Способ получения высокооктанового авиабензина

 

Изобретение касается производства бензинового топлива, в частности получения высокооктанового авиабензина. Процесс ведут каталитическим крекингом прямогонной бензиновой фракции с температурой конца кипения 150oC при 440-470oC. Катализатор включает, мас.%: платину 0,1-1; хлор 0,1-1, синтетический эрионит 10-50 и Al2O3 - остальное. Эти условия позволяют упростить процесс за счет снижения его температуры при увеличении скорости подачи сырья до 4-7 ч, а также повысить качество целевого бензина по октановому числу (до 79,5 пунктов), сортности (до 118) и фракционному составу. 1 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения высокооктановых авиабензинов, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Целью изобретения является повышение качества целевого продукта и упрощение технологии процесса. Изобретение иллюстрируется следующими примерами. Пример 1 (сравнительный). Риформированию на катализаторе риформинга АН-64, содержащем 0,6 мас. платины на окиси алюминия, промотированном хлором, подвергают прямогонную бензиновую фракцию с температурой конца кипения 180oC при температуре процесса 480oC, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, давлении до 3 МПа. Из полученного катализата ректификацией выделяют головную фракцию, выкипающую до 150oC, которая содержит 54,3 мас% ароматических углеводородов, и подвергает ее гидродеароматизации в присутствии катализатора содержащего, мас. платину 1,0; хлор 0,1; синтетический эрионит 10, окись алюминия остальное. Условия гидродеароматизации: температура 400-420oC, объемная скорость подачи сырья 1,5 ч-1, соотношение водородсодержащего газа и сырья 1200 мл/л, давление до 3,0 МПа. Полученный продукт содержит 34,1 мас. ароматических углеводородов, имеет октановое число по моторному методу (0,4 м.м.) без тетраэтилсвинца (ТЭС) 75 пунктов и сортность на богатой смеси 113. Фракционный состав: Н.К.-41oC; 10% 77oC; 50% 101oC; 90% 140oC и 97,5% 152oC. Пример 2 (сравнительный). Условия риформирования и катализатор аналогичны примеру 1. Сырье прямогонная бензиновая фракция с температурой конца кипения 160oC. Полученный риформат, содержащий 53,1 мас. ароматических, подвергают гидродеароматизации в условиях примера 1. Целевой продукт содержит 33,7 мас. ароматических, имеет 0,4 м.м. 74,2 пункта, сортность 111. Фракционный состав: Н.К. 43oC; 10% 80oC, 50% 105oC, 90% - 161oC, 97,5% 183oC. Пример 3 (сравнительный). Риформированию на катализаторе АП-64 подвергают прямогонную бензиновую фракцию с температурой конца кипения 150oC при температуре процесса 490oC и объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1. Полученный риформат, содержащий 52,4 мас. ароматических, подвергают гидродеароматизации в условиях примера 1. Целевой продукт содержит 33,1 мас. ароматических, имеет 0,4 м.м. 74 пункта, сортность 111. Фракционный состав продукта: Н.К. 42oC, 10% 79oC, 50% 104oC; 97,5% 169oC. Пример 4. Прямогонную бензиновую фракцию с температурой конца кипения 150oC подвергают риформированию при 470oC, объемной скорости подачи сырья 7ч-1 на катализаторе, содержащем, мас. платину 1,0; хлор 0,1; синтетический эрионит 10; окись алюминия остальное. Катализатор готовят следующим образом. Аммонийная форма эрионита, гидроокись алюминия, раствор платинохлористоводородной кислоты смешивают. Полученную после смешивания массу формуют, сушат при 150-160oC и прокаливают при 500oC в течение 4 ч. Прокаленный катализатор загружают в реактор риформинга и процесс ведут в вышеуказанных условиях. Катализат риформинга характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 33,8 мас. 0,4 м.м. 76,1 пункта, сортность 115,8. Фракционный состав катализата: Н.К. 41oC, 10% 79oC; 50% 102oC; 90% 141oC; 97,5 168oC. Качество катализата соответствует условиям, предъявляемым к базовому компоненту авиационного бензина Б-91/115 (см. таблицу). Пример 5. Сырье, аналогичное сырью по примеру 4, подвергают риформированию при 440oC и объемной скорости подачи 4 ч-1 на катализаторе, содержащем, мас. платину 0,1; хлор 1,0, синтетический эрионит 50; окись алюминия остальное. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 34,2 мас. 0,04 м.м. 77,4 пункта; сортность 117,2. Фракционный состав катализата: Н.К. 42oC; 10% 80oC; 50% 104oC; 90 140oC; 97,5% 166oC. Пример 6. Сырье по примеру 4 подвергают риформированию в условиях, аналогичных примеру 4, на катализаторе, содержащем, мас. платину 0,5; хлор 0,5; синтетический эрионит 5; окись алюминия остальное. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 33,6 мас. 0,4 м. м. 74,4 пункта; сортность 114. Фракционный состав: Н.К. 41oC; 10% 82oC; 50% 102oC; 90% 142oC; 97,5% -169oC. Пример 7. Сырье по примеру 4 подвергают риформированию с условиях, аналогичных примеру 5, на катализаторе, содержащем, мас. платину 0,5; хлор 0,5; синтетический эрионит 60% окись алюминия остальное. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 37,1 мас. 0,4 м.м. 79,0 пункта; сортность 118. Фракционный состав: Н.К. 43oC; 10% 81oC; 50% 101oC; 90% 141oC; 97,5 167oC. Пример 8. Прямогонную бензиновую фракцию с температурой конца кипения 160oC подвергают риформированию при 460oC, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1 на катализаторе, содержащем, мас. платину 0,5; хлор 0,5; синтетический эрионит 30; окись алюминия остальное. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 34,6 мас. 0,4 м.м. 79,5 пункта, сортность 118,4. Фракционный состав: Н.К. 42oC; 10% 80oC; 50% 103oC; 90% 162oC; 97,5% 186oC. Пример 9. Прямогонную бензиновую фракцию с температурой конца кипения 130oC подвергают риформированию в условиях и на катализаторе примера 8. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 33,1 мас. 0,4 м.м. 75,2 пункта; сортность 113,7. Фракционный состав: Н.К. -35oC; 10% 75oC; 50% 85oC; 90% 134oC; 97,5% 147oC. Пример 10. Сырье по примеру 4 подвергают риформированию при 480oC и объемной скорости подачи 7 ч-1 на катализаторе, аналогичном примеру 8. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 36,8 мас. 0,4 м.м. 78,5 пункта, сортность 119,1, Фракционный состав: Н. К. 37oC; 10% 76oC; 50% 98oC; 90 140oC; 97,5 171oC. Пример 11. Сырье по примеру 4 подвергают риформированию при 430oC и объемной скорости подачи 4 ч-1 на катализаторе, аналогичном примеру 5. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических 32,1 мас. 0,4 м.м. 73,7 пункта, сортность 113,6. Фракционный состав: Н. К. 43oC; 10% 84oC; 50% 101oC; 90% -141oc; 97,5 162oC. Пример 12. Сырье с температурой кипения 155oC перерабатывают на катализаторе и в условиях примера 8. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических углеводородов 34,2 мас. октановое число 78,9 (м. м. ), сортность 118,4. Фракционный состав: Н.К. - 42oC; 10% 80oC; 50% 104oC; 90% 147oC; 97,5 - 180oC. Пример 13. Сырье с температурой конца кипения 140oC перерабатывают на катализаторе и в условиях примера 8. Полученный катализат характеризуется следующими показателями: содержание ароматических углеводородов 33,2 мас. октановое число 76,0 (м. м.); сортность 116,7. Фракционный состав: Н.К. - 39oC; 10% 77oC; 50% 100oC; 90% 133oC; 97,5% 144oC. Как видно из представленных примеров, снижение температуры конца кипения сырья риформинга до 150oC при осуществлении риформинга на известном катализаторе АП-64 с последующей гидродеароматизацией риформата не позволяет получить базовый компонент авиабензина Б-91/115, удовлетворяющий требованиям ГОСТ по октановому числу и сортности (примеры 2 и 3) и фракционному составу (пример 2). В то же время, снижение температуры конца кипения до 160oC и осуществление риформинга в предлагаемых условиях и на предлагаемом катализаторе также не позволяет удовлетворить требованиям ГОСТ по фракционному составу (примера 8). Резкое снижение температуры конца кипения сырья (пример 9) и осуществление процесса на предлагаемом катализаторе и в предлагаемых условиях приводят к существенному облегчению фракционного состава жидкого продукта за счет повышения крекинга при пониженной сортности целевого продукта. Использование катализатора риформинга с содержанием эрионита более 50 мас. (пример 7) и менее 10 мас. (пример 6) в предлагаемых условиях приводит к получению продукта с неудовлетворительными показателями качества по содержанию ароматических и по антидетонационным свойствам соответственно. Осуществление процесса при температуре выше 470oC (пример 10) также приводит к существенному облегчению фракционного состава продукта, в то время как понижение температуры риформинга ниже 440oC (пример 11) не позволяет получить базовый компонент авиабензина, удовлетворяющий требованиям ГОСТ по октановому числу и сортности. Повышение температуры конца кипения сырья до 155oC приводит к превышению требуемых ГОСТ температур выкипания 90 и 97,5 снижение температуры конца кипения до 140oC не позволяет получить бензин с требуемыми сортностью и температурой начала кипения.

Формула изобретения

Способ получения высокооктанового авиабензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции при повышенной температуре и давлении в присутствии катализатора, содержащего платину, хлор, окись алюминия, отличающийся тем, что, с целью повышения качества целевого продукта и упрощения технологии процесса, используют катализатор, дополнительно содержащий синтетический эрионит при следующем соотношении компонентов, мас. Платина 0,1 1,0 Хлор 0,1 1,0 Синтетический эрионит 10 50 Окись алюминия Остальное в качестве исходного сырья используют прямогонную бензиновую фракцию с температурой конца кипения 150oС и процесс проводят при 440 470oС.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 17.12.2003

Извещение опубликовано: 10.07.2008        БИ: 19/2008




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к органической химии, а именно к способу получения высокооктановых бензиновых фракций и/или ароматических углеводородов путем переработки низкооктановых углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 35 - 200oC

Изобретение относится к способу получения высокооктанового бензина и ароматических углеводородов из углеводородного сырья, содержащего алифатические олефины и парафины, с использованием цеолитсодержащего катализатора и может быть применено в нефтепереработке и нефтехимии

Изобретение относится к способам получения ароматических углеводородов из углеводородного сырья и может быть использовано в нефтепереработке и нефтехимии для переработки газов, содержащих парафины и олефины C2-C4, и различных бензиновых фракций в высокооктановые бензины, обогащенные по сравнению с сырьем ароматическими углеводородами, а также в концентрат ароматических углеводородов

Изобретение относится к синтетическому слоистому материалу МСМ-56, его получению и использованию в качестве сорбента или компонента катализатора конверсии органических соединений

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности к методам получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов из алифатических углеводородов C2-C12 в присутствии цеолитсодержащих катализаторов

Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов

Изобретение относится к способам переработки низкооктановых бензиновых фракций путем каталитического риформинга для получения высокооктановых бензинов

Изобретение относится к области переработки углеводородного сырья на основе алифатических углеводородов, преимущественно обессеренного нестабилизированного газового конденсата с температурой выкипания 20-190 град

Изобретение относится к процессу изомеризации н-парафиновых углеводородов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
Наверх