Способ определения адгезионной прочности покрытия

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1467459 (51) 4 С 01 N 19/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР (21) 4229188/25-28 (22) 13.04.87 (46) 23.03.89. Бюл. У 11 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) Л.И.Тушинский, А.А.Батаев, В.А.Батаев и Д.Б.Цемахович (53) 620.179.4 (088.8) (56) Хасуй А., Моригаки О. Наплавка и напыление. — М.: Машиностроение, 1985, с. 181-182.

Авторское свидетельство СССР

1Г 1208497, кл, С 01 N 19/04, 1983. .(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДГЕЗИОННОИ

ПРОЧНОСТИ ПОКРЫТИЯ ,(57) Изобретение относится к испыта.тельной технике, предназначено для . . определения адгезионной прочности покрытия с основой и позволяет повысить точность определения путем исключения срезающих усилий при отрыве штифта от покрытия. На боковую поверхность штифта 2 наносят слой 4 антифрикционного материала, а в зазоре между боковой поверхностью отверстия подложки 1 и штифтом 2 раз-. мещают заполнитель 3, в качестве которого используют песчано-цементный раствор. После отверждения заполнителя 3, покрытие 5 не проникает в зазор и не схватывается с боковыми поверхностями отверстия подложки 1 и штифта 2, а при приложении к штифту 2 отрывающей нагрузки заполнитель препятствует возникновению срезающих усилий в покрытии 5. Слой 4 антифрикционного материала снижает до минимума усилие, затрачиваемое на преодоление трения штифта 2 о заполнитель 3. 1 ил.

1467459

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения адгеэионной прочности покрытия с основами.

Целью изобретения является повышение точности определения адгезионной прочности покрытия с основой путем исключения срезающих усилий при отрыве штифта от покрытия. 1Î

На чертеже показана схема устрой.ства для реализации предлагаемого способа.

Способ осуществляют следующим образом. 15

В подложке 1 выполняют осевое отверстие, устанавливают заподлицо с поверхностью подложки 1 в ее отверстии штифт 2 с зазором и размещают в зазоре между боковыми поверх- 2Î костями отверстия подложки 1 и штифта

2 заполнитель 3. Предварительно пе-! ред установкой,штифта 2 на его боковую поверхность наносят слой 4 антифрикционного материала толщиной не более 10 мкм. В качестве заполнителя 3 используют песчано-цементнйй раствор, который нри отверждении не дает усадку,, выбирает зазор между .подложкой 1 и штифтом 2, хорошо схва- ЗО тывается с материалом подложки 1, а слой 4 антифрикционного материала предотвращает схватывание заполнителя 3 со штифтом 2. После отверждения заполнителя 3 наносят на поверхность подложки 1, общий торец штифта 2 и запол-. нитель 3 испытуемое покрытие 5. При этом благодаря твердому заполнителю

4 покрытие 5 не попадает"на боковые поверхности отверстия подложки f 4O и штифта 2.

Полученный образец устанавливают на опорной шайбе 6, которая контакти рует с основанием 7 через сепаратор

8 с шариками 9. Прикладывают к штиф- 45 ту 2 нагрузку до отрыва его от покрытия 5. При этом заполнитель 4 предотвращает прогиб испытуемого покрытия 5 и этим исключается возникновение в покрытии 5 срезающих усилий при отрыве от него штифта 2. Наличие

Р слоя 4 антифрикционного материала снижает до минимума усилия, затрачиваемые на преодоление трения штифта

2 о заполнитель 4. Измеряют величи- .

1 ну нагрузки при отрыве штифта 2 от покрытия 5 и площадь торца штифта, по известной формуле определяют прочность сцепления покрытия с основой.

П р и м .е р. Подложку 1 и штифт 2 изготавливают из стали 3 в горячекатаном состоянии. Размеры поперечного сечения штифта составляют Зн20 мм.

Наружный диаметр подложки составляет

42 мм, внутренний 34 мм. В качестве заполнителя 3 используют песчано-цементный раствор. Соотношение песка и цемента составляет 1:1. Для составления раствора используют цемент марки 300 ° В качестве слоя 4 антифрикционного материала применяют "Циатим-201".

На подготовленную поверхность плазменным образом наносят покрытие 5, марки ПН85Ю15, толщиной 0,6 мм. Образец устанавливают,на испытальное устройство, производят нагружение штифта 2 вплоть до отрыва его от покрытия 5 и фиксируют силу развиваемую машиной растяжения (не показана) в момент отрыва штифта 2.

Прочность сцепления покрытия с основой составляет 25 MIIa,. против

36 МПа по известному способу, в котором испытуемое покрытие расплавляет заполнитель и проникает в зазор между подложкой и штифтом.

Формула изобретения

Способ определения адгезионной прочности покрытия, по которому используют подложку с осевым отверстием, устанавливают заподлицо с поверхностью подложки в ее отверстии штифт с зазором, размещают в зазоре заполнитель, доводят его до отверждения, наносят на поверхность подложки, торец штифта и заполнитель испытуемое покрытие, прикладывают к штифту нагрузку до отрыва его от покрытия и по ее величине определяют адгеэионную .прочность, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что, с целью повышения точности определения, в качестве заполнителя используют песчано-цементный раствор, а на боковую поверхность штифта перед его установкой в отверстии наносят слой антифрикционного материала.

Способ определения адгезионной прочности покрытия Способ определения адгезионной прочности покрытия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытанию адгезионных связей полимера с металлом

Изобретение относится к испытанию материалов на прочность и может быть использовано для определения прочности сцепления покрытия с подложкой

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основой и позволяет сократить продолжительность и повысить точность определения путем учета влияния сопротивления переходной зоны материалов покрытия и основы

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для изготовления образцов для определения прочности сцепления тонких пластин и позволяет повысить точность определеция прочности сцепления при испытании

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено дпя определения адгезионной прочности покрытий и позволяет повысить точность при определении адгезионной прочности покрытий, нанесенных на подложки из сверхупругого материала, Подложку 1, на торец которой нанесено испытуемое покрытие 2, деформируют путем ее сжатия в поперечном направлении до отделения покрытия

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основой и позволяет повысить точность при испытании образцов с пленочными покрытиями путем обеспечения равномерного сдвига по толщине испытуемого покрытия

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основой и позволяет повысить точность путем обеспечения равномерного сдвига покрытия

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основным материалом

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх