Устройство для защиты агрегата

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является расширение области, использования, обеспечение резервирования и надежности . При сквозном пробое диодов или при перекрытии изоляции плеча выпрямителя 4 и 5 агрегата на входе порогового элемента 18 напряжение превышает величину порога срабатывания элемента 18, что приводит к включению

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„1429215 (1) 4 Н 02 Н 7/06 7/125

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4212506/24-07 (22) 20.03.87 (46) 07.10.88. Бюл. У 37 (71) Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (72) О.И.Новиков (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 315244, кл. Н 02 Н 7/06, 1970.

Авторское свидетельство СССР

Ф 340019, кл, Н 02 Н 7/06, 1968, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АГРЕГАТА (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является расширение области использования, обеспечение резервирования и надежности. При сквозном пробое диодов или при перекрытии изоляции плеча выпрямителя 4 и 5 агрегата на входе лоро". гового элемента 18 напряжение превышает величину порога срабатывания элемента 18, что приводит к включению

1429215 оптотиристора 28, В результате этого под действием напряжения источника, подключенного к клеммам 2! и 22, срабатывает реле 19, При поступлении на вход порогового элемента. !8 напряжения такой же величины, но противопо-. ложной полярности, включаются оптотиристор 29 и реле 20. Реле 19 и 20 после их включения создают цепь для снятия возбуждения с синхронного генератора 1, После прекращения возбуждения снимается напряжение с поврежденных цепей выпрямителей 4 и 5 агрегата. 6 ил, Изобретение относится к устройствам защиты от сквозного пробоя плеча выпрямителя агрегата, состоящего из синхронного генератора с электрически разделенными трехфазными обмотками и выпрямителей, и может быть использовано в электропередаче переменно-постоянного тока тепловозов,!

Целью изобретения является расширение области использования, обеспечение резервирования и надежности.

На фиг.1 и 2 показаны схемы устройства для защиты агрегата при разных углах сдвига между системами трехфаз- !5 ных напряжений обмоток синхронного генератора агрегата; на фиг.3 — диаграмма процесса формирования выпрям". ленного напряжения мостов в нормаль" ном рабочем режиме агрегата; на фиг. 4-6 -20 диаграммы процесса формирования напряжения на входе порогового элемента в различных аварийных режимах агрегата °

Защищаемый агрегат имеет синхрон- 25 ный генератор 1 с,.трехфазными обмотками 2 и 3, соединенными по схеме звезда, и выпрямители 4 и 5, выг|олненные по трехфазной мостовой схеме.:Нагрузкой агрегата являются, например, тя- 30 говые двигатели 6 и 7 тепловоза.

Устройство включает в себя трехфазные трансформаторы 8 и 9 с первичными обмотками 10 и 11 и вторичными обмотками 12 и 13, трехфазные вып-:З5 рямительные мосты 14 и 15, регулируемые резисторы 16 и !7, пороговый элемейт !8, реле 19 и 20 и клеммы 21 и

22 для подключения источника постоянного напряжения с указанной полярно- 40 стью. Пороговый элемент состоит из стабилитронов 23 — 26, резистора 27, оптотиристоров 28 и 29 и коммутирующих элементов 30 и 31. Стабилитроны

23 и 25, оптотиристор 28 и коммутирующий элемент 30 образуют один канал элемента 18, который имеет порог срабатывания по напряжению с показанной на схеме (фиг.1) полярностью и не реагирует на напряжение противоположной полярности. Второй канал порогового элемента !8 состоит из стабилитронов 24 и 26, оптотиристора 29 и коммутирующего элемента 31 и имеет порог срабатывания по напряжению, полярность которого противоположна показанной на схеме полярности. Свободные выводы резистора 27 и стабилитрона 23 образуют вход элемента 18. Этот элемент имеет два выхода с общей точкой, которая образует клемму 22 для подключения отрицательного полюса источника напряжения ° Вторыми выводами выходов элемента 18 являются аноды оптотиристоров 28 и 29. К этим анодам подключены катушки реле 19 и 20 постоянного напряжения. Вторые выводы этих катушек имеют общую точку соединения, которая является клеммой 21 для подключения положительного полюса источника напряжения.

Обязательным признаком порогового элемента 18 является наличие в нем двух каналов, реагирующих на напряжение разной полярности, и возможность выводить из работы каждый канал при помощи коммутирующего устройства.

Вариант устройства для защиты по фиг.1 предназначен для применения с синхронным генератором, у которого напряжения трехфазных обмоток находятся в фазе, В этом случае у трансформаторов 8 и 9 обь!отки соединены по одинаковой схеме и напряжение обмоток синхронного генератора трансформируется без изменения фазы или с, изменением фазы обоими трансформаторами на

/ 2 9 1 одинаковую величину. Первичные обмотки 10 и 1! трансформаторов 8 и 9 соединены в звезду. Общая точка звезды первичной обмотки !О (11) трансформа5 тора 8 (9) соединена с общей точкой обмотки 2 (3) синхронного генератора

), Такое соединение является обязательным для обоих вариантов устройва, так как позволяет получить одинаковую форму выпрямленного напряжения мостов 14 и 15, обеспечивающую хорошую чувствительность защиты, Если у трансформаторов 8 и 9 соединить между собой одноименные выводы их обмоток, как это показано на схеме (точ- ками отмечены бдноименные выводы обмоток), то эти трансформаторы преобразуют величину напряжения, не меняя при этом его фазу. При питании тран- 2р сформаторов 8 и 9 напряжениями, которые не имеют сдвига по фазе, напряжения вторичных обмоток 12 и 13 этих трансформаторов также находятся в фазе, 25

Если у трансформаторов 8 и 9 схему соединения первичных обмоток 10 и 11 оставить без изменения, отмеченные точками выводы вторичных обмоток )2 и 13 подключить к мостам 14 и 15, а выводы каждой из обмоток )2 и 13, оставшиеся свободными, соединить между собой, то в этом случае налряжения первичной и вторичной обмотки каждого трансформатора находятся в противофазе (сдвинуты друг относительно друга на 180 эл.град). В случае питания таких трансформаторов находящимися в фазе напряжениями напряжения их Вторичных ОбмОтОк также находятся 40 в фазе.

Вариант устройства по фиг ° 2 предназначен для применения с синхронным генератором напряжения, трехфазные обмотки которого имеют сдвиг по фазе, 45 равный, например 30 эл.град, как это имеет место в электропередаче переменно-постоянного тока тепловозов ° В рассматриваемом варианте устройства первичные обмотки 10 и 11 трансформаторов 8 и 9 имеют одинаковые схемы соединения (звезда). Вторичная обмотка 12 трансформатора 8 соединена в звезду. Трансформатор 8 не меняет фазу трансформируемого напряжения. Сое55 динение вторичной обмотки 13 трансформатора 9 в зигзаг позволяет получить сдвиг по фазе между фазными и линейными напряжениями его первичной 11 и

4 вторичной 13 об:.оТох. При жение вторичной обмотки 13 может опережать и может отставать от напряжения первичной обмотки в зависимости от схемы соединения частей вторичной обмотки. Если, например, напряжение обмотки 2 опережает напряжение обмотки 3 синхронного генератора l на

30 эл.град. и напряжение обмотки 13 опережает на такой же угол напряжение обмотки ll трансформатора 9, то, подключив обмотки 10 и 11 трансформаторов 8 и 9 соответственно к обмоткам

2 и 3 синхронного генератора 1, как показано на фиг.2, получают совпадение по фазе линейных и фазных напряжений вторичных обмоток 12 и 13 трансформаторов 8 и 9. Это достигается за счет того, что трансформатор 8 трансформирует напряжение обмотки 2 синхронного генератора 1 без изменения фазы этого напряжения, а трансформатор 9 сдвигает в сторону опережения на 30 эл.град . трансформируемое напряжение обмотки 3 синхронного генератора 1, которое отстает на 30 эл.град. от напряжения его обмотки 2.

Совпадение по фазе напряжений вторичных обмоток 12 и 13 трансформаторов 8 и 9 можно получить при подключении трансформатора 8 к обмотке 3, а трансформатора 9 к обмотке 2 синхронного генератора 1. Для этого тре" буется лереключить схему зигзага обмотки 13 таким образом, чтобы ее напряжение не опережало, как это было в предыдущеМ случае, а отставало на

30 эл.град; от напряжения .обмотки 11.

Специальные схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов могут обеспечить совпадение по фазе напряжений, питающих мосты 14 и 15, при

I любых углах сдвига между напряжениями обмоток 2 и 3 синхронного генератора

1. Эту же задачу можно выполнить и при помощи фазовращающего трансформатора (фазорегулятора) с вращающимися обмотками, который позволяет плавно изменять в любых пределах угол сдвига между двумя системами трехфазных напряжений.

Таким образом, величина угла и направление его сдвига (опережение или отставание), которые требуется получить при помощи трансформаторов 8 и 9, зависят от фазового угла между напряжениями обмоток синхронного генератора и от порядка подключения к ним

5 14292 трансформаторов 8 и 9. На в любом случае должно выполняться условие совпадения по фазе линейных и фазных напряжений вторичных обмоток трансформаторов 8 и 9.

Устройство (фиг.1 и 2) работает следующим образом.

В нормальных рабочих режимах агрегата трехфазное напряжение обмотки 2 1!! (3) генератора 1 поступает на выпрямитель 4 (5), который выпрямляет это

1 напряжение и питает нагрузку 6 (7) °

При этом трансформаторы 8 и 9 транс, формируют напряжение обмоток 2 и 3 синхронного генератора 1 и питают

, мосты 14 и 15, нагруженные соответственно на резисторы 16 и 17. Сопротив ление этих резисторов имеет такую ве1 личину, что рассеиваемая в них мощ- 2О

1 ность значительно меньше установлен" ной мощности трансформаторов 8 и 9 ° . Поэтому мосты 14 и 15 работают в режиме холостого хода с углами коммутации, близкими к нулю, и процесс ком-25 мутации этих мостов не влияет нафарму их выпрямленного напряжения. Благодаря этому и совпадению по фазе линейных и фаэных напряжений обмоток

12 и 13 трансформаторов 8 и 9 выпрям- 3О ленное напряжение мостов 14 и 15 имеет одинаковую форму и одинаковые мгновенные значения.

На диаграмме (фиг ° 3) процесса формирования выпрямленного напряжения мостов !4 и !5 в нормальном рабочем режиме агрегата показаны изменяющиеся ва времени и и синусоиды фазных напряжений (сплошные линии) обмоток

12 и 13 трансформаторов 8 и 9 и синусоиды полусумм этих напряжений (штриховые линии), Первые синусоиды характеризуют мгновенное значение напряжения указанных обмоток, в интервалы времени, когда нет коммутации в выпрямителях 4 и 5 агрегата. Вторые си45 нусоиды характеризуют эти напряжения в интервалы времени, равные а1 =, в которые происходит коммутация тока в плечах выпрямителей 4 и 5. Ограниченная этими синусоидами область, ка- 50 торая на диаграмме заштрихована, характеризует мгновенное значение напряжения между положительным (общий катод диодов) и отрицательным (общий анод диодов) полюсами мостов 14 и 15. 55

Резисторы 16 и 17 соединены между собой таким образом, чта напряжения их частей (у резистора 16 между ега подвижным контактом и отрицательным полюсом моста 14, у резистора 17 между ега подвижным контактом и отрицательным полюсом моста 15) вычитаются (сравниваются), а разность сравниваемых напряжений поступает на вход порогового элемента 18. Перемещением подвижных контактов резисторов 16 и

)7 можно менять величину и поляр-, ность напряжения на входе элемента 18 и таким образам устранять влияние разброса параметров элементов агрегата и защиты на ее чувствительность.

Вследствие, например, технологических причин напряжения обмоток 2 и 3 синхронного генератора 1 или коэффициенты трансформации трансформаторов 8 и 9 могут несколько отличаться. Такое отличие может привести к тому, что в нормальных рабочих режимах агрегата на входе элемента 18 появляется напряжение, превышающее уровень его порога срабатывания, и защита срабатывает °

Чтобы устранить такие срабатывания, которые являются лажными, приходится павьппать напряжение порога срабатыва" ния. В результате ухудшается чувствительность защиты, чта является нежелательным. Переменные резисторы 16 и 17 позволяют регулировать величину сравниваемых налряжений и таким образом обеспечить отсутствие напряжения на входе порогового элемента 18 в нормальных рабочих режимах агрегата, и, соответственно, устранить ухудшение чувствительности защиты вследствие разброса параметров ее элементов.

При наличии на входе порогового элемента 18 напряжения, меньшего напряжения стабилизации стабилитранов 23 и 24, эта напряжение прикладывается к ним и при замкнутых коммутирующих элементах 30 и 31 к цепям, образованным стабилитранами 25 и 26 и управляющими электродами аптатиристорав 28 и 29. Если входное напряжение порогового элемента 18 имеет полярность, укаэанную на схеме (фиг.)), та ана прикладывается к стабилитронам 23 и

25 и к управляющему электроду аптатиристара 28, при противоположной паляр ности — к стабилитронам 24 и 26 и к аптатиристору 29. Если Bõoäíoå напряжение элемента 18 мМ ьше ега парсгавого напряжения, которое апределяетс, суммой напряжения стабилизации стабилитрана 25 (26) и напряжения управляющего электрода аптатиристара 28

1429215 (29), обеспечивающего его включение, то оптотиристоры 28 и 29 находятся в выключенном состоянии и катушки реле

19 и 20 обесточены. Такое состояние защиты соответствует нормальному рабочему режиму агрегата.

Появление на входе порогового элемента 18 напряжения, которое имеет показанную на фиг.l полярность и пре- 10 вышает величину порога срабатывания элемента 18, приводит к включению оптотиристора 28. В результате этого под действием напряжения источника, подключенного к клеммам 21 и 22, сра- 15 батывает реле 19. При поступлении на вход порогового элемента 18 напряжения такой же величинъi но противоположной полярности, включаются оптотиристор 29 и реле 20. Если входное 20 напряжение имеет величину, большую напряжения стабилизации стабилитронов

23 и 24, то входное напряжение расп. ределяется между резистором 27 и стабилитронами 23 или 24 (в зависимости от полярности входного напряжения).

Стабилитроны 23 и 24 выбраны таким образом, что их напряжение стабилизации всегда больше порогового .напряжения элемента 18. В этом случае ограничение напряжения при помощи стабилитронов 23 и 24 не влияет на работу порогового элемента 18, но позволяет защитить его цепи от недопустимого напряжения.

Рассмотренная последовательность работы порогового элемента 18 и реле

19.и 20 имеет место при сквозном пробое диодов или при перекрытии изоляции плеча выпрямителей 4 и 5 агрега- 40 та. Поэтому контакты (на фиг.l и 2 не показаны) реле 19 и 20 после их включения создают цепь для снятия возбуждения с синхронного генератора l. После прекращения возбуждения снимает- 45 .ся напряжение с поврежденных цепей выпрямителей 4 и 5 агрегата.

Рассмотрим процесс формирования напряжения на входе порогового элемента 18 при сквозном пробое одного плеча, например, в выпрямителе 4. Такой режим работы агрегата сопровождается тем, что обмотка 2 в определенные интервалы времени оказывается короткозамкнутой. В результате этого изменяется форма выпрямленного напряжения выпрямителя 4, моста 14 и используемого для сравнения напряжения, которое снимается с части резистора 16

При этом выпрямленное напряжение выпрямителя 5, моста 15 и сравниваемое напряжение резистора !7 не меняют своей формы. В определенные интервалы времени напряжение резистора 16 становится меньше напряжения резистора

17 и на входе порогового элемента 18 появляется разность этих напряжений, которая имеет показанную на фиг.l полярность. Это приводит к тому, что включаются оптотиристор 28, реле 19 и агрегат с поврежденным выпрямителем

4 выводится из работы.

На диаграмме (фиг.4) процесса формирования напряжения на входе порогового элемента 18 в рассматриваемом аварийном режиме агрегата заштрихованные вертикальными линиями области характеризуют форму выпрямленного напряжения моста 14 и используемого для сравнения напряжения на части резистора 16. Второе сравниваемое напряжение, которое берется с .моста 15, характеризуется всей заштрихованной областью диаграммы, кроме площади, заштрихованной горизонтальными и вертикальными линиями. К пороговому элементу 18 прикладывается напряжение, определяемое разностью указанных областей. Эта разность показана (фиг.4) несколькими вольт-секундными площадями, которые имеют горизонтальную - штриховку, и одной вольт-секундной-. площадью, заштрихованной вертикальныMH и горизонтальными линиями. Первые (вторая) площади формируются в те ин° тервалы времени, когда мгновенное значение выпрямленного напряжения моста

14 меньше (больше), чем у моста 15, и при этом создают на входе элемента

18 напряжение с показанной на фиг.l (противоположной) полярностью. Так как первые площади значительно больше второй площади, то входное напряжение порогового элемента 18-в определенные интервалы всегда имеет .показанную на фиг.l полярность и всегда вызывает срабатывание оптотиристора

28 одного канала и одного реле 19.

Напряжение требуемой полярности на входе элемента 18 имеет величину, сосоизмеримую с амплитудой напряжения вторичных обмоток трансформатора 9, и длительность, измеряемую единицами миллисекунд при частоте 50 Гц напряжения синхронного генератора.

Напряжение срабатывания порогового элемента.18 должно быть намного мень1429215 ше напряжения обмоток 12 и 13 трансформаторов 8 и 9, чтобы обеспечить срабатывание защиты, например, при перекрытии изоляции плеча выпрямите5 лей агрегата, которое сопровождается выпрямлением на входе порогового элемента не такой большой разности сравниваемых напряжений, как при сквозном пробое. Поэтому, чтобы обес- fp печить хорошую чувствительность защиты и не повредить при этом ее элементов, нужно поступающее на вход поро-. гового элемента напряжение ограничивать. Уровень такого ограничения до. жен быть больше напряжения, обеспечивающего включение оптотиристоров 28 и 29, а, с другой стороны, не должен превышать напряжения, допустимого для компонентов схемы порогового элемен- 20 та. Такое ограничение необходимо для ! агрегатов с синхронными генераторами, 1 напряжение которых изменяется в широких пределах. Примером такого агрегата является электропередача переменно- 25 постоянного тока тепловозов. В предлагаемом устройстве функции указанно".

ro ограничения выполняет цепочка из стабилитронов 23 и 24 и резистора 27, Если пробой плеча происходит в вы- 3р прямителе 5, то в этом случае на входе порогового элемента 18 появляется напряжение противоположной полярности по отношению к показанной на фиг.1 и при этом включаются оптотиристор 29 и реле 20, т ° е. не те элементы, кото35 рые включались при повреждении выпрямителя 4 ° Поэтому устройство позволяет получить информацию о том, в каком

"из выпрямителей агрегата произошло 40 повреждение (таким свойством не обладает известное устройство) °

При пробое двух подключенных к одной фазе синхронного 1.енератора плеч выпрямителя (на который не реагирует известное устройство) и при пробое двух плеч, соединенных с разными фазами, в предлагаемом устройстве создаются более благоприятные условия для его срабатывания, так как по сравнению с пробоем одного плеча возрастает время приложения напряжения к входу порогового элемента.

Агрегат с предлагаемым устройством (фиг.l и 2) состоит из двух электрически несвязанных блоков (один блок— обмотка 2, выпрямитель 4 и нагрузка

6; другой блок — обмотка 3, выпрямитель 5 и нагрузка 7), которые могут

10 работать самостоятельно. Этим обеспечивается резервирование выпрямителей, которого нет в известном устройстве.

Применительно к электропередаче тепловоза резервирование обеспечивается следующим образом. При повреждении, например, выпрямителя 4 его отключают от обмотки 2 синхронного генера" тора 1. Тяговые двигатели 6, которые питал выпрямитель 4, соединяют последовательно с тяговыми двигателями 7 и подключают обе группы двигателей к исправному выпрямителю. При этом трансформатор 8 остается подключенным к обмотке 2 синхронного генератора I.

Во время работы выпрямителя 5 трансформаторы 8 и 9 трансформируют напряжения разной формы: напряжение трансформатора 8 имеет синусоидальную форму, напряжение трансформатора 9 имеет искажения, обусловленные коммутацией тока в плечах выпрямителя 5 (диаграмма фиг.З), Поэтому при работе агрегата в рассматриваемом режиме разность сравниваемых напряжений резисторов

16 и 17 не равна нулю и к входу порогового элемента 18 прикладывается напряжение с полярностью, обратной полярности, показанной на фиг.l. Это приводит к тому, что в рабочем режиме выпрямителя 5 включаются оптотиристор 29 и реле 20 и происходит ложное срабатывание защиты, Для устранения ложных срабатываний увеличивают сравниваемое напряжение резистора 17 до такой величины, при которой оно становится больше сравниваемого напряжения резистора 16, и выключают коммутирующий элемент 30.

В этом случае в нормальных рабочих режимах выпрямителя 5 напряжение на входе элемента 18 имеет полярность, показанную на фиг.l, и оптотиристоры

28 и 29 не включаются.

При пробое плеча выпрямителя 5 сравниваемое напряжение резистора 17 изменяет форму. Так как при этом сравниваемое напряжение резистора 16 не меняется, то полярность входного

1 напряжения элемента 18 меняется и становится противоположной, показанной на фиг,l. В результате изменения полярности включаются оптотиристор 29 и реле 20 и с агрегата снимается напряжение.

Диаграмма (фиг.5) поясняет процесс формирования напряжения на входе порогового элемента 18 в рассматривае - 29215 мом режиме агрегата, когда работает выпрямитель 5, и соответствует таким положениям подвижных контактов резис.торов 16 и 17, в которых при отклю5 ченном коммутирующем элементе 30 защита ложно не срабатывает. Синусоиды большей амплитуды (показаны сплошными линиями) пропорциональны фазным напряжениям обмотки 13, синусоиды меньшей амплитуды (показаны штриховыми линиями) пропорциональны полусумме этих напряжений, синусоиды меньшей амплитуды (показаны сплошными линиями) пропорциональны фаэным напряжениям обмотки 12. Заштрихованная вертикальными линиями область характеризует изменения выпрямленного напряжения моста 14 и, соответственно, сравниваемого напряжения резистора 16, 20

Сумма этой области и областей, заштрихованных горизонтальными и вертикальными линиями, дает представление о мгновенных значениях выпрямленного напряжения моста 15 и сравниваемого напряжения резистора 17.

К пороговому элементу 18 прикладывается напряжение, величина и полярность которого определяются вольт-секундными площадями, заштрихованными вертикальными и горизонтальными линиями. Так как эти площади формируются только в интервалы времени, когда сравниваемое напряжение резистора

17 больше, чем резистора 16, то входное напряжение элемента 18 всегда име- 5

35 ет одну полярность. Зто позволяет отЪ строится от ложных срабатываний защиты при работе агрегата с одним выпрямителем.

На диаграмме (фиг.6) процесса формирования входного напряжения порогового элемента, когда в рассматриваемом режиме работы агрегата с одним выпрямителем. 5 имеет место сквозной

45 пробой его плеча, показаны синусоиды, аналогичные синусоидам диаграммы по фиг.5. Вольт-секундные площади с горизонтальной и вертикальной штриховками характеризуют изменения выпрямленного налряжения моста 14 и, соответственно, сравниваемого напряжения резистора 16. Вторые площади совместно с площадями, заштрихованными горизонтальными и вертикальными линиями, дают представление об изменениях вып- 55 рямленного напряжения моста 15 и сравниваемого напряжения резистора 17.

Величина и полярность входного напря12 жения порого.лого элемента 18 опреде.— ляются областями с горизонтальной штриховкой и областями, заштрихованными одновременно горизонтальными и вертикальными линиями, Первые (вторые) области формируются в такие про— межутки времени, когда сравниваемое напряжение у резистора 16 больше (меньше), чем у резистора 17. Первьм (вторым) областям соответствует полярность, противоположная (аналогичная) полярности нормального рабочего режима агрегата.

Судя по сопоставлению диаграмм (фиг.4 и 6) напряжение противоположной полярности имеет величину и длительность, соизмеримые с такими же параметрами аналогичного напряжения при пробое плеча одного из двух работающих выпрямителей 4 и 5. Поэтому в аварийном режиме, которому соответствует диаграмма по фиг.6, включаются оптотиристор 29 и реле 20, от-. ключается при этом ток возбуждения синхронного генератора 1 и снимается напряжение с поврежденного выпрямителя 5.

Формула изобретения

Устройство для защиты агрегата, состоящего из шестифазного синхронного генератора с двумя трехфаэными обмотками и двух трехфазных мостовых выпрямителей, содержащее блок идентификации аварийных режимов, о т л и -. ч а ю щ е е с я тем, что, .с целью расширения области использования, обеспечения резервирования и надежности, блок идентификации аварийных режимов снабжен трехфазными трансформаторами, трехфазными выпрямительными мостами, регулируемыми резисторами, пороговым элементом с двумя каналами, имеющими пороги срабатывания на напряжение разной полярности, и клеммами для подключения источника постоянного напряжения, причем в каждом трехфаэном трансформаторе каждая первичная обмотка предназначена для подключения к общей точке и к выводам одной из трехфазных обмоток синхронного генератора агрегата, а каждая вторичная обмотка подключена к входу соответствующего выпрямительного моста, при этом вторичные обмотки трехфазных трансформаторов соединены так, 14292 что фазные и линейные напряжения вторичной обмотки одного трехфазного трансформатора совпадают по фазе соответственно с фазными и линейными напряжениями вторичной обмотки второ5

ro трехфазного трансформатора при любых углах сдвига между системами трехфазных напряжений обмоток син-. хронного шестифазного генератора ar- p регата, при этом к полюсам выпрямленного напряжения каждого из трехфазных выпрямительных мостов подключен регулируемый резистор, подвижные выводы!

14 обоих регулируемых резисторов соединены между собой, вход порогового элемента подключен к однополярным полюсам выпрямленного напряжения трехфазных выпрямительных мостов, а его выходы соединены с одними выводами двух реле постоянного напряжения, другие выводы которых объединены, а точка соединения выходов порогового элемента и точка соединения выводов реле постоянного напряжения образуют клеммы для подключения источника постоянного напряжения. 4292!5

1429215

Составитель О. Мещерякова

Техред Л.Олийнык Корректор В. Гирняк

Редактор О.Юрковецкая

Заказ 5136/51

Тираж 651 Подписное

ВНКИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата Устройство для защиты агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к источникам электропитания

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано в системах защиты выпрямителей , работающих на импульсную нагрузку

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно, к способам контроля в процессе эксплуатации безщеточных синхронных машин с обращенными синхронными возбудителями (ОСВ) с однополупериодными т;фазными вращающимися выпрямителями

Изобретение относится к преобразовательной технике и может быть использовано для управления последовательно соединенными тиристорами , в мощных высоковольтных преобразователях

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве источника питания постоянного тока с защитой в системах управления технологическими процессами

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты тиристорных выпрямителей с регенеративной нагрузкой от аварийных токов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при построении систем управления технологическими процессами.Цель изобретения - повьппение надежности

Изобретение относится к системам контроля возбуждения мощных синхронных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к области электротехники , а именно к устройствам защи-

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите электрических сметем

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , в частности к защитам электрических генераторов и двигателей

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам для контроля бесщеточных систем возбуждения мощных турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрической машине с нулевыми выводами обмотки статора, укомплектованной устройством защиты от коротких замыканий

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх