвергают испытанию на машине трения МИ-1 с целью определения суммарного износа пары трения чугунчугун.

Результаты испытаний приведены в табл, 2.

Пример 2. Для определения эффективности способа в части склонности масла, обработанного по пред- лагаемому и по известным способам, к нагаро-лак образованию в деталях проводят испытания на дизеле Д-21А.

Способ заключается в том, что дополнительно повышают температуру цикла дизеля путем увеличения тепловых потоков в уплотнительную зону

1351968 поршневых колец и поршня за счет дополнительной подачи топлива (в условиях недостатка кислорода) на такте расширения. Впрыск топлива производят тремя частями через рабочую форсунку, причем две последние впрыскивают на такте расширения. Это позволяет повысить температуру поршня до 275-290 С и температуру масла до 10

110-120 С, что способствует интенсификации процесса нагарообразования на днище и огневой поверхности головки цилиндра.

Предлагаемый способ позволяет оце- 15 нить термостабильность и склонность масла к нагаро-лакообразованию в реальных условиях работы дизеля.

При испытаниях применяют дизельное топливо по ГОСТ 305-82 и мотор- 20 ное масло M-10B по ГОСТ 1237-84. В масляную. систему заливают 7 л масла.

Продолжительность этапа 8,5 ч.

Результаты сравнительных испытаний на дизеле Д-21А по предлагаемому и известным способам приведены в табл.3, Иэ данных табл.3 видно, что по предлагаемому способу толщина и масса нагара .на поршне и крьппке цилиндра меньше, чем аналогичные показатели при испытании-по известным способам. Структура нагара при испытании по предлагаемому способу мягкая "M" в то время как при испытании по известным способам нагар имеет твердую структуру "2Т" и "Т", что сильно влияет на износы деталей трения.

Формула изобретения

Способ стабилизации моторного масла путем последовательного пропускания масла через щелочной.реагент, содержащий плав гидроксида натрия и двуокись олова, и фильтр-дозатор йода, отличающийся тем, что, с целью улучшения противоизносных свойств масла, щелочной реагент используют совместно с алюминиевым наполнителем, взятым в количестве 1550Х от обьема щелочного реагента. l35f968

» !

1 !

I х ю м й\ сч

СО CV л Сл л л л л о - — о

1 I — 1 м о сч

Ц

Cd

Е-» о а со л О сЧ о л л л о о

Ю

О1

1

° » сЧ о

C»J л л о о

C) а сЧ хх о э о н х

А х о

Э

X Э

Н сч л л о

О М ОЭ л л Ю л о o o

1 l

1 Э

I QJ и

5Рхх о х э

И О О

1О ZO ох-s ххх

Э Е Р Э

1:ОО4

CJJO Ц Cd

ОЕЭЭ

О» Ef О о л о

О С» Ч:»»О л о» о л

О О

О С-1 л

M м сч

М»О О 1

° I л »»» Ю

О О О о

»Г) л л ° » .;1 х х

Й о х о о о

Е о х х о

Ц

Ef î о

+. м о» о

»» 1 о л Ю

o o м к о

ill м) »

)х»ч у о х и.

Е»,д сл и д

Э ЭХ

JcJ ЦО

m г Я о

U о

И о

Е

Ц и о э

Е и

o cd х х х о

Ef

М о х

Э х о

И

Е о

Э 0)

« » IJI I

5 IJ Х о х х

1Х О о х

I G Э 4 онэ

oooo

5 5 х

I e CU O 4

О» Cd Й Cd CCJ

4 K I м o

О со сЧ о,о о.» e O сЧ а

+ + + м м м л P л

o o o

I Б

E»ч г-. и э

Э 4 CcJ

Д>Х 4 1

m 2 и х а Ь сО сс1

° » л в о о о

1 I

eel CO m о м о о»» сЧ сЧ сЧ

»О ф о о сО л л л л.4 »П м о 1 О О1 ГЧ л о» л

»Л Ю О

1351968

Э х х

Э х х с0((V oOo

m Ф

m Ю

Ф

CV

cd

ы

Я 4 а

Ф а и х х ф х и э э а

03 &

Э х х

Ch о

СЧ а

СЧ

СЧ

0( ио

Ф а

С0

Ccj M

vo

Э а

mo х

1 Э х

t Э 63

z v

I с9 Ф

1 и 0( О

О с ) о а

4 х

М

Ц о

Ц о

С Ъ

СЧ а

Ch л сс

О\

° 0

01

СГ( о

D а

О

Ch ч а (00

1

l M ! о

Ch (а

1 CO

Ch сс О

СЧ а

00 о

СО п

Ch а

С0

1 л

I л т

I 00

1

00 о

СЧ а

I 00

I

I t сб

e v

1 0 Ф сГ

I Х ш

Э ЭО

m g a хо

I cd

Ф и

Х (0

61 Э

0(Х з х

M сЛ О а о

cd O ио

Э а

mo и о ю

1 И (°

О1 с \

СГС а

СЧ

I

1 (I

1 сч л

I 00 л а

СО

СЧ

Ch

0 )

О\ а (л

СЧ

6 о а

Ch

СЧ

1 сГЪ

1 л

1 Сп а л

СЧ сГ(СЧ

Ю с ) а

О

СЧ л (cn сО ь о

Ch а

CO

СЧ О сО сО

M а

CO

СЧ

1 !

l (I

Э а ( а

l х 1

4 ъ аСС

ОХИ

4

Х са 4 х х и

o о о ь о о

О о о о о

4 с0 о (. х

0 Ф

О 4

Ц сф е э

М Р (о

1 (М оо

° СГ\

1 х

Ж сО С 5 I о о а а о о

4 а о

f и

Э

Р х (а о

54!

1

Ю

I СЧ

О о

1 СЧ

1 о о

СЧ

Ф t «Я

1 5 2 и

О V cd. („ 4 (—; — — -(1 с(I и х

1 Х Х х !

ЛГ

l I

Е Э

Э g cd ж хи о

Ц

1 й:

1 (О(.

1 Х Х

1 Ос Э

Э ев

I 1

I а

«о

I ХСЧ

IхИ (C CV а Ф

Э с6 сО (v w о е (» mo сс а 00

Э cd (4 (- VCh

О Эm a о х а е cdЛ

И сЧ

О Э и mo х

Р

Ф (" о

I

I

I Х

l Р

I c(L

I о

1 И

l (CO

°вЂ”

РЪ

1

I (c+ i

СЧ е» о

4 с0

t. o t. охх

Р и КОС. о-- 3 э ъ Ф Я Р, ф сл о8

1 m э ,, mo

l Ю

e v

e ch

1 Х 0(I 2 e oDo (В х хо

1

l

СГ

CV (1

1 !

I (1

1 E о

СГ М! .а СГ\

I ОсЧ ъ

I -

I сОВС (OM

«о

1 О

D х х х ъ 63

1 1 0( э и

l Х Э

Х (0

1 0) Ф

1 0(0 х

I !

1

I

I !

I

I

I

1 ! о о (х х t

Ef Р

l 351968

Таблицаз

Показатель

Способ

Известный

Беэ реагентов

Толщина нагара на поршне, мкм.

190

105

Масса нагара на поршне, г

0i11

0,10

0,27

0,21

Твердость нагара на поршне

ТМ

210 I 00

190

Масса нагара на крышке цилиндра, r 0,07

0,24,0,09

0,18

Твердость нагара на крышке цилиндра М

Т

ТМ

Составитель Л,Иванова

ТехредЛ.Сердюкова Корректор Г.Решетник

Редактор Н.Киштулинец

Заказ 554 1/23 Тираж 463 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород, ул,Проектная, 4

Толщина нагара на крышке цилиндра, мкм

Предлагаемый с ппавом

NaOH-SnOq (1:0,3)+AI(25K) о сплавом с планом а-Sn (1:3 ) : NaO H-SnO .(1:0,3)

Способ стабилизации моторного масла Способ стабилизации моторного масла Способ стабилизации моторного масла Способ стабилизации моторного масла Способ стабилизации моторного масла Способ стабилизации моторного масла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным покрытиям и технологическим смазкам, используемым при холодной деформации металлов, склонных к налипанию на формообразующий инструмент, например титана и его сплавов

Изобретение относится к смазочным покрытиям и технологическим смазкам, используемым при холодной деформации металлов, склонных к налипанию на формообразующий инструмент, например титана и его сплавов

Изобретение относится к смазочно-охлаждаюпщм жидкостям (СОЖ), используемым при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждаюпщм жидкостям (СОЖ), используемым при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) для холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) для холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к технологической смазке (ТС) для холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к технологической смазке (ТС) для холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к эмульсолу смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для литья металлов под давлением

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к эмульсолу смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для литья металлов под давлением

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) для холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной деформации металлов, в частности при оправочном и безоправочном волочении , в основном особотонкостенных труб,из нержавеющих сталей

Изобретение относится к области , холодной обработки металлов, в частности к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС) для шлифования твердых сплавов и быстрорежущих сталей

Изобретение относится к смазочным композициям (СК), которые могут быть использованы в машинои приборостр оении для повышения износостойкости узлов трения сталь - сталь ( за счет реализации эффекта избирательного переноса

Изобретение относится к технологическим смазкам, применяемым при холодной обработке металлов давлением

Изобретение относится к смазочным покрытиям и технологическим смазкам, используемым при холодной деформации металлов, склонных к налипанию на формообразующий инструмент, например титана и его сплавов
Наверх