Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин

 

Изобретение относится к области электротехнике и может быть использовано в технологическом оборудовании для изготовления электрических машин. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение качества изделий путем стабилизации натяжения сматываемой ленты. Обмотчик содержит вращающийся диск с центральным отверстием и прорезью для ввода изолируемой катушки, на котором установлены катушки изоляционной ленты 8, снабженные механизмом натяжения с компенсационным рычагом 10, имеющим толкатель 14, и устройством 9 ориентирования ленты. Механизм натяжения выполнен в виде тормозной ленты 21, охватывающей шкив 20, закрепленный на каркасе катушки, двуплечего рычага 22, снабженного тормозным рычагом 29, упором 28 и роликом 27 для контактирования с толкателем 14. Тормозная лента 21 закреплена одним концом на диске, а другим - на двуплечем рычаге 22, который установлен шарнирно. Устройство 9 ориентирования ленты выполнено в виде подпружиненного с двух сторон пальца 32, шарнирно установленного в  - образном кронштейне. Палец 32 на концах имеет буртики винтовой формы. Лента 8 перед выходом на изолируемую катушку огибает ролик 15 и палец 32. При намотке ленты 8 на катушку компенсационный рычаг 10 отклоняется, преодолевая усилие пружины. Таким образом, за счет подтормаживания шкива 20 и усилия пружины 17 компенсационного рычага 10, создается регулируемая сила натяжения. Если вследствие некруглой формы сечения катушки усилие натяжения увеличивается, то лента 8, преодолевая силу пружины 17, поворачивает компенсационный рычаг 10 по часовой стрелке и он, воздействуя на тормозную ленту 21 посредством двуплечего рычага 22, уменьшает торможение шкива 20 и натяжение изоляционной ленты 8 уменьшается. При этом тормозной рычаг 29 предохраняет катушку от инерционного поворота и ударных нагрузок, а палец 32 устанавливается поперек направления движения ленты 8, обеспечивая ее равномерное натяжение по ширине. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ CQBETCHHX

СОЩИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 Н 02 К 15/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4293439/24-07 (22) 03.08.87 (46) 15,05.89. Бюл. И - 18 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро комплексной технологии электроремонта (72) Е. В. Стариков и В. В. Момонт (53) 621 318. 44 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 141222. кл, Н 02 К 15/04, 1961. (54) ОБМОТЧИК ДПЯ НАЛОЖЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННОЙ ЛЕНТЬ1 НА КАТУШКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

МАШИН

„„SU„„> 480039 А 1 (57) Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в технологическом оборудовании для изготовления электрических машин. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение качества изделий путем стабилизации натяжения сматываемой ленты. Обмотчик содержит вращающийся диск с центральным отверстием и прорезью для ввода изолируемой катушки, на котором установлены катушки изоляционной ленты 8, снаб— женные механизмом натяжения с компенсационным рычагом 10, имеющими тол148п039 катель 14, и устройством 9 ориентирования ленты. Механизм натяжения выполнен в виде тормозной ленты 21, охватывающей шкив 20, закрепленный иа каркасе катушки, двуплечего рычага 22, снабженного тормозным рычагом

29, упором 28 и роликом 27 для контактироваиия с толкателем 14. Тормозная лента 21 закреплена одним концом на диске, а другEiM — на двуплечем рычаге 22, который установлен шарнирно. Устройство 9 ориентирования ленты выполнено в виде подпружиненного с сто роя и ал1> ца 3 2, шарнирно тановлениого в С-образном кронштейне. Палец 32 иа концах имеет буртики винтовой формы. 1!еита 8 перед выходом на изолируемую катушку огибает ролик 15 и палец 32. При намотке ленты 8 на катушку компенсационный рычаг 10 отклоняется, преодолевая усиИзобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьпиле ни о с ти.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение качества изделий путем стабилиз ации натяжения сматыва-. емой ленты и автоматического изменения угла.

На фиг. 1 изображен обмотчик, общий вид; иа фиг. 2 — разрез А †на фиг. 1; на фиг. 3 — устройство ориентирования ленты, вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 — кинематическая схема меха

15 низма натяжения.

Обмотчик содержит вращающийся в корпусе l зубчатый диск 2, имеющий центральное отверстие и прорезь, за20 крываемую крышкой 3, для ввода изолируемого стержня 4. Привод диска 2 осуществляется зубчатой шестерней 5, связанной с двигателем (не показан) .

На диске 2 закреплены на подшипииковых опорах каркасы 6 для размещения сменных катушек 7 с запасом изоляционной ленты 8, Здесь же для каждой катушки установлено устройство 9 ориентирования ленты относительно обма30 тываемого .стержня 4 и механизм натя-, лие пружины. Таким образом, за счет подтормаживания шкива 20 и усилия пружины 17 компенсационного рычага

10 создается регулируемая сила натяжения. Если вследствие не— круглой формы сечения катушки усилие натяжения увеличивается, то лента 8, преодолевая силу пружины 17, поворачивает компенсационный рычаг

10 по часовой стрелке и он, воздействуя на тормозную ленту 21 посредством двуплечего рычага 22, уменьшает торможение шкива 20 и натяжение изоляционной ленты 8 уменьшается. При этом тормозной рычаг 29 предохраняет катушку от инерционного поворота и ударных нагрузок, а палец 32 устанавливается поперек направления движения ленты 8„ обеспечивая ее равномерное натяжение по ширине. 2 3 п. ф-лы, 4 ил. жения с компенсационным рычагом 10.

Катушка 7 изоляционной ленты закрепляется на каркасе 6 с помощью крышки

11 и гайки 12, Компенсационный рычаг

10 установлен свободно на оси 13 и содержит толкатель 14, закрепленный в его средней части и ролик 15 для пропуска ленты 8. Ролик 15 свободно установлен на оси 16, закрепленной на свободном конце рычага 10 и выполнен в виде поворотной катушки. Толкатель 14 выполнен в виде скобы, В нерабочем положении компенсационный рычаг 10 поджат пружиной 17 кручения к регулирующему упору 18, закрепленному в пазу 19 диска 2. Усилие поджатия рычага 10 регулируется подкручиванием пружины 17. Перемещением упора 18 в пазу 19 {уменьшается или увеличивается угол поворота рычага10) задается необходимая величина компенсации ленты, сообразуясь с размерами сечения изолируемого стержня

4, Механизм натяжения содержит тормозной шкив 20, жестко закрепленный на каркасе 6, и охвачен тормозной лентой 21. Один ее конец закреплен на диске 2, а другой на верхнем плече двуплечего рычага 22, подпружинен1480039 ного пружиной ?3, которая соединена с регулироночным винтом 24, взаимодействующимим с r айкой 25, з акр епле иной на диске 2. Рычаг 22 установлен снов бодно ня оси 26. На его нижнем плече закреплен ролик 27, а верхнее плечо снабжено упором 28. Тормозной рычаг

29 установлен здесь же шарнирно и снабжен фрикционной колодкой 30, В нерабочем положении тормозной рычаг

29 поджат пружиной кручения к упору

28, между фрикционной колодкой 30 H тормозным шкивом имеется зазор с, величина которого регулируется винтом 31 .

Устройство 9 ориентирования обеспечивает постоянство натяжения изо— ляционной ленты по ширине и состоит из пОдпружиненнОгО с двух сторон паль ца 32, установленного btfBpHHp но на оси 33, закрепленной в С-образном кронштейне 34, который смонтирован на диске 2. В боковых стенках кронштейна 34 имеются удлиненные отверстия 35, 36, в которых свободно раз— мешены концы пальца 32. Отнерстия 35>

36 предназначены для ограничения поворота пальца 32 относительно оси

33. Палец 32 íà концах снабжен бур— тиками 37, 38. Они выполняют функцию упоров и ограничивают перемещение изоляционной ленты 8 вдоль оси пальца

32, Форма буртиков образована пересечением двух прямоугольных винтовых канавок противоположных направлений.

Угол наклона винтовых капявок установлен исходя из угля намотки ленты на стержень.

Обмотчик работает следующим образом.

В исходном положении катутки 7 с изоляционной лентой 8 закреплены на каркасе 6. Установку требуемого натяжения ленть. 8 проводят посредством регулирования пружины 23 винтом 24.

Пружина 17 регулируется таким образом, чтобы создаваемое компенсационным рычагом натяжение было близким по величине к натяжению, создаваемо— му ленточным тормозом 21, После ус-. тановки изолируемой катушки 7 в зону обмотки (в отверстие зубчатого диска

2 через прорезь при открыт»й крышке

3) изоляционную ленту 8 з ян равляют через ролик 15 и палец 32 на стержень

4 и закрепляют °

Включается привод, и зубчатый диск

2 с закрепленными катушками 7 получа1О

55 ет вращение от приводя посредством шестерни 5 и перемешается поступателыю по контуру изолируемой катушки, В.момент трогя.-ия диска 2 компенсационный рычаг 10 начинает отклоняться, преодолевая усилие пружины 17, тем самым создавай определенное натяже— ние, и как только необходимая пускои

1I вая длина ленты уйдет, компенсационный рычаг 1О толкателем 4 нажимает на ролик 27 и поворачивает рычаг 22 против часовой стрелки. При этом ленточный тормоз 21 о слябляе тся . начинает вращаться каркас 6 с катушкой 7 и происходит о бматын «ние стержня 4.

Натяжение обмятываемой ленты 8 при этом создается зя счет подтормаживания шкива 20 ленточным тормозом и усилием пружины 17 компенсационного рычага 10.

При увеличении натяжения ленты вследствие некруглой формы сечения обматываемого стержня лен-а 8, пре»долевая усилие пружины 17, поворачивает компенсационный рычаг 10 дальше вправо и посредством толкателя 14 поворачивает двуплечий рычаг 22. При этом тормозная лента 21 отпускает шкив 20 и натяжение ленты 8 уменьшается. Фрикционняя колодка 30 тормозного рычага 29 контактирует в этот момент со шкивом 20 и слегка подтормаживает его, предохраняя от инерционного поворота, Натяжение ленты 8 при этом создается усилием пружины

17 компенсационного рычага 10 и за счет подтормяживания шкива 20 тормоз— ным рычагом 29.

При уменьшении натяжения ленты 8 пружина 17 поворачивает компенсационный рычаг 10 влево на некоторый угол . и ус траняе т провис ание ленты. Толк атель 14 освобождает ролик 27, рычаг

22 поворачивается под действием пружины 23 по часовой стрелке, тормозной рычаг 29 отходит от шкива 20, а тормозная лента 21 обхватывает его, увеличивая тормозное усилие и обеспечивает требуемое натяжение ленты 8.

Колебания натяжения в процессе обматывания стержня незначительны, поскольку провисание ленты 8 невелико из-за наличия постоянного подтормаживания катушки то ленточным тормозом, то тормозным рычагом попеременно, а компенсационный рычаг 10 не только компенсирует провисание ленты, но и сохраняет при этом натяжение, близкое

1480039 к заданному постоянно нл протяже ии всего процесса обмлтьвания.

Изоляционная лента 8 перед попаданием на обмлтывлемый стержень 4 оги5 бает пялец 32 устройства 9 ориентирования. Палец 32 под действием давления, окязывлемого лентой 8, устанан.пинается поперек направлению ее движения, поворачиваясь относительно оси 10

33. Край ленты 8 контактирует с буртиками 37 или 38 в зависимости от направления обмотки, которые обеспечивают Фиксацию ленты 8 относительно рабочей поверхности пальца 32. Ось пальца 32 в процессе работы независ»мо от направления обмотки устанавливается под углом, величина которо- го дополняется до 90 углом намотки ленты, что обеспечивает ее равномерное натяжение по ширине. При унеличении периметра сечения стержня 4, например в случае наложения многослойной обмотки, угол намотки ленты 8 на стержень 4 меняется, при этом палец 25

32 самоустянанливается под соответствующим углом наклона, обеспечивая тем самым плотное наложение ленты нл обматьвяемый стержень.

ЗО

Фо ри ул я и з о б р е т е н и я

1. Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин, содержащий зубчатый диск с центральным отверстием и прорезью для ввода изолируемого стержня, связанный с приводом вращения и несущий оси для установки сменных катушек с изоляционной лентой, механизм натяжения, включающий тормозной рычаг, компенсационный рычаг с роликом на конце и механизм ориентирования ленты относительно обма тын аемого стержня, установленный рядом с каждой осью катушки, о тлич ающий с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения качества изделий путем ста— билизации натяжения сматываемой ленты, он снабжен подпружиненным двуплечим поворотным рычагом, тормозным . шкивом, установленным на оси катушки и охваченным тормозной лентой, один конец которого закреплен на зубчатом диске, а другой — на двуплечем рычаге, сыабженном на одном плече роликом и упором — на другом, а компенсацион— ный рычаг снабжен толкателем, при этом тормозной рычаг шарнирно закреплен на двуплечем рычаге,и подпружииен к его упору, а толкатель имеет возможность взаимодействия с роликом двуплечего рычага.

2. Обмотчик по п; 1, о т л и ч аю шийся. тем, что, с целью пбвышения надежности работы путем автоматического изменения угла сматьваемой ленты, механизм ориентирования

4 ленты выполнен в виде пальца с буртиками, шарнирно установленного в Собразном кронштейне, закрепленном на зубчатом диске, и подпружиненного к нему с двух сторон.

3. Обмотчик поп. 2, о тл ич а— ю шийся тем, что буртики образованы пересечением двух прямоугольных винтовых канавок противоположных направлений.

1480039

1480039

Составитель Е. Скороходов

Редактор О. Спесивых Техред Л.Cep÷þêîâà

Корректор Т. Мал ец

Заказ 2553/52 Тираж б47 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета ло изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д . 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, !01

Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин Обмотчик для наложения изоляционной ленты на катушки электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для изготовления катушек электротехнических изделий

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при наложении корпусной изоляции на полюсные и витковой изоляции на компенсационные катушки электрических машин

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической и автомобильной промышленности

Изобретение относится к области., электротехники, а именно к оборудованию для изготовления статоров электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промьппленности

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при намотке статоров электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и м

Изобретение относится к электротехнической промьшленности и может быть использовано при изготовлении электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин с полым якорем

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может использоваться в электромашиностроении

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх