Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата

 

Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения ускорение процесса синхронизации и: уменьшение износа участвующего в процессе оборудования. Для этого реализуется закон изменения регулирующего воздействия, обеспечивающий быстрое попадание агрегата в зону допустимых для включения скольжений. При этом зона малых скольжений вклю- :чается ,в зону допустимых для включения скольжений, а возможность зависания ликвидируется. Производится первоначальное регулирукицее воздействие и по его результатам определяется величина последующего регулирующего воздействия, необходимая для изменения скольжения от текущей величины до значений скольжения противоположного знака в зоне допустимых для включения скольжений. 3 ил. о 9 (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 3 3/40

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

З р;);„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I 13-, ц

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ I (2i) 4042976/24-07 (22) 25.03.86 (46) 07.04.88. Бюл. № 13 (71) Всесоюзный электротехнический институт им. В.И.Ленина (72) Г.N.Áóðóíîâà, M.À.Лотков и А.В.Фадеев (53) 621.316.729 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 758378, кл. Н 02 J 3/40, 1977.

Авторское свидетельство СССР № 920960, кл. Н 02 J 3!40, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 598179, кл. Н 02 J 3/42, 1974. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ВРАЩЕНИЯ РОТОРА ВОЗБУЖДЕННОГО СИНХРОННОГО АГРЕГАТА (57) Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения—

„„SU„, 1 87100 А1 ускорение процесса синхронизации уменьшение износа участвующего в процессе оборудования. Для этого реализуется закон изменения регулирующего воздействия, обеспечивающий быстрое попадание агрегата в зону допустимых для включения сколЬжений.

При этом эона малых скольжений вклю,чается,в зону допустимых для включения скольжений, а возможность зависания ликвидируется. Производится первоначальное регулирующее воздействие и по его результатам определяется величина последующего регулирующего воздействия, необходимая для изменения скольжения от текущей величины до значений скольжения противо- Е положного знака в зоне допустимых для включения скольжений. 3 ил.

1387100

Изобретение относится к электротехнике, в частности к автоматической точной синхронизацйи возбуждения, синхронных генераторов переменного тока при включении их на параллельную работу.

Целью изобретения является ускорение процесса синхронизации, .а также уменьшение износа участвующего в про- 10 цессе синхронизации оборудования.

На фиг. 1 показаны зоны скольжения, имеющие место при синхронизации; на фиг.2 - векторная диаграмма напряжений синхронизируемых агрега- 15 тов в i-й и (i+1)-й моменты измерения; на фиг. 3 — блок-схема алгоритма, поясняющая часть операций способа.

Фиг.1 показывает (без соблюдения 20 масштаба по оси $)условное разделение скольжений, имеющих место при синхронизации, на несколько зон в зависимости от величины и знака скольжения9 25

-$„,„«> S+0 и 0 > $ (-S ) — зоны допустимых для включения малых скольжений, где возможно зависание

/s„„„/ = 0,1 гц;

$вк« $ $ми< и (-$„,„„) $ {-$,„„) — зоны допустимых для вклю

35 жений($ „„) (О, 2-1) гц.

S $ ««„H S (($«<,,< ) эоны pery лируемых скольжений. 40

Фиг. 2 показывает векторную диаграмму напряжений U, и U холостого хода синхронизируемых агрегатов в

i-й и (i+1)-й моменты измерения.

Анализирование векторной диаграм- 45 мы, параметров относительного движе ния агрегатов применительно к зоне малых скольжений дает возможность сделать вывод о наступлении зависания .

Свидетельствуют о наступлении зависания большая величина угла <р увеличение с течением времени угла и малая скорость -уменьшения угла q при первоначальных значениях, не позволяющих осуществить синхронизацию.

Сущность способа заключается в том, что фиксируют величину текущего значения скольжения агрегата и определяют, в какой зоне скольжений по фиг. 1 находится агрегат. Если он находится в зоне допустимых для включения малых скольжений, где возможно зависание, дополнительно фиксируют текущее значение относительно угла сдвига фаз между роторами синхронизируемых агрегатов, а также направление и скорость их относительного движения. Далее сравнивают значения этих параметров и скольжения с величинами, при которых возможно включение агрегата без регулирования скорости по прошествии допустимого времени.

Если агрегат находится в зонах регулируемых скольжений либо в зонах, допустимых для включения малых скольжений, но параметры относительного движения роторов синхронизируемых агрегатов свидетельствуют о возможности зависания, осуществляют небольшое первоначальное произвольное фиксированной величины воздействие на регулятор скорости агрегата, фиксируют окончание переходного процесса регулирования скорости и изменение скольжения, вызванные этим воздействием, и по этим параметрам определяют величину последующего регулирующего воздействия, чтобы оно изменило скольжение от текущей величийы через нулевое скольжение до значений скольжения противоположного знака в зоне скольжения, допустимых для включения синхронизируемого агрегата без возникновения зависания.

Например, первоначальный регулирующий импульс длительностью t„„ abr звал изменение скольжения от величины S< до величины $ на величину а S (фиг. 1) $, = S - S,. (1)

Сопоставляя длительность первоначального импульса и вызванное им изменение скольжения, можно определить значение длительности следующего импульса t» которая необходима для изменения скольжения на такую величину 6$, чтобы по окончании t„ агрегат имел скольжение в зоне допустимого для включения скольжений про-, тивоположного знака (пройдя при этом нулевое скольжение), например, скольжение S в середине этой зо- ы s = /s / + 0<5 /$,,/; (2) 1387100 д$, ип и (3) д$, Откуда

/$, / + 0,5 /$,„„ /

При этом в зоне допустимых для включения малых скольжений зависание 1ð не возникает, так как эти скольжения ,существуют не в установившемся, а только в переходном процессе. При использовании быстродействующего устройства синхронизации, определяющего 15 угол опережения в темпе процесса регулирования с учетом скорости и ускорения движения агрегата, в процессе изменения скольжения в зонах, допустимых для включения и допустимых для включения малых скольжений, возможно включение агрегата:в сеть.

Если агрегат находится в зонах допустимых для включения малых скольжений, и параметры относительного 25 движения роторов синхронизируемых агрегатов благоприятные для возникновения условий для синхронизации в течение небольшого времени (фиг,2), в течение 10-20 с (время ожидания) ни- Зр каких действий не производят, проверяют, произошла ли синхронизация.

Если по прошествии 10 — 20 с синхронизация не произошла, значит, скорость сближения векторов мала и воз35 можно зависание, тогда воздействуют на регулятор скорости первоначальным импульсом и последующим импульсом, аналогичным предыдущему.

На фиг. 3 приведена блок-схема 4р алгоритма, реализуощего часть операций способа при помощи средств вычислительной техники, например микроЭВИ.

Возможна также реализация способа при помощи элементов цифровой техники °

Кроме того, для реализации способа необходимы три счетчика: первый счетчик Для определения значений р (СЧ1с ), второй для отсчета длитель- 5р ности выходного регулирующего импульса (СЧ2 ) и третий для отсчета . времени ожидания (СЧ3,„, ), (У1 и У2) сигналов в сторону увеличения и уменьшения оборотов

Запуск счетчика СЧ1 р производится от нуль-органа, срабатывающего при переходе через нуль (например, от положительного к отрицательному значению) синусоиды напряжения одного из синхронизируемых агрегатов.

Останов этого счетчика производится от нуль-органа, срабатывающего при аналогичном переходе через нуль синусоиды напряжения другого синхронизируемого агрегата. При этом количество импульсов на выходе этого счетчика при останове фиксируется в памяти, оно пропорционально углу q, При возникновении запроса на синхронизацию обрабатывается алгоритм фиг.3.

Элемент 1 осуществляет расчет параметров движения агрегата по величине, поступающей по СЧ1 . Элементы 2 и 3 определяют, окончилось ли действие предыдущего или первоначального импульса, если окончилось (скольжение не изменяется, д $; 0),то текущее значение $; фиксируется как $ в (4) (элемент 4).

Элементы 5 — 7 определяют, в какой зоне скольжений находится агрегат, элементы 8 и 9 определяют, на— ходится ли агрегат в зоне благоприятных для синхронизации углов (p, и направлений движения, если он находится в зоне малых скольжений.

Элементы 10 и 11 анализируют знак скольжения и определяют, есть ли необходимость при малых скольжениях и благоприятных углах иметь время ожидания (элемент 12).

Элементы,13 — 16 рассчитывают или задают время импульса и устанавливают его на СЧ2 „. Элементы 13 и 5 фиксируют работу агрегата и создают регулирующий импульс в зоне больших регулируемых скольжений (/$; / $,„ „, по фиг. 1) . В этих зонах определение приводит к значениям, превышающим максимальное время импульса современных регуляторов скорости, поэтому продолжительность импульса устанавливается постоянной и равной этой максимальной величине.

Элемент 17 фиксирует текущее скольжение при начале импульса как

$, в (4), запускает СЧ2„ и устанавливает признаки Запрос не впервые и "Есть выходной импульс", используемые в алгоритме (элементы 18 и 2).

IIo признаку Запрос не впервые происходит выбор величины импульса (элемент 18), признак "Есть выходной импульс" анализируется в элементе

00

12 11 81

27 айвам

5 13871

Элементы 19 - 21 включают У1 и У2, отключение их производится по окончании счета времени импульса СЧ2, Элементы 16 — 21 осуществляют регулиро5 ванне нри работе в зоне малых скольжений после реализации времени ожидания е

Формула изобретения 10

Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата при автоматической точной синхронизации путем фиксации текущего значения скольжения и воздействия на регулятор скорости, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности за счет ускорения синхронизации и умень- д) шения износа участвующего в процессе оборудования, определяют, в какой зоне скольжений находится агрегат, и в случае его нахождения в зонах, допустимых для включения малых сколь- 25 жений, дополнительно фиксируют отно" сительный угол сдвига фаз роторов синхронизируемых агрегатов, скорость и направление их относительного движения и сравнивают значения этих параметров с заданными, если агрегат находится вне зон, допустимых для включения скольжений, либо в зонах, допустимых для включения малых скольжений, но дополнительно зафиксированные параметры свидетельствуют о невозможности синхронизации без регулирования скорости по прошествии допустимого времени, осуществляют первоначальное воздействие фиксированной величины на регулятор скорости агрегата, фиксируют окончание переходного процесса регулирования скорости и скольжение после окончания переходного процесса, и, если скольжение не находится в зоне допустимых для включения скольжений, производят последующее воздействие на регулятор скорости агрегата, величину которого определяют по величинам первоначального воздействия, вызванного им изменения скольжения и допустимого для включения и находящегося вне зоны зависания скольжения противоположного знака по отношению к скольжению, зафиксированному после окончания переходного процесса.

1387100

Составитель К.Фотина

Техред Л.СердюковаКорректор М.Пожо

Редактор А.Шандор

Заказ 1501/53

Тираж,650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений Н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата Способ регулирования скорости вращения ротора возбужденного синхронного агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при точной синхронизации генераторов автоматизированных энергосистем , например, судовых

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при синхронизации частей энергосистем , для выявления асинхронного хода, в устройствах повторного включения

Изобретение относится к области электротехники, а более конкретно - к устройствам автоматического включения резерва, и предназначено для пуска устройства автоматического включения резерва при наличии подпитки защищаемых шин синхронными двигателями или для применения в пусковом органе такого устройства при изменении частоты напряжения

Изобретение относится к области электротехники, а именно к автоматике электроэнергетических систем

Изобретение относится к противоаварийной автоматике энергосистем, а именно к способам автоматического предотвращения асинхронного режима путем воздействия на генераторы электростанции

Изобретение относится к противоаварийной автоматике энергосистем, а именно к способам определения динамической устойчивости при параллельной работе эквивалентного генератора с энергосистемой и предотвращения асинхронного режима

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к напряжению сети

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для синхронизации синхронных генераторов при подключении к сети

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при синхронизации по амплитуде подключаемых на параллельную работу (на общую нагрузку) генераторов
Наверх