Обучающее устройство

 

Устройство относится к средствам автоматики и может быть использовано для оценки действительного уровня подготовки операторов клавиатурных аппаратов в процессе их обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Поставленная цель достигается за счет обеспечения условий работы операторов на тренажере, адекватных реальным условиям, при которых имеется возможность исправления замеченных обучаемым ошибок по установленным правилам без учета их при оценке действительного уровня подготовки обучаемого. Выбор ячейки блока 2 оперативной памяти, в которой хранится кодовая комбинация знака, подлежащего передаче обучаемым, осуществляется с помощью реверсивного счетчика 7. В случае исправления обучаемым своей ошибки счетчик 7 устанавливается в состояние, определяющее адрес кодовой комбинации первого знака последнего правильно переданного слова, а поэтому дальнейший контроль точности передачи знаков начинается также с этого знака. Общее количество допущенных ошибок фиксируется другим реверсивным счетчиком 12. Однако ошибки, замеченные обучаемым, после их исправления по установленным правилам сразу же вычитаются из общего количества ошибок, фиксируемых счетчиком 12. Новым в устройстве является использование блока 18 управления, генератора 15, счетчика 13 фиктивных ошибок, счетчика 10 пробелов, одновибратора 22, двух элементов ИЛИ 17, 21, трех элементов И 4, 9, 19, формирователя 16 импульсов сброса. Устройство также содержит формирователь 1 кодов задания, блок 2 оперативной памяти, коммутатор 3, блок 5 индикации задания, блок 6 сравнения, счетчик 7 адресов, переключатель 8, блок 11 ввода ответных действий оператора, счетчик 12 общего количества ошибок, элемент ИЛИ 14,блок 20 индикации ошибок. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (so 4 С 09 В 9/00

ВИМИНАЛ

ЫП Лд.;,,... „ ;щ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Б: aliis!9, .,,;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР,(21) 4303507/24-24 (22) 07.09.87 . (46) 07,05,89, Бюл. N - 17 (72) M.È.Aíòîíþê, В.И.Аблязов, М.Н,Малеваный и Д.И.Войтович (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 238912, кл. G 09 В 9/00, 1967. (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к средствам автоматики и.может быть использовано для оценки действительного уровня подготовки операторов клавиатур- ных аппаратов в процессе их обучения.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.По„„Я0„„1478243 А1 ставленная цель достигается за счет

\ обеспечения условий работы операторов на тренажере, адекватных реальным условиям, при которых имеется возможность исправления замеченных обучае" мым ошибок по установленным правилам без учета их при оценке действительного уровня подготовки обучаемого, Выбор ячейки блока 2.оператив ной памяти, в которой хранится кодо- вая комбинация знака, подлежащего передаче обучаемым, осуществляется с помощью реверсивного счетчика 7.

В случае исправления обучаемым своей ошибки счетчик 7 устанавливается в состояние, определяющее адрес кодовой комбинации первого знака послед».; 1.

1478243 него правильно переданного слова, а поэтому дальнейший контроль точности передачи знаков начинается также с этого знака, Общее количество допущенных ошибок фиксируется другим реверсивным счетчиком 12, Однако ошибки, замеченные обучаемым, после их исправления по установленным правилам сразу же вычитаются из общего количества ошибок, фиксируемых счетчиком 12, Новым в устройстве является использование блока 18 управления, генератора 15 счетчика 13 фиктивных

Изобретение относится к средствам автоматики и может. быть использовано для контроля действительного уровня подготовки операторов клавиатурных (телеграфных) аппаратов в процессе обучения.

Целью. изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения условий работы оператора на тренажере, адек- 1ð ватных реальным условиям, при которых имеется возможность исправить замеченные обучаемым ошибки по установленным правилам и не учитывать их при оценке действительного уровня подготовки обучаемого.

После каждой ошибки, допущенной оператором, осуществляется анализ передаваемых в дальнейшем символов.

Если после ошибки следует последова- 2р тельность символов (Ж Ж ПРОБЕЛ), то это означает, что обучаемый сам заметил свою ошибку и приступил к ве исправлению. В этом случае после переда. чи символов сочетания перебоя (Ж Ж .25

ПРОБЕЛ) в предлагаемом. устройстве. дальнейший. контроль точности передачи информации ведется,с первого знака последнего правильно. переданного слова. Выбор ячейки оперативного sano-jo минающего устройства, в которой хранится кодовая..комбинация знака, подлежащего передаче обучаемым, осуществляется с помощью... реверсивного счетчика. В случае..исправления обучаемым своей ошибки данный. счетчик уста35 ошибок, счетчика 10 пробелов, одновибратора 22, двух элементов ИЛИ 17, 21, трех элементов И 4,9,19, формирователя 16 импульсов сброса, Устройство также содержит формирователь 1 кодов задания,.блок 2 оперативной памяти, коммутатор 3, блок 5 индикации задания, блок 6 сравнения, счетчик 7 адресов, переключатель 8,о блок

11 ввода ответных действий оператора, счетчик 12 общего количества ошибок, элемент ИЛИ 14, блок 20 индикации ошибок. 1 з.п. ф-лы, 2 ил, навливается.в. состояние, определяющее адрес кодовой комбинации первого знака последнего правильно переданного слова, а потому дальнейший конт-. роль точности передачи знаков начинается также с этого знака, общее количество допущенных оператором ошибок фиксируется другим реверсивным счет-, чиком. Однако. ошибки, замеченные обучаемым после их исправления по уста-, новленным правилам, сразу же вычитаются из общего количества ошибок, фиксируемых данным счетчиком.

На фиг, 1 изображена структурная схема предлагаемого устройства1 на. фиг. 2 — функциональная схема блока управления.

Предлагаемое устройство содержит формирователь 1 кодов. заданий., который имеет информационные выходы и выход синхронизации, подключенные к.соответствующим входам. блока 2 опе ративной памяти, .а также адресные выходы, соединенные с входами коммутатора 3, В качестве формирователя 1 могут использоваться известные устройства считывания информации а перфоленты, с магнитной ленты и др. Перед началом работы необходимый текст задания с помощью формирователя 1 записывается в блок 2, Блок 2 предназначен для хранения кодовых комбинаций знаков текста задания, коммутатор 3 - для установки адреса в блоке 2 при записи или считывании информации, элемент H 4 - для

1478243 выделения кодовой комбинации символа

ПРОБЕЛ (в коде MTK-2 кодовая комбинация символа ПРОБЕЛ имеет вид 00100), отделяющего одно слово от другого в тексте задания.

Устройство также содержит блок 5 индикации задания, предназначенный для отображения на своем табло символа текста задания, подлежащего переда.10 че обучаемым, блок 6 сравнения, счетчик 7 адресов, переключатель 8., элемент И 9, счетчик 10 пробелов, предназначенный для формирования сигнала установки в исходное. состояние блока управления при поступлении на его счетный вход двух импульсов с выхода элемента И 4, блок 11 ввода ответных действий оператора, предназначенный для передачи обучаемым символов текста задания..Блок 11 представляет собой клавиатурный датчик и обеспечивает формирование двоичного кода знака и импульса синхронизации при передаче.с помощью клавиатурного текста задания.

Устройство также содержит счетчик

12 общего количества ошибок, счетчик .13 фиктивных. ошибок, элемент ИЛИ

14, генератор 15, формирователь 16 импульсов сброса, элемент ИЛИ 17, блок 18 управления, элемент И 19, блок 20 индикации ошибок, элемент

ИЛИ 21, одновибратор 22, Блок 18 предназначен для формирования сигнала возврата, обеспечиваю- 35 щего переход счетчика 7 к адресу первого символа последнего правильно переданного слова передачи обучаемым символов сочетания перебоя и состоит . из элементов И 23-28, элемента ИЛИ . 40

29, распределителя 30.импульсов, элементов ИЛИ 31 и 32 и И 33.

На четвертом выходе распределителя 30 сигнал возврата формируется только нри поступлении сигнала нали- 45 чия фиктивной ошибки на входе элемен. та.,И 33 и при последовательном поступлении от блока 11 ввода ответных действий на входы элементов И 23 и

24 кодовых комбинаций сочетания пере- 50 боя совместно с имйульсами синхро низации,. которые стробируют элементы

И 25-28.

Элемент И 19 предназначен для формирования пачек импульсов, в которых 55 число импульсов равно числу, зафиксированному в счетчике 13. Элемент .

И 19 имеет выход,.подключенный к входам обратного счета счетчиков 12 и 13, и два-входа, один из которых соединен с выходом генератора 15, а другой — с выходом элемента ИЛИ 21.

Блок 20 предназначен для визуального контроля общего количества допущенных оператором ошибок, элемент

ИЛИ 21 — для формирования сигнала наличия фиктивной ошибки, зафиксированной счетчиком 13. Элемент ИЛИ 21 имеет входы, подключенные к выходам счетчика 13, и выход, соединенный с входом разрешения выделения блока 18 и входом элемента И 19.

Одновибратор 22 предназначен для формирования одного прямоугольного импульса по заднему фронту сигнала возврата, формируемого блоком 18, Элементы И 23 и 24 предназначены для выделения кодовых комбинаций символов Ж и ПРОБЕЛ соответственно (в коде ИТК-2 кодовые комбинации этих символов имеют следующий вид1 Ж

01111, ПРОБЕЛ 00100) из потока комби » наций, поступающих с информационных выходов блока 11.

Элементы И 25 и 27 предназначены. для формирования импульсов сброса в исходное состояние блока 18 при не-, правильной передаче обучаемым символов сочетания перебоя.

Элементы И 26 и 28 предназначены для формирования импульсов счета для раСпределителя 30 при передаче обуча-. емым символов сочетания перебоя. Через элемент И 33 на счетный вход распределителя 30 проходят импульсы только при наличии сигнала наличия фик-. тивной ошибки, поступающего с выхода элемента ИЛИ 21 на вход элемента И

33, Распределитель 30 предназначен для формирования сигнала возврата после передачи обучаемым символов сочетания перебоя.

Устройство работает следующим образом.

По сигналу, поступающему с выхода формирователя 16 все блоки устройства устанавливаются в исходное состояние. При этом счетчики 7, 12 и 13 устанавливаются в состояние "0", на выходах распределителя 30 сигнал логической единицы устанавливается на первом выходе. Нулевое состояние счетчика 13 обуславливает отсутствие сигнала наличия фиктивной ошибки на выходе элемента ИЛИ 21, а отсутствие сигнала возврата на выходе блока 18

5 147 обеспечивает выключенное состояние генератора 15 и установку счетчика

10 в нулевое состояние. Кроме того, импульс "Сброс", поступающий на вход формирователя 1, обеспечивает его запуск и перепись кодовых комбинапий знаков текста задания,подлежашего передаче обучаемым, из формирователя 1 в блоке 2, Переключатель 8 .а этом случае должен находиться в положении "Запись".. Лист с текстом задания, кодовые комбинации символов которого записаны в блоке 2, перед началом работы выдается обучаемому. Передача этого текста осуществляется путем нажатия обучаемым соответствующих клавиш блока 11. Передача каждого символа текста сопровождается сравнением с помощью блока 6 кодовых комбинации, поступающих от блока 11 с кодовыми комЬинациями знаков задания, записанного в блоке 2 °

После передачи очередного символа текста задания на информапионных выходах блока 2 устанавливается кодовая комбинация следующего символа.

Управление блоком 2 осуществляется с помощью счетчика 7, Каждый импульс, формируемый на выходе синхронизации блока 11, поступая через первичный элемент ИЛИ 14 на вход счетчика 7, обеспечивает увеличение на единицу его состояния, которое и определяет адрес кодовой комбинации символа текста задания. Если обучаемый не делает ошибок, то остальные блоки устройства в работе не участвуют. По-, сле выполнения задания счетчик 12 в этом случае остается в нулевом состоянии..

При работе с ошибками возможны два варианта действий обучаемого.

В первом варианте обучаемый сам замечает допущенные им ошибки, исправляет их по установленным правилам и про.

Должает передавать тектс дальше. В этом случае сигнал ошибки, сформиро.ванный блоком 6, фиксируется счетчиками 12 и 13, Передаваемые после сигнала ошибки символы сочетания перебоя регистрируются схемой выцеления сочетания переЬоя блока 18. Из-за несоответствия передаваемых обучаемым символов сочетания перебоя и предъявляемых из блока 2 символов текста задания на выходе несовпадения блока

6 формируются импульсы, которые тоже фиксируются счетчиками .12 и t3. Если

8?43

O за

55 затем из числа, зафиксированного счетчиком 12, вычесть число, зафиксированное счетчиком 13, то счетчик

12 устанавливается в такое состояние, в котором он находится до момента совершения обучаемым ошибки, Таким образом, исправленная по установленным правилам ошибка не засчитывается обучаемому. Переход к передаче последнего правильно переданного слова при исправлении ошибок осуществляется путем уменьшения состояния счетчика 7.

Во втором случае оЬучаемый передает текст, не замечая допущенной им ошибки. При этом„ как и в первом случае, сигнал ошибки фиксируется счетчиками 12 и 13. Однако после передачи обучаемым слова, в котором он допустил ошибку, счетчик 13 импульсом, сформированным на выходе элемента И 9 (при правильной передаче символа ПРОБЕЛ, следующего после слова, в котором допущена обучаемьм ошибка), устанавливается в нулевое состояние, а счетчик 12 сохраняет свое состояние.

Таким образбм, в счетчике 12, остают-. ся зафиксированными все неисправленные обучаемым ошибки.

Рассмотрим работу в первом случае.

Сигнал ошибки, формируемый на выхо де несовпадений блока 6, поступает на входы прямого счета счетчиков 12 и 13. Наличие хотя бы одной фиктивной ошибки, зафиксированной счетчи-. ком 13, обеспечивает формирование на выходе элемента ИЛИ 21 сигнала наличия фиктивной ошибки. Наличие этого сигнала на входе разрешения выделения блока 18 и поступление на информационные входы этого же блока 18 символов сочетания перебоя вызывают формирование сигнала возврата на его выходе. Этот сигнал разрешает формирование импульсов. на выходе генератора 15 прямоугольных импульсов, не разрешает формирование на выходе эле мента И 9 импульса сброса счетчика

13 и разрешает счет символов ПРОБЕЛ в. счетчике 10.

С выхода генератора 15 импульсы, проходя через элемент И 19, открытый сигналом наличия фиксивной ошибки, поступают на входы обратного счета счетчиков 12 и 13. Состояния обоих счетчиков уменьшаются до тех пор, пока счетчик 13 не устанавливается в нулевое состояние н на выходе элемен-. та ИЛИ 21 действие сигнала наличия.

1478243 фиктивной ошибки прекращается. Таким образом, счетчик 12 остается в том состоянии, в котором он находился до совершения обучаемым послецней ошиб5 ки.

Возврат к началу последнего правильно переданного слова осуществляется при уменьшении состояния счетчика 7 с помощью прямоугольных импульсов, формируемых генератором 15 и поступающих на вход обратного счета. счетчика 7, На информационных выхо-. дах блока 2 в этом случае последовательно формируются кодовые комбинации символов, ранее переданных обучаемым. Признаком начала последнего правильно переданного слова является поступление с этих выходов блока 2 двух кодовых комбинаций символа

ПРОБЕЛ, которые выявляются с помощью элемента И 4. При поступлении с выхода элемента И 4 на счетный вход счетчика 10 двух импульсов на выходе последнего формируется сигнал, устанав- 25 ливающий блок 18 в исходное состояние, После этого действие сигнала на выходе блока прекращается, Таким образом, состояние счетчика 7 возвращается к той ячейке блока 2, в которой

30 записана кодовая комбинация символа

ПРОБЕЛ, находящегося перед последним, правильно переданным словом. Переход к первому символу последнего правильно переданного слова происходит по импульсу, поступающему с выхода одно- 35 вибратора 22 через элемент ИЛИ 14 на вход счетчика 7. Запуск одновибрато-, ра 22 осуществляется по заднему фронту сигнала возврата, формируемого блоком 18. 40

Во втором случае, когда обучаемый не замечает допущенную ошибку и про». должает передавать текст дальше, все ошибки фйксируются в счетчике 12, Признаком того, что обучаемый не за- 4> метил свою ошибку является передача обучаемым. по тексту задания символа

ПРОБЕЛ, находящегося после слова, в котором допущена ошибка.

Сигнал ошибки, формируемый на вы- 50 ходе несовпадений блока 6, также, как и в первом случае, фиксируется в счетчиках 12 и 13. Однако импульс сброса, формируемый элементом И 9, при передаче символа ПРОБЕЛ устанав- у ливает счетчик 13 в нулевое состояние. При этом блоки устройства устанавливаются в исходное состояние, а ошибка, допущенная обучаемым, остается зафиксированной в счетчике 12, Использование предлагаемого устройства для обучения операторов клавиатурных аппаратов выгодно отличается от других известных устройств обучения, так как обеспечение реаль-., ных условий работы операторов повышает эффективность их профессиональной подготовки. Опыт подготовки операторов клавиатурных аппаратов показал, что 70/ ошибок обучаемый может заметить и исправить их по установленным правилам.

Формула изобретения

1. Обучающее устройство, содержащее Формирователь кодов задания, первый и второй информационные выходы которого подключены.к соответствующим входам блока оперативной памяти, а третий информационный выход— к первому информационному входу коммутатора, второй информационный вход

L которого соединен с выходом счетчика адресов, управляющий вход - с выходом переключателя, а выход — с адресным входом блока оперативной памяти, выходы которого подключены к соответствующим входам блока индикации задания и соответствующим входам первой группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими информационными выходами блока ввода ответных действий оператора, а первый выход - с входом прямого счета счетчика общего количества ошибок, выход которого подключен к входу блока индикации ошибок, и первый элемент ИЛИ, один вход которого соецинен с управляющим выходом блока ввода ответных действий оператора, а выхоц — с входом прямого счета счетчика. адресов,о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены..первый, второй и третий элементы И, второй и третий элементы ИЛИ, счетчик пробеловэ одновибратор формирователь импульсов сброса, счетчик фиктивных ошибок, генератор и блок управления, информационный и первый управляющий входы которого подключены .к соответствующим выходам блока ввода ответ-, ных действий операторов, второй,третий и четвертый управляющие входы1478243

10 к выходам соответственно третьего элемента ИЛИ, формирователя импульсов сброса и счетчика пробелов., а выход - к входам генератора одноЭ вибратора, первому входу второго элемента И и входу разрешения, работы счетчика пробелов, информационный вход которого и второй вход второго элемента И соединены с выходом пер-. вого элемента И, входы которого подключены к соответствующим выходам блока оперативной памяти, управляющий вход блока сравнения соединен с соответствующим выходом блока ввода ответных действий оператора, первый выход - с входом прямого счета счетчика фиктивных ошибок, а второй выход - с.третьим входом второго элемента И, выход которого подключен к первому входу второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с установочным входом счетчика фиктивных оши+ бок, а второй вход †. с выходом формирователя импульсов сброса, подключенных к. установочным входам. счетчика общего количества ошибок, счетчика адресов и формирователя кодов задания, выход одновибратора соединен с другим входом первого элемента ИЛИ, первый вход третьего элемента И подключен к выходу третьего элемента ИЛИ, выход — к входам обратного счета счетчиков общего количества ошибок и фиктивных ошибок, а второй вход — к выходу генератора и вхо- З5 ду обратного счета счетчика адресов, выходы счетчика фиктивных ошибок соединены с соответствующими входами третьего элемента ИЛИ.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что в нем блок управления содержит семь элементов И, три элемента ИЛИ и распределитель импульсов, первый и второй входы которого соединены с выходами первых элемента ИЛИ и элемента И соответственно, первый и второи выходы — с соответствующими входами второго элемента ИЛИ, третий выход - с первыми выходами второго и третьего элементов

И, а четвертый выход является выходом блока, входы четвертого и пятого элементов И являются соответствующими информационными входами блока, первые входы шестого и седьмого элементов И подключены к выходу четвертого элемента И, вторые входы второго, третьего, шестого и седьмого элементов И являются первым управляю; щим входом блока, третьи входы второго и третьего элементов И соединены с выходом пятого элемента И, а третьи .входы шестого и седьмого элементов И вЂ” с выходом второго элемента ИЛИ, первый и второй входы первого элемента ИЛИ подключены к выходам соответственно шестого и второго элементов И, а третий и четвертый входы являются соответственно третьим и четвертым управляющими входами блока, первый и второй входы третьего элемента ИЛИ соединены с выходами соответственно седьмого и третьего элементов И, а выход — с первым входом первого элемента И, второй вход которого является вторым управляющим входом блока.

1478243

1 Ы 2

Составитель А.Карлов

Техред JI.Олийнык Корректор А.Обручар

Редактор И,Шулла

Заказ .2366/50 Тираж 470 Подписное

ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике ,в частности, к техническим средствам, применяемым для обучения операторов систем управления безошибочным действиям в аварийных ситуациях, а также к средствам испытаний систем управления

Изобретение относится к техническим средствам контроля и может быть использовано для оценки уровня подготовки операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике ,в частности, к техническим средствам контроля качеств работы операторов АСУ, и может быть применено для контроля диспетчером работы подчиненных операторов в режиме управления реальным объектом, а также для обучения операторов с использованием для этой цели как реальной АСУ, так и ее имитатора

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике ,в частности, к устройствам контроля качества деятельности операторов АСУ

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет значительно расширить диапазон решаемых задач при обучении правилам движения транспорта на регулируемых перекрестках путем создания большого числа различных дорожных ситуаций

Изобретение относится к технисредствам обучения и оценки качества деятельности и может быть .использовано при обучении, операторов в.системах человек - машина

Тренажер // 1463323

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к имитаторам бортового кислородного оборудования для авиационных тренажеров

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх