Шатун двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, преимущественно дизельных. Цель - повышение долговечности и надежности работы шатунного подшипника. В масляном канале 7 стержня шатуна 5 размещен с возможностью ограниченного возвратно-поступательного перемещения золотник 11. Полость масляного канала стержня шатуна между .золотником 11 и обратным клапаном 8.сообщена через отверстия с рабочей поверхностью шатунного подшипника скольжения. Полость масляного канала между подшипниковой втулкой 10 поршневой головки 9 и золотником сообщена с атмосферой . Масса золотника определяется по расчетной зависимости. Конструктивное выполнение шатуна позволяет повысить интенсивностьподачи смазки в рабочую зону шатунного подшипника , повышая тем самым его надежность и долговечность. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. i (Л С ю |

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Р 16 С 7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMY CBNQETHlbCTBV

4 ил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3924947/25-27 (22) 04.07.85 (46) 15.06.88. Бюл. Ф 22 (71) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (72) Н.К.Никольский, Я.Б.Кладницкий и P.M.Íàçàðoâ (53) 621.827.1 (088.8) (56) Никитин E.À. Тепловозные дизели типа Д49. M. 1982.

Патент Японии У 45-26325;

53 С 4, 1970. (54) ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, преимущественно дизельных. Цель— повышение долговечности и надежности

„„SU„„1402727 А1 работы шатунного подшипника. В масляном канале 7 стержня шатуна 5 размещен с возможностью ограниченного возвратно-поступательного перемещения золотник 11. Полость масляного канала стержня шатуна между золотником

11 и обратным клапаном 8, сообщена через отверстия с рабочей поверхностью шатунного подшипника скольжения.

Полость масляного канала между подшипниковой втулкой 10 поршневой головки 9 и золотником сообшена с атмосферой. Масса золотника определяется по расчетной зависимости..Конст; руктивное выполнение шатуна позволяет повысить интенсивность подачи смазки в рабочую зону шатунного под- щ

Ф шипника, повышая тем самым его надежность и долговечность. 1 з.п, ф-лы, 140? 727

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в двигателях внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение долговечности и надежности работы шатунного подшипника.

На фиг. i изображен предлагаемый шатун с системой смазки, на фиг, 2 сечение А-А на фиг. 1 (отверстия, с помощью которых полость масляного канала стержня шатуна соединена с рабочей поверхностью вкладыш а шатун,ного подшипника скольжения), на

:фиг. 3 и 4 — узел I на фиг. 1 (ва рианты конструкции плунжера и ограничения его движения упругими элементами) .

- Шатун двигателя внутреннего сгора-2О ния (фиг.1) состоит из шатунной головки 1 с отъемной ее частью 2, с вкладьппами 3 и 4 шатунного подшипни-. ка скольжения, стержня шатуна 5 с масляными каналами 6 и 7, в одном из которых установлен обратный клапан 8, из поршневой головки 9 с падшипнико- вой втулкой 10. В масляном канале

7 помещен возвратно-поступательно двидвижущийся золотник 11.

ЗО

Масляный канал 7 стержня шатуна

5 (фиг„2) сообщен через отверстия

12-14 с рабочей поверхностью вкладыша 4 шатунного подшипника скольжения. папиллярные отверстия 13 на стыке с кладьш ем 4 соединены кольцевыми канавками 15„ с которыми через отверс 1 ия 14 сообщается рабочая поверхность вкладьппа. Связь отверстия 12 с рабочей поверхностью вкладьппа прадубли40 рована несколько раз. С торца шатуна отверстие 12 закрыто заглушкой 16.

Ограничение движения золотника 11 в масляном канале (фиг.3 и 4) может быть выполнено например в представР Р ф5 ленных вариантах: либо один упругий элемент 17 установлен непосредственно в золотнике 11, а другой элемент

18 — в стержне шатуна (фиг.3); либо оба упругих элемента 17 и 18 установлены в золотнике 1 I. Сам золотник 11 может быть выполнен, например, монолитным из одного материала (фиг,4) либо составным, когда наружная стальная оболочка заливается свинцом 19, с. целью увеличения его массы. Верх- 55 ний край масляного канала 7 у подшипниковой втулки 10 ограничивается заглсчлкай — упором 20, а полость масляи дг р — +ш -v

Ядг р — - — m v

4 с с

) m ) v+ g где т — масса золотника; — диаметр золотника; — ускорение центра тяжести золотника в конце хода, ного канала между золотником 11 и заглушкой — упором 20 соединена с атмосферой через дренажное отверстие

21, Для подачи масла на смазку в отъемной части 2 и вкладыше 3 выполнены канавки 22 и 23 соответственно.

Элементы шатуна двигателя внутреннего сгорания во время его движения взаимодействуют следующим образом.

Во время движения поршня в рабочем цилиндре шатун, соединенный с поршневым пальцем, поворачиваясь на нем в подшипниковой втулке 10, опускается или поднимается, в зависимости от направления движения поршня.

При приближении поршня к верхней мертвой точке шатун поднимается. При этом сила инерции золотника 11, действующая на него в направлении, противоположном направлению ускорения центра масс шатуна, па второму закону Ньютона, увлекает золотник вверх к упору 20.

При приближении поршня к нижней мертвой точке сила инерции золотника, действующая на него в направлении, противоположном ускорению центра масс шатуна, которое притормаживает

его движение, двигает золотник 11 в сторону масляного канала 7, тем самым увеличивает давление масляного столба в канале, так как перетеканию масла через канал 6 в сторону . подшипника препятствует обратный клапан 8. Избыточное давление направляет часть объема масла, вытесняемого золотником 11 из каналов 7 и 6 в отверстие 12, а из него через отверстия

13 попадет в канавки 15, из которых через отверстия 14 поступает на рабочую поверхность верхнего вкладьппа 4 шатунного подшипника скольжения, что увеличивает количество смазки и повьппает давление в масляном слое рабочей поверхности вкладыша, тем самым улучшает условия смазки в шатунной головке 1. Для достижения поставленной цели масса золотника 11 должна определяться по следующей зависимости:

1402727 р — давление смазки в подводящем масляном канале стержня шатуна;

m — масса столба смазки между золотником и обратным клапаном;

w — ускорение центра тяжести столба смазки между золотником и обратным клапаном в конце хода шатуна, g — ускорение силы тяжести.

Таким образом, в 2-тактном дизеле один раз, а в 4-тактном дважды за один рабочий цикл дизеля шатунныеподшипники получают дополнительную порцию масла, обеспечивая при этом повышение долговечности и надежности работы шатунного подшипника.

Формула изобретения

1. Шатун двигателя внутреннего сгорания, преимущественно дизельного, содержащий поршневую головку с под шипниковой втулкой, стержень с каналом для масла и шатунную головку с вкладьппами шатунного подшипника скольжения и подводящим масляным каналом с расположенным в нем обратным клапаном, отличающийся тем, что, с целью повьппения долговечности и надежности за счет уменьшения износа шатунного подшипника путем интенсификации подачи смазки, он снабжен золотником, расположенным в масляном канале стержня с возмож—

20 ностью ограниченного возвратно-поступательного перемещения, полость масляного канала стержня шатуна, расположенная между золотником и обратным

5 клапаном, соединена посредством отверстий с рабочей поверхностью шатунного подшипника, полость масляного канала стержня между подшипниковой втулкой поршневой головки и золотником соединена с атмосферой, а масса золотника определяется из следующего соотношения:

fi с1, и Д2 р +mw, Р mw

15 >m>

g W + g где m — масса золотника;

d — диаметр золотника, — ускорение центра тяжести золотника в конце хода; р — давление смазки в подводящем масляном канале стержня шатуна;

m — масса столба смазки между

25 золотником и обратным клапаном;

w — ускорение центра тяжести с столба смазки между золотником и обратным клапаном в

30 конце хода шатуна;

g — ускорение силы тяжести.

2. Шатун по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что между взаимообращенными торцовыми поверхностями золотника и полости, в которой он расположен, установлены упругие элементы е

14Î2727

1402727

Заказ 2836/23

Тираж 757 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Храмцов

Редактор Т. Парфенова Техред, А. Кравчук Корректор Л.Пилипенко

Шатун двигателя внутреннего сгорания Шатун двигателя внутреннего сгорания Шатун двигателя внутреннего сгорания Шатун двигателя внутреннего сгорания Шатун двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить весогабаритные показатели и упростить монтаж шатуна на коленчатом валу

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленнос .ти

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателестроент

Шатун // 1267080
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных поршневых машинах и при разработке кривошипно-шатунного механизма (КШМ)

Шатун // 1227837

Шатун // 1057710

Шатун // 1019124

Шатун // 2159875
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатуна

Шатун // 2159875
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатуна

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано в приводах режущих механизмов уборочных машин

Изобретение относится к двигателестроению и применимо в поршневых машинах и узлах возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в кривошипно-шатунных механизмах двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении гибких соединений

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к двигателестроению, и может использоваться в поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС)
Наверх