Способ управления вентильным электродвигателем

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является повьшение энергетических показателей путем уменьшения потерь в обмотках при работе двигателя на регулировочных характеристиках. Способ управления вентильным электродвигателем с числом пар полюсов Р ит-секционными обмотками заключается в том, что коммутируют ключи одной группы каждого из преобразователей 16 и 24 частоты на каждом межкоммутационном интервале и регулируют токи по методу токовый коридор независимо в каждой из обмоток 2 и 6 якоря электродвигателя 1, контролируют смены межкоммутационных интервалов в обмотках 2 и 6 якоря и при смене межкоммутационного интервала в одной из обмоток якоря, например 6, отключают от источника 17 питания секцию 7 этой обмотки якоря ключом 18 анодной группы преобразователя 24 частоты указанной обмотки . После указанной смены межкоммутационного интервала коммутируют ключ 19 анодной группы преобразователя 24 частоты обмотки 6, а при смене межкоммутационного интервала в первой обмотке 2 якоря коммутируют ключи катодной группы преобразователя 24 частоты обмоток 6 якоря. Способ позволяет уменьшить протекание токов в отключенных от источника питания секциях обмоток якоря вентильного электродвигателя 1, возникающее за счет трансформаторных связей секций обмоток якоря и потерь на перекоммутацию ключей в сил овой части вентильного электродвигателя. 5 ил. а (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1464278 А1 ц1) 4 Н 02 Р 6/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4147163/24-07 (22) 17.11.86 (46) 07.03.89. Бюл. К 9 (72) В.И.Катаев, Н.А.Катаева и Л.В.Холмов (53) 62-83:621.316.718.5(088.8) (56) Заявка Японии У 51-42726, кл. 55 С 1, 1976.

Авторское свидетельство СССР

У 1415348, кл. Н 02 Р 6/02, 1986. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЬК

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение энергетических показателей путем уменьшения потерь в обмотках якоря при работе двигателя на регулировочных характеристиках.

Способ управления вентильным электродвигателем с числом пар полюсов

P и ш-секционными обмотками заключается в том, что коммутируют ключи одной группы каждого из преобразователей 16 и 24 частоты на каждом межкоммутационном интервале и регулируют токи по методу "токовый коридор" независимо в каждой из обмоток 2 и

6 якоря электродвигателя 1, контролируют смены межкоммутационных интервалов в обмотках 2 и 6 якоря и при смене межкоммутационного интервала в одной из обмоток якоря, например 6, отключают от источника 17 питания секцию 7 этой обмотки якоря ключом 18 анодной группы преобразователя 24 частоты указанной обмотки. После указанной смены межкоммутационного интервала коммутируют ключ 19 анодной группы преобразователя 24 частоты обмотки 6, а при смене меяжоммутационного интервала в первой обмотке 2 якоря коммутируют ключи катодной группы преобразователя 24 частоты обмоток 6 якоря. Способ позволяет уменьшить протекание токов в отключенных от источника питания секциях обмоток якоря вентильного электродвигателя 1, возникающее за счет трансформаторных связей секций обмоток якоря и потерь на перекоммутацию ключей в силовой части вентильного электродвигателя.

5 ил.

1464278

1р 2 и второй 6 обмоток якоря вентильствление такого регулирования тре- .

30 бует применения датчиков 28 и 29

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с многообмоточными вентильными электродвигателями.

Цель изобретения — повышение ,энергетических показателей вентильного электродвигателя путем уменьшения тепловых потерь в обмотках якоря, обусловленных токами, протекающими в отключенных от источника питания секциях обмоток якоря, при работе двигателя на регулировочных характеристиках.

На фиг.1 представлена блок-схема вентильного электродвигателя с двумя трехсекционными обмотками якоря; .на фиг.2 — принципиальная схема источника управляющих сигналов ключами преобразователей частоты вентильного электродвигателя; на фиг.3— эпюры напряжений в узлах блок-схемы на фиг.1; на фиг.4 — осциллограмма тока секций обмотки якоря вентильного электродвигателя при регулировании токов ключами противоположных, чем в предлагаемом способе, групп; на фиг.5 — то же, при регулировании токов в соотве"гствии с предлагаемым способом.

Индексы при напряжениях, изображенных на эпюрах фиг.3, соответствуют позициям блок-схемы на фиг.1 и принципиальной схемы на фиг.2.

Вентильный электродвигатель содержит электрическую машину 1 с индуктором, имеющим числом пар полюсов P = I и двумя обмотками якоря.

Первая обмотка 2.якоря содержит три секции (m = 3) 3-5, а вторая обмотка

6 — три секции 7-9. Обмотки сдвинуты друг относительно друга на фиксированный угол 1Г/2mP = Y/6. Первая обмотка 2 якоря связана ключами 10—

15 анодной и катодной групп первого преобразователя 16 частоты с источником 17 питания, а вторая обмотка 6 якоря — ключами 18-23 анодной и катодной групп второго преобразователя 24 частоты с указанным источником 17 питания.

По сигналам источника 25 управляющих сигналов осуществляется управление ключами преобразователей

1Ü и 24 частоты. Наличие напряжения на управляющих входах управляемых ключей 10-15 и 18-23, например транзисторов, свидетельствует о том, что

55 они открыты. Ключи каждого из указанных преобразователей 16 и 24 частоты снабжены диодами мостов обратного тока. Источник 25 управляющих сигналов снабжен управляющими входами 26 и 27, на которые подаются сигналы на регулирование токов соответственно в секциях первой ного электродвигателя. Наличие напряжений, например, на первом уп равляющем входе 26 свидетельствует о том, что секции первой обмотки 2 якоря отключены от источника 17 питания.

Источник 25 управляющих сигналов может быть выполнен как по разомкнутой схеме на базе генератора импульсов и распределителя, так и. по замкнутой, например, с использованием датчика положения ротора.

Двухпозиционное токовое регулирование по методу "токовый коридор" осуществляется в первой 2 и второй

6 обмотках якоря независимо соответственно по входам 26 и 27 источника 25 управляющих сигналов. Осущетока соответственно первой 2 и вто- рой 6 обмоток якоря, а также гистерезисных реле 30 и 31, первое из ко торых включено между входом датчика

28 тока и управляющим входом 26 источника 25 управляющих сигналов.

Гистерезисное реле 31 включено между выходом датчика 29 тока и управляющим входом 27 указанного источника 25.

Подключение датчика тока, например датчика 28, на фиг.1 не показано, так как он может быть включен, например, как между мостом обратного тока и преобразователем 16 частоты, так и в секции первой обмотки 2 якоPH °

Источник 25 управляющих сигналов имеет выходы 32-43 (фиг.2),подключенные к управляющим выводам ключей соответственно 10-15 и 18-23. Он выполнен на базе датчика 44 положения ротора с двумя комплектами чувствительных элементов. Первый комплект чувствительных элементов имеет выходы 45-47, связанные с управляющими выводами ключей 10-15 перво-. го преобразователя 16 частоты через функциональный преобразователь 48.

1464278

Ъ

30

55!!ервые три выхода функционального преобразователя 48 свяэаны с управляющими выводами ключей 10-12 анодной группы преобразователя 16 частоты через блок 49 схемы ЗАПРЕТ. Вторые три выхода функционального преобразователя 48 связаны с управляющими выводами ключей 13-15 катодной группы преобразователя 16 частоты через блок 50 схемы ЗАПРЕТ.

Второй комплект чувствительных элементов имеет выходы 51-53 связанные с управляющими выводами ключей

118-23 второго преобразователя 24 частоты через функциональный преобразователь 54. Первые три выхода функционального преобразователя 54 связаны с управляющими выводами ключей

18-20 анодной группы преобразователя 24 частоты через блок 55 схемы

ЗАПРЕТ. Вторые три выхода функционального преобразователя 54 связаны с управляющими выводами ключей

21-23 катодной группы преобразовате.ля 24 частоты через блок 56 схемы

ЗАПРЕТ.

Седьмые выходы функциональных преобразователей 48 и 54 подключены к управляющим входам 57 и 58 соответственно второго 59 и первого 60 распределителей импульсов токового управления, первые выходы 61 и 62 которых подключены соответственно к управляющим входам блоков 55 и 49 схемы ЗАПРЕТ, а вторые выходы 63 и

64 — к управляющим входам соответственно блоков 56 и 50 схемы ЗАПРЕТ.

Информационные входы распределителей

60 и 59 служат соответственно управляющими входами 26 и 27 источника

25 управляющих сигналов.

Датчик 40 положения ротора может быть любого типа, например индуктивный с подмагничиванием. На его выходах 45-47 и 51-53 (фиг.2) формируются сигналы о положении ротора электрической машины 1, смещенные в комплектах для рассматриваемого случая (фиг.3) друг относительно друга на угол 2x/3. Длительность каждого сигнала соответствует угловому повороту ротора на Т

Сигналы второго комплекта чувствительных элементов отстают от сигналов первого комплекта на длительность, соответствующую угловому повороту ротора на /6.

Способ управления вентильным электродвигателем и источником 25 управляющих сигналов осуществляется следующим образом.

Пусть ротор вентильного электродвигателя вращается и на управляющие входы 26 и 27 источника 25 управляющих сигналов поступают импульсы двухпозиционного токового регулирования. При этом регулирование тока в обмотках 2 и 6 якоря электродвигателя осуществляется посредством коммутации только одной из групп ключей каждого из преобразователей

16 и 24 частоты. Например, на интервале времени (фиг.3) регулирование осуществляется посредством коммутации ключей 11 и 18 анодных групп соответственно преобразователей 16:. и 24 частоты. В функциональных преобразователях 48 и 54 осуществляют контроль смен межкоммутационных интервалов и при смене межкоммутационного интервала, например, в опреде,ленный момент времени во второй об/мотке 6 якоря отключают от источника 17 питания секцию 7 указанной обмотки 6 якоря ключом 18 анодной группы второго преобразователя 24 частоты.

После указанной смены межкоммутапионных интервалов коммутируют ключ 19 анодной группы второго преобразователя 24 частоты. После очередной смены межкоммутационных интервалов в первой обмотке 2 якоря в момент времени t коммутируют ключ катодной группы второго преобразователя 24 частоты.

Работа ключей преобразователя 16 частоты осуществляется аналогично с временным сдвигом, соответствующим угловому повороту ротора на Т /6.

Установлено, что если на первой половине межкоммутационного интервала (фиг.4) в обмотке якоря после естественной перекоммутации, например, ключей анодной группы преобразователя частоты этой обмотки якоря осуществлять импульсное токовое регулирование ключом катодной группы указанного преобразователя частоты, то возможно открытие диода одной стойки и противоположной группы ключу и протекание импульсных токов в направлении, противоположном тому, в котором протекал спадающий ток отключенной от источника пита78

5 14642 ния секции после естественной перекоммутации ключами анодной группы указанного преобразователя.

Напротив, если на второй половине межкоммутационного интервала

5 (фиг.4) импульсно воздействовать на ключ анодной группы, то возможно открытие диода одной стойки и одноименной группы закрываемому ключу и 10 протекание импульсного тока в направлении, в котором протекал спадающий ток отключенной от источника питания секции после естественной перекоммутации ключами анодной группы рассматриваемого преобразователя час(! тоты.

Способ управления вентильным электродвигатепем позволяет уменьшить, а в ряде случаев исключить протекание токов в отключенных от источника питания секциях обмоток якоря вентильного электродвигателя, возникающее за счет трансформаторных связей указанных секций с секциями обмоток. 25 якоря, в которых. осуществляется регулирование токов. Это снижает, а в ряде случаев исключает потери в меди обмоток якоря в отключенных от ис( точника питания секциях обмоток яко- З0 ря, чем повышаются энергетические показатели электромеханического преобразователя.

Снижение мощности потерь в элек( тромеханическом преобразователе ". ( уменьшает массу требуемого теплоотвода и средств активного охлаждения.

Наряду с этим разгрузка ключей и диодов моста обратного тока преобразователей частоты от импульсов на40

®димого тока также способствует снижению потерь в силовой электронн . части вентильных электродвигателей. Все это способствует применению таких электродвигателей в системах электроприводов автономных объектов.

Формула изобретения

Способ управления вентильным электродвигателем с числом пар полюсов P и двумя m-секционными обмотками якоря, сдвинутыми друг относительно друга. на угол Р/2mp, каждая из которых подключена через. преобразователь частоты с анодной и катодной группами ключей к источнику

1 питания, при котором коммутируют ключи одной из групп каждого преобразователя на каждом межкоммутационном интервале и регулируют токи по методу "токовый коридор" независимо в каждой из обмоток якоря, контролируют смены межкоммутационных интервалов в обмотке якоря и при смене межкоммутационного интервала в одной из обмоток якоря отключают от источника питания одну иэ секций этой обмотки якоря ключом, например, анодной группы преобразователя частоты указанной обмотки, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей путем уменьшения тепловых потерь в обмотках якоря при работе двигателя на регулировочных характеристиках, после указанной смены межкоммутационных интервалов коммутируют ключи анодной группы преобразователя частоты указанной обмотки, а при смене межкоммутационного интервала в другой обмотке якоря коммутируют ключи катодной группы преобразователя частоты первой из указанных обмоток.

1464278

1464278

Так секции

О 06

<

Составитель А.Головченко

Редактор П.Гереши Техред М.Дидык Корректор N.Ìàêñèìèøèêåö

Заказ 832/57 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж".35, Раушская наб., д.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ управления вентильным электродвигателем Способ управления вентильным электродвигателем Способ управления вентильным электродвигателем Способ управления вентильным электродвигателем Способ управления вентильным электродвигателем Способ управления вентильным электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильных электроприводах, например в вентильных электроприводах, авиационньпс механизмов

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к вентильным электродвигателям (ВД)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления вентильным электродвигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов, к которым предъявляются требования по минимизации шумов и вибраций

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов с высокими требованиями к шумовым характеристикам, например, в бытовой технике

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в широкорегулируемых вентильных двигателях

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления и регулирования

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемых вентильных электроприводах, в частности в электроприводах для управления запорной арматурой в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к устройству и способу для управления гибридным двигателем, а более конкретно к устройству и способу для управления гибридным двигателем, в котором в роторе вместо катушки индуктивности используется постоянный магнит

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в широко регулируемых вентильных двигателях

Изобретение относится к инструментам с электрическим приводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для приведения в действие контактных систем устройств регулирования напряжения силовых трансформаторов под нагрузкой

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для возбуждения синхронного электродвигателя с постоянными магнитами, встроенного в электрическое транспортное средство
Наверх