Литейный сплав на основе алюминия

 

Изобретение относится к литейным сплавам на основе алюминия, предназначенным для сварных конструкций. Цель изобретения повышение механических и антикоррозионных свойств сварных конструкций и снижение горячеломкости сплава, что достигается за счет дополнительного введения в сплав бора. Литейный сплав на основе алюминия содержит, мас. цинк 3,2 3,8; магний 2,2 2,8; титан 0,1 0,3; хром 0,1 0,3; цирконий 0,1 0,3; бериллий 0,01 0,05; бор 0,01 0,03; алюминий остальное. Свойства сварных соединений следующие: предел прочности 324 327 МПа, относительное удлинение 8,3 10,0% горячеломкость 15,0 мм, к коррозионному растрескиванию под напряжением не склонен, время до образования трещин 90 сут. 2 табл.

Изобретение относится к литейным сплавам на основе алюминия, предназначенным для сварных конструкций. Цель изобретения повышение механических и антикоррозионных свойств сварных соединений и снижение горячеломкости сплава. Для опробования предложенного сплава были приготовлены композиции, химический состав которых приведен в табл.1. Из опробованных составов предложенного и известного сплавов были отлиты в кокиль прутки диаметром 20 мм и длиной 220 мм для изготовления разрывных и ударных образцов, а также пластины с размерами 15х200х100 мм для оценки свариваемости и склонности к коррозионному растрескиванию под напряжением. Режим термической обработки нового сплава был выбран с учетом условий изготовления изделий, которые после сварки подвергают отпуску для снятия внутренних напряжений. Закалка нагрев до 460 5оС, выдержка 2 ч, подъем температуры до 550 5оС, выдержка 5 ч, охлаждение в воде. Старение: I ступень нагрев до 120 5оС, выдержка 10 ч, охлаждение на воздухе; II ступень нагрев до 170 5оС, выдержка 2,5 ч, охлаждение на воздухе. По указанному режиму термообрабатывали заготовки для механических и коррозионных испытаний. Плиты, предназначенные для оценки свариваемости, подвергали закалке и I ступени старения. После сварки (аргонодуговая, полуавтоматическая, присадка проволока Cв АМг 6) плит предложенного и известного сплавов с плитами из деформируемого сплава системы алюминий цинк магний сваренные стыки подвергали старению по режиму II ступени и визуальному контролю на наличие в шве сварочных трещин, после чего из них вырезали образцы для испытания на разрыв. Горячеломкость сплавов оценивали по стандартной кольцевой пробе (ОСТ 1-90020-71). Склонность сплавов к коррозионному растрескиванию под напряжением оценивали по ускоренной методике (ГОСТ 9.019-74). Предварительное нагружение образцов производили до величины, равной 0,9 0,2. В случае появления на образцах трещин менее чем через 90 дней сплав считается склонным к коррозионному растрескиванию под напряжением; если после 90 сут испытаний в образцах не появились трещины, сплав считается не склонным к коррозионному растрескиванию под напряжением. Результаты испытаний представлены в табл.2. Как видно, предложенный сплав, обладая высоким уровнем прочностных и пластических характеристик, превосходит известный сплав по свариваемости, сопротивляемости, образованию кристаллизационных трещин (горячеломкость) и коррозионной стойкости (склонность к коррозионному растрескиванию под напряжением). Кроме того, при изготовлении предложенного сплава допускается возможность использования менее дефицитных и дорогостоящих марок алюминия. Учитывая благоприятное сочетание прочностных, пластических и технологических свойств, а также хорошую свариваемость и отсутствие склонности к коррозионному растрескиванию под напряжением, предложенный сплав может быть использован при изготовлении сложнофасонных тяжелонагруженных деталей методами литья в металлические формы с большой размерной и весовой точностью взамен поковок и штамповок, требующих проведения большого объема механической обработки, что позволяет повысить коэффициент использования металла с 0,3-0,4 до 0,7-0,85; снизить трудоемкость механической обработки деталей в 1,5-2 раза.

Формула изобретения

ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ преимущественно для сварных конструкций, содержащий цинк, магний, титан, хром, цирконий и бериллий, отличающийся тем, что, с целью повышения механических и антикоррозионных свойств сварных конструкций и снижения горячеломкости сплава, он дополнительно содержит бор при следующем соотношении компонентов, мас. Цинк 3,2 3,8 Магний 2,2 2,8 Титан 0,1 0,3 Хром 0,1 0,3 Цирконий 0,1 0,3 Бериллий 0,01 0,05 Бор 0,01 0,03 Алюминий Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления сложных по конфигурации деталей, работающих в узлах трения различного заводского оборудования

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к области металлургии материалов на основе алюминия, к способам изготовления изделий из таких материалов и может быть использовано в рекреационных изделиях, в различных транспортных средствах и их конструкциях, а также в качестве присадочного материала для сварки изделий из материалов на основе алюминия

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для изготовления концевых деталей газовых центрифуг, с целью получения изотопов урана и других элементов, применяемых в атомной энергетике, медицине, электронике и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для изготовления крупногабаритных деталей сложной формы из массивных прессованных, кованых и катаных полуфабрикатов, применяемых для внутреннего силового набора самолетных и других конструкций

Изобретение относится к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве основного конструкционного материала в авиакосмической технике и транспортных средствах

Изобретение относится к высоколегированным сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в авиационной и ракетной технике, а также в изделиях транспортного и приборного машиностроения

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - цинк - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - цинк - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции
Наверх