Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей

 

Изобретение относится к электротехнике , предназначено для защиты электродвигателей от перегрузки и в частности для защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей много-. двигательного электропривода. Цель изобретения - повышение надежности и селективности защиты электродвигателей от перегрузки и расширение области применения на многодвигательный электропривод. Это достигается тем, что в способе защиты асинхронных электродвигателей от перегрузки по токам высших гармоник, основанном на измерении выходных параметров трансформатора тока, включенного в статорную цепь электродвигателей, дополнительно йочастотно во всем спектре частот, определенном индуктивностями статорных и роторных обмоток электродвигателей в динамическом режиме , их емкостями относительно корпуса и скольжения роторов от номинальных до критических величин, измеряют амплитуды высших гармоник тока и при достижении амплитуды определе:нной гармоники, выбранного уровня с запускают прибор измерения времени, а по частотно-временной характеристике электродвигателей и по частоте гармоники, находящейся в резонансе, выбирают допустимую выдержку времени, по истечении которой, если не прекращается действие этой высшей гармоники , отключают электродвигатель от источника энергии. 5 ил. i (Л 4 СО о: СП

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК аа (и) (58 4 Н 02 H 7/08 у.

i 6-„ (Ф

\ i.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТНЕККЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕВАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4104367/24-07

f (22) 30.05.86 (46) 07.1! 88. Бюл. В 4! (71) Донецкий политехнический институт (72) И. И. Коваленко, В.И.Чернышев и О.И.Коваленко (53) 621.316.925(088.8) (56) Гимоян Г.Г. Релейная защита горных электроустановок. И.: Недра, 1978, с. 240-251, Риман Я.С. Защита электрических установок угольных шахт. М.: Недра, 1977, с. 142-166. (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ

АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к электротехнике, предназначено для защиты электродвигателей от перегрузки и в частности для защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей много- . двигательного электропривода. Цель изобретения †. повышение надежности и селективности защиты электродвигателей от перегрузки и расширение области применения на многодвигательный электропривод. Это достигается тем, что в способе защиты асинхронных электродвигателей от перегрузки по токам высших гармоник, основанном на измерении выходных параметров трансформатора тока, включенного в статорную цепь электродвигателей, дополнительно почастотно во всем спектре частот, определенном индуктивностями статорных и роторных обмоток электродвигателей в динамическом режиме, их емкостями относительно корпуса и скольжения роторов от номинальных до критических величин, измеряют амплитуды высших гармоник тока и при достижении амплитуды определе.иной гармоники. выбранного уровня запускают прибор измерения времени, а по частотно-временной характеристике электродвигателей и по частоте гармоники, находящейся в резонансе, выбирают допустимую выдержку времени, по истечении которой, если не прекращается действие этой высшей гармоники, отключают электродвигатель от источника энергии. 5 ил.!

43б 175

Изобретение относится к электро" технике и предназначено для защиты электродвигателей от перегрузки, в частности для защиты от перегрузки

) асинхронных электродвигателей многодвигательного электропривода.

Бель изобретения — повышение надежности и селективности защиты асинхронных электродвигателей от перегрузки и расширение области примене—

;ния на многодвигательный электропри, вод.

На фиг. 1 изображено устройство

,для реализации способа; на фиг.2—

; физическая схема связи первичной и вторичной цепей асинхронного электродвигателя; на фиг.3 — схема замещения

f асинхронного электродвигателя; на ! фиг.4 — зависимость резонансной час- 2О

1 .; тоты высшей гармоники от скольжения ротора; на фиг.5 — частотно-временная характеристика защиты электродви— гателей от перегрузки, Электродвигатели 1-3 подключены к 25 шинам источника 4 энергии с помощью выключателя 5, содержащего трансформатор тока 6, во вторичную цепь которого через резонансный контур, состоящий из конденсатора 7 и перемен- 3О ной индуктивности 8, подключен измеритель 9 амплитуд токов высших гармоник.

Способ осуществляется следующим образом.

Асинхронный электродвигатель представляет собой систему двух (или в общем случае нескольких) электромагнитно связанных контуров статора и ротора (фиг.2). Статор асинхронного 1о электродвигателя включен в сеть с заданным напряжением V< и постоянной частотой f . Под действием приложенного напряжения по обмотке статора проходит ток I и. создает вращающийся магнитный поток Р, основная часть которого Ф вЂ” сцепления с обмоткой статора и ротора, а небольшая часть

Ь; — с обмоткой статора, Фд- — с обмоткой ротора. О

Потокам рассеивания Фг и ф - со1 2 ответствуют индуктивности рассеивания обмоток,статора L< и ротора I.2 и их индуктивные сопротивлениях

2Я L„ и х2 = 25 f< SL 2S ..Индуктив. Р 5 ное сопротивление ротора х2< выражают через сопротивление его обмотки в неподвижном состоянии х2 и через

S скольжение ротора, т.е. х2з = х2,>. ражаем приведенное сопротивление изо2 ляции ротора R = k R> и емкость,, роС тора относительно з емли . С

Р k7

Из схемы замещения (фиг.3) видно,, что она представляет собой контур

R, L, С, в котором индуктивность

L„k 81 2(l" 25

L=L

+

k 5

I, ф

rpe L — индуктивность намагничивания, и емкость

С,С СС

С=

С. (2)

С +С„ kС +С„

При высоком сопротивлении изоляции обмоток электродвигателя можно считать R — и тогда активное сопротивление контура определяется

7 2 rî

+- — — — г — =1+

r + k r< га

+ (3)

1 э

1 2 -О где r — активное сопротивление намагничивающего контура, учитываюшее потери в стали.

Так как сопротивление r, o r u

k > 1, то из выражения (3) следует, что сопротивление контура К определяется сопротивлением статорной обмотки и приведенным сопротивлением роторной обмотки, -..е, невелико.

В электродвигателе вследствие отличия кривой распределения магнитной

Обмотки электродвигателя имеют емкости и сопротивления изоляции относительно корпуса соответственно статора С, К и ротора Ср, R

Для анализа работы асинхронного электродвигателя пользуются замещением (фиг.3), представляющим собой электрическую схему, в которой вторичная цепь обмотки ротора соединена с первичной обмоткой гальванически вместо магнитной связи, существующей в электродвигателе, в -которой приведенные сопротивления ротора . акl тивное r7 k г2" индуктивное х

= k x2, где k " ""коэффициент трансформации, и эквивалентное сопротивление

1- нагрузки r = r — — . Аналогич.но вы"

1436175

40 индукции вдоль зазора от синусоиды кривые, наводимые в обмотках ЗДС, отличаются от синусоидальных. В цепях, содержащих нелинейные индуктивности, даже при синусоидальных. ЭДС возникают несинусоидальные токи и несинусоидальные напряжения. При достаточной добротности контура в цепи R

Ь, С наступает резонанс высшей гармоники, частота которой совпадает с собственной частотой контура

f = — — "- (4)

2Г ГЬС

Иэ выражения (1) следует, что при неизмененных значениях индуктивностей рассеивания статора Ь, ротора

L< и намагничивания Ь индуктивность контура L зависит только от величины скольжения S ротора. Фактически индуктивности рассеивания статора

Ь, ротора L 5 и намагничивания L не являются величинами постоянными и зависят от токов, проходящих по обмотках, так как при изменении тока изменяются поля потоков рассеивания и намагничивания, но они мало изменяются при сравнительно большом изменении скольжения ротора, поэтому величина индуктивности контура изменяется в основном от величины скольжения ротора — увеличивается с ростом скольжения. При постоянной емкости С, переменной индуктивности Ь получает ся спектр частот высших гармоник (фиг.4) от скольжения ротора.

В диапазоне скольжения ротора от номинальной Sö до критической S„ величин снижается резонансная частота высших гармоник. По резонансной частоте высшей гармоники определяют степень перегрузки электродвигателя и по частотно-временной характеристике (фиг.5) определяют допустимое время работы электродвигателя при возникшей перегрузке.

При перегрузке одного или нескольких электродвигателей 1-3 многодвигательного электропривода (фиг.1) или одного электродвигателя, подключенного к сети 4 с помощью выключателя 5, в статорной цепи на резонансной частоте контура возникает определенная высшая гармоники, которая трансформируется трансформатором 6 тока. На вторичную цепь трансформатора 6 тока через резонансный контур, состоящий ,иэ конденсатора 7 и переменной индук тивности 8, включен измеритель 9 токов высших гармоник.

Изменяя переменную индуктивность

8 можно настроить контур во вторичной цепи трансформатора 6 тока на спектр частот высших гармоник, возникающих при перегрузке электродвигателей. Если перегружен один электродвигатель в многодвигательном электроприводе, то возникает одна резонансная частота высшей гармоники тока, а если перегружены два или несколько электродвигателей, то возникает столько же резонансных частот. По частотно-временной характеристике (фиг.5) определяют допустимое время для работы перегруженного электродвигателя, а если перегружено несколько электродвигателей и в разной степени, то определяют допустимые промежутки времени работы для каждого электродвигателя и по истечению наименьшего отключают перегруженные электродвигатели.

Преимущества предлагаемого способа наиболее проявляются в многодвигательном электроприводе. По изменению величины тока в общей цепи многодвигательного электропривода практически невозможно осуществить защиту одного перегруженного электродвигателя, а по уровню амплитуды высшей гармоники резонансной частоты он надежно защищается.

Формула изобретения

Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей, основаный на измерении параметров тока двигателей, сравнении их с заданными и выра45 ботке команды на отключение в случае,, если они длительное время отличаются от заданных, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и селек тивнос ти и расширения об50 ласти применения на многодвигательный электропривод, в качестве измеряемого параметра выбирают амплитуду высших резонансных гармоник, причем выдержку времени на отключение умень55 шают при снижении частоты резонанс ной гармоники.

1436 75

1436175

Хг

Х1

S 0

Составитель В.Зимаков

Техред И.Верес Корректор А.Обручар

Редактор С. Патрушева

Заказ 5652/51

Тираж 651

Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей Способ защиты от перегрузки асинхронных электродвигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электрооборудования электроподвижного состава

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для релейной защиты группы электродвигателей от превышения температуры

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам для защиты электродвигателей от аварийных режимов работы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для температурной защиты группы электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам релейной защиты синхронных двигателей

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяются электроприводы переменного тока в бесконтвктном исполнении

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя переменного тока от перегрузки, преимущественно электродвигателя, установленного в герметичном реакторе и преднаэначениого для вращения перемешивающего устройства

Изобретение относится к защите герметизированных электродвигателей и может быть применено в погружных установках для нефтепромыслов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх