Способ работы двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить топливную экономичность двигателя на режимах часттгчных нагрузок и улучшить антидето}1ационные качества на полных нагрузках путем интелсификации вихревого движения рабочей смеси. При движении поршнл 3 к Н1гжней мертвой точке за счет создаваемого в цилиндре разрежения топливовоздушную смесь 15 из впускного капала 7 подают в полость 6 цили)дра. По мере поступления смесь 5 за счет движения по каналу 7 специальной формы приобретает вращение вокруг оси цилиндра . При подходе к нижней epтвoй

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!) F 02 В 29/06

), i(г) (1 ч я h g

)

; ° 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

\ (2l) 4101757/25-06 (22) !4.08.86 (46) 07.03.88. Бюл. № 9 (71)Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Л.И.Вахошин, В.Г.Выборнов, В.В.Карницкий, С.В.Коробченко, H.Ï.ÑàìîAëîâ, В.И.Сонкин, В.H.Фомченко, Н.)1.Öàïîâ и M.F..!!1ашкин (53) 6? 1 . 433. 056 (088. 8) (56) Заявка Японии № 59-50849, кл. F 02 В 29/06, опублик. 1984. (54) СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕ;!Я В!Г ТРЕ!1НЕГО СГОРАНИЯ

„„Я0„„1379478 А 1 (57) Изобретение позволяет повысить топливную экономичность двигателя на режимах частичных нагрузок и улучшить антидетонационные качества на полных нагрузках путем интенсификации вихревого движения рабочей смеси.

При движении поршня 3 к )игжней мертвой точке за счет создаваемого в цилиндре разрежения топливовоздушную смесь 15 из впускного канала 7 подают в полость 6 цилиндра. По мере поступления смесь 15 за счет движения по каналу 7 специальной форм)) приобретает вращение вокруг оси цилиндра. При подходе к нижней мертвой

1379478 точке вращательное движение смеси 15 по своей форме сохраняется. При перемещении поршня на расстояние 0,850,97 от полного хода через открытые впускной клапан 12 и окно 10 дополнительного впускного канала 11 в направлении основного потока смеси 15 осуществляют дополнительную подачу рабочего тела 16, приготовленного вне цилиндра. Тем самым в конце проИзобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к двигателям внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, и может быть использовано в автомобильных двигателях.

Цель изобретения — повышение топливной экономичности на режимах частичных нагрузок и улучшение антидетонационных качеств на полных нагрузках путем интенсификации вихревого движения рабочей смеси.

На фиг.l схематично показан двигатель внутреннего сгорания с изображением движения топливовоэдушной смеси и рабочего тела, дополнительно подаваемого в цилиндр; на фиг.2 — камера сгорания двигателя с изображением траектории движения топливовоздушной смеси и рабочего тела, вид со стороны поршня; на фиг.3 — схематичное изображение двигателя внутреннего сгорания и движения топливовоэдушной смеси и рабочего тела, приготовленного вне цилиндра; на фиг.4 — то же, для двигателя, имеющего поршень с плоской поверхностью днища, с частью камеры сгорания в нем с изображением движения топливовоэдушной смеси и рабочего тела, приготовленного вне цилиндра; на фиг.5 — схематичное изображение двигателя внутреннего сгорания при положении поршня в в.м.т.

Двигатель внутреннего сгорания, в котором реализуется предлагаемый способ работы, содержит цилиндр l c головкой 2 (фиг.5), в котором установлен поршень 3, впускной 4 и выцесса наполнения и в начале процесса сжатия рабочей смеси сообщают дополнительный импульс вращения рабочим телом. Ограничению детонационного сгорания способствует также охлаждение днища поршня рабочим телом, имеющим более низкую т-ру по отношению к т-ре смеси 15 в конце такта впуска. 5 з.п. ф-лы, 5 ил. пускной 5 клапаны, сообщающие полость

6 цилиндра 1 соответственно с впускным 7 и выпускным 8 каналами, и свечу 9 зажигания.

5 В стенке цилиндра 1 выполнено окно 10, сообщающее полость 6 цилиндра

I с дополнительным впускным каналом

11 и через установленный в нем обратный клапан 12 с полостью 13 и источ10 ником 14 давления, выпоЛненным, например, в виде объемной машины.

Через впускной клапан 4 из впускного канала 7 в полость 6 цилиндра

1 поступает топливовоздушная смесь

I5. Форма канала 7 обеспечивает ее осевую закрутку-вращение вокруг оси цилиндра 1 (покаэано стрелкой).

Через окно 10 в цилиндр 1 при положении поршня в н.м.т. поступает

20 рабочее тело 16 в зону 17 цилиндра

l. В поршне 3 выполнена выемка 18, образующая камеру 19 сгорания. При положении поршня 3 в в.м.т. (фиг.5) над периферийной частью поршня 3 образуется зона 20.

Способ работы двигателя осуществляется следующим образом.

При движении поршня 3 (фиг ° I) вниз за счет создаваемого в цилиндре разрежения топливовоздушную смесь

15 из впускного канала 7 через открытый впускной клапан 4 подают в полость 6 цилиндра 1. По мере пос35 тупления в цилиндр 1 топливовоэдушная смесь 15 эа счет движения по впускному каналу 7 специальной формы приобретает вращение вокруг оси цилиндра 1. При подходе поршня 3 к

1379478 н.м.т., когда основная часть топливовоздушной смеси 15 уже поступила в цилиндр 1, вращательное движение топлиноноздушной смеси 15 по своей

5 форме сохраняется. Вместе с тем интенсивность этого движения за счет трения о стенки цилиндра начинает снижаться.

При перемещении поршня 3 вниз на расстояние 0,85-0,97 от полного хода он своей верхней кромкой открывает окно 10 дополнительного впускного канала 11. Дополнительный впускной клапан 12 открывают. Через открытые клапан 12 и окно 10 канала ll в цилиндр 1 в направлении движения основного потока топливоноздушной смеси

l5 (фиг.l и 2) осуществляют дополнительную подачу рабочего тела 16, при- 20 готовленного вне цилиндра l. Тем самым в конце процесса наполнения и в начале процесса сжатия рабочей смеси сообщают дополнительный импульс вращения рабочим телом 16, приготовлен- 25 ном вне цилиндра 1. Рабочее тело 16 подают в зону 17 (фиг.2), наиболее удаленную от источника воспламенения свечи 9 зажигания.

Ввод рабочего тела 16 в зону 17 ускоряет вращательное движение рабочей смеси, состоящей из топлиновоздушной смеси )5 и рабочего тела 16, при этом сохраняется структура вихревого движения смеси !5. При вводе в зону 17, наиболее удаленную от свечи

9 зажигания, рабочего тела 16, отличающегося по своему составу от толливоноздушной смеси 15, образующаяся структура движения заряда обеспечи— вает оптимальное распределение состава топлиновоздушной смеси относительно свечи 9 зажигания.

Вход рабочего тела 16 через канал

11 с ВЫХОдным ОкнОм 10 продолжается 45 и после прохождения поршнем 3 н.м.т. до момента, когда выходное окно )0 черекроется верхней кромкой днища поршня 3. Общая продолжительность ввода рабочего тела 16 составляет

70-100 поворота коленчатого вала о

50 двигателя, что обеспечивает большую длительность действия дополнительного импульса, ускоряющего вырождающееся к этому моменту нихревое движение смеси 15, созданное впускным каналом 7.

Рабочее тело 16, введенное в цилиндр 1 над днищем поршня 3 н зону

l7 по направлению вращения смеси 15, располагают преимущественно по периферии цилиндра 1 (фиг.2 и удерживают там силами, действующими во вращающемся потоке, и соответствующей геометрией камеры 19 сгорания (фиг.) и 2). После прохождения верхней кромкой поршня Э ныходногo окна 10 канала II происходит сжатие рабочей смеси, поскольку клапан 4 закрывают.

При сжатии топливовоздушной смеси 15 часть рабочей смеси вытесняют из периферийной зоны 20 (фиг.5) при приближении поршня к н.м.т. по существу и центральную зону выемки 18.

Вследствие высокой стабильнос r« структуры вихревого движения заряда и формы камеры 19 сгорания рабочее тело 16, введенное в цилиндр I, к концу такта сжатия в основном сохраняет свое расположение по периферии камеры. В результате этого образующаяся в периферийной зоне 20 (фиг.5) рабочая смесь по своему составу беднее, чем в центральной зоне выемки

18.

В конце такта сжатия рабочую смесь, расположенную в центральной эоне камеры 19 сгорания воспламеняют от искрового разряда свечи 9 зажигания.

При обогащенном составе смеси у свечи 9 зажигания, обеспеченном Оптимальным распределением состава смеси по объему ныемки 18, достигается высокая цикловая стабильность воспламенения н целом более бедных составов смеси. Развитие начального очага горения и распространение пламени по объему камеры сгорания происходят с высокими скоростями, достигаемыми более высокой интенсивностью движения смеси и стабильными турбулентными характеристиками вращающегося заряда.

Это позволяет зффектинно сжигать более бедные смеси и улучшать этим топливную экономичность двигателя.

3а счет обеднения рабочей смеси в периферийных зонах 20 выемки 18, наиболее удаленных от свечи 9 зажигания, ограничено возникновение детонационного сгорания, что позволяет увеличить степень сжатия и улучшить тем самым топливную экономичность двигателя. Ограничению детонационного сгорания способствует также охлаждение днища поршня рабочим телом 16, имеющим более низкую температуру по отношению к температуре смеси 15 в

1379478 конце такта впуска. В результате сгорания топлива происходит образование продуктов сгорания, объем которых резко увеличивается что вызы\

5 вает изменение направления движения поршня 3 и его движение вниз. Энергию расширения продуктов горения преобразуют в механическую работу эа счет воздействия продуктов сгорания на поршень 3,,который кинематически связан с коленчатым валом двивает усиление интенсивности вращательного движения рабочей смеси и сохранение его структуры для оптимального распределения состава смеси по объему камеры сгорания относительно свечи зажигания до воспламенения и сгорания. Благодаря этому достигается эффективное воспламенение и горение бедных составов смеси на частичных нагрузках работы двигателя и ограничивается возникновение детонационного сгорания на полных нагрузках.

Ввод рабочего тела в направлении касательной к окружности с диаметром 0,5-0,9 диаметра цилиндра обеспечивает наибольшее усилие враща30

40 тельного движения и сохранение его 45 структуры до конца такта сжатия.

Вводимое на частичных нагрузках рабочее тело, приготовленное вне цилиндра, содержит воздух и углеводородное топливо в концентрациях, от50 личных от концентрации топлива, содержащегося в топливовоздушной смеси 15.

На полных нагрузках вводят предпочтительно воздух и отработавшие газы. Это позволяет обеспечить оптимальное распределение состава смеси по объему камеры сгорания относительно свечи зажигания, в результате чегателя.

В конце такта расширения продукты горения через открываемый выпускной клапан 5 (фиг.l) поступают в выпускной канал 8. Затем цикл повторяется. Осуществление описанного способа работы двигателя позволяет снизить удельный расход топлива, преиму- 20 щественно на режимах частичных нагрузок, при улучшении антидетонационных качеств на полных нагрузках.

Рабочее тело 16 (фиг.2) вводят в цилиндр 1 тангенциально его образующей в зону 17, наиболее удаленную от свечи 9 зажигания. Это обеспечиго достигается эффективное сгорание рабочей смеси на часто используемых нагрузочных режимах и улучшается топливная экономичность двигателя. Рабочее тело 16 перед вводом в цилиндр принудительно сжимают. Это позволяет увеличить энергию рабочего тела при вводе его в цилиндр для усиления дополнительного импульса ускорения вращения топливовоздушной смеси 15.

Кроме того, при сжатии рабочего тела расширяется диапазон регулирования относительного расхода его при различных нагрузочных режимах. Для сжатия рабочего тела с целью уменьшения затрат мощности двигателя используют энергию отработавших газов или энергию дросселирования.

Формула и з о б р е т е н и я

l. .Способ работы двигателя внутреннего сгорания путем подачи в цилиндр топливовоздушной смеси, дополнительной подачи в цилиндр рабочего тела над поршнем при положении его вблизи нижней мертвой точки, сжатия рабочей смеси, ее воспламенения от свечи зажигания и сгорания, расширения продуктов сгорания и их выпуска, отличающийся тем, что, с целью повышения топливной экономичности на режимах частичных нагрузок и улучшения антидетонационных качеств на полных нагрузках путем интенсификации вихревого движения рабочей смеси, при подаче в цилиндр топливовоздушной смеси обеспечивают ее осевую закрутку, а дополнительную подачу в цилиндр рабочего тела осуществляют в направлении закрутки топливовоздушной смеси.

2. Способ по п.l, о т л и ч а ю шийся тем, что дополнительную подачу рабочего тела в цилиндр осуществляют тангенциально его образующей.

3. Способ по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что дополнительную подачу рабочего тела осуществляют в направлении касательной к окружности с диаметром 0,5-0,9 диаметра цилиндра.

4. Способ по п.l, о т л и ч а ю— шийся тем, что дополнительную подачу рабочего тела осуществляют касательно к окружности цилиндра в направлении свечи зажигания.

5. Способ по пп.1-4, о т л и— ч а ю шийся тем, что на частич1379478

1Р 11 10 17

Жаг 2 ных нагрузках в качестве рабочего тела используют воздух и углеводородное топливо, а на полных нагрузкахвоздух и отработавшие газы.

6. Способ по пп.1-5, о т л и ч а ю шийся тем, что рабочее тело перед подачей его в цилиндр сжимают.

l379478

Фиг. Ф

Фи. 5

Составитель Л.Павлович

Техред M.Äèäûê Корректор С.Черни

Редактор П.Гереши

Тираж 505 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, iK-35, Раужская наб., д. 4/5

Заказ 959/35

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ работы двигателя внутреннего сгорания Способ работы двигателя внутреннего сгорания Способ работы двигателя внутреннего сгорания Способ работы двигателя внутреннего сгорания Способ работы двигателя внутреннего сгорания Способ работы двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить топливную экономичность на режимах частичных нагрузок и улучшить антидетонационные качества на полных нагрузках

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность наддува

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к способам работы двухтактных двигателей внутреннего сгорания и их конструкциям

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к двигателям внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, и может быть использовано в автомобильных двигателях

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания, используемым в качестве силовых установок во всех видах транспорта - автомобильном, воздушном, железнодорожном, морском и речном, а также в сельскохозяйственных и строительных машинах, электростанциях, мотоциклах, нефтяной и газовой промышленностях и других гражданских и военных отраслях народного хозяйства во всех странах мира

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам наддува дизеля

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам работы двухтактных двигателей
Наверх