Устройство для смазки

 

Изобретение относится к деталям , машин и может быть использовано для смазки редукторов и коробок скоростей . Цель изобретения тобеспечение автоматического регулирования интенсивности смазки. В устройство дополнительно введен диск 9, расположенньм соосно вспомогательной шестерне и закрепленный на ней с возможностью осевого перемещения, между вспомогательной шестерней и диском 9 установлены упругие элементы - пружины 12, усилия которых направлены на их сближение . Один из торцов диска а - плоский и перпендикулярньй оси вращения, покрытый эластичным фрикционным материалом , взаимодействует с кронштейном 1. Другой торец б выполнен в виде двух соосных пересекающихся конусов с вершинами, направленными в про% Фиг.2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.ЯК 1361416

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ фиг.Я

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4103541/25-08 (22) 20.05.86 (46) 23.12.87. Бюл. № 47 (?1) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) М.И.Бурда, В.Я.Белоусов, И,M.Áîãàò÷óê и И.Н.Куч (53) 621.89(088.8) (56) Крайнев A.Ô. Словарь-справочник по механизмам. — M. Машиностроение, 1981, с 289.

Авторское свидетельство СССР № 462964, кл. F 16 N 7/20, 1975. (57) Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для смазки редукторов и коробок скоростей. Цель изобретения †. обеспечение автоматического регулирования интенсивности смазки, В устройство дополнительно введен диск 9, расположенный соосно вспомогательной шестерне и закрепленный на ней с возможностью осевого перемещения, между вспомогательной шестерней и диском 9 установлены упругие элементы — пружины 12, усилия которых направлены на их сближение. Один из торцов диска а — плоский и перпендикулярный оси вращения, покрытый эластичным фрикционным материалом, взаимодействует с кронштейном 1. Другой торец б выполнен в ви- а де двух соосных пересекающихся конусов с вершинами, направленными в про1361416

10 тивоположные стороны, Вершины этих конусов направлены к торцу вспомогательной шестерни, на котором выполнены радиальные пазы 14, в которых установлены подпружиненные грузы 15, контактирующие с диском. Усилие пружин направлено на прижатие грузов

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для смазки редукторов и коробок скоростеи, Цель изобретения — обеспечение автоматического регулирования интенсивности смазки, что обеспечивается эа счет центробежного регулятора, регпаментирующего уровень погружения вспомогательной шестерни в смазку в зависимости от частоты вращения.

На фиг. 1 показано устройство для азки; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1:„ на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг. 2„

У тройство содержит поворотный кронштейн 1 .с вспомогательной шестерней 2, установленный на валу 3 смазываемого зубчатого колеса 4 с возможностью свободного вращения (например, на подшипниках качения).

Кронштейн 1 связан с корпусом 5 посредством пружины 6, которая при отклонении кронштейна от вертикального (п..рпендикулярного поверхности масла э ванне) положения стремится привести его в исходное положение. Ступица кронштейна имеет штифт 7, взаимодействующий с неподвижными упорами, orðà ::ичивающими углы отклонения кронштейна 1, Ось 8 укреплена перпендикулярно на кронштейне 1. На ней свободно вращается вспомогательная шестерня, с возможностью осевого перемешения установлен диск 9. Осевое перемещение диска обеспечивается направляющими штырями 10, неподвижно закрепленными на диск 9 и проходящими через отверстия 11 в шестерне 2.

На штырях 10 размещены пружины 12, усилие которых направлено на сближение диска 9 и шестерни 2. Один из к оси вращения вспомогательной шестерни. При возрастании частоты вращения грузы двигаются по пазу 14, контактируя с участком диска, в результате чего шестерня погружается больше в масляную ванну и увеличивает подачу смазки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил °

2 торцов диска 9 а — плоский, перпендикулярный оси 8 вращения и покрытый фрикционным эластичным материалом

13, например маслостойкой резиной, повернут к кронштейну 1. Другой торец выполнен в виде двух соосных пересекающихся конусов б и б " с вершинами, направленными в противоположные стороны, Этот торец направлен к торцу вспомогательной шестеони 2, на котором выполнены радиальные пазы 14. В этих пазах установлены грузы 15, которые прижимаются к оси вращения вспомогательной шестерни 2.

1Г, Устройство работает следующим образом.

Колесо 4, вращаясь, поворачивает шестерню 2. В начальный момент — момент разгона, кронштейн 1, выполненный с возможностью поворота относительно колеса 4, под действием пружины 6 находится в вертикальном положении. Шестерня 2 погружена в мас25 ло на максимальную глубину. Это спо— собствует максимальной смазке вращающегося колеса 4, что особенно важно в начальный период работы редуктора, когда в результате выстоя смазка стекает с трущихся поверхностей и возникает угроза сухого трения со

30 всеми отрицательными последствиями:. заеданиями, выкрашиванием, интенсивным износом и т,п, По мере набора оборотов на грузы 15 начинает дейст35 вовать центробежная сила, возрастающая с увеличением частоты вращения колеса 4, а значит и шестерня 2. Движение грузов 15 направляется радиальными пазами 14 и при контакте грузов 10 с участком б диска 9 вызывает его отжатие от торца вспомогательной шестерни 2. Своей торцовой поверхностью

1361416 а диск 9 через фрикционное эластичное покрытие 13 начинает контактировать с кронштейном 1, В результате происходит притормаживание диска 9, а из-за того, что он на штырях 10 укреплен на шестерне 2, притормаживается и вращение самой шестерни 2.

Возникающий от вращения колеса 4 момент поворачивает кронштейн до положения, когда зубья вспомогательной шестерни погружены в масляную ванну минимально. Это положение ограничивается тем, что ступица кронштейна имеет штифт 7, взаимодействующий с не- 1В подвижными относительно корпуса 5

I упорами. Угол наклона участка б и его длина выбираются такими, что максимальный тормозной момент действует на шестерню 2 в то время, когда груз 2п

15 находится на вершине профиля на границе между участками б и б".

B этом положении смазка механизма минимальна, но достаточна для нормального функционирования механизма. Пе- 25 ремешивание масла и связанные с этим перемешиванием потери в этом положении минимальны.

При дальнейшем увеличении частоты вращения необходимо увеличить поступ- 3Q ление смазки в трущиеся сопряжения.

Обеспечивается это следующим образом.

Возрастание частоты вращения шестерни 2 вызывает увеличение центробежных сил, действующих на грузы 15.

Преодолевая усилие пружин 16, они движутся по пазу 14, одновременно контактируя с участком б" двухскатого профиля диска 9. При этом, чем дальше от оси 8 вращения шестерни 2 на- 40 ходятся грузы 15, тем больше диск 9 приближается к шестерне 2, Тормозной . момент между диском 9 и покрытым эластичным фрикционным материалом 13 кронштейном 1 уменьшается. В резуль- 4В тате этого крутящий момент, поворачивающий кронштейн 1 относительно оси 8, уменьшается и под действием пружины 6 положение кронштейна 1 приближается к вертикальному. Смазывающая шестерня 2 все больше погружается в масляную ванну и тем самым увеличивает подачу смазочного материала в трущееся зацепление.

Постоянное контактирование грузов !

15 с торцом б и б " диска 9 и пазом

14 шестерни 2 обеспечивается поджатием диска 9 к шестерне 2 пружинами

12, установленными на направляющих штырях 10. Направляющие штыри неподвижно закреплены на диске 9 и проходят через отверстия 11 в теле шестерни 2.

Регулирование работы предлагаемого устройства осуществляется, например, жесткостью пружин 6, 12 или 16, изменением веса грузов 15. формула изобретения

1. Устройство для смазки, содержащее погруженную в масляную ванну вспомогательную шестерню, входящую в .зацепление с одной из смаэываемых шестерен и установленную на поворотном кронштейне, который установлен на оси смазываемой шестерни с возможностью свободного вращения и связан с корпусом посредством пружины, фиксирующей кронштейн при крайнем нижнем положении вспомогательной шестерни, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения автоматического регулирования интенсивности смазки, устройство снабжено диском, установленным соосно вспомогательной шестерне и закрепленным на ней с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с кронштейном одним торцом, между вспомогательной шестерней и диском установлены упругие элементы, усилия которых направлены навстречу друг другу, другой торец диска выполнен в виде двух соосных пересекающихся конусов с вершинами, направленными в противоположные стороны, а на торце вспомогательной шестерни выполнены радиальные пазы, в которых установлены подпружиненные грузы, контактирующие с конусами диска, причем усилие пружин направлено на прижатие грузов к оси вращения вспомогательной шестерни.

2. Устройство по п, 1, о т л ич аю щ е е с я тем, что торец диска, взаимодействующий с кронштейном, покрыт фрикционным материалом.

136 1416

Составитель В. Гришков

Техред М.Дидык Коррректор М.Ыароши

Редактор Н. Бобкова

За .аз 6213/41 Тираж 635 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для смазки Устройство для смазки Устройство для смазки Устройство для смазки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а точнее к устройствам для подачи смазки на зубчатые передачи преимущественно редукторов, позволяет унифицировать и повысить надежность работы устройства

Изобретение относится к машиностроению , в частность к нагнетательным смазочным устройствам
Наверх