Устройство для управления электроприводом переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах, требующих обеспечения эффективного реверса направления вращения . Целью изобретения является повышение быстродействия при реверсиро-. вании направления вращения и повьшение надежности за счет исключения бросков тока. В устройство для управления электроприводом переменного тока введены блок 20 определения ми нимальной частоты рабочего диапазона регулирования, логические элементы И-НЕ 21,23, 28, 29, 30, логический элемент НЕ 25, блок 22 определения низкой частоты на выходе задатчика 7 интенсивности, блок 24 формирования длительности протекания тока динамического торможения, блок 26 задержки снятия сеточной защиты при пуске,триггер 27 сигнала Пуск, задатчик 31 тока динамического торможения, ключевые элементы 32-35 и блок 36 определения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе задатчика 7, Вход блока 20 соединен с выходом блока 6 задания частоты, а входы блоков 36 и 32 - с выходом задатчика 7, соединенный с одним входом системы J5 гуправления инвертором 4 преобразовав теля частоты 1 асинхронного двигателя 5. 4 ил. СЛ

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН ае (и) А1 др 4 H 02 P 7/42

Кйс вз цу

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ц дТЕ:,",.: @БДЮТИА

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 4208452/24-07 (22) 12.03.87 (46) 23.10.88. Бюл. М 39 (71) Научно-исследовательский электротехнический институт Производственно-. го объединения "ХЭМЗ" (72) А.Ю.Бару, В.П.Богатырев и И.И.Эпштейн (53) 62-83:621.313.333.072.9(088.8) (56) Кривицкий С.О., Эпштейн Н.Н °

Динамика частотно-регулируемых электроприводов с автономными инверторами. М.: Энергия, 1970, с.118.

Авторское свидетельство СССР

М 987772, кл. Н 02 P 7/42, 1983, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТ РОПРИВОДОМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах, требующих обеспечения эффективного реверса направления вращения. Целью изобретения является повышение быстродействия при реверсиро-. вании направления вращения и повышенйв надежности за счет исключения бросков тока. В устройство для управления электроприводом переменного тока введены блок 20 определения минимальной частоты рабочего диапазона регулирования, логические элементы

И-HE 21,23, 28, 29, 30, логический элемент НЕ 25, блок 22 определения низкой частоты на выходе задатчика 7 интенсивности, блок 24 формирования длительности протекания тока динамического торможения, блок 26 задержки снятия сеточной защиты при пуске,триг гер 27 сигнала "Пуск", задатчнк 3.1 тока динамического торможения, ключевые элементы 32-35 и блок 36 опре- а

З деления минимальной частоты рабочего диапазона на выходе вадатаиха 7. Q)

Вход блока 20 соединен с выходом блока 6 задания частоты, а входы блоков

36 и 32 — с выходом задатчика 7, соединенный с одним входом системы 15 . управления инвертором 4 нреобразова» теля частоты 1 асинхронного двигате- Фв ля 5. 4 ил. 4ь

1432712

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам автоматического управления частотйо-регулируемыми электроприводами, выполненными на основе группы асинхронных

5 короткозамкнутых двигателей и тирис". торного преобразователя частоты с автономным инвертором тока, и может быть использовано в механизмах, тре- 10 бующих обеспечения эффективного ðåнерса направления вращения.

Цель изобретения — повьппение быстродействия при реверсировании направления вращения и повышение надежнос- 1я ти электропривода за счет исключения бросков тока.

На фиг.1 представлена структурная схема устройства для управления электi роприводом переменного тока; на фиг. 2 -20 схема блока определения минимальной

:,частоты рабочего диапазона регулирования и блока определения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе эадатчика интенсивности; на фиг.3— схема блока определения низкой частоты на выходе эадатчика интенсивности; на фиг.4 — структурная схема блока

; формирования длительности протекания тока динамического торможения и блока 30 . задержки снятия сеточной защиты при пуске, Устройство для управления электроприводом переменного тока содержит (фиг .1) преобразователь 1 частоты, со.з5 : ставленный из последовательно соединенных управляемого выпрямителя 2, дросселя 3 и автономного инвертора 4 тока, причем выходы преобразователя 1 частоты предназначены для подключения 10 к группе асинхронных короткозамкнутых двигателей 5, блок 6 задания частоты, эаДатчик 7 интенсивности, выход которого подключен к первому входу перво го блока 8 суммирования, блок 9 деле- 4 ния, вход для делимого которого подключен к выходу первого блока 8 суммирования, а вход для делителя — к первому входу последнего, регулятор

l0 ЭДС, второй блок 11 суммирования, второй вход которого соединен с выхоДом Датчика 12 тока преобразователя, а выход - с входом регулятора 13 тока, при этом выход последнего подклю .чен к первому входу системы 14 управ-55 ленин выпрямителя, выходы которой соединены с управляющими входами выпрямителя 2, систему 15 управления инвертором, первый вход которой соединен с выходом задатчика 7 интенсивности, а выходы - с упранляющими входами автономного инвертора 4 тока, командоаппарат 16 включения привода, датчик 17 ЗДС, входы которого соединены с выходами датчика 18 и 19 соответственно тока и напряжения двигаI

Г теля, а выход — с вторым нходом перного блока 8 суммирования, блок 20 определения минимальной частоты рабочего диапазона регулирования, вход которого подключен к выходу блока 6 задания частоты, первый логический элемент И-НЕ 21, первый вход которого подключен к выходу командоаппарата 16 включения привода, а второй вход - к выходу блока 20 определения номинальной частоты набочего диапазона регулирования, блок 22 определения низкой . частоты,на выходе задатчика интенсивности, вход которого подключен к выходу задатчика 7 интенсивности, второй логический элемент И-НЕ 23, перный вход которого подключен к выходу блока 22 определения низкой частоты на выходе задатчика интенсивности, а второй вход — к выходу первого логического элемента И-HE 21, блок 24 формирования длительности протекания тока динамического торможения, к входу которого через логический элемент

НЕ 25 подключен выход второго логического элемента И-НЕ 23, блок 26 задержки снятия сеточной защиты при пуске, триггер 27 сигнала "Пуск", третий 28, четвертый 29 и пятый 30 логические элементы И-НЕ, причем первый вход третьего логического элемента

И-НЕ 28 соединен с вторым выходом триггера 27 сигнала "Пуск", второй вход — с выходом первого логического элемента И-НЕ 2I, а выход — с вторым входом четвертого логического элемента И-НЕ 29 и с входом блока 26 задержки снятия сеточной защиты при пуске, выход которого соединен с первым входом четвертого логического элемента

И-НЕ 29 и с первым входом триггера 27 сигнала "Пуск", второй вход последнего соединен с выходом второго логического элемента И-НЕ 23, а выход четвертого логического элемента И-НЕ 29 соединен с первым входом пятого логического элемента И-НЕ 30, второй вход которого соединен с выходом блока 24 формирования длительности протекания тока динамического торможения, а выход - с вторым входом системы 14 уп3

143271 равления выпрямителем, блок 31 задания тока динамического торможения, первый 32, второй 33 третий 34 и четвертый 35 ключевые элементы и блок 36 оп5 ределения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе задатчика интенсивности, подключенной входом к выходу эадатчика 7 интенсивности, причем первый ключевой элемент 32 подклю-1п чен входом к выходу блока 6 задания частоты, выходом — к входу задатчика 7 интенсивности,.а управляющим входом— к выходу первого логического элемента

И-НЕ 21, второй ключевой элемент 33 подключен входом к выходу блока 9 деления, выходом — к входу регулятора 10

ЭДС, а управляющим входом — к выходу блока 36 определения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе за- 20 датчика интенсивности, третий ключевой элемент 34 подключен входом к входу регулятора 10 ЭДС, выходом — к выходу регулятора 10 ЗДС, а управляющим входом — к выходу второго логического 25 элемента И-HE 23, четвертый ключевой

- элемент 35 подключен входом к выходу блока 31 задания тока динамического торможения, выходом — к первому входу второго блока 11 суммирования, а управляющим входом - к первому выходу триггера 27 сигнала "Пуск", к которому также подключен второй вход системы 15 управления инвертором, Блок 6 задания частоты и блок 31 задания тока динамического торможения могут быть выполнены, например, в виде потенциометров, подключенных к источнику постоянного напряжения.

Регулятор 10 ЭДС и регулятор 13 4о . тока представляют собой пропорционально-интегральные регуляторы, выполненные на операционных усилителях, Задатчик 7 интенсивности представляет собой интегратор, охваченный отрицательной обратной связью, выполненный на операционном усилителе, Датчик 12 тока преобразователя представляет собой шунт постоянного тока. Датчики 18 тока и 19 напряжения 50 .двигателя представляют собой соответственно трансформаторы тока и трехфазный трансформатор напряжения, Датчик 17 ЗДС содержит три фазных суммирующих усилителя, выходы которых подключены к блоку выпрямлення, выход которого является выходом датчика ЭДС. При этом на вход каждого фазного суммирующего усилителя посту2

4 пают сигналы фазного напряжения с датчика напряжения двигателя, фазного тока с датчика тока двигателя и производной фазного тока, а на выходе усилителя формируется сигнал фа" зовой ЭДС, Командоаппарат 25 включения привода представляет собой, например, переключатель, подсоединенный через резистор к источнику напряжения.

Триггер 27 сигнала пуска собран из двух логических элементов И-НЕ.

Блок 20 определения минимальной частоты рабочего диапазона регулирования и блок 36 определения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе задатчика интенсивности содержит (фиг.2) последовательно соединенные устройство 37 выпрямления, выполненное на операционном усилителе и диодах, и нуль-индикатор 38 на операционном усилителе, уставка срабатывания которого соответствует минимальной частоте рабочего диапазона регулирования f = (2-3) Гц.

Блок 22 определения низкой частоты на выходе эадатчика интенсивности содержит (фиг,3) нуль-индикаторы 39 и 40, выполненные на операционных уси" лителях и переключающиеся при достижении уровня f> < (0,4-0,5) Гц соответственно в отрицательном и положительном диапазоне частот, логический элемент И-НЕ 41 и логический элемент

HE 42, причем вход блока 22 соединен с неинвертирующим входом нуль-индикатора 39 и инвертирующим входом нульиндикатора 40, выходы которых через резисторы подключены соответственно к первому и второму входам логического элемента И-HE 41, выход которого через логический элемент НЕ 42 подключен к. выходу блока 22.

Блок 24 формирования длительности протекания тока динамического торможения и блок 26 задержки снятия сеточной защиты при пуске содержат (фиг.4) последовательно соединенные схему 43 задержки, выполненную íà полевых ключах и RC-цепях, и логический элемент HE 44.

Устройство для управления электроприводом переменного тока работает следующим образом.

Рассмотрим работу устройства при реверсе. Если частота на выхода задатчика интенсивности становится мень5 14327 ше Е „„= (2-3) Гц, размыкается второй ключевой элемент 33 на входе регулятора 10 ЭДС и сигнал на его выходе поступающий на вход регулятоФ

5 ра 13 тока, фиксируется на время прохождения зоны реверса от 2-3 до (-2)— ("3) Гц. ПоСле того, как частота на

:выходе. задатчика интенсивности стано-! вится больше (2-3) Гц, в отрицатель-!

,íoì диапазоне частот схема возвращается в исходное состояние, существовавшее до реверса.

Рассмотрим работу устройства при останове. При размыкании ключа командоаппарата 16 на выходе логического элемента И-НЕ 21 появляется сигнал логической единицы и размыкается первый ключевой элемент 32, После спадания частоты на выходе задатчика 7 интен 20 сивности до уровня (2-3) Гц размыкает-! ся второй ключевой элемент 33. Через некоторое время частота на выходе за датчика 7 интенсивности спадает до уровня низкой частоты (0,4-0,5) Гц и 25 на первом входе второго логического элемента И-НЕ 23 появляется сигнал логической единицы, а так как логичес, кая единица продолжает оставаться и ! на втором входе, то на его выходе по-З0 является сигнал логического нуля, Перебрасывается триггер 27 сигнала

i " Ïóñê" и íà его выходе появляется сигнал П=О. При этом на вход регулятора 13 тока с выхода блока 31 поступа,:ет сигнал динамического торможения, :а в системе 15 управления инвертором блокируется задающий генератор и "за липает" в произвольном состоянии пересчетное кольцо, обеспечивая постоян- 40 ное протекание тока динамического торможения через две фазы инвертора и двигателя.

Одновременно в блоке 24 начинается отсчет времени динамического торможения, по окончании которого на втором входе пятого логического элемента И-НЕ 30 появляется сигнал логического нуля, а на выходе — сигнал логической единицы, поступающий на второй вход системы 14 управления выпрямителем и накладывающий сеточную защиту (гашение тока), Кроме того, сразу после появления логического нуля на выходе второго логического эле- 55 мента И-НЕ 23 замыкается третий ключевой элемент 34 и обнуляется выход регулятора 10 ЭДС, что при новом пуске и подключении последнего к регулятоl2 6 ру 13 тока позволит избежать бросков тока. Если для динамичного привода необходимо обеспечить пуск сразу после останова (т.е. когда интегрирующий конденсатор ПИ-регулятор 13 тока не успел разрядиться после наложения сеточной защиты), должна быть обеспечена задержка снятия сигнала сеточной защиты при пуске, что осуществляется в блоке 26, При замыкании ключа командоаппарата 16 и наличия частоты на выходе блока 6 задания частоты f > (2-3) Гц на втором входе пятого логического элемента И-НЕ 30 сигнал логической единицы появляется сразу, а на первом входе — через некоторое время, определяемое блоком 26 задержки. В результате сеточная защита с выпрямителя снимается с некоторой задержкой, в течение которой регулятор 13 тока неинтегрирует на выходе сигнал, соответствующий полностью открытому выпрямителю 2, что необходимо для обеспечения начального заряда коммутирующих конденсаторов автономного инвертора 4 тока.

Таким образом, введение в устройство для управления электроприводом переменного тока блоков, реализующих эффективный реверс направления вращения„ повышает быстродействие и на этой основе позволяет повысить производительность механизма, а введение ключевого элемента, шунтирующего ре" гулятор ЭДС и обнуляющего сигнал на его выходе при останове привода, позволяет исключить броски тока и повысить надежность системы, формула и з о б р е т е н и я

Устройство для управления электроприводом переменного тока, содержащее преобразователь частоты, составленный из последовательно соединенных управляемого выпрямителя, дросселя и автономного инвертора тока с выходом для подключения к группе асинхронных короткозамкнутых двигателей, блок задания частоты, задатчик интенсивности, выход которого подключен к первому входу первого блока суммирования, блок деления, вход делимого которого подключен K выходу блока суммирования, а вход делителя — к первому вХоду первого блока суммирования„ регулятор ЭДС, выход которого подключен к

1432712 первому входу второго блока суммирования, второй вход которого соединен с выходом датчика тока преобразователя, а выход — с входом регулятора тока, выходом подключенного к первому входу первой системы управления, выходы которой соединены с управляющими входами выпрямителя, вторую систему управ-, ления, первый вход которой соединен с )0 выходом задатчика интенсивности, а выходы — с управляющими входами автономного инвертора тока, командоаппарат включения привода, датчик ЭДС, входы которого соединены с выходами 15 датчиков тока и напряжения двигателя, а выход — с вторым входом первого блока суммирования, о т л и ч а ю щ е— е с я тем, что, с целью повышения быстродействия при реверсировании на- 20 правления вращения и повышения надежности за счет исключения бросков тока, введены блок определения минимальной частоты рабочего диапазона регулирования, первый, второй, третий, чет- 25 вертый и пятый логические элемечты

И-НЕ, логический элемент НЕ, блок определения низкой частоты на выходе задатчика интенсивности, блок формирования длительности протекания тока дина-ЗО мического торможения, блок задержки снятия сеточной защиты при пуске,триггер сигнала "Пуск", задатчик тока динамического торможения, первый, второй, третий, четвертый ключевые элементы и блок определения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе задатчика интенсивности, а системы управления выпрямителем и инвертором снабжены вторыми входами, при этом вход блока определения минимальной частоты рабочего диапазона регулирования подключен к выходу блока задания частоты, а выход — к второму входу первого логического элемента И-НЕ, 45 первый вход которого подключен к выходу командоаппарата включения привода, а выход — к управляющему входу первого ключевого элемента, включенного между выходом блока задания частоты и50 входом задатчика интенсивности, и к вторым входам второго и. третьего логических элементов И-НЕ, вход блока определения низкой частоты на выходе эадатчика интенсивности подключен к выходу задатчика интенсивности и к входу блока определения минимальной частоты рабочего диапазона на выходе задатчика интенсивности, а выход указанного блока подключен к управляюще" му входу второго ключевого элемента, включенного между выходом блока деления и входом регулятора ЭДС, вход блока формирования динамического торможения через логический элемент НЕ подключен к выходу второго логического элемента И-НЕ, а выход — к второму входу пятого логического элемента

И-НЕ, первый вход которого соединен с выходом четвертого логического элЕмента И-НЕ, а выход — с вторым входом системы управления выпрямителем, вход блока задержки снятия сеточной защиты при пуске соединен с выходом третьего логического элемента И-НЕ и с вторым входом четвертого логического элемента И-НЕ, первый вход которого соединен с выходом блока задержки снятия сеточной защиты при пуске и с первым входом триггера сигнала Пуск, второй вход которого соединен с выходом второго логического элемента И-НЕ, первый выход триггера сигнала "11уск" подключен к управляющему входу четвертого ключевого элемента, включенного между выходом блока задания тока динамического торможения и первым входом второго блока суммирования, и к второму входу системы управления инвертором, а второй выход триггера сигнала Пуск соединен с первым входом третьего логического элемента И-НЕ, выход блока определения низкой частоты на выходе задатчика интенсивности подключен к первому входу второго логического элемента И-НЕ, выход которого соединен с управляющим входом третьего ключевого элемента, подключенного входом к входу регулятора ЭДС, выходом — к выходу регулятора ЭДС, 1432722

1432712

Составитель В.Тарасов:

Техред N.Åèäüê

Корректор Г. Решетник

Редактор С.Пекарь

Тираж 584

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Заказ 5459/51

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления электроприводом переменного тока Устройство для управления электроприводом переменного тока Устройство для управления электроприводом переменного тока Устройство для управления электроприводом переменного тока Устройство для управления электроприводом переменного тока Устройство для управления электроприводом переменного тока Устройство для управления электроприводом переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в горно-рудной и металлургической отраслях промышленности и на транспорте

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в горнорудной и металлургической промышленности , на транспорте

Изобретение относится к электрог технике и может быть использовано в горнорудной, металлургической промышленности и на транспорте

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных механизмах.Целью изобретения является повьппение точности и увеличение быстродействия, С этой целью устройство для определения скольжения асинхронного двигателя снабжено ключом 3, управляемым по сигналам нуль-органа 5 и генератора -импульсов 10, блоком 11 преобразования координат, детектором 6, выходом соединенным с входа.п-1 масштабных блоков 7-9, Входы детектора б к нуль-орг знй 5 подк.гЕочены к датчиклм токов ujv; Yпрзвля1оа;ий вход блока 11 соединен с выходом ключа 3, а два других упрявляюпдак входа fino- ка 11 через блоки 1., 13 выдепекия действительной и мнимой составляюя.,т5Х напряжения - с зыходаьш датчиков 2 напряжения статора асинхронного двигателя- Первый выход блока 1 подключен к первому входу вычитателя (в) а второй Еыуод - к первым входам В 15,;;5s Е- оры яходь укагяанных вычнтателгй подклю чень; к выходам масштабных блокоз 7-9, Выход В 54 соединен с первыми входами блоко : 4

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромышлен него назначения

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты от токов короткого замыкания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости вращения тяговых электродвигателей переменного тока, применяемых на электрическом подвижном составе

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх