Привод рабочих органов машин для внесения органических удобрений
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к оборудованию машин для внесения органических удобрений. Цель изобретения - повьппение зксплуатационной надежности ну тем предохранения привода рабочих органов от перегрузок. Привод рабочих органов содержит коническо-цилиндрический редук тор, составной промежуточный вал которого состоит из двух частей, соединенных между собой при помощи плавающей муфты 10. Часть вала 9. кинематически связанная с разбрасывающим органом, установлена консольно. Другая часть вала 11, связанная с цепочно-планчатым транспортером, расноложена внутри полого консольно установленного вала-щестерни 12, на конце которого установле.ча предохранительная муфта 13, снабженная усгройством блокировки в виде опорного кольца в разомкнуто.м состоянии . 1ри возрастании момента сопротивления на цепочно-планчатом транспортере величины настройки предохранительной муфты 13 происходит ее размыкание. После устранения причин перегрузки привода вал 1 1 проворачивают с опорным кольцом в противоположную сторону, что приводит к замыканию муфты 13 и возобновлению работы привода. 1 з. п. ф-лы, 5 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1449047 А 1 (5)) 4 А 01 С 3/О
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4031979/30-15 (22) 05.03.86 (46) 07.01.89. Бюл. Ле 1 (7l ) Белорусский политехнический институт (72) А. Т, Скойбеда, А. И. Бобровник, Н. А. Бендик (8(.) ), Беззази Б. А. (Г) 7), А. A. Сабада<п и Н. М. Жук < ) (53) 631.333(088.8) (56) Машина для внесения органических удобрений ПРТ-10. Техническое описание и инструкция по аксп.<уатации. Минск. Цолычя
1980.
Авторское свидетельство СССР ,)л< 1176867, кл. А 01 С 15/09, 1984. (54) IIPHBO3, РАБОЧИХ ОРГАНОВ МАШИН ДЛЯ BI IF(.FHÈË ОРГАНИЧЕСКИХ
УДОБРЕНИЙ (57) Изобретение относится к сельскохозяи< TB<. иному машиностроению, в частности к оборудованик) машин для внесения органических удобрений. 1!ель изобретения — floвып<ение эксплуатационной надежности пу теч предохранения привода рабочих органов от перегрузок. Привод рабочих органов
< одержит коническо-цилиндрический редук тор, составной промежуточный вал которого состоит из двух частей, соединенных чеж.<у собой при помощи плавающей муфгы 10. Часть вала 9. кинематически связанная с разбрасывающим органом, установлена консольно. Другая часть вала 11, связанная с цепочно-планчатым транспортером, расположена внутри полого консольно установленного вала-шестерни 12, на конце которого установлена предохранительная муфга 13, снабженная усгройством блокировки в ниде опорного ко.lbllà в разомкнутом состоянии. Iри возрастании момента сопротивления на цепочно-планчатом транспортере бо.! bп<е величины нас ройки предохранительной чуфты 13 происходит ее азмыкание.
ГIосле устранения причин перегрузки привода вал 1! проворачивают с опорным кольцом и противоположную сгорону, что приводит к замыканию муфты 13 и возобновлению работы привода. 1 з. и. ф-лы, 5 ил.
1449047
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроени о, в частности к оборудованию машин для внесения органических удобрений.
Цель изобретения — повышение надежности работы привода рабочих органов и улучшение эксплуатационных качеств машин для внесения органических удобрений путем обеспечения надежного предохранения привода рабочи органов машины от перегрузок.
На фиг. 1 показана кинематическая схема привода рабочих органов машин для внесения органических удобрений; на фиг. 2 кинематическая схема коническо-цилиндрического редуктора; на фиг. 3 продольный разрез кулачковой предохранительной муфты; на фиг. 4 и 5 -- вид А на фиг. 3 (фазы работы муфты).
llривод рабочих органов машин дпя внесения органических удобрений (фиг. 1) содержит карданный вал 1 телескопического типа. передний 2 и задний 3 валы, соединенные цепной муфтой 4, коническо-цилиндрический редуктор 5 (фиг. 2) содержит ведущий вал 6, выполненный за одно целое или жестко связанный с шестерней 7, которая входит в зацепление с коническим колеc0vI 8, закрепленным на консольно установленном в подшипниковых опорах вала 9, кинематически связанном с разбрасывающим органом. Вал 9 через плавающую муфту 10 связан с валом 11, проходящим внутри полого, консольно установленного в подшипниковых опорах вала-шестерни 12, На концах валов 11 и 12 смонтирована кулачковая ripe roKð3)IHTåëüHBH муфта 13. Вал-шестерня 12 находится в зацеплении с зубчатым колесом 14, закрепленным на выходном валу 15 редуктора, кинематически связанном с цепочно-планчатым транспортером.
Полумуфты с пазами плавающей муфты 10 могут быть выполнены непосредственно на валах 9 и 11 или жестко закреплены на них. Между полумуфтами расположен промежуточный диск 16 с кулачками, выполненными на противоположных торцах крестообразно и входящими в соответствующие пазы на полумуфтах. На конце полого вала-шестерни 12 жестко закреплена ведомая полумуфта 17 кулачковой предохранительной муфты 13 (фиг. 3), на торце одного из кулачков которой закреплен штифт 18, входящий в прорезь опорного кольца 19 с торцовыми выступами, имеющими окружной шаг; равный шагу кулачков Опорное кольцо 19 расположено внутри ведущей полумуфты 20, установленной с возможностью осевого перемещ.ния по шлицам на конце вала 11 и подпружиненной к ведомой полумуфте )i набором тарельчатых пружин 21, расположенных внутри стакана 22, закрепленного на ведущей полумуфте 20. Сила сжатия полумуфт 17 и 20, 3 следовательно, и величина передаваемого муфтой крутящего мо5
55 менты, регулируется при помощи шайбы 23, набора колец 24, фиксируемых на валу 11 стопорным кольцом 25.
Вал 11 центрируется внутри полого валашестерни 12 с помощью подшипников 26 скольжения и может быть выполнен в виде торсиона.
Привод рабочих органов машин для внесения органических удобр(ний работает следующим образом.
Предварительно ocугцеcTBJIHEOT настройку кулачковой предохранит«льной муфты 13
Hd величину допускаемо) 0 ., утящего момента, действующего !I3 цепочно-планчатый транспортер, с учетом передаточного отноIlleния кинематической цепи, связывающей вал-шестерню 12 с веду<ними валами ветвей
Тр3 H(Ii0pTepd. НlicTpOHK3 ocъ ill(ств.)летс я пхтем изменения количеств; ) ;олен в наборе 24.
Крутящий моме)IT 01 карданного вала 1 телескопического типа )ерсз валы 2 и 3, цеп
Hl K) мх фтх 4, E3(l.п E> H к< ничс(KQ Kl III! CT(pHIo 7 пер(дается HEI коническое колесо 8., 1алее крутящий момент разделяется на два потока. один из них с консольно установленного вала 9 через кинематическую цепь передается на разбрасываю>цее устройство, а другой с вала 11 через кулачковую предохраительную муфту 13,;п>лый в(iil-и естерню 12, цилиндричесhO(кол(co 1-1 )<еред()ется на выходной в;).I 15 кони цско-ци.)индрического редх ктор;I, )..(3ëee крутя)ций мом(ч(т, Г)вздел и вп(и(ь (. (це раз на два lioTohd, передается ч(рез < 00гветствуK)IILHC ки(ц маТИЧ(. СКИС IIOII H >I 3 В(Дl lliH(Вd. I Ы В(I Bt. И II(IIO×—
Но-планч )того транснорпера.
1lpH возрастании мом Hò3 cOllpoTHBления на ц(.Иочно-планч атом трансll<)pT(. ре BOBpdс. тает момент, передаваемый кулачковой предохранительной муфтой 13. Г!ри достижении моментов сопротивления величины, на передачу которой настроена предохранительная муфта 13, произойдет ее размыкание.
При этом ведугцая полумуфта 20 вместе с установленным с возможностьк> вращения на нс и опорным кольцом 19 )3 сч(I H 1 отталкивания, возникак>щих на раб()чих поверхностях кулачков, сжимая пружины 21, выйдет из зацепления с B(rîìoé полумуфтой
l7, кулачки которой обопрутся на выспуны опорного кольца 19. При дальней)пем i
Для замыкания муфты после устранения причин перегрузки IlpHBO!)3 пепочно-планчатого транспортера достаточно вал 11 вместе с ведущей полумуфтой 20 и опорным
1449047 кольцом 19 провернуть в противоположную сторону. При этом кулачки ведомой полумуфты 17 сойдут с выступов опорного кольца 19, а пружины 21, перемешивая ведущую полумуфту 20 вместе с опорным кольцом 19 по шлицам вала 11, замкнут муфту 13.
Установка в приводе рабочих органов кулачковой предохранительной муфты с устройством блокировки ведущей полумуфты в разомкнутом положении обеспечивает надежное предохранение элементов привода и рабочих органов от перегрузки, что приводит к повышению надежности привода рабочих органов машин для внесения органических удобрений и к улучшению эксплуатационных качеств машин.
Выполнение части промежуточного вала кон ическо- цилиндрического редуктора, кинематически связанной с транспортером в виде торсиона приводит к снижению динамических нагрузок в приводе.
Формула изобретения
1. Привод рабочих органов машин для внесения органических удобрений, содержащий карданный вал, передний и задний валы, соединенные посредством ценных муфт, предохранительную муфту и коническо-цилиндрический редуктор, промежуто:— ный вал которого кинематически связан с цепочно-планчатым транспортером и с разбрасывающим органом, от,шчающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем предохранения привода рабочих органов машин от перегрузок, промежуточный вал выполнен из соединенных плавающей муфтой частей, а вал-шес1ерня — полым, установлен консольно и на его конце закреплена ведомая полумуфта с кулачками на ее торцовой поверхности, при этом часть промежуточного вала, конец которой кинематически связан с разбрасывающим органом, установлена консольно, а часть вала, конец которой кинематически связан с цепочно-планчатым транспортером, 15 расположена в полости вала-шестерни и на ее конце установлена с возможностью осевого перемещения подпружиненная ведущая полумуфта со смонтированным на ней с возможностью вращения устройством ее блокировки в разомкнутом положении в виде опорного кольца с выступами и прорезью, в которой расположен штифт, закрепленный на торце однгго из кулачков ведомой полумуфты.
2. Привод по и. 1, отличающийся тем, что, 25 с целью снижения динамических нагрузок в приводе, часть промежуточного вала, кинематически связанная с цепочно-планчатым транспортером, выполнена в виде торсиона.! 449047 ди14 подвернута
Щ(/2 4
13
cput.5 !.((! сии ((.ii, 1> I>! t>H(>ti ! ела л > )I (. 11;I TÐ (((с в;> 1с>;>(11 1!>;(с I((>i>l oë((>;: .Ì >1;(> o»x(>tttt>(t(> и
>ила, >,,iрк>t I 3 ира >л ((I 1(.(иi i >«>i
1!11!1111111 осударствеино> о ло»» . ета (.<.С!> ио исаа>и изобр(теиий и отлр>,(тий
113035, М скво. Ж !5. Ра1(иола>(иаб, а, 4 5>
11рои иодствеHHo-поли> оа(1>ич(и ("р л. (; иятие. I >игори,;. (.l Пр>н л l>((я, 4